Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 00:08, курсовая работа
Общественный сектор представляет собой совокупность всех ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Ресурсы, которыми распоряжается государство, - это не только организации, находящиеся в его собственности, но еще доходы и расходы бюджета. Соответственно общественный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов.
В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицо общественного сектора. В данной связи экономика общественного сектора уделяет преимущественное внимание бюджетным проблемам.1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………………………….6
1.1. Понятие, структура и механизм организации общественного сектора ......6
1.2. Функции общественного сектора.........................…………………………10
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ............16
2.1.Состав и финансы общественного сектора России..........................16
2.2. Масштабы и динамика общественного сектора России ……....……...24
2.3. Проблемы и перспективы развития общественного сектора в России...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37
год |
|||||
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
ВВП, в % к предыдущему году |
92,2 |
104,5 |
104,3 |
103,4 |
101,3 |
Основные расходы государства связанны с государственным управлением, обеспечением национальной безопасности страны (национальная оборона и правоохранительная деятельность), предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Так же расходы идут на финансирование такеих приоритетных социальных отраслей, как образование, здравоохранение и физическая культура. Расходы на государственное управление за период с 2009 г. по 2013 г., составили в среднем около 3,7 % на обеспечение национальной безопасности страны - 26,59 %, на финансирование приоритетных социальных отраслей - 11,79 %.18
Оценка общественного сектора экономики предполагает анализ демографической ситуации и трудовых ресурсов в стране. По данным Всероссийской переписи населения на 2012 год численность постоянного населения Российской Федерации составляет 143,3 млн. человек. 19
Численность населения России за период с 2009 г. по 2012 г. увеличилась на 1,4 млн. человек.20 Численность же трудоспособного населения постепенно сокращается.
Подытожив, можно сказать, что на сегодняшний день формирование в России жизнеспособного государственного сектора экономики является актуальной проблемой. Эффективность общественного сектора обеспечивается его рамками и способностью государства развивать частный сектор, что служит одним из основных источников формирования общественного сектора в экономике страны. Структура общественного сектора в регионах может быть представлена структурой активной части консолидированного бюджета субъекта Федерации. Общая сумма бюджетных ресурсов региона является показателем емкости общественного сектора, а с ростом значения этого показателя позволяет усиливать социальную составляющую экономической политики субъекта Федерации.
2.3.Проблемы и перспективы развития общественного сектора в России
Рассмотрим основные проблемы развития общественного сектора экономики России.
В
качестве первой проблемы
Резкий рост цен на нефть в последние годы определил рост доходов российского бюджета. Это позволило повысить расходы в абсолютном измерении. Проблема же заключается не в росте доходов бюджета, а оценке возможных последствий снижения цен на нефть.
Следующим негативным последствием так же может выступать невозможность резкого снижения расходов государства в случае неожиданного сокращения доходов государственного бюджета. В качестве основного фактора может выступать наличие определенного времени, определяющего скорость реагирования соответствующих политических институтов на необходимость реформирования бюджетной политики с учетом существующих социальных обязательств государства.
Второй проблемой является проблема обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов, выделяемых на обеспечение национальной безопасности государства. Ведь, несмотря на их высокий удельный вес, существует еще огромное количество нерешенных задач в этой области. К ним можно отнести и устаревший парк техники, и отсутствие опытного персонала, и проблемы координации между различными властными институтами.
Третья проблема заключается в необходимости повышения эффективности расходов, обеспечивающих развитие приоритетных социальных отраслей. В качестве главных задач здесь выступают повышение ответственности соответствующих социальных служб за предоставляемые услуги населению, создание прозрачных механизмов финансирования их деятельности, обеспечение адресной социальной помощи с учетом результатов оценки реальной нуждаемости в социальной помощи со стороны государства.
Другой важной проблемой развития бюджетной составляющей общественного сектора выступает проблема эффективного управления государственным долгом. Следует отметить, что именно от эффективности решения данной задачи зависит способность государства обеспечить в необходимом объеме финансирование приоритетных социальных отраслей. На конец 2012 года внешний государственный долг России равнялся 585 млрд.долларов. Внутренний долг составил 4977898 млн.21
Таким образом, развитие общественного сектора экономики России, определяющее социально-экономическое положение страны в целом, зависит от решения в среднесрочной перспективе таких задач, как снижение зависимости поступления финансовых ресурсов в государственный бюджет от возможных колебаний на мировых рынках, эффективное использования ресурсов, выделяемых на обеспечение национальной безопасности государства, повышение результативности расходов, обеспечивающих развитие социальных отраслей, формирование и управление государственным долгом.
В качестве же положительных тенденций развития общественного сектора экономики России выступает усиление его роли в экономике, повышение эффективности использования федерального имущества. При этом наблюдаются и негативные тенденции, обусловленные отсутствием четких механизмов повышения качества использования имеющихся ресурсов, как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной.22
Деятельность государственных нефинансовых предприятий так же критикуется за их недостаточную эффективность, выражающуюся в повышенных затратах и низкой рентабельности и даже убыточности. При отсутствии конкуренции, как в случаях с естественными монополиями, стимулы к эффективности отсутствуют. На практике органы государственного управления стремятся сделать такие предприятия самофинансируемыми, однако во многих случаях приходится прибегать к субсидиям.
Повышение эффективности, в этом случае является актуальной задачей. Однако нельзя упускать из виду, что в ряде случаев, как, например, в случаях с естественными монополиями и многими оборонными предприятиями, государству затруднительно отказаться от этих предприятий.
Кроме того, целевой функцией государственных предприятий во многих случаях является более полное использование ресурсов экономики, обеспечение занятости, поддержание и стимулирование экономического роста. Такие цели достигаются в условиях, неприемлемых для частного капитала в силу их финансовой невыгодности. В то же время функционирование таких предприятий оказывается необходимым с позиций экономики в целом. Следует также учитывать, что в современной российской экономике ряд государственных предприятий, в частности занимающихся добычей нефти и газа, являются высокорентабельными и вносят значительный вклад в доходы бюджета.
Во второй главе мы подробно изучили общественный сектор в современном мире на примере России. Рассмотрели масштабы и динамику общественного сектора, так же выявили проблемы и дали рекомендации.
Были выявлены основные проблемам общественного сектора. К ним относятся: отсутствие условий снижения зависимости поступления финансовых ресурсов в государственный бюджет от колебаний на мировом рынке, невозможность резкого снижения расходов государства в случае неожиданного сокращения доходов государственного бюджета, необходимость повышения эффективности расходов, обеспечивающих развитие приоритетных социальных отраслей и проблема эффективного управления государственным долгом.
Мы выяснили, что общественный сектор экономики включает предприятия, принадлежащие или контролируемые государством. Эти предприятия располагают собственными финансовыми ресурсами и несут финансовую ответственность за свою деятельность. Финансы предприятий представляют собой совокупность операций по получению, распределению и использованию денежных средств и других финансовых инструментов в процессе производства и реализации товаров и услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.
В курсовой работе мы изучили общественный сектор в современном мире.
В первой главе нам были рассмотрены теоретические аспекты общественного сектора. Мы дали определение общественного сектора, рассмотрели структуру и механизм его организации. Так же выделили основные функции общественного сектора.
Таким образом, мы выяснили, что общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав могут входить не только бюджетные учреждения, но и государственные внебюджетные фонды, государственные предприятия, а так же другие объекты госсобственности.
Мы выяснили, что общественный сектор имеет достаточно сложную структуру. Общественный сектор это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства, которые предоставляются государством.
Масштабы общественного сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств).
Во второй главе мы подробно изучили общественный сектор в современном мире на примере России. Рассмотрели масштабы и динамику общественного сектора, так же выявили проблемы и дали рекомендации.
Были выявлены основные проблемам общественного сектора. К ним относятся: отсутствие условий снижения зависимости поступления финансовых ресурсов в государственный бюджет от колебаний на мировом рынке, невозможность резкого снижения расходов государства в случае неожиданного сокращения доходов государственного бюджета, необходимость повышения эффективности расходов, обеспечивающих развитие приоритетных социальных отраслей и проблема эффективного управления государственным долгом.
Мы выяснили, что общественный сектор экономики включает предприятия, принадлежащие или контролируемые государством. Эти предприятия располагают собственными финансовыми ресурсами и несут финансовую ответственность за свою деятельность. Финансы предприятий представляют собой совокупность операций по получению, распределению и использованию денежных средств и других финансовых инструментов в процессе производства и реализации товаров и услуг.
Так же можно отметить, что общественный сектор,– это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.
Основной функцией общественного сектора является предоставление общественных благ на нерыночной основе и социальных трансфертов. Это предопределяет его отличия по своим целям, результатам и источникам финансирования от других секторов. Финансы каждого сектора экономики являются подсистемами общей финансовой системы страны.
Не стоит забывать о том, что экономическая деятельность сектора общественного управления страны зависит не только от его платежеспособности, но и от чистой стоимости государственных активов – величины имущества, владельцем которого он является.
Список использованной литературы
1.Ахинов
Г.А. Экономика общественного
2.Восколович Н.А., Жильцов Е.Н., Еникеева С.Д. Экономика, организация и управление общественным сектором.[Текст]:учебное пособие/ Н.А.Восколович, Е.Н. Жильцов, С.Д.Еникеева-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.―463с.
3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Экономика общественного сектора [Текст]//В.М.Гальперин, С.М.Игнатьев, В.И.Моргунов - М.: Экономическая школа, 2009.―503с.
4.Гараев
М.М.Общественный сектор России и перспективы
его развития [Текст]//М.М.Гараев-М.:
5.Голунов А. В. Общественный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования. // Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" - 2010. - №1. - с. 13 - 35
6.Долан Э.Ю. Микроэкономика[Текст]//Э.Ю.
7.Егоров Е.В. Экономика общественного сектора России: Курс лекций[Текст]//Е.В.Егоров- М.: ТЕИС, 2008.― 123с.
8.Еремина Т.С., Матятина В.Н. Проблемы развития секторов российской экономики[Текст]//Т.С.Еремина, В.Н.Матянина- М.:ИНФО, 2010―216с.
9.Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита[Текст]//Е.Ф.Жуков-М.:
10.Ивашковский С.Н. Макроэкономика[Текст]//С.Н.
11.Исаев В. А., Пономаренко Е. В. Экономика и финансы общественного сектора [Текст]: учебное пособие/В.А.Исаев, Е.В.Понамаренко – М: ИНФРА-М, 2010.―763с.