Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 00:08, курсовая работа
Общественный сектор представляет собой совокупность всех ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Ресурсы, которыми распоряжается государство, - это не только организации, находящиеся в его собственности, но еще доходы и расходы бюджета. Соответственно общественный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов.
В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицо общественного сектора. В данной связи экономика общественного сектора уделяет преимущественное внимание бюджетным проблемам.1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………………………….6
1.1. Понятие, структура и механизм организации общественного сектора ......6
1.2. Функции общественного сектора.........................…………………………10
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ............16
2.1.Состав и финансы общественного сектора России..........................16
2.2. Масштабы и динамика общественного сектора России ……....……...24
2.3. Проблемы и перспективы развития общественного сектора в России...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37
Содержание общественных непосредственно связано с функциями федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Расходы же выступают как затраты общественного сектора управления, связанные с осуществлением им своих функций. К ним относятся расходы сектора государственного управления и контролируемых и финансируемых органами власти некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Денежные фонды, которыми оперируют органы государственного управления, формируются как за счет собственных средств, так и за счет кредитных ресурсов. Собственные средства сектора государственного управления страны формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых в бюджеты и внебюджетные фонды предприятиями и населением, а также за счет доходов от собственности и продажи рыночных услуг.
Таким образом, финансы сектора государственного управления России – это единый комплекс финансовых операций, с помощью которого органы государственного управления аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.
Государственные финансы обслуживают государство как систему органов власти, управляющих жизнью общества. Они являются не только инструментом формирования и расходования денежных ресурсов, обеспечивающим предоставление общественных благ, но также инструментом, обеспечивающим формирование всех активов и пассивов органов государственного управления, включая нефинансовые активы и пассивы. Потоки средств, поступающих органам государственного управления и исходящих из него, должны вести к увеличению стоимости государственного имущества.
Страна, осуществляя свои функции для обеспечения коллективного или индивидуального потребления общественных благ домашними хозяйствами и взаимодействуя с хозяйствующими субъектами, отражает взаимоотношения общественных финансов между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами – с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств. Налогоплательщики заинтересованы в эффективном использования финансовых ресурсов, но понимают их по-разному. Это является сложной проблемой, связанной с различиями интересов отдельных социальных групп населения, противоречиями между группами предпринимателей и с различиями в понимании эффективности.
К главными направлениями расходов, вытекающих из функций сектора государственного управления, в государственных бюджетах и других государственных финансовых планах Российской Федерации относятся расходы на выполнение следующих задач:
- предоставление гражданам
- предоставление гражданам общественных благ индивидуального потребления, включая деятельность некоммерческих учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, которые полностью или в большей части финансируются и контролируются органами государственного управления или заняты в основном обслуживанием государственных органов;
- социальное страхование, включая пенсионное обеспечение;
- содействие экономическому
Посредством финансов реализуются функции государства не только в сфере экономического и социального развития. В политическом отношении государственные финансы являются фактором воспроизводства и развития существующих институтов и структур государственного управления, сложившихся традиций государственного устройства. Поэтому рассмотрение бюджета и других государственных финансовых фондов всегда является предметом острой политической борьбы в парламентах и иных представительных учреждениях. Политические партии, приходя к власти, реализуют свои цели посредством формирования и утверждения финансовых планов в соответствии со своими стратегическими целями в области экономической и социальной политики, берут под контроль аппарат финансовых органов и практически реализуют бюджетную политику.
Финансы предприятий представляют собой совокупность операций по получению, распределению и использованию денежных средств и других финансовых инструментов в процессе производства и реализации товаров и услуг. Финансовые операции проводятся в целях организации денежных потоков, обеспечивающих потребности предприятий в формировании и расходовании денежных средств, а образующиеся и расходуемые предприятием фонды денежных средств составляют его денежные ресурсы.
Принадлежащие государству предприятия взаимодействуют с другими субъектами хозяйствования: сферы реального производства, предприятиями финансового сектора, органами государственной власти и домашними хозяйствами. Результатом этого взаимодействия является взаимное обеспечение финансовыми ресурсами, предоставляющее каждому сектору экономики возможность реализации своих функций.
Финансовые операции и остатки средств на счетах принадлежащих государству предприятий и финансовых организаций не включаются в финансы сектора государственного управления, т.к. характер их деятельности по своей природе отличается от характера деятельности этого сектора и не связан с выполнением функций органов государственного управления. В государственных финансах учитываются только итоговые операции между сектором государственного управления и принадлежащими государству предприятиями и финансово-кредитными организациями, связанные в основном с уплатой налогов и получением субсидий и кредитов, которые отражают чистый поток средств, поступающих в этот сектор или выходящих из него в результате проведения таких операций.
Так же существует потребность в определении общего объема имущества, которое находится в собственности государства, и общей величины финансовых потоков, связанных как с деятельностью органов государственного управления, так и с деятельностью принадлежащих и контролируемых ими корпораций, осуществляющих производственную и финансовую деятельность на коммерческой основе. Потребности в финансировании общественного сектора, включая как сектор государственного управления, так и принадлежащие и контролируемые им предприятия, и возможности их удовлетворения являются показателями общего объема их финансовой деятельности и того влияния, которое оказывается государством на экономику. Реализация такого подхода связана не только с принятием принципиальных решений, но и со сложными проблемами учета финансовых операций, особенно это относится к отношениям контролируемых предприятий11.
Таким образом, общественный сектор экономики включает предприятия, принадлежащие или контролируемые государством. Эти предприятия располагают собственными финансовыми ресурсами и несут финансовую ответственность за свою деятельность. С помощью денежных ресурсов предприятиями приобретаются все необходимые для функционирования факторы производства12.
2.2. Масштабы и динамика общественного сектора в России
Институциональные единицы сектора общественного управления России, как и институциональные единицы других секторов экономики, располагают активами, обеспечивающими их деятельность. Экономическая деятельность сектора общественного управления страны зависит не только от его платежеспособности, но и от чистой стоимости государственных активов – величины имущества, владельцем которого он является.
Возможности и экономическая устойчивость определяются интегрированной величиной всех потоков ресурсов, с которыми имеют дело органы государственного управления страны, и чистой стоимости государственного имущества. Стоимость государственного имущества определяется величиной нефинансовых и финансовых активов.
К основными нефинансовыми активами сектора государственного управления России относятся: основные фонды; запасы материальных оборотных средств(стратегические запасы, товары, хранимые для перепродажи, и др.); ценности (драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия, произведения искусства) и непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и др.).
Важнейшими финансовыми активами являются валюта и депозиты, кредиты и займы, ценные бумаги, монетарное золото, производные финансовые инструменты и др.
Общая величина принадлежащего сектору имущества, накопленного в результате деятельности, характеризуется балансом активов и пассивов, отражающим стоимость активов, находящихся в собственности органов государственного управления и финансовых требований к ним со стороны институциональных единиц других секторов экономики страны и зарубежных контрагентов. Рост влияния на социально-экономическое развитие страны обуславливает увеличение масштабов ресурсов, которыми владеет и распоряжается наше государство.
В секторе государственного управления, также как и в других секторах экономики России, создается валовая добавленная стоимость, так же образуются валовые и располагаемые доходы, осуществляются конечное потребление и накопление капитала.
Обладая активами и осуществляя экономическую деятельность, сектор производит все виды экономических операций. К ним относятся: производство и использование товаров и услуг, распределение и перераспределение доходов, операции с финансовыми инструментами – принятие и приобретение финансовых обязательств, прирост депозитов в банках и др.
Сложным аспектом анализа являются факторы роста экономики сектора общественного управления. Сектор государственного управления предоставляет услуги в основном, бесплатно. Мотивы его развития связаны с его внутренними потребностями и необходимостью выполнения его функций по отношению к другим секторам экономики, прежде всего к сектору домашних хозяйств. При этом конечное потребление и накопление этого сектора превышают величину собственного производства, а общий размер предоставляемых им другим секторам товаров и услуг определяется в основном величиной закупок в корпоративном секторе за счет средств налоговых и неналоговых доходов бюджета13.
В России удельный вес промышленных предприятий государственной формы собственности в объеме производства составляет около 10%. Государственные предприятия имеют наибольшую долю в объеме промышленной продукции таких отраслей, как машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов и электроэнергетика. Удельный вес предприятий государственной и муниципальной формы собственности в основных показателях по отраслям промышленности за 2009 год представлен в Таблице № 1.14
Таблица №1.
Виды экономической деятельности |
Число организаций, тыс. |
Процентное соотношение |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
222,1 |
4,3 |
Рыболовство и рыбоводство |
8,7 |
0,6 |
Добыча полезных ископаемых |
17,2 |
1,7 |
Производство пищевых продуктов |
56,8 |
1,6 |
Текстильное и швейное производство |
27,6 |
3,6 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
35,9 |
1,1 |
Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность |
56,4 |
7,1 |
Химическое и нефтехимическое производство |
15,9 |
1,3 |
Металлургическое производство |
4,9 |
|
Производство машин и оборудования |
50,5 |
1,8 |
Производство электрооборудования |
32,2 |
2,2 |
Производство транспортных средств и оборудования |
9,6 |
3,1 |
Строительство |
426,1 |
1,1 |
Оптовая и розничная торговля |
1797,6 |
0,6 |
Гостиницы и рестораны |
85,9 |
3,6 |
Транспорт |
210,6 |
3,7 |
Связь |
27,4 |
10,2 |
Финансовая деятельность |
101,2 |
3,3 |
Операции с недвижимостью |
775,4 |
2,1 |
Гос.управление и обеспечение безопасности |
100,3 |
96,2 |
Производство и распределение электроэнергетики, газа и воды |
26,2 |
25,8 |
Топливная промышленность |
1,7 |
23,4 |
На сегодняшний день в России доля численности работников, занятых в государственном секторе, включая сектор государственного управления и предприятия, собственником которых является государство, составляет чуть больше трети. Основной капитал общественного сектора составляет более одной пятой всего основного капитала страны. Это говорит о том, что объем деятельности принадлежащих государству предприятий превышает объем деятельности сектора государственного управления.
Так же следует иметь в виду, что под предприятиями и организациями, находящимися в государственной собственности, понимаются предприятия и организации, находящиеся полностью в собственности государства. Подключение к ним предприятий и организаций, контролируемых государством, приведет к значительному расширению государственного сектора экономики. По оценке, его доля в общем объеме ВВП страны составит более половины15.
Развитие общественного сектора экономики всегда определяется объемом и структурой доходов и расходов государства. Их исследование позволяет определить возможности обеспечения устойчивого развития экономики страны в целом и возможные потенциальные и реальные условия, препятствующие достижению данной цели.
Результаты проведенного анализа доходов государственного бюджета Российской Федерации показывают, что основным источником доходов выступают налоговые поступления в бюджет. Их удельный вес за 2012 год составил 97,3%.16
Оценка степени размера общественного сектора экономики преимущественно осуществляется путем оценки удельного веса расходов государственного бюджета в объеме внутреннего валового продукта. Но нужно иметь в виду, что данный подход характеризуется как своими плюсами, так и минусами. В качестве положительной стороны данного подхода выступает простота сбора информации и расчета конечного показателя, а также возможность сопоставления полученных значений применительно к различным странам. Недостатком данного подхода является получение лишь косвенной характеристики, позволяющей оценить роль государства в экономике, обусловленной его способностью аккумулировать и распределять финансовые ресурсы.
Результаты сопоставления объема доходов федерального бюджета Российской Федерации и объема ВВП, в свою очередь показывают, что, несмотря на существующие колебания, доля доходов федерального бюджета в ВВП является относительно высокой и за 2012 год составляет около 15 %.
Соотношение ВВП и доходов федерального бюджета Российской Федерации за период с 2009 г. по 2013 г. приведены в Таблице №2.17
Таблица №2.