Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 00:08, курсовая работа
Общественный сектор представляет собой совокупность всех ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Ресурсы, которыми распоряжается государство, - это не только организации, находящиеся в его собственности, но еще доходы и расходы бюджета. Соответственно общественный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов.
В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицо общественного сектора. В данной связи экономика общественного сектора уделяет преимущественное внимание бюджетным проблемам.1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………………………….6
1.1. Понятие, структура и механизм организации общественного сектора ......6
1.2. Функции общественного сектора.........................…………………………10
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ............16
2.1.Состав и финансы общественного сектора России..........................16
2.2. Масштабы и динамика общественного сектора России ……....……...24
2.3. Проблемы и перспективы развития общественного сектора в России...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37
Некоммерческие организации проводят государственную политику и финансируются государственными институциональными единицами.
Институциональные единицы сектора государственного управления являются субъектами рыночного хозяйства. Они, прежде всего на федеральном уровне, определяют стратегию и политику в сфере социально-экономического развития общества.
Роль институциональных единиц в экономике является двойственной. С одной стороны, они являются инструментом организации политической и экономической деятельности в стране, что позволяет членам общества координировать свои действия для достижения общих целей. С другой стороны, выполнение общественным сектором управления своих функций по координации деятельности граждан базируется на праве собственности его институциональных единиц на необходимое для этого имущество и мобилизации и расходовании денежных средств. В силу этих особенностей сектор государственного управления становится в рыночном хозяйстве одним из секторов экономики, осуществляющим экономические и финансовые операции с другими секторами во всех областях экономической жизни. Субъекты сектора государственного управления осуществляют экономические и финансовые операции, как между собой, так и с институциональными единицами других секторов экономики. Они определяют и регулируют экономическое развитие и одновременно функционируют как субъекты рыночной экономики в рамках ее норм и правил.
Участие сектора государственного управления в экономической жизни также необходимо для формирования и постоянной корректировки институциональных основ рыночной экономики.
В сферу деятельности общественного сектора управления входят также экономические операции с зарубежными партнерами и регулирование внешнеэкономических связей всей национальной экономики, направленное на выработку и проведение общенациональной политики. Это позволяет использовать выгоды глобализации и минимизировать ее негативные стороны.
Экономическая деятельность сектора общественного управления в конечном итоге направленна на повышение благосостояния граждан. При этом должно соблюдаться рациональное соотношение между конечным потреблением, сбережением и накоплением капитала, позволяющее обеспечение устойчивого долговременного экономического роста. В связи с этим серьезной проблемой теории государства всеобщего благосостояния, является противоречие между необходимостью повышения эффективности производства и справедливостью распределения доходов6.
Выполнение органами государственного управления своих функций предполагает наделение их особыми правами, которых лишены частные институты. Ряд функций государственного управления осуществляется на основе принуждения. Государство имеет право принимать обязательные для исполнения законы, наказывать за их несоблюдение, устанавливать налоги, призывать на военную службу. В этом одно из важных отличий деятельности сектора общественного управления от частного сектора и от деятельности предприятий, принадлежащих государству или им контролируемых, где все построено на договорных началах.
Поскольку государство не только осуществляет функции государственного управления, но также является владельцем или контролирует деятельность значительного количества предприятий, производящих товары и услуги на коммерческих началах, существует потребность в рассмотрении общего объема экономической деятельности государства с учетом права собственности на институциональные единицы.
В связи с этим, наряду с понятием сектора общественного управления, может использоваться понятие государственного сектора, который объединяет сектор общественного управления и принадлежащие государству нефинансовые и финансовые корпорации, действующие на коммерческих принципах.
Основной функцией нефинансовых корпораций является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Основной же функцией финансовых корпораций является финансово-кредитная деятельность также с целью получения прибыли. Соответственно основными направлениями деятельности общественного сектора экономики являются:
- обеспечение политической и регулирующей деятельности;
- предоставление общественных благ;
- перераспределение доходов и богатства;
- оказание социальной помощи населению;
- производство и реализация товаров, услуг;
-финансово-кредитная деятельность на коммерческой основе, осуществляемая предприятиями, принадлежащими или контролируемыми государством.
При таком подходе государство в сфере экономической деятельности выступает не только в качестве экономического сектора государственного управления, но и в качестве управляющего или регулирующего органа по отношению к принадлежащим или контролируемым им предприятиям. В таком случае государство действует от имени и по поручению своих граждан, и в их интересах использует всю принадлежащую ему или контролируемую им собственность.
Сферой деятельности государственных предприятий, производящих товары и услуги на коммерческой основе, являются производства, к которым не проявляют интереса частные фирмы и сферы, где требуются крупные первоначальные капиталовложения, которые не под силу частным предпринимателям. Так же к таким относятся производства, связанные с высокими рисками и сферы деятельности, где участие частного капитала нежелательно для государства.
Целевой функцией государственных предприятий во многих случаях является более полное использование ресурсов экономики, обеспечение занятости, поддержание и стимулирование экономического роста. Эти цели достигаются в условиях, которые неприемлемы для частного капитала из-за их финансовой невыгодности. Но в то же время функционирование таких предприятий оказывается необходимым с позиций экономики в целом.
Традиционной сферой деятельности нефинансовых государственных предприятий являются отрасли естественных монополий. К таким производствам относятся: железнодорожный транспорт, компании электроэнергетики, предприятия по добыче и транспортировке нефти и газа по трубопроводам, почта, телефонные компании, предприятия водо - и теплоснабжения, канализация, автомобильные дороги и т. п.7
Рассмотрев функции общественного сектора можно сделать вывод, что в конечном итоге они направлены на повышение благосостояния граждан и стимулирование экономического роста.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты общественного сектора. Мы дали определение общественного сектора, рассмотрели структуру и механизм его организации. Так же выделили основные функции общественного сектора.
Мы выяснили, что общественный сектор имеет достаточно сложную структуру. Общественный сектор это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства, которые предоставляются государством.
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СОВРЕМЕННОМ
МИРЕ
2.1. Состав и финансы общественного
сектора России
В России в общественный сектор попадает значительная часть корпораций, относящихся к секторам нефинансовых и финансовых корпораций. Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:
- транспортная инфраструктура: РЖД, «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Госкорпорация по организации воздушного движения»;
- коммуникационная инфраструктура: «Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ, собственные системы связи Минобороны РФ;
- энергетическая инфраструктура: «РАО ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ;
- добыча и экспорт сырья: «Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром», нефтяная компания «Газпромнефть» (бывшая «Сибнефть»);
- оборонно-промышленный комплекс: «Росавиакосмос», судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений;
- финансовый комплекс: Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Российский банк развития, НПФ «Газпром», «СОГАЗ» и т.д.
- информационный комплекс: ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг «Газпроммедиа», контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, «Известия», «Эхо Москвы» и др.), РАО «ЕЭС» (REN TV и др.), «Российская газета» и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств.8
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России.
Сбербанк контролирует около 54% рынка банковских вкладов физических лиц. Группировка госбанков активно растет. Доля около двух десятков кредитных организаций в совокупных активах сектора приближается к 40%.
Государственной организацией является и Центральный банк Российской Федерации. Он регулирует денежную эмиссию, осуществляет контроль над объемом кредита, управляет международными резервами страны, осуществляет общий контроль над денежно-кредитной системой.
Органы государственной власти могу оказывать влияние на экономическую политику и практическую деятельность государственных организаций. Принадлежность к государственному сектору России позволяет органам власти использовать эти предприятия для решения социально-экономических задач, определять цели их деятельности. При формировании производственной программы общественный интерес ставится выше интересов предприятия. Органы власти так же могут влиять на цены реализуемой продукции, заключать контракты на поставку продукции для государственных нужд и использовать другие методы воздействия.
Взамен государство может оказывать финансовую помощь, предоставлять субсидии, кредиты на льготных условиях и т. д. В случае принятия органами государственной власти решений, негативно сказывающихся на финансовом положении предприятий, убытки или упущенная выгода могут компенсироваться за счет бюджетных средств. Степень их хозяйственной самостоятельности обратно пропорциональна степени подконтрольности государству. Право собственности и основанного на собственности контроля позволяет органам государственного управления использовать их в целях проведения государственной экономической политики и регулирования экономики.
Однако они не выполняют функций по государственному управлению России, в их функции не входит предоставление населению бесплатных общественных благ или социальных выплат. По характеру своей экономической деятельности они относятся к секторам нефинансовых или финансовых корпораций.
Центральным звеном экономики общественного сектора России является экономика сектора государственного управления.
Органы государственной власти России считаются собственниками предприятия, если они владеют всеми или более половиной его акций или других видов участия в капитале. К предприятиям, находящимся в государственной собственности, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Так же к государственной или муниципальной собственности относятся акционерные общества, в которых государству принадлежит более половины акционерного капитала.
Критерии, позволяющие определить, кто именно контролирует предприятие, являются более сложными. Контроль включает выработку политики, управление и руководство. Даже если органам государственного управления не принадлежит большая часть капитала предприятия, но при этом они в значительной степени контролируют его деятельность, такое предприятие является государственным. Единого критерия, определяющего порядок отнесения к государственному сектору предприятий, контролируемых государством, не существует. В настоящее время ведется работа по уточнению признаков, на основании которых предприятия могут быть отнесены к государственному сектору России9.
Рассмотрим подробнее финансы общественного сектора России.
Финансы страны представляют собой совокупность финансов секторов экономики с учетом их финансовых отношений с другими странами.
За годы перестройки структура государственных расходов в России изменилась, приблизившись к структуре бюджетных расходов стран с рыночной экономикой. В ней также значительное место заняли социальные расходы.
Финансы каждого сектора экономики являются подсистемами общей финансовой системы страны. Основными критериями выделения подсистем являются особая роль каждого сектора экономики в общей экономической системе страны и наличие собственной финансовой базы, образующейся в процессе образования первичных доходов и их перераспределения.
Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики страны.
Финансовая система России включает финансы государственного сектора управления, нефинансовых корпораций, финансовых учреждений, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, и домашних хозяйств. Финансы общественного сектора включают финансы сектора государственного управления и финансы тех нефинансовых и финансовых корпораций, собственником которых является государство. Ведущую роль здесь играют финансы сектора государственного управления.
На практике финансы сектора государственного управления объединяют государственные и муниципальные финансы.
В наиболее общем виде функцией органов государственного управления, является проведение государственной политики и выполнение государственных задач посредством предоставления общественных благ для их потребления гражданами и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов и богатства. В демократическом обществе предполагается, что государство призвано осуществлять функции, порученные ему его гражданами10.