Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 23:34, курсовая работа
Цель курсовой работы: Рассмотреть сущность оценки бизнеса и изучить подходы к оценке.
В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность оценки бизнеса;
Определить принципы оценки бизнеса;
Изучить способы подготовки информации для оценки бизнеса;
Введение…………………………………………...................................................3
ГЛАВА І. Основные понятия оценки бизнеса…………………..........................5
1.1. Сущность оценки бизнеса;……………………………………………5
1.2. Принципы оценки бизнеса;…………………………………………...8
1.3. Подготовка информации для оценки……………………………….13
ГЛАВА ІІ. Основные подходы к оценке бизнеса…...........................................18
2.1. Доходный подход к оценке бизнеса;………………………………..18
2.2. Затратный подход к оценке бизнеса………………………………...21
2.3. Сравнительный подход к оценке бизнеса;……………………….....24
2.4. Биноминальная модель оценки бизнеса…………………………….27
ГЛАВА ІІІ. Современные методы оценки и прогнозирования финансового состояния предприятий………….........................................................................32
3.1. Анализ "тревожных сигналов" и модель Альтмана;……………….33
3.2. Отечественные методы и интегральные балльные оценки финансовой устойчивости;………………………………………………………...36
3.3. Оценка на основе дискриминантных функций и экспресс-оценка
финансового состояния………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...44
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ»
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Курсовая работа по экономической теории
на тему:
«ОЦЕНКА БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ»
Выполнил:
Проверила: ассистент
Воронеж 2007г.
Содержание.
Введение…………………………………………......
ГЛАВА І. Основные понятия оценки бизнеса…………………................
1.1. Сущность
оценки бизнеса;………………………………………
1.2. Принципы
оценки бизнеса;………………………………………
1.3. Подготовка
информации для оценки………………………
ГЛАВА ІІ. Основные подходы к оценке бизнеса…......................
2.1. Доходный
подход к оценке бизнеса;………………
2.2. Затратный
подход к оценке бизнеса…………………
2.3. Сравнительный
подход к оценке бизнеса;………………
2.4. Биноминальная
модель оценки бизнеса………………………
ГЛАВА ІІІ. Современные методы оценки
и прогнозирования финансового состояния
предприятий…………...............
3.1. Анализ "тревожных сигналов" и модель Альтмана;……………….33
3.2. Отечественные
методы и интегральные
3.3. Оценка
на основе дискриминантных
финансового состояния………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
В современных условиях рыночной экономики важное место занимает бизнес в различных его формах. В связи с этим в производственно-экономической практике экономических субъектов появляется множество случаев, когда возникает необходимость оценить рыночную стоимость имущества бизнеса (предприятий). Без нее не обходится ни одна операция по купле-продаже имущества, кредитованию под залог, страхованию, разрешению имущественных споров, налогообложению и т.д. Отсюда возникает потребность в специалистах по оценочной деятельности. Оценочная деятельность является основной частью процесса реформирования экономики и создания правового государства.
Впервые с проблемой оценки в России столкнулись в связи с проведением приватизации.
Толчок к расширению участия оценщиков в хозяйственной деятельности был связан с переоценкой основных фондов 1995-1997 гг.
Продолжающийся в нашей стране процесс инфляции активно обуславливает необходимость проведения периодической переоценки основных фондов организациями всех форм собственности, что помогает приводить их балансовую стоимость в соответствие с действующими ценами и условиями воспроизводства.
Вопросами, связанными с оценкой рыночной стоимости имущества предприятий занимаются учёные экономисты России. Доктор экономических наук А.Г. Грязнова и М.А. Федотова при оценке бизнеса предлагают применять определенные подходы. С.В. Валдайцев, Н.Г. Синявский и А.В. Верхозина разработали наиболее рациональные способы применения этих подходов при оценке. А.Н. Козырев, В.Л. Макаров и М.А. Уткин разработали способы оценки стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Общими вопросами, касающихся перспектив оценки занимались Е.И. Иванова, О.Н. Щербакова, Т. В. Тазихина и М.А. Эскиндаров. И.А. Бланк изучил биноминальную модель оценки бизнеса.
Цель курсовой работы: Рассмотреть сущность оценки бизнеса и изучить подходы к оценке.
В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
При написании курсовой работы информационной базой явились работы современных зарубежных и отечественных ученых экономистов, а также данные периодических изданий.
Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте. У каждого, кто задумывается реализовать свои права собственника, возникает много проблем и вопросов.
Одним из основных является вопрос о стоимости объекта собственности. Необходимость его решения возникает у предприятий, фирм, акционерных обществ, финансовых институтов. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и системы страхования также формируют потребность в новой услуге — оценке стоимости объектов и прав собственности.
Оценочная деятельность представляет собой важнейшую составляющую при создании развитой инфраструктуры, которая необходима для дальнейших экономических преобразований в нашей стране. Сегодня оценка стоимости заняла достойное место в рыночной системе хозяйствования. Уже 10 лет результаты оценки стоимости различных объектов собственности служат основой для принятия большинства решений в частном и государственном секторах. Оценка стоимости стала неотъемлемым инструментом в арсенале современного российского бизнесмена, финансиста, менеджера. Без представлений об оценочной деятельности трудно обойтись в условиях рыночной экономики и простому гражданину, и государственному чиновнику, и политику, и предпринимателю.
В условиях рыночной экономики и продавец, и покупатель, совершая сделки на «свой страх и риск», хотели бы знать заранее о возможном результате, о цене продаж интересующего их объекта. Однако рыночная цена
становится известной только в итоге состоявшейся сделки. И ни одному, даже выдающемуся, уму за всю историю человечества, от времени Аристотеля до наших дней, не удалось найти способ определения точной величины рыночной цены.
Вместе с тем в основе рыночной цены сделки, выступающей результатом согласования цены продавца и цены покупателя, лежит внутренняя величина-стоимость, которая, будучи количественно определенной, в условиях конкретного рынка, представляет собой рыночную стоимость. Именно эту величину чаще всего и пытается определить эксперт - оценщик. В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»1 в ст. 3 дается такая формулировка: «Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости».
Определяя стоимость объекта оценки, оценщики используют информацию, представленную заказчиком, поступившую из внешних источников, содержащую наряду с другими сведения о состоянии рынка в целом и того сегмента, на котором «торгуется» оцениваемый объект. На основе полученной информации рассчитывается величина, отражающая в денежном эквиваленте затраты на создание объекта, генерируемый им доход, риски, сопровождающие образование этого дохода, и др. Найденная величина может совпадать с будущей ценой сделки, а может и отличаться от нее. Более того, выполняя заказ покупателя и заказ продавца на оценку одного и того же объекта, оценщик, скорее всего, получит различные величины, гак как наблюдается несоответствие информационной базы и ожиданий заказчиков. Однако такое расхождение не должно быть существенным. Следовательно, величина, определяемая оценщиком, — это и не рыночная цена, и не стоимость как свойство товара. Она занимает промежуточное положение между ними, органично соединяя специфику оцениваемого объекта и существующие на момент оценки общерыночные параметры, выражая первое через второе. Поэтому любая стоимостная оценка «привязана» к конкретной дате.
Для того чтобы понять сущность и особенности оценочной деятельности, необходимо дать более развернутые ее определения. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Несколько громоздкое на первый взгляд определение сущности оценки стоимости раскрывает, тем не менее, основные черты данного процесса.
Термин «оценка» используется в экономике, и не только в экономике, достаточно часто. Популярными являются словосочетания «оценка деятельности», «аудиторская оценка», «бухгалтерская оценка», «рейтинговая оценка». Чем же отличается от всех прочих рыночная оценка, или оценка стоимости? Принципиальное значение имеет тот факт, что при качественной рыночной оценке не ограничиваются учетом лишь одних затрат, а обязательно принимают во внимание экономический имидж: положение предприятия на рынке; фактор времени; риски; уровень конкуренции. Оценщик подходит к определению стоимости с позиций экономической концепции фирмы.
Данная концепция в противовес бухгалтерской концепции позволяет определить рыночную ценность фирмы. В концепции учитываются такие факторы, как время, риск, неосязаемые активы, внешняя конкурентная среда и внутренние особенности оцениваемого объекта. Согласно такому взгляду на оценку рыночная стоимость любого объекта, приносящего доход или поток денежной наличности, определяется как текущая стоимость ожидаемого будущего потока наличности, дисконтированного по норме процента, отражающей требуемую инвестором норму прибыли для сопоставимых по риску инвестиций.
Знание величины рыночной стоимости дает возможность собственнику объекта усовершенствовать процесс производства, разработать комплекс мероприятий, направленных на увеличение рыночной стоимости бизнеса. Периодически проводимая оценка стоимости позволяет повысить эффективность управления и, следовательно, избежать банкротства и разорения.
Оценка помогает принять правильное инвестиционное решение, сократив традиционные издержки. Если бы каждый участник предполагаемой сделки попытался самостоятельно оценить тот или иной объект, то его расходы оказались бы существенными: пришлось бы сформировать информационную базу, приобрести компьютерные программы и т.п., которые использовались бы один-два раза и не окупились бы. У профессионального же оценщика вследствие многократного использования средств производства, налаженных связей и контактов транзакционные издержки существенно ниже. Кроме того, для проведения оценочных работ необходимы особые профессиональные знания и навыки. Поэтому оценку стоимости проводят эксперты-оценщики, прошедшие специальную подготовку. Заказывая оценку профессиональному оценщику, инвестор заключает с ним договор, в котором устанавливаются права и обязанности сторон.
И, наконец, оценка стоимости в макроэкономическом аспекте является одним из рычагов управления и регулирования экономики со стороны государства, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью.
Для раскрытия сущности такой экономической категории как оценка бизнеса, можно выделить три группы принципов его оценки:
Большое количество принципов не означает, что можно руководствоваться ими всеми сразу. В каждом случае выделяются основные и вспомогательные принципы. Когда имеются в виду принципы, то проявляются лишь основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики. В реальной же жизни ряд факторов может искажать их действие, например, иногда государственное вмешательство и др. По причине несовершенства рыночных отношений принципы оценки отражают лишь тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют такого поведения. Вместе с тем по мере развития в нашей стране рыночных отношений действие объективных принципов оценки бизнеса будет усиливаться.
Первая группа принципов. Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимостью только в том случае, когда может быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и количественно определенна во времени, в пространстве и стоимости. Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в данном месте и в течение данного периода времени. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.
Принцип полезности заключается в том, что чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.
С точки зрения любого пользователя оценочная стоимость предприятия должна быть выше минимальной цены па аналогичное предприятие с такой же полезностью. Ещё следует отметить, если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная цена будет определяться посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества.
Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — принцип ожидания или предвидения. Конечно, прошлое и настоящее бизнеса являются важными, однако его экономическую оценку определяет будущее. Полезность любого бизнеса определяется тем, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие доходы. На оценке предприятия непосредственно отражаются представление о чистой отдаче от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от перепродажи. Здесь очень важны величина, качество и продолжительность ожидаемого будущего потока дохода. Ожидания относительно этого потока могут меняться. Принцип ожидания — это определение текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.
Информация о работе Оценка бизнеса в современной экономике России