Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 23:34, курсовая работа
Цель курсовой работы: Рассмотреть сущность оценки бизнеса и изучить подходы к оценке.
В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность оценки бизнеса;
Определить принципы оценки бизнеса;
Изучить способы подготовки информации для оценки бизнеса;
Введение…………………………………………...................................................3
ГЛАВА І. Основные понятия оценки бизнеса…………………..........................5
1.1. Сущность оценки бизнеса;……………………………………………5
1.2. Принципы оценки бизнеса;…………………………………………...8
1.3. Подготовка информации для оценки……………………………….13
ГЛАВА ІІ. Основные подходы к оценке бизнеса…...........................................18
2.1. Доходный подход к оценке бизнеса;………………………………..18
2.2. Затратный подход к оценке бизнеса………………………………...21
2.3. Сравнительный подход к оценке бизнеса;……………………….....24
2.4. Биноминальная модель оценки бизнеса…………………………….27
ГЛАВА ІІІ. Современные методы оценки и прогнозирования финансового состояния предприятий………….........................................................................32
3.1. Анализ "тревожных сигналов" и модель Альтмана;……………….33
3.2. Отечественные методы и интегральные балльные оценки финансовой устойчивости;………………………………………………………...36
3.3. Оценка на основе дискриминантных функций и экспресс-оценка
финансового состояния………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...44
Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия.
Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов — сложный и дорогостоящий процесс.
В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Оценщик обязан выявить различия и определить пути их нивелирования при определении итоговой величины стоимости.
Первое условие применения сравнительного подхода — наличие активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие - открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика.
При сравнительном подходе используются три основных метода, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки:
Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного (неконтрольного) пакета акций.
Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оценка 100%-ного капитала либо контрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями на базе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. Исходя из анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.
Однако, несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует высокой квалификации и профессионализма оценщика, так как предполагает внесение сложных корректировок для обеспечения максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогами. Кроме того, оценщик должен определить приоритетные критерии сопоставимости, исходя из конкретных условий, целей оценки, качества информации.
Как показала практика, в условиях недостаточно развитого фондового рынка сравнительный и доходный подходы не могут дать надежного результата в связи с отсутствием достоверной информации. В тоже время, оценка функционального и экономического износа в затратном (имущественном) подходе тоже производится на базе рыночной информации, которая у нас практически отсутствует. В связи с этим актуальной задачей является разработка методов оценки бизнеса адаптированных к современным экономическим условиям стран СНГ, когда рынок капитала еще недостаточно активен.
Биноминальная модель, разработанная и применяемая для оценки крупных производственных комплексов, базируется на трех классических подходах к оценке бизнеса, интегрируя их в единую системную технологию. При разработке биноминальной модели были использованы основы квалиметрического анализа. Предлагаемая модель названа биноминальной, так как, во-первых, она представляет собой двучлен и, во-вторых, в основе расчета второго слагаемого лежит общий биноминальный метод расчета реальных опционов.
Поскольку стоимость предприятия является синтезом анализа его прошлой (last) и будущей (future) деятельности, то биноминальная модель оценки базируется на двух неразрывных составляющих этих противоположных сторон стоимости:
Vo=Vl+Vf
Прошлая деятельность воплощена в полной восстановительной (балансовой) стоимости материальных (MA), нематериальных активов (IA) и их физическом износе (Wf), который произошел за это время, а также стоимости оборонных средств (CF) и долговых обязательств (D):
Vl = MA+IA-Wf+CF-D
Стоимость компании зависит не только от имеющихся у нее активов и долговых обязательств, полученных в результате прошлой деятельности, но и от качества работы менеджеров в будущем. Выделить из общей величины стоимости долю, которая будет создана менеджментом, можно с помощью расчета стоимости гудвилла (GV) и опциона (VX):
Vf = GV+VX
Гудвилл, в соответствии с теорией финансового менеджмента, представляет собой "разность между рыночной оценкой пассивов и рыночной оценкой активов (положительный или отрицательный в зависимости от знака разности), экономический смысл которого заключается в стоимостной оценке наработанной фирмой к моменту анализа нематериальной ее ценности (торговая марка, имеющиеся у компании патенты, ею разработанные и в балансе не показываемые, сложившийся коллектив)".
Более точное определение этому понятию дает И.А. Бланк: "Гудвилл - один из видов нематериальных активов, стоимость которого определяется как разница между рыночной (продажной) стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью (суммой чистых активов).
Он считает, что указанное повышение стоимости предприятия связано с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднерыночным уровнем эффективности инвестирования) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующих позиций на товарном рынке, применения новых технологий и т.п.".
Поскольку при проектировании предприятий, построенных в условиях плановой экономики, их проектная мощность рассчитывалась исходя из необходимости соблюдения среднеотраслевого норматива экономической эффективности капитальных вложений, то положительный гудвилл будет у предприятий, реализующих продукцию выше запланированного объема. И наоборот, отрицательный гудвилл, будет иметь место на предприятиях, где из-за некачественного менеджмента, либо по другим негативным причинам, объем реализации продукции ниже проектного уровня. Это допущение вполне применимо и для оценки в условиях развивающихся рыночных отношений.
Величину гудвилла (как отрицательного, так и положительного) можно определить с помощью квалиметрического анализа.
Квалиметрия - это наука, изучающая методы измерения качества. Суть квалиметрического анализа сводится к тому, что оценка качества производится на основании сравнения оцениваемого объекта с аналогами имеющими наивысшие и наихудшие качественные показатели. Коэффициент полезности (качества) рассчитывается по формуле:
(qf - qmin)
K1 = (qmax - qmin)
где:
Kf - коэффициент полезности (качества) оцениваемого объекта;
qmax - наивысший показатель среди аналогов оцениваемого объекта;
qmin - наихудший показатель среди аналогов оцениваемого объекта;
qf - фактический показатель характеризующий оцениваемый объект.
Выражая чистую операционную стоимость через основные факторы, участвующие в ее генерировании, то можно сказать, что износ, т.е потеря полезности будет рассчитываться по следующей формуле:
(Qf – Qpr) . (p - v) . (1 - T)
W = MA . (1 - T) . [Qpr . (p - v) - FC - DEP] + DEP
где:
Qf - фактический объем реализации в натуральном измерении;
Qpr - проектный объем реализации в натуральном измерении;
p - цена единицы продукции;
v - переменные издержки на единицу продукции;
FC - суммарные постоянные издержки;
T - ставка
подоходного корпоративного
DEP - сумма начисленной амортизации.
Вычитая из полученной величины физический износ (Wf) и сумму поставленных на баланс нематериальных активов (IA), находим гудвилл:
GV=W - Wf - IA
Когда производится оценка недвижимости, в расчетном периоде принимается пассивный прогнозный доход, в нем не учитывается возможность менеджера эффективно управлять активами в соответствии с меняющейся конъюнктурой на рынке. Не учитывается и возможности значительно увеличить доходность в постпрогнозный период в связи с наработанным опытом и созданием возможности для будущих инвестиций, т.е. опциона.
Для расчета стоимости гибкости управления в теории и практике корпоративных финансов разработана прикладная компьютерная программа. При расчёте также применяется формула, которая обобщает биноминальную модель ценообразования на опционы:
VX= K . PV
где:
VX - стоимость опциона
K - стоимость опциона в % к цене акций;
PV - текущая цена актива, т.е. прогнозируемый приведенный денежный поток.
Оценка бизнеса в современной экономике России, подвергающейся периодическим, нередко радикальным преобразованиям, является важной составляющей экономики. Как известно, в 2005 году был создан национальный проект "Развитие АПК", основные положения которого направлены на реструктуризацию сельскохозяйственных предприятий. Именно они сейчас являются наиболее "интересным предложением" как для иностранного, так и для внутреннего инвестирования. Здесь важную роль играет реальное финансовое состояние аграрных предприятий, в соответствии с которым инвестор принимает решение об инвестировании или отказа от вложения средств. К тому же, финансовое состояние предприятия является одним из основополагающих критериев оценки реальной стоимости данного предприятия.
Для создания объективного представления о финансовом положении на конкретном предприятии используются различные методы оценки финансового состояния.
Современная экономическая наука имеет в своем арсенале большое количество методов диагностирования и оценки финансового состояния предприятия. Все они не лишены недостатков, однако достоверность результатов повышается при комплексном их использовании. Комплексные методы анализа, бесспорно, более трудоемки, но необходимы самим организациям для принятия управленческих решений.
Для диагностики вероятности банкротства есть несколько подходов:
При многокритериальном подходе в соответствии с рекомендациями «Комитета по обобщению практики аудирования» (Великобритания) выделяются две группы критических показателей.
К первой относятся показатели, характеризующие финансовые затруднения в относительно близком будущем:
Во ворую группу входят индикаторы, негативные уровни которых не дают основания рассматривать финансовое состояние фирмы как критическое, но сигнализируют о возможности резкого его ухудшения в будущем. Среди них:
Преимущество этой системы индикаторов возможного банкротства заключается в комплексном подходе к анализу, а недостаток – в сложности и количестве расчетов, относительной субъективности прогнозного решения.
Информация о работе Оценка бизнеса в современной экономике России