Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 23:34, курсовая работа
Цель курсовой работы: Рассмотреть сущность оценки бизнеса и изучить подходы к оценке.
В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность оценки бизнеса;
Определить принципы оценки бизнеса;
Изучить способы подготовки информации для оценки бизнеса;
Введение…………………………………………...................................................3
ГЛАВА І. Основные понятия оценки бизнеса…………………..........................5
1.1. Сущность оценки бизнеса;……………………………………………5
1.2. Принципы оценки бизнеса;…………………………………………...8
1.3. Подготовка информации для оценки……………………………….13
ГЛАВА ІІ. Основные подходы к оценке бизнеса…...........................................18
2.1. Доходный подход к оценке бизнеса;………………………………..18
2.2. Затратный подход к оценке бизнеса………………………………...21
2.3. Сравнительный подход к оценке бизнеса;……………………….....24
2.4. Биноминальная модель оценки бизнеса…………………………….27
ГЛАВА ІІІ. Современные методы оценки и прогнозирования финансового состояния предприятий………….........................................................................32
3.1. Анализ "тревожных сигналов" и модель Альтмана;……………….33
3.2. Отечественные методы и интегральные балльные оценки финансовой устойчивости;………………………………………………………...36
3.3. Оценка на основе дискриминантных функций и экспресс-оценка
финансового состояния………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...44
Вторая группа принципов. Доходность любой экономической деятельности определяется четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталом и управлением, результатом их взаимодействия. Поэтому стоимость предприятия как системы рассчитывается на основе оценки дохода. В формирование дохода вносит «вклад» каждый из перечисленных факторов, величину такого вклада нужно знать для оценки предприятия. Отсюда следует еще один принцип оценки — принцип вклада, заключающийся в том, что включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.
Каждый фактор должен быть оплачен из доходов, создаваемых данной деятельностью. Поскольку земля физически недвижима, то сначала должна быть произведена компенсация за использование рабочей силы, капитала и управление, а остаточную сумму денег нужно направить на оплату за пользование земельным участком ее собственнику.
Результатом того, что земля позволяет пользователю извлекать максимальные доходы или до предела уменьшать затраты, может быть остаточная продуктивность. Например, предприятие будет оценено выше, если земельный участок будет обеспечивать более высокий доход или если его положение позволяет минимизировать затраты. Остаточная продуктивность земельного участка определяется как чистый доход, отнесенный к земельному участку, после того как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала. Это — принцип остаточной продуктивности.
Факторы производства оцениваются не сами по себе, а с учетом периода их воспроизводства, места в обороте капитала. Изменение того или иного фактора производства может увеличивать или уменьшать стоимость объекта. Отсюда вытекает принцип оценки бизнеса, суть которого можно свести к следующему: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и возрастет, однако уже замедляющимися темпами. Замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы. Этот принцип базируется на теории предельного дохода и называется «принцип предельной производительности».
Итак, при оценке стоимости предприятия необходимо учитывать принцип сбалансированности (пропорциональности), согласно которому максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальный величин факторов производства.
Одним из важных моментов действия данного принципа служит соответствие размеров предприятия потребностям рынка. Если это соответствие нарушается, то бизнес неэффективен (может быть затруднена доставка ресурсов и товаров и др.).
Третья группа принципов. Ведущим фактором, влияющим на ценообразование в рыночной экономике, выступает соотношение спроса и предложения. Если спрос и предложение находятся в равновесии, то цены остаются стабильными и могут совпадать со стоимостью, особенно в условиях рынка совершенной конкуренции.
Когда рынок предлагает незначительное число прибыльных предприятий, т.е. спрос превышает предложение, то цены на них могут превысить их стоимость. Если на рынке имеется избыток предприятий-банкротов, то цены на их имущество окажутся ниже реальной рыночной стоимости.
На длительный срок оценивания спрос и предложение являются относительно эффективными критериями при определении направления изменения цен. В короткие же промежутки времени такие факторы, как спрос и предложение, могут быть неэффективными на рынке имущества предприятий. Рыночные искажения могут представлять собой следствие монопольного положения собственников. Кроме того, на этот рынок могут влиять государственные механизмы контроля. Например, органы власти могут установить контроль над продажей предприятий.
На ценообразование влияет конкуренция. Если отрасль, в которой действует предприятие, приносит избыточную прибыль, то в свободной рыночной экономике в эту отрасль пытаются проникнуть и другие предприниматели.
Стоимость предприятия, его имущества в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Следовательно, при оценке предприятия необходимо учитывать принцип зависимости от внешней среды.
Результатом анализа факторов стоимости и характеристик бизнеса является выбор варианта наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, который юридически и технически осуществим, и обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества. В этом заключается суть принципа наилучшего и наиболее эффективного использования. Принцип необходим, если на его основе осуществляется оценка для реструктуризации компании. Если же цель оценки — расчет стоимости действующего предприятия без учета возможных изменений, то данный принцип не применяется.
Важным аспектом при оценке бизнеса является информация, используемая в его процессе. Она должна отвечать следующим требованиям:
Информация должна достоверно отражать ситуацию па предприятии, точно соответствовать целям оценки и учитывать в комплексе внешние условия функционирования оцениваемого предприятия.
Существуют различные порядки организации информации: хронологический, журналистский, логический.
- Хронологический
порядок предусматривает
- При
журналистском порядке
- При логическом порядке информация распределяется от общего к частному или от частного к общему. Например, прежде чем перейти к анализу оцениваемой компании, проводится обзор макроэкономической ситуации, позволяющий определить инвестиционный климат в стране.
Оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия как товара инвестиционного, т.е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала. Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации, которую можно классифицировать следующим образом:
- внешняя
информация характеризует
- внутренняя
информация отражает
В основе анализа всех информационных блоков лежит следующая последовательность:
МАКРОЭКОНОМИКА
ОТРАСЛЬ
ФИРМА
Нормальное функционирование бизнеса возможно при оптимальном сочетании объема продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов для обеспечения запланированного роста, что в значительной степени определяется внешними факторами функционирования предприятия, т.е. макроэкономические и отраслевые факторы: уровень инфляции, темпы экономического развития страны, условия конкуренции в отрасли.
Важнейшим аспектом при оценке бизнеса является подготовка финансовой документации.
Работа оценщика с финансовой документацией проводится по следующим направлениям:
Инфляционная
корректировка отчетности. Целью инфляционной
корректировки отчетности являются: приведение
ретроспективной информации за прошедшие
периоды к сопоставимому виду; учет инфляционного
изменения цен при составлении прогнозов
денежных потоков и ставок дисконтирования.
Покупательная способность денег снижается
с увеличением общего уровня цен на товары
и услуги. Изменения покупательной способности
денег приводят к тому, что финансовая
отчетность, не скорректированная с учетом
инфляции, не отражает реального состояния
дел на предприятии.
Простейшим способом корректировки служит переоценка всех статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более стабильной валюты, например, американского доллара.
Нормализация бухгалтерской отчетности. Нормализация отчетности проводится с целью определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса. Она необходима для того, чтобы оценочные заключения были объективными, основывались на реальных показателях деятельности предприятия.
Оценщик должен понимать, что отчетность, составленная в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, не должна отражать реальную рыночную стоимость имущества. Возможность использования разных методов учета операций, списания долгов приводит к различным значениям прибыли и денежных потоков.
Рыночная стоимость части активов (например, стоимость нематериальных активов) может не учитываться при составлении баланса.
Нормализация отчетности в процессе оценки проводится всегда, меняется объем применяемых корректировок в зависимости от целей оценки. Расчеты и изменения, проводимые в ходе нормализации, должны быть объяснены в отчете.
Трансформация бухгалтерской отчетности. Трансформация бухгалтерской отчетности – это корректировка счетов для приведения их к единым стандартам бухгалтерского учёта. Трансформация бухгалтерской отчетности не является обязательной в процессе оценки бизнеса, но всё же её необходимость обуславливается рядом причин.
Переход на рыночные отношения сопровождается интеграцией экономики страны в мировые хозяйственные связи. При этом российские предприятия не только выступают как объекты инвестирования со стороны иностранных инвесторов, но и сами пытаются инвестировать временно свободные средства. Однако принятию решения об инвестировании предшествует детальный анализ финансового состояния компании. Такая отчетность должна соответствовать Международным стандартам.
В условиях инфляции информация об имущественном состоянии компании, содержащаяся в балансе, является нереальной, поскольку переоцениваются только основные средства, не рассчитываются потери компании в денежных нетто-инвестициях и др. Поэтому оценить реальное имущественное и финансовое состояние компаний по данным финансовой отчетности практически невозможно.
Необходимость трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с Международными стандартами обусловлена прежде всего требованием сопоставимости информации.
Отчетная информация имеет принципиальное сходство: пользователям предоставляются данные об имущественном состоянии компании (баланс) и отчет о финансовых результатах. Вместе с тем между двумя системами учета существуют различия.
Среди них имеются формальные отличия, например:
по составу отчетности: в западных странах она содержит данные об изменениях собственного капитала (согласно GAAP — принципам бухгалтерского учета в США), примечания к финансовым отчетам;
по основным показателям: в России баланс построен по принципу возрастания ликвидности, в то время как баланс по GAAP — по принципу убывания ликвидности.
В то же время существуют и принципиальные отличия. Основным органом, регламентирующим формирование системы бухгалтерского учета в России, служит Министерство финансов РФ — государственная структура, которая при выработке учетной модели руководствуется интересами государства. Поэтому отчетность направлена, прежде всего, па предоставление информации государственным органам с целью обеспечения ими функций контроля за налоговыми платежами в бюджет.
Вычисление относительных показателей. Ретроспективная финансовая отчетность за последние 3—5 лет анализируется оценщиком с целью определения будущего потенциала бизнеса на основе его текущей и прошлой деятельности. Желательно использовать отчетность, которая прошла аудиторскую проверку. В любом случае (есть заключение аудитора или нет) в отчете данная информация должна быть отражена. При этом выполняются вертикальный и горизонтальный анализы финансовой отчетности. Они являются частью экспресс-анализа финансового состояния фирмы и позволяют увидеть в динамике происходящие изменения в структуре капитала компании, источниках финансирования и доходности.
Вертикальный анализ — представление данных различных статей баланса, отчета о финансовых результатах, других данных в процентах от общей суммы средств компании и сопоставимых данных. Оперирование относительными показателями позволяет избежать инфляционной корректировки ретроспективной финансовой документации. Использование электронных таблиц позволит сократить время на проведение данной работы. Горизонтальный анализ — представление данных в виде индексов по отношению к базисному году или процентное изменение по статьям за анализируемый период и сопоставление полученных данных.
Информация о работе Оценка бизнеса в современной экономике России