Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 22:17, курсовая работа
Цель работы – оценка финансового состояния предприятия ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский» и рекомендации по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретической базы проведения оценки финансового состояния предприятия.
2. Проведение анализа финансового состояния ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский» с расчетом основных показателей его финансово-хозяйственной деятельности.
Введение
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управление его деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать.
Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Оно характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени и в перспективе.
Главная цель финансовой деятельности предприятия – наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Основной целью анализа финансового состояния является обеспечение доходности, прибыльности предприятия.
Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т.к. выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату — рабочим и служащим, дивиденды — акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.
Актуальность темы работы заключается в том, что процессу эффективного управления организацией непосредственно предшествует оценка ее финансового состояния с целью выявления перспективных направлений развития. Финансовое состояние предприятия отражает способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность.
Цель работы – оценка финансового состояния предприятия ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский» и рекомендации по его совершенствованию.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский».
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретической базы проведения оценки финансового состояния предприятия.
2. Проведение анализа
3. Обобщение результатов анализа, разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
Информационной базой анализа финансово-экономического состояния предприятия является отчетность за 2009-2011 гг., включающая все виды текущего учета: бухгалтерский, статистический, оперативно-технический, благодаря чему в ней отражается вся предпринимательская деятельность предприятия, а также учебно-методические пособия, базовая учебная литература, прочие актуальные источники информации.
1. Теоретические аспекты оценки финансового состояния предприятия
Финансовое состояние хозяйствующего субъекта — это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта включает анализ: доходности и рентабельности; финансовой устойчивости; кредитоспособности; использования капитала; валютной самоокупаемости.
Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию - менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.
Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.
Для внешних пользователей - партнеров, инвесторов и кредиторов - информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов). Также анализом финансового состояния занимаются банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д.
В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат образующие единое целое отчетные документы:
- бухгалтерского баланса;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
В анализе финансового состояния предприятия заинтересованы многие потребители информации: руководители предприятия и его учредители, а также инвесторы - для контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов и инвестиций; кредитные учреждения - для определения условий кредитования и степени риска; поставщики - для обеспечения своевременных расчетов за поставленные материальные ценности; налоговые службы - для обеспечения поступления налоговых платежей в бюджет и т.д.[11, 64 с].
Целью анализа, с одной стороны, является выявление финансового положения предприятия, его платежеспособности и ликвидности. Контрагентов и инвесторов интересует, прежде всего, ликвидность активов предприятия и его текущая платежеспособность, а с другой, своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособность.
Главенствующее место при анализе финансового состояния занимает:
1) изучение структуры того или иного показателя;
2) характеристика динамики показателя;
3) оценка и исследование факторов, влияющих на изменения основных показателей, их состав и динамику изменения.
Здесь следует отметить, что успех анализа и прогноза в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации.
Основными направлениями финансового анализа являются:
Основными источниками информации для финансового анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета:
Традиционно и в особенности при проведении внешнего анализа в качестве исходной информации используется стандартный бухгалтерский баланс (форма № 1). Однако это не является обязательным условием и, например, в случае недоверия к внешней отчетности предприятия, для этой цели может быть использован любой другой документ управленческого учета.[12;19 c].
Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:
- определение финансового положения;
- выявление изменений
в финансовом состоянии в
- выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
- прогноз основных
тенденций финансового
Таким образом, анализ и системное изучение финансового состояния предприятия и факторов, на него влияющих - одно из важнейших условий успешного управления предприятием.
Метод финансового анализа – это система наиболее общих, ключевых понятий данной науки, общенаучных и конкретно-научных способов и принципов исследования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
К наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:
- сравнительный (пространственный) анализ;
- вертикальный, горизонтальный анализ;
- трендовый анализ;
- факторный анализ;
- пространственный анализ;
- метод экспертных оценок;
- анализ абсолютных показателей (коэффициентов);
- анализ относительных
Сравнительный анализ, который делится на:
внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;
межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;
Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно ведется перспективный или прогнозный анализ;
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель:
Анализ абсолютных показателей (коэффициентов) – показатели, рассчитываемые на основе отчетности, такие, как чистые активы (реальный собственный капитал), собственные оборотные средства, показатели обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Данные показатели являются критериальными, поскольку с их помощью формируются критерии, позволяющие определить качество финансового состояния.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей. Анализ относительных показателей сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности или бухгалтерского учета. При анализе финансовых коэффициентов их значения сравниваются с базисными величинами, а также изучается их динамика за отчетный период и за ряд смежных отчетных периодов[21;44 c].
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является объектом внимания широкого круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основании доступной им отчетно-учетной информации (Таблица 1.1) указанные лица стремятся оценить финансовое положение организации с помощью методов и приемов финансового анализа.
Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»