Оценка интегрального показателя качества жизни населения региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение понятия «качества жизни», выявление основных социально-экономических показателей, влияющих на качество жизни населения и сравнительный анализ качества жизни населения в регионах Сибирского федерального округа.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Исследовать экономико-социальную сущность и содержание понятия «качество жизни» населения;
2. Совершенствовать методику оценки качества жизни населения и провести анализ показателей, характеризующих качество жизни населения на примере регионов Сибирского федерального округа;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Качество жизни: сущность и методики оценки
1.1 Понятие «качества жизни» и его роль в социально-экономическом развитии региона
1.2 Характеристика методологических подходов к оценке качества жизни населения
Глава 2. Анализ частных показателей качества жизни населения в регионах Сибирского федерального округа
2.1 Анализ социально-экономической ситуации в Сибирском федеральном округе
2.2 Характеристика частных показателей качества жизни населения в республике Бурятия
Глава 3. Оценка качества жизни населения в регионах Сибирского федерального округа
3.1 Оценка интегрального показателя качества жизни населения в регионах Сибирского федерального округа
3.2 Прогноз величины интегрального показателя качества жизни в республике Бурятия на 2012 г.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая анализ данных - копия.docx

— 171.20 Кб (Скачать файл)

 

Расчет комплексного интегрального  показателя подтвердил ранее отмеченное существенное разделение регионов СФО по показателю качества жизни населения, а также позволил выявить регионы с высоким качеством жизни - Новосибирская область и Красноярский край, регионы с низким качеством жизни – республики Тыва и Хакасия, Алтайский край.

Значения комплексного интегрального  показателя показаны в таблице 6.

 

 

Таблица 29

Значения  комплексного интегрального показателя

Р. Алтай

Р. Бурятия

Р.Тыва

Р. Хакасия

Алтайский к.

Забайкальский к.

Красноярский к.

Иркутская о.

Кемеровская о.

Новосибирская о.

Омская о.

Томская о.

0,78

0,98

0,44

1,12

0,96

0,91

1,25

0,85

1,21

1,22

1,28

1,13


 

Результаты  расчетов доказывают факт сильной дифференциации уровня качества жизни населения в регионах Сибирского федерального округа. Так, самые высокие показатели качества жизни населения характерны для Красноярского края, Омской области, Новосибирской области. Самые низкие показатели качества жизни населения зарегистрированы в республике Тыва и республике Алтай.

Республика  Бурятия на фоне остальных регионов СФО находится на средних позициях. Однако стоит заметить, что до качество жизни населения в республике Бурятия по основным частным показателям все еще находится на недостаточно высоком уровне. Заметное снижение уровня образования, высокий уровень бедности, низкие показатели обеспеченности средствами связи являются одними из основных причин среднего значения интегрального показателя качества жизни населения.

Данный  анализ позволяет выявить основные социально-экономические проблемы в регионе, решение которых крайне необходимо для создания оптимальных  условий повышения качества жизни населения.

3.2

В начале 21 века не наблюдается такого резкого  падения качества и уровня жизни  населения как в 90-е годы 20 века, из-за действия факторов, способствующих его повышению, таких как экономический  рост, расширение свободы предпринимательской  деятельности, создания положительного инвестиционного климата, смягчения  налоговых рычагов, однако воздействия  на показатели характеризующие качество жизни населения как в республике Бурятия, так и в Сибирском  федеральном округе носит не только положительный эффект, но и отрицательный. Рассмотрим положительное и отрицательное воздействие на качество жизни населения [169].

Таблица 30

Варианты  развития качества жизни населения

Наименование

Пессимистический вариант

Оптимистический вариант

Здоровье население

Недостаточное и неполноценное питание  детей и беременных женщин; рождение изначально ослабленных детей; значительное ухудшение показателей здоровья женщин и детей, а, следовательно, детей и  взрослых следующего поколения; ухудшение показателей здоровья населения трудоспособного возраста; недоступность высококачественной медицинской помощи для основной части населения; общий  низкий уровень качества  медицинского обслуживания из-за кризиса в здравоохранении, а также сложившейся системы приема и обучения в медицинских  вузах; усиление факторов риска, характерных для периода реформирования общества; ухудшение экологической обстановки; низкое качество продуктов питания; низкий общий уровень социально- экономических условий формирования здоровья.

Развитие первичной медицинской  помощи и обеспечение населения  высокотехнологичной медицинской  помощью. Сокращение уровня материнской  и младенческой смертности, сокращение смертности в трудоспособном возрасте, укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни,  
повышение уровня рождаемости.  
Снижение показателей материнской, перинатальной и младенческой смертности способствует реализация мероприятий программы «Родовый сертификат».  
Улучшение ресурсного обеспечения учреждений родовспоможения, повышение укомплектованности учреждений медицинскими кадрами, развитие реанимационной помощи новорожденным, приобретение медикаментов для обеспечения женщин в период беременности и родов, а также дорогостоящих жизненно важных препаратов для реанимации и выхаживания новорожденных позволило повысить качество медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным; наметилась тенденция снижения частоты осложнений беременности и родов, увеличивается доля нормальных родов.  Снижение смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, от внешних причин. сокращение младенческой смертности, в том числе с учетом перехода с 2012 года к выхаживанию новорожденных с экстремально низкой массой тела, повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным детям. Укрепление репродуктивного здоровья. 
Развитие системы вакцинации населения как профилактики заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики. Формирование у населения мотивации ведения здорового образа жизни и ужесточение мер, ограничивающих распространение алкоголя и табака. Развитие финансовых и экономических механизмов, стимулирующих повышение эффективности государственных программ оказания бесплатной медицинской помощи с учетом в направлении улучшения показателей здоровья населения.  
Развитие программ по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, онкологическим больным, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Создание Центров здоровья, снижении уровня распространённости табака и злоупотребления алкоголем, обеспечении здорового питания, создании законодательных и организационных основ для предотвращения воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

Образование

Углубление дифференциации в возможности  получения высококачественного  образования; недоступность высшего  образования вообще, качественного  в  частности;

Рост качества образовательных услуг  вследствие повышения инвестиций в  сферу образования. Расширение доступа  к мировым достижениям науки  и образовательным программам за счет развития современных информационных технологий. Повышение эффективности  научной и инновационной деятельности;  содействие в подготовке  кадров; обеспечение инновационной деятельности материальной и информационной базой. Стимулирование работы педагогов, в  высшей школе – объединение учебы  и науки, развитие инновационного образования.

Жилищные условия

Углубление дифференциации; резкий и  значительных рост расходов на коммунальные и жилищные услуги в общей структуре  расходов населения вследствие увеличения стоимости услуг; рост затрат на капитальный  ремонт в связи с износом и  ветхостью жилого фонда, в структуре  которого велика доля строений 60-70 –  х годов; общая нестабильность и  повышение факторов риска безопасности человека в жилищной сфере .

Расширение возможностей улучшения  жилищных условий для населения  вследствие создания условий для  приоритетности жилищного строительства. Развитие рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей  для стимуляции строительства. Развитие программ «Молодая семья» и «Молодой специалист» на региональном и федеральном  уровне.

Доходы и потребление 

Рост реальных доходов будет несущественным в связи с резким и значительным ростом цен на услуги; рост цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, отдыха будет опережать рост цен на товары; сохранение массовой бедности. Структура  расходов не менее чем одной трети  населения будет состоять в основном из затрат на питание и оплату жилищно-коммунальных услуг. В структуре расходов всех слоев населения увеличится доля затрат на оплату услуг: у богатых – здравоохранения, образования, отдых; у бедных – жилищно-коммунальные услуги; у среднего слоя – на оплату жилищно-коммунальных услуг, услуг образования, здравоохранения, отдыха. В структуре потребления сохраняется высокая доля низкокачественных продовольственных и промышленных товаров, а также услуг.

Реформа оплаты труда и устранение необоснованной межотраслевой дифференциации в заработной плате, связанной с  недооценкой квалифицированного труда  и сверхдоходами работников рентных  отраслей экономики; увеличение доли лиц  со средним уровнем доходов как  следствие улучшения условий  предпринимательской деятельности, изменения системы оплаты труда  в образовании, здравоохранении  и культуре. Проведение ежеквартальной индексации пенсий и заработной платы. Ежегодная индексация пособий по уходу за детьми до 1,5 лет. Повышение  ежемесячного пособия на детей до 18 лет, доведения его до 50% от  уровня прожиточного минимума на детей. Содействие росту заработной платы;  содействие улучшению пенсионного обеспечения  и развитию пенсионного страхования;  формирование современной и эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан;  развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Занятость и условия труда

Снижение безработицы в связи  с экономическим ростом; сохранение высокого уровня женской и молодежной безработицы; ухудшение условий  труда, сохранение высокого уровня правовой незащищенности граждан в трудовой сфере.

Высокий уровень занятости населения  и благоприятные условия получить работу в связи с общим экономическим  ростом, приоритетностью развития малого предпринимательства, жилищного строительства  и отечественного производства. Содействие в реализации прав граждан на свободное  распоряжение своими способностями  к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;  обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы;  обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации;  содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации. Содействие эффективной занятости населения; сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда; обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда; содействие развитию социального партнерства.


 

Основные параметры развития экономики  и социальной сферы Республики Бурятия  на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов разработаны по двум вариантам [5]:

- первый вариант - пессимистический - предполагает сохранение инерционной динамики развития экономики республики, относительную стабильность спроса на продукцию, невысокого инвестиционного спроса, рисков снижения объемов производства и запасов в среднесрочной перспективе;

- второй вариант - оптимистичный  - предполагает более быстрые  темпы экономического роста и  модернизацию производства при  активизации государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного  климата, повышение конкурентоспособности  и эффективности бизнеса в  среднесрочной перспективе.

Рассчитаем  комплексный интегральный показатель качества жизни населения в республике Бурятия за 2012 год, основываясь на прогностических оценках частных  показателей качества жизни населения  и среднем значении по каждому  показателю за 2011 г.

Таблица 31

Частные показатели качества жизни населения  в республике Бурятия 2012 г.*

 

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

Ф5

Ф6

Ф7

Ф8

Ф9

Ф10

 

2,56

49,97

5,8

7,9

1,22

15

0,197

25,6

19,7

99,7


(*) – прогнозируемые  значения

По формуле  расчета комплексного интегрального показателя качества жизни населения региона вычисляем значение.

= 1,02

Отсюда  видно, что показатель качества уровня жизни республики Бурятия в 2012 году по прогнозам вырастет на 0,04. Данный рост объясняется увеличением значений частных показателей, таких как  уровень образования, численность  средств связи в сочетании с сокращением уровня безработицы и бедности населения.

Таким образом, в 2012 году следует ожидать общее  повышение качества жизни населения  республики Бурятия.

 

 

Заключение

В результате проведения теоритического исследования качества жизни населения в регионе  были получены следующие результаты.

Дано понятие качество жизни  населения территории учитывающее  региональную специфику. При этом «качество жизни населения территории», с одной стороны,  отражает  внутреннее состояние индивидуума, с другой сторон, характеризуется совокупностью  экономико-социальных характеристик, необходимых для обеспечения нормальных условий жизни индивида и общества в целом с учетом региональной специфики. Исходя из этого, можно дать следующее уточненное определение. «Качество жизни населения территории» представляет собой комплексную экономико-социальную характеристику жизнедеятельности населения, отражающую степень удовлетворенности жизненными потребностями (духовными, социкультурными, экологическими и демографическими) и характеризуемую системой показателей, включающих соответствие условий жизнеобеспечения населения субъекта РФ принятым нормам.

Анализ методик оценки качества жизни населения показал, что в целом методологические подходы отличаются друг от друга выборкой частных социально-экономических показателей, характеризующих комплексный интегральный показатель качества жизни населения региона.

Основными компонентами качества жизни  населения принято считать:

уровень доходов  населения, уровень развития потребительского рынка, обеспеченность населения жильем и качество жилищных условий, обеспеченность населения основными материальными благами; уровень развития здравоохранения и образования; состояние окружающей природной среды; состояние рынка труда и  миграционная привлекательность.

Для оценки качества жизни населения в регионах СФО проведен расчет частных показателей. Значения частных показателей свидетельствуют  о сильной дифференциации регионов СФО. При этом наилучшие значения частных показателей присущи Томской области, наихудшие – республикам Тыва и Алтай.

Расчет комплексного интегрального  показателя позволил сделать вывод  о том, что высокое качество жизни  присуще регионам Омская область и  Красноярский край, низкое значение – республикам Тыва и Алтай.

Значения частных показателей  качества жизни населения в республике Бурятия находятся на среднем  уровне.

По прогнозам за счет увеличения таких важных показателей как величина реальных доходов населения, уровень образования и снижения показателей уровня безработицы интегральный показатель качества жизни населения в республике Бурятия за 2012 год повысится в сравнении с величиной данного показателя в 2011 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Закон Республики Бурятии «О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года» от 09.11.2007 №2595-III.
  2. Абакумова Н.Н. Политика доходов и заработной платы. Учебное пособие [Текст]. -  М.: Инфра-М, 1999.
  3. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении межрегиональных сопоставлениях [Текст]. -  М.: ЦЭМИ РАН, 2000. - 118с.
  4. Айвазян С.А., Мхитарян И.С. Прикладная статистика и основы эконометрики [Текст]. - М.: «ЮНИТИ», 1998. - 1022с.
  5. Аюшеева С.Н. Формирование системы индикативного мониторинга качества жизни населения в регионах России. Автореферат. ООО «Полигран» г. Улан-Удэ 2006.
  6. Б.Э.С. А.Б. Борисов  [Текст]. - М.: Книжный мир 2002 - с. 299.
  7. Васильев А. Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. - М.:Стандарты и качество, 2003. – 440 с.
  8. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление [Текст]. А.И. Гаврилов. -  М.: Инфра-М, 2008.
  9. Гордон Л.А. Четыре  рода бедности в современной России // Социологический журнал. 1994 №4 С. 25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Оценка интегрального показателя качества жизни населения региона