Оценка эффективности государственного и муниципального управления в Псковской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории .
2. охарактеризовать природные и ресурсные данные территории, данные населения и трудовых ресурсов, рассмотреть основные отрасли промышленности, проанализировать транспортный комплекс.
3. Расститать прожиточный минимум региона.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................4
Раздел I
1. Географическое положение Псковской области..............................................4
2. Административно-территориальное деление региона.....................................7
3. Численность и состав населенияч региона........................................................8
3.1. Сельское население.................................................................................8
3.2. Городское население...............................................................................8
3.3. Анализ тенденций и проблем демографического развития региона..9
3.4. Трудовые ресурсы и демографический потенциал региона...............17
4.Система регионального и муниципального управления региона.....................18
5. Политическая обстановна в регионе...................................................................21
6.Социальные условия жизни региона
6.1. Образование..............................................................................................22
6.2. Здравоохранение.......................................................................................23
6.3. Социально — культурная сфера.............................................................25
6.4. Социальная защита...................................................................................27
6.5. Криминогенная обстановка.....................................................................29
7.Экономический потенциал региона
7.1. Характеристика основных отраслей промышленности........................31
7.2. Характеристика развития агропромышленного комплекса.................33
7.3. Основные характеристики транспортного комплекса..........................34
7.4. Валовый региональный продукт.............................................................34
7.5. Основные налоговые сборы....................................................................34
8. Проблемы и перспективы развития региона.......................................................36
Раздел II
Расчет демографического коэфициента..................................................................37
Раздел III
Оценка прожиточного минимума в регионе...........................................................37
Раздел IV
Оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.............................................................................................44
Заключение ................................................................................................................57
Список используемой литературы...........................................................................58

Файлы: 1 файл

ОЦЕНКА пскова.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Все вышеперечисленное  актуализирует вопрос о сохранении генофонда населения области  и о здоровье будущих детей.

4. Псковская область  занимает одно из последних  мест в Российской Федерации  по показателю ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Падение данного показателя началось в 1990 г., когда ожидаемая продолжительность жизни населения составляла 68,6 года. В 2008 г. в целом для всего населения области показатель равнялся – 63,6 года (сократился на 5 лет), для мужчин – 56,8 года и 71,4 года – для женщин. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин оставался высоким на протяжении последних 20 лет.

 

Рис. 3. Гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни жителей Псковской области.

Для сравнения в Северо-Западном федеральном округе мужчины в среднем живут 60 лет, женщины – 72,9 года, население в целом – 66 лет. Крайне низкая и практически не увеличивающаяся продолжительность жизни – четвертая особенность демографических процессов области.

 

Динамика ожидаемой продолжительности жизни жителей Псковской области в сравнении с общероссийскими показателями

 

Рис. 4. Ожидаемая продолжительность жизни населения Псковской области и жителей России в целом.

5. Естественная убыль  населения в настоящее время  не может быть компенсирована миграционным приростом. С 2005 г. сальдо миграции установилось отрицательным. Если в 1995 г. миграционный прирост составлял 7920 человек за год, то в 2006 г. число выбывших из области превышало число прибывших на 914 человек. Жители Псковской области, и в первую очередь молодежь, едут в соседние более благополучные в экономическом отношении регионы. Так, за 2005–2008 гг. в Санкт-Петербург и Ленинградскую область выехало 5100 человек. Необходимо отметить, что область покидают женщины репродуктивного возраста. Число выбывших в 2004–2008 гг. из области женщин в возрасте 15–49 лет превышало число прибывших (в 2008 г. на 784 человека). Это заметно ослабляет репродуктивный потенциал области. Таким образом, пятая особенность демографических процессов Псковской области состоит в устойчивом миграционном оттоке населения. При этом миграционный отток населения трудоспособного возраста постоянно превышает общую миграционную убыль населения.

 

Рис. 5. Миграционная убыль населения Псковской области.

6. Низкая рождаемость  и отток трудоспособного населения  приводят к росту доли старших возрастов в населении области и сокращению численности населения в трудоспособном возрасте. Средний возраст жителей Псковской области в 2009 г. составлял 41,1 года (по Российской Федерации - 38,8 года, по Северо-Западному федеральному округу – 39,7 года). В среднем по России доля трудоспособного населения составляет 62,9% населения, доля лиц старших возрастов – 21,2%. В Псковской области доля населения трудоспособного возраста – 60,7%, доля лиц старших возрастов – 25,2% (по Северо-Западному федеральному округу – 63,4% и 22,3% соответственно).

Это привело к увеличению общей демографической нагрузки работающих, которая является одной  из самых высоких в стране. Демографическая нагрузка в 2009 г. в Псковской области составляла                        648 неработающих на 1000 работающих. По России в целом – 589 человек.

 

Рис. 6. Общая демографическая нагрузка трудоспособного населения Псковской области и населения России.

Таким образом, шестая особенность демографических процессов в Псковской области связана с высокой демографической нагрузкой работающих.

7. Седьмая особенность  демографических процессов в  области – ослабление института  семьи. Снижается устойчивость  браков, каждый второй из них распадается. В 2009 г. на 5555 заключенных браков приходилось 3326 разводов.

 

Рис. 7. Динамика числа разводов в Псковской области.

Растет доля детей, рожденных  матерями, не состоящими в зарегистрированном браке. В 2008 г. 31,7% детей родилось вне брака.

 

Рис. 8. Динамика доли внебрачных рождений в Псковской области.

На начало 2010 г. в социально опасном положении находилось 3729 семей, в которых воспитывается 6818 детей. Из них 16% составляют многодетные семьи, 41% – неполные, 47% – семьи, где родители не выполняют свои родительские обязанности. 85% многодетных семей имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

8. Кроме этого, на развитие  демографических процессов в  области оказывает заметное влияние  специфика системы расселения населения Псковской области. В 2009 г. доля городского населения области составляла 67,8% (472,4 тыс. человек), доля сельского – 32,2% (224,0 тыс. человек). В целом по России доля сельских жителей равнялась 27%. Тем самым Псковская область имеет определенные резервы урбанизации. В тоже время необходимо иметь в виду, что доля людей, фактически проживающих в сельской местности, значительно ниже.

Специфика расселения населения по территории области характеризуется  высоким уровнем дисперсности и  большим числом малонаселенных пунктов. 78% от общего числа поселений составляют малонаселенные деревни с численностью до 25 жителей, в которых проживает 19,4 % сельского населения. 24% сельских жителей проживает в относительно крупных для области поселениях с числом жителей более 500 человек, но они составляют лишь 0,9% от общего числа поселков. Это приводит к неравномерному распределению населению по территории области. Так, наибольшая плотность населения в Псковском районе - 9,97 человека на 1 кв. км и в Печорском районе – 8,92; наименьшая - в Струго-Красненском районе - 2,1 и в Плюсском районе – 2,2. Восьмая особенность демографической ситуации в Псковской области – при относительно высокой доле сельского населения происходит обезлюдивание села, наблюдается низкая плотность и неравномерность расселения населения по территории области. Это ставит вопрос о выравнивании условий и качества жизни в городских и сельских, особенно малых, населенных пунктах. Данное обстоятельство особенно важно, если рассматривать сельские территории как принимающие мигрантов из других регионов России.

Таким образом, на начало 2010 г. в Псковской области сложилась крайне неблагоприятная демографическая ситуация. Смертность в два раза превышает рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни населения ниже средней по Северо-Западному федеральному округу на 3,7 года. Продолжительность жизни мужчин на 14,6 года меньше, чем продолжительность жизни женщин. Увеличивается число социально обусловленных заболеваний, растет потребление алкоголя, в том числе у женщин и детей. Смертность населения в работоспособном возрасте на селе в два раза превышает смертность горожан. Второе место среди причин смертности всего населения занимают внешние причины, которые опережают смертность от злокачественных заболеваний.

Естественная убыль населения  усугубляется миграционным оттоком. Псковская  область становится миграционным донором  для соседних более благополучных  регионов. При этом, в составе  выезжающих преобладает молодежь и женщины репродуктивного возраста.

Учитывая низкую плотность населения  при значительном числе населенных пунктов и объективно обусловленный  процесс заметной депопуляции, можно  прогнозировать серьезные проблемы в социально-экономическом развитии Псковской области на среднесрочную  и долгосрочную перспективы. Это требует разработки комплекса мер по снятию наиболее острых демографических проблем и стабилизации численности населения области. Учет демографической компоненты при разработке и реализации всех мероприятий социально-экономической политики должен стать обязательным.

С учетом невысокого внутреннего демографического потенциала Псковской области особое внимание следует уделить внешним  источникам пополнения населения.

  •  3.4. Трудовые ресурсы и демографический потенциал территории.

  • Как показывают данные социально-экономической статистики, доля экономически активного населения в общей численности населения растет, но, если посмотреть динамику экономически активного населения, видно, что численность данной категории населения с 1999 года начала уменьшаться (за период с 1999 по 2009 год данная категория населения уменьшилась на 6,3 тысячи человек1). Это можно объяснить тем, что население уменьшается довольно большими темпами: в рассматриваемый период мы наблюдаем убыль населения, за счет того, что рождаемость не восполняет потери от смертности. Причем, убывает экономически неактивное население, среди которого находятся люди, вышедшие на пенсию, это говорит о том, что недостаточно внимания обращается на уровень жизни пенсионеров.

     

    Таблица 2

    Динамика численности занятых в экономике Псковской области

     

     

    1989

    1999

    2000

    2005

    2010

    численность населения*

    811,1

    800,3

    789,5

    736,0

    688,9

    среднегодовая численность занятых  в экономике*

    301,8

    341,5

    340,7

    339,8

    336,9

    общая численность безработных*

    57,5

    52,9

    47,4

    38,7

    29,1

    численность не занятых трудовой деятельностью  граждан, зарегистрированных в органах  государственной службы занятости*

    17,5

    11,7

    8,9

    8,7

    9,9

    экономически активное население*

    319,0

    352,8

    349,2

    348,2

    346,5

    удельный вес экономически активного населения в общей численности населения, %

    39,3

    44,1

    44,2

    44,8

    45,5


    * тысяч человек

     

    Наконец, оценим демографический потенциал на исследуемой  территории, взяв за основные населенные пункты столицы субъектов федерации, с которыми гранчит Псковская  область, а также соседние города зарубежных стран (Эстонии, Литвы и Белоруси).

    Сейчас Псковскую  область можно назвать моно национальной. Это означает, что подавляющее  большинство населения составляют люди, относящиеся к одной национальности. Согласно переписи населения 2010 г. доля русских в области составляла 95%.

     

    4. Система регионального  и муниципального управления  в регионе.

    Псковское областное  Собрание депутатов является однопалатным постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

    Псковское областное  Собрание состоит из 44 депутатов, избранных на основании закона области гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов областного Собрания одного созыва — пять лет.

    Организация деятельности областного Собрания определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, Уставом Псковской области, законом области и Регламентом областного Собрания. Областное Собрание обладает правами юридического лица, имеет печать с его наименованием и изображением герба Российской Федерации.

    Псковское областное Собрание депутатов:

    • принимает Устав и поправки к нему;
    • осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области.

    Законом области:

    • утверждается представленный губернатором области областной бюджет, отчет о его исполнении;
    • утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области;
    • в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области;
    • утверждаются программы социально-экономического развития области, представленные губернатором области;
    • устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению области, а также порядок их взимания, устанавливаются налоговые льготы в соответствии с федеральными законами и законами области;
    • устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ и организаций иных организационно-правовых форм;
    • утверждается заключение и расторжение договоров области;
    • устанавливается порядок назначения и проведения референдума области и местного референдума;
    • устанавливается порядок проведения выборов депутатов в областное Собрание;
    • устанавливается порядок замещения должности Губернатора области;
    • устанавливается административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;
    • устанавливается система исполнительных органов власти области;
    • устанавливается порядок использования доходов областного бюджета, полученных дополнительно в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующейся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах;
    • устанавливается порядок предоставления дотаций, субвенций местным бюджетам, а также кредитов из средств областного бюджета;
    • регулируются иные вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к ведению и полномочиям области.

    Информация о работе Оценка эффективности государственного и муниципального управления в Псковской области