Оценка эффективности использования трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:00, доклад

Описание работы

Термин «трудовые ресурсы» был впервые употреблен в 1922 г. академиком С.Г. Струмилиным (он рассматривал трудовые ресурсы как рабочую силу страны или населения в возрасте от 16 до 49 лет) [Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. — М.: Наука, 1982. — 470 с]. Со временем в данный термин исследователи стали вкладывать понятие об обладании трудоспособного населения необходимым физическим и интеллектуальным развитием, способностями, знаниями и навыками для работы в любой сфере приложения общественно необходимого труда.

Файлы: 1 файл

отчет.docx

— 389.12 Кб (Скачать файл)

– использование современных методов обработки исходных данных, способов и средств измерения затрат рабочего времени и изучения их влияния на организацию оплаты труда.

Основным элементом  организации заработной платы работников любой отрасли является тарифная система оплаты труда. Она определяет ведущие положения, принципы и специфику формирования системы оплаты. Тарифная система оплаты труда на железнодорожном транспорте включает следующие компоненты: тарифно-квалификационные справочники; тарифные коэффициенты и тарифные ставки; должностные оклады; тарифные сетки и систему обязательных доплат и надбавок.

Как известно, тарифно-квалификационные справочники содержат информацию о том, что должен знать и уметь работник определенной профессии или специальности конкретного уровня квалификации. Эти документы используются при аттестации работников – установлении их квалификационного разряда или уровня должностной квалификации.

На железнодорожном транспорте используется несколько тарифно-квалификационных справочников, так как в транспортном производстве заняты работники различных  профессий и должностей. Используются: Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), специализированные отраслевые тарифные справочники для рабочих  профессий (ОТКС), тарифно-квалификационные справочники для должностей руководителей  и специалистов.

Основы формирования остальных  компонентов тарифной системы определяются Положением о корпоративной системе оплаты труда, в котором установлены общие направления их организации в отрасли.

Основные направления  формирования корпоративной системы  оплаты труда в ОАО «РЖД». Положение о корпоративной системе оплаты труда, принятое ОАО «РЖД» в 2006 г., постоянно совершенствуется и дополняется новыми направлениями с целью развития и улучшения организации оплаты труда в отрасли.

При планировании фонда заработной платы работников железнодорожного транспорта следует учитывать его  состав с позиций влияния на его  изменение различных факторов –  объема выполняемых работ, условий  труда, качества труда и др. Состав фонда заработной платы работников железнодорожного транспорта в укрупненном виде представлен на рис. 3 

 

 

 

Рис. 3. Укрупненный состав фонда заработной платы работников железнодорожного транспорта 

 

Как видно на рис. 3, к постоянной части фонда заработной платы относятся тарифные ставки и должностные оклады. Оплата труда рабочих осуществляется по часовым тарифным ставкам, которые определяются на основе тарифной сетки по оплате труда рабочих. Данная тарифная сетка состоит из четырех уровней оплаты.

Первый уровень используется для оплаты труда рабочих, занятых  на работах, не связанных с движением  поездов, ремонтом и обслуживанием  железнодорожного подвижного состава  и технических средств.

Второй уровень – для  оплаты труда рабочих, связанных  с движением поездов, ремонтом и  обслуживанием железнодорожного подвижного состава и технических средств.

Третий уровень применяется  при оплате труда рабочих, выполняющих  работы по содержанию инфраструктуры на участках железных дорог со скоростным (более 160 км/ч) и высокоскоростным движением пассажирских поездов: ремонт и обслуживание железнодорожных путей, устройств электроснабжения, сетей связи, систем сигнализации, централизации и блокировки.

Четвертый уровень  – для оплаты труда рабочих  локомотивных бригад.

В Положении определен  перечень работ, при выполнении которых  оплата производится в соответствии с тарифными коэффициентами первого, второго, третьего и четвертого уровней  оплаты труда. Оплата труда рабочих  осуществляется по часовым тарифным ставкам по повременной, повременно-премиальной, сдельно-премиальной, аккордно-премиальной  или иным установленным ОАО «РЖД»  системам организации оплаты труда.

Месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, оплачиваемого  по первому уровню, соответствует  минимальному размеру оплаты труда, установленному в ОАО «РЖД». Разряды оплаты труда рабочих соответствуют разрядам их квалификации, определенным в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), за исключением рабочих локомотивных бригад, труд которых не тарифицируется.

Оплата труда служащих производится по месячным должностным окладам. Должностные оклады исчисляются исходя из тарифных коэффициентов, соответствующих разрядам оплаты труда служащих, и минимальной заработной платы, установленной в ОАО «РЖД». Разряды оплаты труда служащим устанавливаются в соответствии с Квалификационными характеристиками и разрядами оплаты труда должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденными в ОАО «РЖД».

Оплата труда  руководителей и специалистов осуществляется по месячным должностным окладам, которые централизованно утверждаются в ОАО «РЖД». Диапазоныдолжностных окладов по должностям дифференцированы с учетом сложности и важности выполняемых трудовых функций, значимости в организационной структуре управления ОАО «РЖД». При оплате труда руководителей и специалистов учитываются группы филиалов и иных структурных подразделений ОАО. Эти группы определяются в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД».

К выплатам компенсационного характера, используемым на железнодорожном транспорте в соответствии с Трудовым кодексом РФ, относятся:

-   доплаты за работу в ночное время и праздничные дни – для работников, имеющих круглосуточный режим труда или выполняющих работы по обслуживанию постоянных устройств транспорта в режиме «дежурство на дому»;

-   доплаты за условия труда. На транспорте около 40 % видов работ связаны с опасными или особо опасными условиями труда. Это работа локомотивных бригад, рабочих по обслуживанию вагонов на станциях, монтеров пути, электромонтеров и электромехаников, обслуживающих системы электроснабжения, СЦБ и связи. Деятельность рабочих хозяйства грузовой и коммерческой работы связана с тяжелыми условиями труда; работников вагонного хозяйства по подготовке вагонов к перевозке (их дезинфекция, дезактивация) связана с вредными условиями труда;

-    доплата за разъездной характер труда предусмотрена для тех работников, труд которых осуществляется в пути следования подвижного состава или имеет служебный разъездной характер. К этой группе работников на железнодорожном транспорте относятся локомотивные и поездные бригады, бригады по ремонту устройств инфраструктуры, имеющих большие границы обслуживания;

-    доплата за работу на открытом воздухе. Этот вид доплат применяется для конкретных групп работников, работающих в сложных метеорологических условиях (морозы, метели, заносы и др.). Перечень конкретных метеорологических условий и групп работников, получающих эти доплаты, регулируется Положением и руководителями транспортных подразделений;

-    зональные надбавки за особые условия работы, вызванные недостаточной укомплектованностью кадрами по отдельным видам работ на предприятиях железнодорожного транспорта. Зональные надбавки устанавливаются на определенный период или на текущий календарный год с учетом объемов выполняемых работ и уровня напряженности по формированию кадрового состава.

Конкретные размеры вышеперечисленных  доплат и надбавок окончательно утверждаются на основе коллективного и трудового  договоров по результатам аттестации рабочих мест в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях железнодорожного транспорта с учетом времени фактической занятости на таких работах;

-    региональные надбавки. Региональные компенсационные надбавки применяются для регулирования заработной платы работников, основным местом работы которых является данный регион, и определяются ежегодно на основании экономических показателей регионов за истекший календарный год. К ним относятся:

–  надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока;

– районные коэффициенты к заработной плате работников, проживающих в данных районах и местностях.

Выплаты стимулирующего характера из фонда заработной платы входят в систему материального поощрения работников железнодорожного транспорта и вводятся в целях мотивации работников к достижению высоких общекорпоративных результатов, повышения эффективности и качества выполняемых работ, роста производительности труда, обеспечения безопасности движения поездов. Эти выплаты реализуются в виде премий, материальных вознаграждений и надбавок к заработной плате.

Премирование за повышение  эффективности результатов труда  организуется с учетом формирования оценочной системы участия и  влияния каждого работника на конечные результаты деятельности структурного подразделения, филиала, компании в  целом и поощрения напряженного, высокопроизводительного труда, проявления инициативы, ответственности работников за выполнение планов и заданий, соблюдения производственной, исполнительской  и трудовой дисциплины. 

Обобщающим показателем  оценки эффективности использования  трудовых ресурсов является производительность труда.

Производительность труда – это показатель, характеризующий эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии.  
Целенаправленная разработка мероприятий, учитывающих факторы, влияющие на производительность труда, обеспечивает ее повышение. Увеличение производительности труда может привести к росту доходов предприятия и изменению его расходов.

Повышение производительности труда является одной из ведущих  задач современного производства. Для  определения основных направлений повышения производительности труда на предприятиях необходимо учитывать факторы, влияющие на этот показатель. Их можно объединить в три группы: техническое развитие и внедрение прогрессивных технологий производства; совершенствование организации и управления трудовыми процессами; совершенствование социально-психологических методов управления производственными отношениями.

Внедрение современной техники  и прогрессивных технологий в  производственном процессе на железнодорожном  транспорте предусматривает следующие  приоритетные направления:

-   внедрение новых модификаций и модернизацию действующих локомотивов; использование современных видов универсальных вагонов и контейнеров, а также расширение сфер применения специализированного грузового вагонного и контейнерного парка;

-   усиление верхнего строения пути с использованием современных материалов верхнего строения пути;

-   использование современных технологий ремонта подвижного состава и инфраструктуры транспорта с применением методов механизации и автоматизации ремонтных работ;

-   внедрение современных информационных технологий во всех сферах деятельности железнодорожного транспорта, связанных с управлением перевозочным процессом.

Проблемы совершенствования  организации и управления производственным процессом целесообразно рассматривать  в двух аспектах: совершенствовании  организации труда на предприятиях отрасли и совершенствовании  системы управления трудовыми коллективами.  
Совершенствование организации труда включает решение следующих вопросов:

-   организацию нормирования труда на предприятиях, использование научно обоснованных нормативных материалов;

     -    создание оптимальной системы управления персоналом, которая должна обеспечивать решение вопросов подбора и расстановки кадров, их профессиональной подготовки и повышения квалификации;

-   использование передовых методов, приемов и форм организации труда, улучшения его разделения и кооперации;

-   создание современных условий труда в соответствии с требованиями охраны труда и безопасности организации работ и рабочих мест;

-    соблюдение правовых основ режима труда и отдыха работников.

Улучшение системы управления производством и трудовыми коллективами должно быть направлено на создание оптимальной структуры управления предприятиями. Это предполагает решение вопросов четкого взаимодействия в работе основных и вспомогательных производственных подразделений, а также вопросов размещения производственных подразделений и оборудования в соответствии с требованиями научной организации труда; распределения функциональных задач аппарата управления предприятиями; использования автоматизированных систем оперативного управления производством и ряд других.

Социально-психологические  методы управления должны обеспечивать наиболее благоприятные условия формирования производственных отношений на предприятиях транспорта. Их функциональные задачи включают решение следующих проблем:

-    улучшения качественных параметров производственного коллектива: возрастной структуры работников, их образовательного уровня, уровня профессиональной квалификации;

-    повышения трудовой активности работников, стимулирования развития их рационализации и изобретательства, участия коллектива работников в управлении предприятием;

Информация о работе Оценка эффективности использования трудовых ресурсов