Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа
Цель данной работы – разработка мероприятий, направленных на совершенствование программы обучения персонала в ООО «Алкогольная Сибирская группа».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы обучения персонала организации;
охарактеризовать тренинги как форму обучения руководителей;
проанализировать эффективность тренинга;
проанализировать удовлетворенность проведенным тренингом;
предложить рекомендации по совершенствованию инструментария (анкеты) для оценки эффективности обучения;
разработать нормативный документ «Положение об обучении», регламентирующий основные направления обучения персонала, источники определения потребности в обучении, порядок подготовки документооборота, прохождения обучения и процедуру оценки эффективности пройденного обучения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения персонала 5
1.1. Понятие и виды обучения персонала 5
1.2. Тренинги как форма обучения руководителей 8
1.3. Мнение обучающихся как критерий оценки эффективности обучения 10
Глава 2. Исследование эффективности тренинга при обучении
линейных руководителей в ООО «Алкогольная Сибирская группа» 14
2.1. Характеристика корпорации ООО «Алкогольная Сибирская группа» 14
2.2. Методика исследования эффективности обучения
линейных руководителей в ООО «Алкогольная Сибирская группа» 17
2.3. Анализ удовлетворенности линейных руководителей
программой обучения 19
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию программы обучения
в ООО «Алкогольная Сибирская группа» 26
3.1. Оценка эффективности проведения тренинга через
четырехуровневую модель Дональда Киркпатрика 26
3.2. Разработка нормативного документа «Положение об обучении» 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Бизнес-тренинг предполагает практическую работу всех участников, собственно «тренировку», которая заключается в том, что ведущий тренинга предлагает участникам разные виды активности, такие как групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, обсуждение кейсов и так далее. В особо эффективных программах соотношение теоретической и практической частей составляет примерно 30% и 70%. Стоит заметить, что речь идет о том, каким образом участники тренинга будут усваивать новые знания и новые модели поведения. Бизнес-тренер может долго объяснять теорию, о том, что такое отличный сервис. Однако намного эффективнее предложить участникам практическую форму работы, участвуя в которой они на собственном опыте придут к правильным выводам по поводу отличного сервиса [24, c.57].
Результатами тренингов могут стать [19, c. 28]:
Таким образом, эффективное руководство невозможно без соответствующего обучения, без освоения руководителями теории и практики руководства. Конечно, не все люди могут работать в должности руководителя, но полагаться исключительно на талант сегодня невозможно.
1.3. Мнение обучающихся как критерий оценки эффективности обучения
Основная причина, по которой организация должна оценивать эффективность учебных программ, - это выяснение того, в какой степени в итоге были достигнуты цели обучения. Учебная программа, которая не позволяет достичь требуемого уровня рабочих показателей, сформировать необходимые навыки или установки, должна быть изменена или заменена другой программой. Не всегда организация после обучения своих работников добивается желаемого результата. В этом случае возникает необходимость выявления причин неуспеха. Даже хорошие программы могут потерпеть неудачу по многих причинам: могут быть поставлены нереалистичные или слишком общие цели обучения, может быть плохо организован сам процесс обучения, возможны срывы по причинам, находящимся вне контроля тех специалистов, которые занимаются организацией обучения (например, болезнь преподавателя, поломки оборудования или ошибки людей) и др. Выявление причин, по которым данная программа обучения потерпела неудачу, и их анализ, позволяют предпринять в будущем необходимые корректирующие меры. Оценка эффективности обучения может проводиться с помощью тестов, опросников, заполняемых обучающимися, экзаменов и т.п. Оценивать эффективность обучения могут как сами обучающиеся, так и руководители, специалисты отделов обучения, преподаватели, эксперты или специально созданные целевые группы.
Можно выделить пять критериев, обычно используемых при оценке эффективности обучения [6, с. 157]:
Выяснение мнения обучающихся о той учебной программе, по которой они только что прошли обучение, о ее полезности, интересности является принятой практикой во многих организациях. Это предполагает выяснение их мнения по следующим вопросам:
При оценке мнений исходят из того, что если программа обучения понравилось участникам, значит, она является достаточно хорошей. Мнение обучающихся рассматривается как оценка экспертов, способных объективно оценить учебную программу по предлагаемым критериям (показателям). Обучающимся обычно предлагают по завершении обучения заполнить специально разработанные анкеты.
При выяснении мнений слушателей могут быть использованы как закрытые, так и открытые вопросы. Ответы слушателей могут дать важную информацию об их отношении к обучению, к тому, как был преподнесен материал преподавателем, и выявить их готовность к использованию полученных знаний и навыков в своей работе.
Другой метод изучения мнения обучающихся – проведение интервью (тотального или выборочного, стандартизованного или в свободной форме). Еще одним ценным источником информации об отношении слушателей к учебному курсу (программе) может быть неформальное общение с учащимися и наблюдение за ними как во время занятий, так и в перерывах и после окончания занятий. Замечания, комментарии, вопросы, задаваемые во время перерывов или в конце дня, обычно отражают общее отношение слушателей к преподавателю и к содержанию курса [5; 11].
Критерии оценки эффективности определяются каждый раз, когда мы планируем проводить обучение, даже, если подобное обучение уже проводилось. Меняется бизнес-ситуация, и соответственно, те задачи, которые мы ставим для достижения определенных целей.
Таким образом, мнение обучающихся рассматривается как оценка экспертов, способных объективно оценить учебную программу по предлагаемым критериям (показателям).
Вывод: в данной главе мы рассмотрели понятие и виды обучения в разных источниках, и пришли к заключению: обучение персонала – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей. Мы выяснили, что при выборе форм обучения руководителей, наблюдается явное преобладание тренингов. Кроме того, мы рассмотрели один из критериев оценки эффективности обучения.
Глава 2. Исследование эффективности тренинга при обучении линейных руководителей в ООО «Алкогольная Сибирская группа»
2.1. Характеристика корпорации ООО «Алкогольная Сибирская группа»
«Алкогольная Сибирская группа» – это одно из крупнейших предприятий Сибири. Основное направление деятельности – производство и реализация алкоголя, это известные водочные бренды «Пять озер», «Кедровица».
В 2009 году корпорация «Омсквинпром» реализовала давно намеченный ренейминг. Выбор названия – «Алкогольная сибирская группа» (далее АСГ) - определила стратегическую цель: закрепить за собой позицию сибирского производителя водки. Прежнее название «Омсквинпром» сохранилось за заводом, расположенном в Омске, а управлением и продажами теперь занимается OOO «АСГ».
Корпорация «Омсквинпром» (далее ОВП) основана в январе 1993 г. В конце 1993 года ОВП приобрел первое производственное здание, укомплектовал его оборудованием для розлива продукции в стеклобутылки, и уже в январе 1994 года начался розлив вина в собственных производственных помещениях и на своем оборудовании. Дальнейшее увеличение производственных площадей позволило предприятию в 1996 году организовать производство собственной продукции.
В 1997 году специалистами предприятия была разработана и запатентована торговая марка водки «Богатство Сибири», которая уже не один год является визитной карточкой предприятия. В 1999 году был произведен первый розлив безалкогольных напитков на собственном оборудовании корпорации.
В 2000 году корпорацией приобретена
производственная база завода «Нектар».
С этого момента ОВП
На сегодняшний день ООО «АСГ» входит в тройку лидеров алкогольного рынка России. Ликероводочный завод ООО «ОВП» является самым мощным в России и способен производить 17 млн. дал крепкого алкоголя в год.
Собственная торговая сеть предприятия насчитывает более 60 фирменных отделов и магазинов, созданы оптовые базы в Тюменской области, Алтайском крае, в Северном Казахстане, Новосибирске, Республика Чувашия и многие другие.
Также ООО «АСГ» является обслуживающим звеном ТК «Фестиваль», «Омские гастрономы», «Планета-Центр», «Алкомаркет».
Организационно-правовая
форма корпорации – общество
с ограниченной
Миссия ООО «АСГ» - содействовать развитию общества путем предоставления продуктов питания, таким образом, и в таком объеме, которые обеспечат:
Стратегия ООО «АСГ» –
сохранить лидерство в своем
регионе и завоевать
Стратегия управления персоналом ООО «АСГ» – формирование команды единомышленников, лояльных по отношению к компании, поддерживающих стратегию корпорации и способных перестраиваться в соответствие с поставленными целями.
Цель всей корпорации – достижение высоких финансовых результатов.
Цель управления персоналом: максимальное использование квалифицированного потенциала персонала для реализации стратегии развития предприятия.
Задачи: формирование и развитие
персонала с качественными и
количественными
ООО «АСГ» находится на стадии роста. И в настоящее время первостепенной стратегической задачей предприятия является совершенствование методов управления корпорацией.
Для реализации этих целей и выполнения поставленных задач в рамках стратегии системы управления персоналом компании должно организовываться обучение персонала. Но в ООО «АСГ» отсутствует «Положение об обучении», которое регламентировало бы организацию обучения. Не смотря на это, дирекция по персоналу в декабре 2010г. проводила оценку знаний теории менеджмента, а также правовых аспектов деятельности руководителя с помощью тестирования. По его итогам были приняты решения об обучении руководителей в 2011 году.
В феврале был организован специальный двухдневный тренинг на темы: «Переговоры» и «Современный руководитель», направленные на формирование коммуникативных навыков. Во время тренинга руководители участвовали в различных ролевых играх, выполняли групповые и индивидуальные задания. Тренинг позволяет опытным руководителям систематизировать и структурировать знания и навыки в области обучения и развития персонала, а начинающим руководителям заложить основу правильных принципов развития починенных и более эффективного использования человеческих ресурсов.
Таким образом, мы представили характеристику деятельности предприятия, а именно: рассмотрели миссию, основные цели, задачи, а также организацию обучения руководителей.
2.2. Методика исследования эффективности обучения линейных руководителей в ООО «Алкогольная Сибирская группа»
Тренинг является очень эффективным методом обучения персонала, если основной целью его является овладение конкретными навыками или умениями, необходимыми для выполнения должностных функций, или их развитие.
В рамках данной темы мы решили провести исследование, чтобы выяснить мнения руководителей о той учебной программе, по которой они только что прошли обучение, о ее полезности, интересности.
Объектом нашего исследования являются линейные руководители ООО «Алкогольная Сибирская группа», а предметом – удовлетворенность программой обучения.
Единица наблюдения - ООО «Алкогольная Сибирская группа», а единица сбора информации – линейные руководители.
Цель исследования – оценка удовлетворенности проведенного тренинга.