Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа
Цель данной работы – разработка мероприятий, направленных на совершенствование программы обучения персонала в ООО «Алкогольная Сибирская группа».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы обучения персонала организации;
охарактеризовать тренинги как форму обучения руководителей;
проанализировать эффективность тренинга;
проанализировать удовлетворенность проведенным тренингом;
предложить рекомендации по совершенствованию инструментария (анкеты) для оценки эффективности обучения;
разработать нормативный документ «Положение об обучении», регламентирующий основные направления обучения персонала, источники определения потребности в обучении, порядок подготовки документооборота, прохождения обучения и процедуру оценки эффективности пройденного обучения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения персонала 5
1.1. Понятие и виды обучения персонала 5
1.2. Тренинги как форма обучения руководителей 8
1.3. Мнение обучающихся как критерий оценки эффективности обучения 10
Глава 2. Исследование эффективности тренинга при обучении
линейных руководителей в ООО «Алкогольная Сибирская группа» 14
2.1. Характеристика корпорации ООО «Алкогольная Сибирская группа» 14
2.2. Методика исследования эффективности обучения
линейных руководителей в ООО «Алкогольная Сибирская группа» 17
2.3. Анализ удовлетворенности линейных руководителей
программой обучения 19
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию программы обучения
в ООО «Алкогольная Сибирская группа» 26
3.1. Оценка эффективности проведения тренинга через
четырехуровневую модель Дональда Киркпатрика 26
3.2. Разработка нормативного документа «Положение об обучении» 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
2.3. Анализ удовлетворенности линейных руководителей программой обучения
Оценка удовлетворенности участников проводится путем раздачи и сбора анкет, включающих группы вопросов, нацеленных на оценку следующих показателей:
В процессе исследования руководителям были заданы вопросы по оценке эффективности прошедшего занятия. Бланк анкеты представлен в приложении 1.
При оценке мнений исходим из того, что если программа обучения понравилось участникам, значит, она является достаточно хорошей. Мнение обучающихся рассматривается как оценка экспертов, способных объективно оценить учебную программу по предлагаемым критериям (показателям).
Рис.2. Интегральная удовлетворенность организацией программы обучения.
Рис.3. Распределение ответов на вопрос анкеты «Реальность рассматриваемых примеров и разбираемых ситуаций?»
В ходе тренинга рассматривалось большое количество ситуаций из реальной работы участников и приводились полезные примеры.
2. Проанализировав ответы
на вопрос анкеты «Получение
новой, неизвестной ранее
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос анкеты «Получение новой, неизвестной ранее информации?»
Можно предположить, что данная ситуация связана с тем, что тренинги - это интенсивная форма групповой работы, при которой первоочередная важность придается не столько получению новой информации, сколько приобретению новых практических навыков и обмену опытом между участниками.
3. При анализе ответов на вопрос анкеты «Полученные знания и умения, которые Вы можете использовать в своей практической деятельности?» мы получили следующие результаты (см. рис. 5).
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию программы обучения в ООО «Алкогольная Сибирская группа»
3.1. Оценка эффективности проведения тренинга через четырехуровневую модель Дональда Киркпатрика
По окончании тренинга
важно оценить его
Результаты оценки важны
для совершенствования
Оценка эффективности тренинга на ООО «АСГ» проводилась с использованием только первого уровня четырехуровневой модели Дональда Киркпатрика. Мы же рекомендуем проводить оценку результативности и эффективности обучения по всем четырем уровням:
Рассмотрим подробнее каждый из уровней.
1. Уровень реакций. На этом уровне фиксируются субъективные мнения, суждения и оценки участников тренинга. Оцениваться может как тренинг в целом, так и его отдельные части или аспекты.
Чтобы увидеть по возможности объективную картину сильных и слабых сторон тренинга, необходимо использовать методы получения обратной связи, которые отвечают следующим критериям:
Наиболее распространенный
способ получения обратной
2. Уровень усвоения. При разработке программы тренинга ставятся реальные прагматичные цели - помочь людям повысить результативность деятельности на рабочем месте или освоить новые технологии. Поэтому на уровне усвоения оценивается, насколько усовершенствовались знания, развились умения и изменились установки участников, что они смогут использовать на своем рабочем месте.
Оценить произошедшие изменения
можно только в сравнении с
исходным уровнем знаний, умений и
установок (или с принятыми
Какие знания приобрели участники?
Какие умения были улучшены
(или какие новые сформированы)
Какие установки изменились?
На этом этапе традиционно
используются такие методы
3. Уровень поведения. Цель тренинга - помочь участникам усовершенствовать знания и навыки для того, чтобы лучше выполнять свою работу или освоить новую технологию. Говоря о «поведении», Киркпатрик прежде всего имел в виду результаты поведения на рабочем месте , то есть - результативность. Поэтому на данном уровне важно оценить практические результаты тренинга: используются/реализуются ли приобретенные участниками знания, умения и установки в рабочих ситуациях (в отличие от учебных) и насколько эффективно они используются в рамках профессиональной деятельности.
Оценить изменения рабочего поведения «на глазок», конечно, можно. Часто этим руководство и ограничивается, хотя такой «метод» мало что дает для оценки эффективности обучения. Но полезную информацию можно получить, только используя четкие методы измерения. Как правило, они разрабатываются для каждого конкретного тренинга еще на этапе планирования его программы.
Для сравнения нового рабочего поведения с прежним (или с установленными корпоративными стандартами) используются как формальные методы (квалификационный экзамен, аттестация, выполнение контрольных заданий на рабочем месте), так и неформальные (структурированное наблюдение, ведение рабочих дневников и т. д.).
Обучение сотрудников
имеет смысл для организации
лишь в том случае, если они
не просто применяют новые
знания и умения, но с их
помощью работают быстрее,
4. Уровень результатов. Компания вкладывает деньги в обучение своих сотрудников для того, чтобы провести определенные изменения: повысить производительность труда, снизить издержки, освоить новую продукцию, внедрить новое оборудование и технологии и т. п. Поэтому необходимо оценить влияние результатов обучения на деятельность всей организации. Это также финальная оценка тренинга в целом.
На практике достаточно трудно
изолированно оценить влияние программы
обучения (тем более отдельного тренинга)
на изменение деятельности крупной
организации. Скорее можно установить
связь между обучением и