Оценка конкурентоспособности предприятий торговли и основные направления её повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:31, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия на рынке г. Мурманск

Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:

рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;

рассмотреть виды конкурентоспособности

выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;

дать оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ООО «Шуры-Муры»;

определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Содержание работы

Введение 4
1 Общие положения 6
2 Выбор темы ВКР, ДП и ее утверждение 7
3 Общие требования к содержанию и структуре ВКР 8
3.1 Структурные элементы ВКР 8
3.2 Содержание и оформление структурных элементов отчета 9
3.2.1 Титульный лист 9
3.2.2 Содержание 9
3.2.3 Введение 9
3.2.4 Основная часть 10
3.2.5 Заключение 13
3.2.6 Список использованных источников 13
3.2.7 Состав приложений 14
3.3 Требования к оформлению ВКР, ДП 14
3.3.1 Общие требования 14
3.3.2 Построение ВКР, нумерация 16
3.3.3 Оформление иллюстраций 18
3.3.4 Оформление таблиц 19
3.3.5 Примечания 21
3.3.6 Формулы и уравнения 22
3.3.7 Оформление приложений 23
3.3.8 Требования к наглядному и раздаточному материалу на защите ВКР 23
3.3.9 Справка о внедрении результатов 25
3.3.10 Запрос на трудоустройство
3.3.11 Структура и описание документов для допуска ВКР, ДП к защите
4 Внешнее рецензирование ВКР
5 Подготовка ВКР к защите

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Мурманский  филиал

НОУ ВПО московскОЙ академиИ предпринимательства 

при Правительстве  Москвы

 

 

Специальность «Коммерция (торговое дело)»

Специализация «Торговое предпринимательство»

 

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой «Менеджмента, маркетинга,

торгового дела и предпринимательства»

к.э.н., доцент И.А. Андрусенко

___________________________

«_____» ______________ 2014 г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Тема: Оценка конкурентоспособности предприятий торговли и основные направления её повышения.

 

Выполнил студент

6 курса

заочная форма обучения

 

____________ ________________________Соловьёва Д.А.

(подпись)    (фамилия, инициалы)

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

___________________ ___________ доц. Лычкина               .

(подпись)     (ученая степень, звание, фамилия, инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск 2014 г.

 

 

 

Содержание

 

Введение 4

1 Общие положения 6

2 Выбор темы ВКР, ДП и ее утверждение 7

3 Общие  требования к содержанию и  структуре ВКР 8

3.1 Структурные элементы ВКР 8

3.2 Содержание и оформление структурных элементов отчета 9

3.2.1 Титульный лист 9

3.2.2 Содержание 9

3.2.3 Введение 9

3.2.4 Основная часть 10

3.2.5 Заключение 13

3.2.6 Список использованных источников 13

3.2.7 Состав приложений 14

3.3 Требования  к оформлению ВКР, ДП 14

3.3.1 Общие требования 14

3.3.2 Построение ВКР, нумерация 16

3.3.3 Оформление иллюстраций 18

3.3.4 Оформление таблиц 19

3.3.5 Примечания 21

3.3.6 Формулы и уравнения 22

3.3.7 Оформление  приложений 23

3.3.8 Требования к наглядному и раздаточному материалу на защите ВКР 23

3.3.9 Справка о внедрении результатов 25

3.3.10 Запрос на трудоустройство 

3.3.11 Структура и описание документов для допуска ВКР, ДП к защите 

4 Внешнее рецензирование ВКР                                                                          

5 Подготовка ВКР к защите                                                                                  

Приложения                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Содержание:

 

 

 

Введение..................................................................................................................

 

1. Конкурентоспособность предприятия  торговли.............................................

 

1.1. Сущность конкурентоспособности  предприятия торговли и факторы, ее определяющие........................................................................................................

 

1.2. Методы оценки конкурентоспособности  торгового предприятия. Управление  конкурентоспособностью предприятия.........................................

 

1.3. Конкуренция в розничной продуктовой  торговле ......................................

 

2. Анализ конкурентоспособности ООО «Шуры-Муры»..................................

 

2.1. Организационно-экономическая  характеристика торгового 

предприятия............................................................................................................

 

2.2. Анализ внешней и внутренней  среды предприятия.....................................

 

2.3. Оценка конкурентоспособности  торгового предприятия.............................

 

3. Разработка конкурентной стратегии  торгового предприятия и мероприятия  по ее реализации......................................................................................................

 

Заключение...............................................................................................................

 

Список использованных источников......................................................................

 

Приложения...............................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной  движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. 
 
Основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существуют. Если розничное предприятие торговли стремится к успеху, он должен знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности. Но процветающая фирма обязана быть сильным конкурентом. Невозможно добиться высоких показателей прибыли, просто удовлетворяя потребности людей. Необходимо пристально следить конкурентами, которые пытаются переманить к себе как можно больше покупателей. Наконец, торговые предприятия должны отслеживать возникновение новых потребностей, появление новых конкурентов и новых технологий.  
 
Тремя «словами», на которых покоится розничная торговля, являются конкуренция, тенденции развития внешней среды, включающие в себя изменение демографических показателей, стилей жизни потребителей и технологические открытия, и потребности, желания и покупки потребителей. Немалую роль играют также этические и правовые аспекты. 
 
Следует отметить, что сам термин «конкурентоспособность» незаметно, но достаточно органично вошел в наш повседневный и тем более научный лексикон. В настоящее время все большее количество исследователей уделяют внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных компаний, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже научно-методических документов и нормативных актов. 
 
В этой связи особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов в определении и оценке конкурентоспособности торгового предприятия. Более детальная проработка этих вопросов будет способствовать определению и верной расстановке приоритетов в нелегком деле повышения конкурентоспособности торгового предприятия в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений. 
 
Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия на рынке г. Мурманск 
 
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач: 

  1.  
    рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
  2.  
    рассмотреть виды конкурентоспособности
  3.  
    выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность; 
  4.  
    дать оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ООО «Шуры-Муры»;
  5.  
    определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

 
Объектом исследования является ООО  «Шуры-Муры». Предмет исследования – конкурентоспособность данного торгового предприятия на местном рынке г. Мурманск. 
 
Научной основой работы послужили теоретические положения, разработанные отечественными и зарубежными учеными в области экономики, маркетинга, управления качеством и конкурентоспособностью, организации торговли, следующих авторов: Портер М., Котлер Ф., Дэй Дж., Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж., Фатхутдинов Р.А., Шкардун В.Д., Нагапетьянц Н.А., Багиев Г.Л., Николаева Т.И. и других. Также были отражены данные периодических печатных изданий: «Эксперт-Урал», «Деловой квартал», «Маркетинг в России и за рубежом», «Новости торговли», «Российская торговля». Методологический инструментарий дипломной работы включает графический, статистический материал, математический, экономический, графический анализ, метод опроса. 
 
Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов и заключения, списка используемых источников и приложений.  
 
В первой главе «Конкурентоспособность предприятия торговли» рассмотрены теоретические аспекты, характеризующие понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность», а также рассмотрена конкуренция в розничной продуктовой торговле. 
 
Во второй главе «Анализ конкурентоспособности ООО «Шуры-Муры» отражены влияние внутренней и внешней среды на конкурентоспособность предприятия, был проведен ее анализ. Для этого использовались различные методики оценки конкурентоспособности предприятия торговли. 
 
В третьей главе «Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации» представлены и разработаны пути укрепления конкурентоспособности, предложены мероприятия, внедрение которых позволит повысить эффективность работы предприятия в целом, а, следовательно, и его конкурентоспособность.  
 
В заключении подведен итог дипломного проектирования 

 

 

1. Конкурентоспособность  предприятия торговли 
 
1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие 
 
Новое время диктует новые правила. Осознанное стремление России динамично интегрироваться в мировую экономику предполагает необходимость использования общепризнанных в международном сообществе показателей эффективности участия той или иной страны в глобальном процессе мирового экономического развития, и в первую очередь конкурентоспособности. Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. 
 
В последние десятилетия в условиях глобализации экономики отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий. 
 
 
Конкуренция в переводе с латинского (Concurrence) [19, С. 125] означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средство конкуренции — это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей.  
 
Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности — одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку. 
 
Разные авторы по-разному трактуют понятие «конкурентоспособность». В таблице 1 приведены некоторые из них. 
 
Таблица 1 – Некоторые определения понятия «конкурентоспособность» 

 
Автор

 
Содержание определения

 
Портер М. 
 
[31, C.17]

 
Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

 
Макдоналд М., Данбар Я. 
 
[21,C.28]

 
^ Конкурентоспособность компании – это мера реальной силы организации в каждом сегменте, объективная оценка способности компании удовлетворить потребности каждого сегмента в сравнении с конкурентами.

 
Жан-Жак Ламбен  
 
[16, C. 36]

 
^ Конкурентоспособность фирмы- ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты.


Таким образом, в настоящее  время существует множество определений конкурентоспособности как в нашей стране, так и за рубежом. Применительно к экономической сфере эти определения сводятся к следующему: под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств, то есть конкурентных преимуществ, могут быть различные виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений. В приложении А приведены особенности понятия «конкурентоспособность» применительно к различным объектам. 
 
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, то это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно.  
 
Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня [50, C.116]: 
 
- микроуровень (конкретные виды продукции, предприятия);  
 
- мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий);  
 
- макроуровень (народно-хозяйственные комплексы, страны).  
 
Их можно представить на рисунке 1. 
 
 
 
Рисунок 1. Уровни конкурентоспособности 
Соответственно конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, подразделяются на: 
 
- микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции);  
 
- мезоуровневые (обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей); 
 
- макроуровневые (отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.).  
 
Приведенное структурирование субъектов конкурентной борьбы, а также факторов и характеристик конкурентоспособности позволяет более четко охарактеризовать состав элементов этой сложной категории и выявить их взаимосвязи. Это, в свою очередь, помогает обосновать эффективные подходы к ее анализу, что открывает дополнительные возможности раскрытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом из уровней. 
 
Распределение по уровню конкурентных отношений можно рассматривать как признак для классификации конкурентоспособности.  
 
Виды конкурентоспособности представлены в таблице 2. 
 
Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что предприятие не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени.  
 
Основными свойствами конкурентоспособности (по всем составляющим) являются относительность и динамический характер. Относительность проявляется в том, сто сравнение предприятия и конкурентов позволяет говорить о конкурентных преимуществах в отношении той или иной стороны. 
Таблица 2 – Виды конкурентоспособности

 
 
Признак классификации

 
 
Виды конкурентоспособности

 
По уровню конкурентных отношений

 
- конкурентоспособность  продукции (микроконкурентоспособность). Это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом [19, C. 11]; 
 
- конкурентоспособность предприятия (мезоконкурентоспособность). В самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов [73,C. 38]  
 
- макроконкурентоспособность.  
 
^ Конкурентоспособность региона (города) — это его способность создавать требуемые политические, экономические, экологические, социальные, инновационные и другие условия для выполнения государственными органами управления своих функций по обеспечению эффективной и качественной работы государственных, коммерческих и других структур, по гармоничному развитию личности и повышению качества жизни населения.  
 
^ Конкурентоспособность государства — это его способность обеспечивать эффективную интеграцию в мировое хозяйство, эффективное и качественное функционирование всех государственных, коммерческих и других структур по обеспечению комплексной безопасности и высокого качества жизни населения.

 
В отношении рынка

 
- на глобальном рынке (мировом) 
 
- национальном рынке; 
 
- региональном рынке; 
 
- местном рынке;

 
По подходу к управлению предприятием 
 
[35, C. 48]

 
- стратегическая конкурентоспособность. Она определяет потенциальную способность данного объекта конкурировать с аналогичными объектами в будущем на запланированном рынке. 
 
- фактическая конкурентоспособность – сложившаяся конкурентоспособность конкретного объекта на конкретном рынке.

 
По объекту  
 
[39, C 12]

 
- конкурентоспособность нормативных  актов; 
 
- научно-методических документов; 
 
- проектно-конструкторской документации 
 
- технологии; 
 
- производства; 
 
- выпускаемой продукции (выполняемой услуги),  
 
- рабочего; 
 
- специалиста; 
 
- менеджера; 
 
- ценных бумаг; 
 
- инфраструктуры (внешней среды); 
 
- информации;  
 
- фирмы (организации, учреждения).

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятий торговли и основные направления её повышения