Оценка конкурентоспособности предприятий торговли и основные направления её повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:31, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия на рынке г. Мурманск

Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:

рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;

рассмотреть виды конкурентоспособности

выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;

дать оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ООО «Шуры-Муры»;

определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Содержание работы

Введение 4
1 Общие положения 6
2 Выбор темы ВКР, ДП и ее утверждение 7
3 Общие требования к содержанию и структуре ВКР 8
3.1 Структурные элементы ВКР 8
3.2 Содержание и оформление структурных элементов отчета 9
3.2.1 Титульный лист 9
3.2.2 Содержание 9
3.2.3 Введение 9
3.2.4 Основная часть 10
3.2.5 Заключение 13
3.2.6 Список использованных источников 13
3.2.7 Состав приложений 14
3.3 Требования к оформлению ВКР, ДП 14
3.3.1 Общие требования 14
3.3.2 Построение ВКР, нумерация 16
3.3.3 Оформление иллюстраций 18
3.3.4 Оформление таблиц 19
3.3.5 Примечания 21
3.3.6 Формулы и уравнения 22
3.3.7 Оформление приложений 23
3.3.8 Требования к наглядному и раздаточному материалу на защите ВКР 23
3.3.9 Справка о внедрении результатов 25
3.3.10 Запрос на трудоустройство
3.3.11 Структура и описание документов для допуска ВКР, ДП к защите
4 Внешнее рецензирование ВКР
5 Подготовка ВКР к защите

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

 
 
Вопрос о конкурентоспособности  предприятия и способах ее достижения является основным в рамках маркетинговых  исследований вообще и маркетинговых  исследований конкуренции на рынке  в частности.  
 
Маркетинговые исследования – это систематический сбор, анализ и отражение данных, необходимых для решения тактических и стратегических задач, стоящих перед фирмой на том или ином рынке в тех или иных условиях [17, C. 6]. 
 
Главной задачей маркетинговых исследований внешней коммерческой среды и внутренней деятельности самого предприятия является ответ на вопрос о том, какие меры следует предпринять фирме для завоевания или поддержания собственной конкурентоспособности. Для этого фирма должна знать о своих возможностях (сильных и слабых сторонах) и о сильных и слабых сторонах конкурентов.  
 
Маркетинговые исследования обычно включают две составляющие (по основным направлениям)[61]: 

  •  
    рыночное исследование (исследование внешней коммерческой среды); 
  •  
    исследование деятельности самого предприятия (по товару, цене, товародвижению, продвижению; анализ сильных и слабых сторон и возможностей предприятия). 

 
Первая из этих составляющих включает следующие основные направления: 

  1.  
    Изучение потребителей (в т. ч. существующих и потенциальных ), выявление системы их предпочтений и намерений; 
  2.  
    Изучение рыночной сегментации; 
  3.  
    Анализ конъюнктуры рынка (в т. ч. определение тенденций изменения рынка, оценка его емкости, прогноз объема спроса); 
  4.  
    Анализ конкуренции на рынке; 
  5.  
    Анализ рыночных позиций предприятия. 

 
Оценка состояния компании позволяет  получить важную информацию об угрозах  и положительных возможностях окружающей среды и о сильных и слабых сторонах самой компании. На основе результатов проведенного анализа  формулируются долгосрочные и среднесрочные цели и определяются наиболее важные из них. Приоритетные долгосрочные и среднесрочные цели конкретизируются в краткосрочных целях, содержащих определенные количественные ориентиры.  
 
Конкурентоспособность предприятия может достигаться при выборе соответствующей конкурентной стратегии.  
 
Стратегия (от греч. «стратогос» — войско, «эгос» — веду) - это абстрактно-нормативное представление о способе достижения перспективной цели организации (в рамках ее миссии), учитывающее внешние и внутренние условия ее существования и отражающее основные этапы пути прихода к цели.  
 
Успешная стратегия – это: 
 
1 – знание направления движения компании 
 
2 – понимание пути, который ведет в желаемое будущее. 
 
Процесс разработки стратегии предприятия с целью достижения конкурентоспособности включает: 
 
1) определение конкурентоспособного стратегического положения предприятия на рынке 
 
2) оценку взаимодействия внутренних и внешних факторов; 
 
3) определение стратегических альтернатив поведения предприятия на рынке и его развития; 
 
4) выработку конкурентоспособной стратегии, отвечающей сложившейся ситуации и целям предприятия. 
 
Интенсивность конкуренции в розничной торговле постоянно повышается – появляются новые формы торговли и новые технологии, изменяются потребности покупателей, что обуславливает повышение значения стратегического планирования. Стратегия указывает фирме общее направление, следуя которому она эффективно взаимодействует с миром розничной торговли, его средой и покупателями [18, C. 117]. 
 
Сущность формулирования конкурентной стратегии состоит в сопоставлении компании и ее окружения [31, C. 38]. На рисунке 4 представлены 5 сил конкуренции, оказывающих влияние на предприятие (модель Портера): 
 
 
 
Рисунок 4. Модель Портера [31, C. 38] 
 
Пять конкурентных сил — угроза вхождения на рынок новых участников, угроза появления субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков и соперничество между действующими конкурентами — отражают тот факт, что конкуренция в отрасли выходит далеко за рамки действующих игроков. Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники — все это «конкуренты» для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество. 
 
Все пять конкурентных сил совместно определяют интенсивность отраслевой конкуренции и прибыльность, при этом наиболее мощная сила или силы приобретают решающее значение с точки зрения формулирования стратегии.  
 
Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших показателей по сравнению с другими фирмами отрасли необходимо выделить следующие три потенциально успешных базовых стратегических подхода: 
 
1. Абсолютное лидерство в издержках (стремление иметь самые низкие в отрасли издержки, т.е. стратегия руководящей роли в области издержек); 
 
2. Дифференциация (поиск путей дифференциации реализуемой продукции от продукции конкурентов); 
 
3. Фокусирование (фокусирование на узкой части, а не на всём рынке; стратегия фокуса, или ниши). [56, C.11] 
 
Наглядно конкурентные стратегии можно представить на рисунке 5.

 
^СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

 

 

 
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

 

 

 
Уникальность продукта, воспринимаемая потребителем

 
Позиция низкого уровня издержек

 
В рамках всей отрасли

 
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

 
^ АБСОЛЮТНОЕ ЛИДЕРСТВО В ИЗДЕРЖКАХ

 

 

 

 

 

 

 
В рамках отдельного сегмента

 

 

 

 

 
ФОКУСИРОВАНИЕ

 

 

 

 

 
 
Рисунок 5. Три базовых варианта стратегии [30, 77] 
 
Принятие решения об использовании той или иной конкурентной стратегии может базироваться на модели Портера, Графическая интерпретация модели Портера, показывающая зависимость между долей на рынке и прибыльностью, приведена на рисунке 6.  
 
 
 
Рисунок 6. Модель Портера [56, C. 19] 
 
На основе данной модели можно сделать следующие рекомендации. 
 
Фирма с небольшой долей на рынке может преуспеть, имея четко концентрированную стратегию и сосредоточивая свои усилия на одной конкурентной "нише", даже если её общая доля на рынке незначительна. 
 
Компания, имеющая большую долю на рынке, может осуществлять успешную предпринимательскую деятельность в результате преимущества по общим издержкам или стратегии фокуса. 
 
Три базовых варианта стратегии различаются не только функциональными характеристиками, но и другими параметрами. Чтобы успешно их осуществлять, требуются различные ресурсы и квалификация. Кроме того, для базовых вариантов стратегий необходимы различные организационные условия, процедуры контроля и системы стимулов. Поэтому для достижения успеха, как правило, требуется долгосрочная приверженность определенной стратегии как задаче первостепенной важности. В таблице 8 представлены некоторые имеющие общее значение условия, связанные с реализацией базовых вариантов стратегии. 
 
Таблица 8 – Требования к предприятию, влияющие на выбор конкурентной стратегии [31, C. 79]

 
Базовая стратегия

 
Общие требования к ресурсам и квалификации

 
Общие требования к организационным  условиям

 
Абсолютное лидерство в издержках

 
Реальные инвестиции и доступ к  капиталу 
 
Навыки и опыт работы в данной отрасли 
 
Тщательный надзор 
 
и контроль за трудовыми 
 
процессами 
 
Низкозатратная система распределения и сбыта

 
Жесткий контроль за уровнем издержек 
 
Частые и детальные контрольные отчеты 
 
Четкая организационная структура и ответственность 
 
Стимулирование на основе четких количественных показателей

 
Дифференци-ация

 
Высокий потенциал маркетинга 
 
Творческие способности 
 
Высокий потенциал фундаментальных исследований 
 
Значительный опыт работы в отрасли или уникальное сочетание навыков, полученных в других отраслях 
 
Возможность обеспечения высокой потребительской ценности реализуемого товара или услуги

 
Тесная функциональная координация  НИОКР и маркетинга 
 
Субъективные оценки и стимулы вместо количественных показателей 
 
Возможности привлечения высококвалифицированной рабочей силы, исследователей и творческого персонала

 
Фокусирова-ние

 
Сочетание указанных выше условий  и мер, направленных на достижение конкретной стратегической цели

 
Сочетание указанных выше условий  и мер, направленных на достижение конкретной стратегической цели


 
 
Базовые варианты стратегии могут также потребовать различных стилей руководства, существенно изменить корпоративную культуру и атмосферу, а также привлечь людей различного типа. 


Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятий торговли и основные направления её повышения