Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:27, реферат
Среди имеющихся в литературе определений понятия конкурентоспособности перспективной представляется интерпретация, предложенная А.З. Селезневым: «Конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику».
Введение
1. Конкурентоспособность регионов
1.1 Сущность конкурентоспособности регионов
1.2 Факторы конкурентоспособности
1.3 Методы оценки конкурентоспособности
2. Оценка конкурентоспособности субъектов ПФО
Заключение
Список использованной литературы
1.2 Факторы конкурентоспособности
В литературе понятие «факторы»
часто отождествляется с
По поводу факторов, обеспечивающих конкурентоспособность региона, существует три группы взглядов:
- кластерный подход;
- инновационная система
- все остальные факторы
В соответствии с кластерной концепцией
конкурентоспособность
Вторую группу взглядов объединяет
связывание конкурентоспособности
региона с наличием инновационной
системы. Они отражают факт накопления
знания и роль исторического пути
развития в обеспечении жизнеспособности
(которая в эволюционной экономике
отождествляется с
К отдельной группе относятся факторы, которые либо представлены лишь в постановочном варианте, либо ещё не стали объектом внимания исследователей.
Например, роль государства в обеспечении конкурентоспособности региона. Есть мнение, что создание конкурентного преимущества региона осуществляется путём особой политики, которая благоприятствует определённым отраслям в момент, когда они становятся слабыми.
Важное экономическое значение
вновь приобретает экономико-
Возрастание в мире ценностей здорового образа жизни и подходов устойчивого развития повышает рекреационную ценность регионов, где для этого имеются условия, давая шанс обеспечения преимуществ этим регионам. Возрастание возможностей мирового туризма также повышает шансы многих регионов как образцов уникальной культуры на привлечение платёжеспособного спроса.
В качестве отдельного фактора выделяют
образ региона, или в терминах
экономической психологии, имидж
региона, его репутация. Регион как
специфический «товар» также
является объектом выбора целевых потребителей:
инвесторов (как места размещения
капитала), бизнесменов (как места
размещения торговых и производственных
операций), жителей (как места жительства),
работников (как места работы), руководящих
деятелей (как места проведения деловых
и политических мероприятий), туристов
и т.д. Имидж региона может оказывать
как стимулирующее, так и тормозящее
воздействие на поведение целевых
потребителей. Управление имиджем служит
повышению
Формирование конкурентного
Ряд исследователей утверждают, что качество продукции, производимой предприятиями региона, является значимым фактором конкурентоспособности региона. «Наступивший век должен стать веком качества в противоположность ушедшему веку производительности. Именно качество может обеспечить высокую конкурентоспособность, постоянный рост рынка сбыта и увеличение прибыли. Оно (качество) - самый точный и обобщающий показатель научно-технического прогресса, культуры и дисциплины труда».
1.3 Методы оценки
Ряд исследователей попытались количественно оценить конкурентоспособность региона. Были разработаны разные методики. Но среди индикаторов всегда присутствовали показатели уровня жизни населения, инвестиционной привлекательности.
На сегодняшний день нет однозначного
подхода к количественному
Если показатель конкурентоспособности
регионов необходим для сравнения
их между собой, то важно определить
порядковое соотношение сравниваемых
объектов. Поэтому в сопоставительных
исследованиях широкое
Выбор факторов должен базироваться на основе обоснованных критериев. Сопоставлять регионы по всем характеристикам, которые отличают их друг от друга (территория, численность и т.д.), видимо, имеет смысл для характеристики и сравнения регионов. Но для создания индекса конкурентоспособности гораздо важнее выделить факторы, которые характеризуют конкурентный успех и накопленный потенциал конкурентных преимуществ с точки зрения основных источников этих преимуществ: факторных, инвестиционных, инфраструктурных, инновационных, информационных, институциональных. Другим важным условием расчета является выбор адекватных конкретных показателей.
Существуют и другие методики оценки
конкурентоспособности
RC = f ( Y,I ).
Соответственно каждый из них включает в себя:
Y = PC + G + L ,
где PC - покупательная способность населения; G - коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини); L - уровень безработицы.
I = Ip + Ir + Iq + Q ,
где Ip - инвестиционный потенциал региона;
Ir - инвестиционный риск;
Iq - реальные объемы инвестиций;
Q - число убыточных предприятий в регионе.
В современных условиях существует
объективная потребность
Разработка методики оценки конкурентоспособности
региона представляет собой сложную
задачу, заключающуюся не только в
выборе единичных показателей, но и
необходимости изыскания
Наиболее распространенным методом оценки конкурентоспособности региона является экспертный метод. Это метод организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решения. Оценки группы экспертов рассматривают как совокупность независимых одинаково распределенных случайных величин со значениями в соответствующем пространстве объектов числовой и нечисловой природы. Итоговое мнение экспертов следует найти как среднее мнение эксперта, как решение оптимизационной задачи - минимизировать расстояние от кандидата в среднее мнение экспертов - «медиана Кемени». Считается, что решение может быть принято лишь на основе согласованных мнений экспертов, поэтому исключают из экспертной группы тех, чье мнение отличается от мнения большинства - «догмы согласованности». Проведение экспертных исследований основано на использовании современных методов прикладной математической статистики, прежде всего объектов нечисловой природы.
Организация и порядок экспертной оценки могут меняться в зависимости от возможностей исследователя, то есть сбор экспертов требует определенной заинтересованности с их стороны, такой подход должен дать комплексную оценку региона, оценку совокупного влияния положительных и отрицательных факторов на конкурентные позиции региона.
Трудности использования экспертного метода заключаются не только в обработке результатов работы экспертной комиссии, но и с наличием экспертов, оперативной организацией их работы, значительными финансовыми издержками, а также доле субъективности оценки.
Другой метод, получивший широкое
распространение, - статистические балльные
оценки. Он часто применяется с
использованием приведения числовых значений
статистических показателей к балльным
оценкам по какой-либо шкале и
также не может в полной мере отразить
степень дифференциации статистических
показателей по регионам из-за неизбежно
ограниченного числа
Недостатком названных методов
является то, что не учитывается
реальный разброс соответствующих
фактических объективных
конкурентоспособность регион
2. Оценка конкурентоспособности субъектов ПФО
Оценку конкурентоспособности следует проводить с помощью алгоритма, включающего следующие этапы:
1. Экономическое обоснование
2. Ранжирование единичных
3. Сбор информации, характеризующей
социально-экономическое
4. Расчет численных значений
единичных показателей
5. Выбор наибольших
6. Присвоение весовых
7. Расчет интегральных
8. Расчет уровня
9. Анализ результатов оценки уровня конкурентоспособности.
10. Разработка управленческих
На первом этапе, согласно алгоритму, необходимо выбрать единичные показатели оценки конкурентоспособности.
Главным субъектом региона являются люди, которые именно в регионе реализуют свои экономические интересы и удовлетворяют потребности. В связи с этим, целесообразно при оценке конкурентоспособности региона учесть показатель уровня жизни населения, являющийся составной частью качества жизни. Уровень жизни - отношение уровня доходов к стоимости жизни вместе с определяемыми этим отношением характеристиками потребления и обеспеченности жизненными благами. Уровень доходов в данном случае наилучшим образом отражается показателем располагаемых ресурсов, поскольку в него кроме текущих доходов включаются и накопленные сбережения. Для простоты вычислений в данной методике используем более распространенный показатель среднедушевого денежного дохода.
В качестве показателей, характеризующих эффективность региональной экономики, выбраны показатели рентабельность валовой продукции региона и удельный вес убыточных организаций.
Социально-экономическое
Информация о работе Оценка конкурентоспособности субъектов ПФО