Оценка конкурентоспособности субъектов ПФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:27, реферат

Описание работы

Среди имеющихся в литературе определений понятия конкурентоспособности перспективной представляется интерпретация, предложенная А.З. Селезневым: «Конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику».

Содержание работы

Введение
1. Конкурентоспособность регионов
1.1 Сущность конкурентоспособности регионов
1.2 Факторы конкурентоспособности
1.3 Методы оценки конкурентоспособности
2. Оценка конкурентоспособности субъектов ПФО
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Конкур-ть регионов России.docx

— 104.83 Кб (Скачать файл)

Согласно данным, приведенным в  таблице 11, на снижение уровня конкурентоспособности  по Самарской области оказали  отрицательное влияние следующие  факторы: рост удельного веса убыточных  организаций (-3 %); сокращение доли отгруженной  инновационной продукции (-13,46 %), удельного  веса транспортных услуг и связи (-18,75 %), удельного веса малых предприятий (-9,64 %). Однако такие единичные показатели, как среднедушевые денежные доходы, рентабельность валовой продукции, удельный вес инвестиций в основной капитал, величина экспорта в течении 2006-2007 гг. были максимальными в Приволжском Федеральном округе, что позволило Самарской области удержать лидерство по уровню конкурентоспособности, несмотря на некоторое его снижение.

Анализируя динамику уровня конкурентоспособности, необходимо отметить следующие положительные  факторы по Пермскому краю: рост рентабельности валовой продукции  региона (+20 %); увеличение экспорта (+38,3 %). При этом удельный вес инновационно-активных организаций и доля отгруженной инновационной продукции за рассматриваемый период остались максимальными среди анализируемых регионов. Помимо положительных факторов, обеспечивших Пермскому краю 2 место среди регионов по уровню конкурентоспособности, на рассматриваемый показатель отрицательное влияние оказали следующие факторы: снижение среднедушевых денежных доходов населения; снижение удельного веса инвестиций в основной капитал; увеличение расходов консолидированного бюджета на душу населения.

Положительная динамика уровня конкурентоспособности  по Республике Татарстан и перемещение  ее на более высокое место в  рейтинге обусловлено значительным влиянием следующих факторов: рост рентабельности валовой продукции  региона (+65,1 %), удельного веса инвестиций в основной капитал (+22,39 %), экспорта (+64,52 %); сокращение доли удельного веса убыточных организаций (+23,46 %). Кроме  положительных факторов на уровень  конкурентоспособности оказывали  влияние и отрицательные факторы, к числу которых относятся: сокращение удельного веса инновационно-активных организаций (-6,38 %); сокращение доли отгруженной инновационной продукции (-16,67 %), а также уменьшение удельного веса транспортных услуг и связи (-25,58 %). Республика Башкортостан напротив несколько утратила свои позиции и переместилась в рейтинге с 3 на 4 место. Перемещение Республик Татарстан и Башкортостан в рейтинге обусловлено тем, что уровень конкурентоспособности Республики Татарстан увеличился за рассматриваемый период на 9,97 %, а Республика Башкортостан соответственно на 3,11 %. Согласно данным таблицы 11 следующие факторы обеспечили прирост относительного изменения уровня конкурентоспособности Республики Башкортостан: увеличение рентабельности валовой продукции (+55,56 %), экспорта (+69,23 %); сокращение удельного веса убыточных предприятий (-10,34 %); рост доли отгруженной инновационной продукции (+47,06 %).

 

Анализируя уровень  конкурентоспособности Нижегородской  области, следует отметить, что по данной области наблюдается самый  высокий рост следующих относительных  показателей среди рассматриваемых  регионов: увеличение рентабельности валовой продукции (+72,73 %), доли отгруженной  инновационной продукции (+90,9 %); рост удельного веса инновационно-активных организаций (+126,7 %), экспорта (+140 %).

В целях повышения  конкурентоспособности регионов необходимо разработать Программу повышения  конкурентоспособности регионов, основу которой должна составлять Программа  повышения качества региональной продукции.

Заключение

В результате проведенной  работы можно сделать следующие  выводы.

Конкурентоспособность региональной экономики -- это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования -- устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) -- предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

Необходимо также  отметить, что в отечественном  экономическом понятийном инструментарии несколько лет назад отсутствовал термин «конкурентоспособность региона», поэтому в литературе, посвященной  проблемам региональной экономики, к настоящему времени еще недостаточно хорошо проработан вопрос о конкурентоспособности  регионов как экономической категории.

Факторы конкурентоспособности - всё то, что может обеспечить и влияет на наилучшее использование  имеющихся ресурсов, актуализацию потенциальных  ресурсов и создание новых ресурсов, то есть всё то, что влияет на превращение  ресурсов в конкретные преимущества. Выделяют следующие факторы: роль государства, экономико-географическое положение  региона, рекреационная ценность региона, имидж региона, формирование конкурентного образа мышления, качество продукции.

Разработка методики оценки конкурентоспособности региона  представляет собой сложную задачу, заключающуюся не только в выборе единичных показателей, но и необходимости  изыскания теоретических подходов, которые стали бы методологической основой и обеспечили объективность  и достоверность оценки.

Наиболее распространенным методом оценки конкурентоспособности  региона является экспертный метод. Это метод организации работы со специалистами-экспертами и обработки  мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью  подготовки информации для принятия решения. Проведение экспертных исследований основано на использовании современных  методов прикладной математической статистики, прежде всего объектов нечисловой природы.

Другой метод, получивший широкое распространение, - статистические балльные оценки. Он часто применяется  с использованием приведения числовых значений статистических показателей  к балльным оценкам по какой-либо шкале и также не может в  полной мере отразить степень дифференциации статистических показателей по регионам из-за неизбежно ограниченного числа  применяемых интервалов «разбивки» данных или заранее заданного  диапазона балльных оценок.

Анализируя изменения  единичных показателей оценки конкурентоспособности  региона за 2006-2007 гг. можно отметить следующие тенденции. Показатель среднедушевых  денежных доходов населения по всем исследуемым регионам существенно  возрос. Максимальный прирост отмечен  в Пермском крае (+33,89 %). Анализ показателя рентабельности валовой продукции (работ, услуг) региона показал, что  по Нижегородской области, Республикам  Татарстан и Башкортостан отмечен  рост данного показателя, причем лидером  является Нижегородская область (+29,05 %). Однако по Самарской области и  Пермскому краю отмечено снижение уровня рентабельности продукции.

Единичный показатель удельного веса убыточных организаций  отрицательно влияет на конкурентоспособность  региона. Следовательно, отрицательные  значения абсолютных и относительных  изменений свидетельствуют о  положительном влиянии на конкурентоспособность  региона. Значительное сокращение убыточных  предприятий произошло в Республике Татарстан (-16,67%). Однако в Самарской  области количество таких предприятий  напротив возросло на 5,26 %. Единичный  показатель удельного веса инвестиций в основной капитал в ВРП по всем анализируемым регионам в течении рассматриваемого периода увеличился, что положительно влияет на конкурентоспособность регионов. Наибольший рост данного показателя отмечен по Республике Татарстан (+18,71 %).

Согласно расчетным  данным лидерами по уровню конкурентоспособности  в 2006-2007 гг. являлись Самарская область  и Пермский край (соответственно 1 и 2 места в рейтинге). При этом произошло  некоторое незначительное снижение абсолютных и относительных показателей  за исследуемый период (соответственно на 2,51 и 1,02 %). Республика Татарстан в 2007 году увеличила свою конкурентоспособность  на 9,97 %, что позволило ей переместиться  в рейтинге с 4 на 3 место. Республике Башкортостан, несмотря на увеличение уровня конкурентоспособности на 3,11 %, не удалось удержать своих позиций  в рейтинге, и она сместилась с 3 места на 4. Нижегородская область  в 2007 году занимает 5 место. Следует  отметить, что Нижегородской области  удалось подняться в рейтинге на более высокое место, за счет того, что уровень конкурентоспособности  данной области возрос (на 5,85 %).

В целях повышения  конкурентоспособности регионов необходимо разработать Программу повышения  конкурентоспособности регионов, основу которой должна составлять Программа  повышения качества региональной продукции.

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Гаврилов А.И.  Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 239 с.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - Учебник / ТАСИС, Высшая школа экономики. - М.: 2003.

3. Качалкина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л.Н. Качалкина. - М.: Эксмо, 2006. - 464 с.

4. Конкурентоспособность  регионов: теоретико-прикладные аспекты  / под ред. Ю.К. Перского, Н.Я. Калюжновой. - М.: ТЕИС, 2003.

5. Мищенко В.В.  Экономика регионов. - Алтай: Изд-во  Алтайского государственного университета, 2002. - 160 с.

6. Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. Региональная  экономика: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 472 с.

7. Региональная  экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 666 с.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 991 с.

9. Фетисов Г.Г., Орешин  В.П. Региональная экономика и  управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

10. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография / Л.Н. Чайникова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 148 с.

 

 

 

 

 

 

Конкурентоспособность региона как экономическое явление

Регионы России на данном этапе экономического развития являются субъектами управления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи. Региональная статистика отражает абсолютные и относительные показатели социально-экономического развития, их динамику и место в национальной экономике, но не дает прямого ответа относительно конкурентоспособности региона. 
Конкурентоспособность региональной экономики — это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования — устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) — предпринимательский климат, качество управленческого потенци¬ала, стоимость рабочей силы, инфраструктура. 
В отечественной экономической науке конкурентоспособность региона как экономическое явление относится к числу слабо раз¬работанных. По мнению ряда авторов, в «определенной степени такому осмыслению мешает и кажущаяся очевидность содержа¬ния категории «конкурентоспособность региона», ее близость к категории эффективности: их нередко рассматривают в качестве одноплановых, хотя первая основывается на последней, несет к себе сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов — отдельных фирм, корпораций, отраслевых объединений и национальных комплексов»1. 
Необходимо также отметить, что в отечественном экономичес¬ком понятийном инструментарии несколько лет назад отсутство¬вал термин «конкурентоспособность региона». 
Приобретение региональными системами экономической са-мостоятельности в условиях рынка вызывает необходимость пе¬реоценки положения и функций каждого региона в системе ко¬ординат экономического пространства, в котором предстоит при¬нимать решения, обеспечивающие условия его устойчивого развития. При этом следует учитывать некоторые явления и про¬цессы, которые ведут к изменению характера поведения управля¬ющих структур региона. Вместо отраслевой специализации, жест¬ко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых про¬цессов рынок порождает стремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, выбору экономической структуры, способ¬ной обеспечить его надежное положение в рыночном простран¬стве страны и мира. Любое решение, связанное с межрегиональ¬ным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономичес¬кой выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задач социаль¬но-экономического и экологического развития региона. 
В рыночном пространстве участвуют все субъекты Федерации, интересы которых пересекаются, образуя конкурентную среду. Побеждает в этой среде регион, имеющий наиболее надежные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятель¬ности. В этом случае регион приобретает преимущественное по¬ложение в рыночном пространстве, что дает ему возможность из¬влечь максимум выгоды для развития производительных сил и территориальной организации хозяйства. 
По мнению Р.И. Шнипера, пока существуют региональные различия в «потенциальных возможностях развития производства в степени влияния природно-экономических и ресурсных фак¬торов на экономическую структуру региональных систем, место и значение каждого региона в рыночном пространстве будут оп¬ределять специализация и территориальное разделение труда»1. 
В отечественной литературе, посвященной проблемам регио¬нальной экономики, к настоящему времени еще недостаточно хорошо проработан вопрос о конкурентоспособности регионов как экономической категории.

Так, в исследовании Н.Н. Некрасова «Региональная экономика. Теория, проблемы, методы», в сборниках статей «Размещение произ¬водительных сил» категория «конкурентоспособность регионов» отсут¬ствует вовсе. Г.В. Копанев делает основной акцент на конкуренцию как общую экономическую категорию; по его мнению, конкуренция — это «своеобразная рыночная принудительная сила, заставляющая то-варопроизводителей повышать производительность труда на своих предприятиях, расширять производство, осваивать новые технологии, материалы, модели»2.

Конкуренция сопровождается концентрацией и централизаци¬ей производства и капитала в наиболее перспективных для разви¬тия рынка районах. Она усиливает могущество крупного капита¬ла, порождает стимулы развития производства товаров, необходи¬мых населению. На различных стадиях развития рыночных отношений в каждом регионе она проявляется по-разному. 
С переходом к рынку региональные системы наделяются функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются: а) согласование и защита интересов региона внутри страны и за рубежом; б) уси¬ление конкурентных позиций региона путем научной подготовки территории с целью привлечения инвесторов и совершенствова¬ния экономической структуры; в) создание условий, благоприят¬ствующих развитию в регионе малого и среднего бизнеса, а так¬же стабилизации и расширению производственных возможностей государственной и муниципальной собственности; г) создание системы региональных льгот и гарантий для деятельности пред-принимательских, коммерческих структур и инвесторов; д) на¬ращивание внешнеэкономического потенциала и расширение тор¬гово-экономических связей регионов. 
Перечисленные функции способствуют формированию социально-экономической и правовой среды, гарантирующей предпри¬нимательским и коммерческим структурам надежное «тыловое» обеспечение в смысле социальной, экономической и экологичес¬кой безопасности, и тем самым повышают конкурентоспособность региональной системы. 
Предметом конкурентной борьбы между субъектами Федера¬ции могут стать государственные программы и проекты, связан¬ные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехват¬ке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности.

В период становления  рыночных отношений и первоначального  накопления конкуренция сводится в  основном к извлечению наиболь¬ших доходов любыми методами и путями, вплоть до криминальных. Это явление, по нашему мнению, временное. С развитием региональ¬ных отношений, имеющих прочную инфраструктурную базу и надеж¬ную правовую основу, конкуренция должна стать фактором, «стиму¬лирующим эффективное размещение и территориальную организацию производительных сил, совершенствование экономических структур региона, расширение ассортимента и повышение качества продукции и услуг соответствии с современными требованиями отечественных и мировых рынков»1.

Надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями  устойчивого развития региональной экономики. Прин¬цип экономической самостоятельности субъектов Федерации вно¬сит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитие региональной экономики нахо¬дится в прямой зависимости от наличия соответствующего соци¬ально-экономического, научно-технического и кадрового потен¬циала, и это определяет привлекательность региона для размеще¬ния новых и реконструкции существующих производств, а тем самым — для создания новых рабочих мест. В свою очередь, рост численности работающих определяет социально-экономическое благополучие населения и улучшение финансово-бюджетного со¬стояния региона. 
В рыночном пространстве страны приток капитала в тот или иной регион больше не зависит от централизованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяется конкурентными возможностями региона и перспективами их наращивания. Пред-принимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные произ¬водства и организовывать доходный бизнес. Каждый регион при¬зван оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил. 
Научное осмысление проблемы конкурентоспособности реги¬она осуществляется в отечественной экономической науке в ус¬ловиях сложнейших трансформационных процессов, когда про¬исходят слом старых отношений, преобразование некоторой их части в иные отношения путем приобретения нового содержания и возникновения совершенно новых экономических отношений, не существовавших в прежней экономике. При этом особую роль в научном знании играет категория «конкурентоспособность ре¬гиона». Речь идет именно о конкурентоспособности, а не об уча¬стии региона в реальной конкуренции. Эта проблема вторична, поскольку определяется конкурентоспособностью региона. 
Под конкурентоспособностью региона понимается, прежде всего, наличие и реализация конкурентного потенциала данного ре¬гиона. При этом конкурентный потенциал является многоплано¬вым и формируется как многообразные характеристики возмож¬ности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отноше¬ниях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспо¬собность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества ре¬гиона в самых различных сферах и отраслях экономики и соци¬альной сфере, условия существования региона (климат, географи¬ческое положение), наличие природных богатств, интеллектуаль¬ный уровень развития населения. 
Научное осмысление конкурентоспособности регионов, нача¬тое в последние годы, проходит в условиях переживаемого Рос¬сией многолетнего, глубокого экономического кризиса. Положе¬ние в промышленности и в агропромышленном комплексе за ис¬текший период реформ отмечено существенными потерями: менее чем за 10 лет производственный потенциал России сократился более чем вдвое. Существенно уменьшился выпуск практически всех основных видов продукции. Перечень наукоемких техноло¬гий, утраченных в эти годы, насчитывает сотни наименований. 
Возникла реальная угроза разрушения большей части научно-производственного потенциала, безвозвратной потери технологи¬ческой основы реконструкции и обновления индустриальной базы страны. В глубоком структурном кризисе оказались вся наукоем¬кая промышленность (авиакосмическая, лазерная, атомная про¬мышленность, судостроение, программное обеспечение), отрасли черной металлургии, машиностроения, химической, легкой про¬мышленности. В структуре промышленности России все прошед¬шие годы либеральных реформ в условиях отсутствия государ¬ственного протекционизма в проводимой экономической полити¬ке нарастали тенденции деиндустриализации, которые проявились в прогрессирующем росте доли топливно-энергетического комп¬лекса и других секторов, выпускающих экспортоемкую промежу¬точную продукцию, в то время как аутсайдерами оказались высо¬котехнологичные обрабатывающие, наукоемкие отрасли1. На со¬временном этапе тенденции деиндустриализации уже преодолели качественный рубеж: в России складывается экономика преиму¬щественно сырьевой направленности2, свойственная развива¬ющимся странам, которые полностью зависят от спроса развитых государств на топливно-сырьевые ресурсы3. 
Названные позиции характерны и для описания состояния конкурентоспособности региона. Конкурентоспособность как эко-номическое явление — это сложный, многоуровневый и противо¬речивый процесс, содержащий как объектные, так и субъектные признаки общественных отношений. На первое место здесь мож¬но поставить тот признак конкурентоспособности региональной системы, который выступает как импульс экономического разви¬тия. Данный признак определил И. Шумпетер, придавая ему свой¬ство мутации, которое «непрерывно революционизирует экономи¬ческую структуру, создавая новую»4. 
В этом смысле конкурентоспособность региональной системы превращается в динамический, никогда не прекращающийся процесс созидательного разрушения, постоянного изменения, обнов¬ления и создания нового в структурных характеристиках эконо¬мической системы, импульсируя одновременно ее эволюционное развитие. На всех последовательно сменяемых исторических эта¬пах конкурентоспособность экономических систем, претерпевая процесс эволюции, объективно обусловливает развитие произво¬дительных сил и производственных отношений, НТП, рост про¬изводительности труда, персонифицированное накопление фи¬нансового капитала, расширение материальной и рыночной ин¬фраструктуры. 
Конкурентоспособность, как и конкурентный потенциал, об¬ладает рядом признаков, в частности базовых и обеспечивающих. 
К базовым признакам конкурентоспособности относятся нали¬чие у региона развитой системы производительных сил, включа¬ющей в себя природные богатства (разведанные, используемые), научный потенциал, уровень применения достижений техничес¬кого прогресса на предприятиях региона, что создает общий уро¬вень технико-технологического обеспечения хозяйствования в определенном регионе, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и др. Обеспечивающие признаки конку¬рентоспособности региона — это система хозяйствования в нем: эффективность управления экономикой, скорость и простота про-текания экономических процессов, в том числе финансовых, то¬варных и др. К этим же признакам относится весь процесс фор¬мирования и осуществления хозяйственного механизма, который включает в себя не только чисто экономические составляющие, но и политическое оформление и социальные характеристики. 
К обеспечивающим признакам конкурентоспособности отно¬сят и институциональную ее составляющую — наличие разного вида инфраструктур региона, от производственной до рыночной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурами озна¬чает, что потенциальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализовать¬ся в конкурентных преимуществах данного региона перед други¬ми регионами. Институциональная составляющая конкурентоспо¬собности региона необходима для упорядочения взаимоотноше¬ний между хозяйствующими субъектами региона и эффективного использования базовых составляющих этой конкурентоспособ¬ности. 
Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспо¬собности постоянно взаимодействуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной действи¬тельности. Институциональная же характеристика конкуренто¬способности региона оформляет названное выше взаимодействие ее базовых и обеспечивающих признаков. Одновременно чрезмер¬ная развитость институциональной составляющей конкурентоспо¬собности региона несет в себе угрозу самодостаточности функци¬онирования, независимости от того, реализуется конкурентоспо¬собность региона или нет. Иначе говоря, институциональная составляющая конкурентоспособности региона представляет со¬бой форму взаимодействия названных выше признаков конкурен¬тоспособности. 
Содержание конкурентоспособности, таким образом, пред¬ставляет собой совокупность базовых и обеспечивающих призна¬ков и оформление их взаимодействия в виде институциональной характеристики. Иначе говоря, конкурентоспособность региона — это экономическая категория, выражающая отношения взаимо¬действия системы производительных сил определенной террито¬рии, хозяйственных отношений и институциональной формы про¬текания названных процессов, осуществляющихся как синергети-ческий эффект такого взаимодействия. 
Подобной характеристики нет в экономической литературе. Ряд авторов, стремясь дать характеристики конкурентоспособно¬сти региона, в основном обращали внимание на географические признаки либо на признаки своеобразия хозяйствования. Так, в экономической литературе последних лет широко распростране¬но применение теории М. Портера, который характеризовал кон¬курентные преимущества стран1. Собственно, речь у Портера идет не о конкурентоспособности, а о конкуренции и ее характерис¬тиках. Однако в отечественной экономической литературе это выдается за характеристики конкурентоспособности Портера. Если принять эту посылку, то конкурентоспособность региона (понимая под регионом страны), по Портеру, характеризуется сте¬пенью развитости технологии, овладения факторами производства и сбыта, глобализацией стратегий как опережения в действиях своих конкурентов. Все названные характеристики действитель¬но определяют реализацию конкурентоспособности региона, но не дают характеристику содержания самой конкурентоспособности региона. 
Современные экономисты вводят в понятие конкурентоспособ¬ности формирование и удержание устойчивых конкурентных пре¬имуществ. М. Гальвановский, И. Трофимова, В. Жуковская пишут, что конкурентоспособность — это «обладание свойствами, создаю¬щими преимущества для хозяйствующего субъекта одержать побе¬ду в экономическом соревновании. Эти свойства могут относиться к различным по своей природе объектам: видам продукции, пред¬приятиям, организациям, осуществляющим коммерческую деятель¬ность (микроуровень), их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения (мезоуровень), наконец, к отдельным странам (макроуровень)»1. Достоинство данного определения ви¬дится в том, что в нем подчеркивается конкурентный (состязатель¬ный) характер конкурентоспособности как экономического явле¬ния, активные действия хозяйствующих субъектов. Назван объек¬тно-субъектный состав данной категории, носящий, как видим, сложный, многоуровневый характер. В соответствии с приведен¬ным определением возможность успешно конкурировать на рын¬ке определяется наличием или отсутствием у субъекта конкурент¬ных преимуществ по сравнению с другими субъектами. Иначе говоря, конкурентное преимущество составляет основу конкурен-тоспособности на любом уровне, включая региональный. 
Однако определение понятия конкурентоспособности в при¬веденном варианте, как представляется, не лишено недостатков. Прежде всего авторы рассматривают данную категорию вне про¬странства. Между тем конкурентоспособность проявляется на вполне определенном конкурентном поле — это может быть ры¬нок товаров, услуг, финансовый рынок, иностранные инвестиции и т.д. Кроме того, не указана цель, ради которой конкурентоспо¬собность создается и существует. Она может быть самой различ¬ной: обеспечение устойчивого, надежного положения промышлен-но-финансовых групп, отраслей и других субъектов хозяйствова¬ния на конкурентном поле; укрепление экспортной позиции на мировом рынке товаров; улучшение жизненного уровня населе¬ния региона и т.д. 
Развернутое определение конкурентоспособности экономичес¬кой системы дано А.В. Дьяченко. Основываясь на системном ана¬лизе множества известных теоретических и институциональных характеристик конкурентоспособности по их элементам (объек¬там, субъектам, свойствам, сферам, условиям и др.) и последу¬ющей композиции интегральных элементов, автор синтезировал селективное (обобщенное) понятие конкурентоспособности субъектов или видов экономик. Конкурентоспособность экономи¬ческих систем, по мнению А.В. Дьяченко, — «это отношения по поводу товарного производства и рыночного сравнения полезностей, затрат и прибыльностей их (экономических систем) товаров и услуг среди аналогов, субститутов (заменителей) и суррогатов, реализованных на конкретном рынке в условиях свободной кон¬куренции и отсутствия протекционизма»1. 
Приведенное определение содержит некоторые положения, имеющие, на наш взгляд, существенное значение для выстраива¬ния методологии исследования конкурентоспособности региона как экономического явления. Во-первых, конкурентоспособность любой, включая региональную, системы увязывается с отношени¬ями по поводу товарного производства; следовательно, ее можно и нужно рассматривать как основной результат хозяйственной деятельности региона. Во-вторых, сравнение конкурирующих свойств товарного производства (полезностей, затрат, прибыльностей) позволяет выявить регионы, наиболее эффективно исполь¬зующие ограниченные ресурсы, и на этой основе определить по-ложение соответствующего региона как лидирующее на конкрет¬ном рынке товаров и услуг. 
Вместе с тем при исследовании проблем конкурентоспособно¬сти регионов России в условиях переходного периода постановка вопроса о свободной конкуренции без протекционизма имеет спорный характер. 
Г.Л. Азоев исходит из позиции, согласно которой категория «конкуренция» является интегральным элементом, лежащим в основе понятия категории «конкурентоспособность»2 любой эко¬номической системы, включая региональную: свойства, присущие свободной конкуренции, присущи и конкурентоспособности. Однако понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность», яв¬ляясь сопряженными, не тождественны. Если конкуренция — это динамические действия хозяйствующих субъектов, то конкурентоспособность — это обладание субъекта свойствами, дающими ему возможность осуществлять эти действия. Если субъект лишен таких свойств, он неконкурентоспособен, т.е. не способен всту¬пить в конкурентные отношения, борьбу на соответствующем рынке. В данном случае можно говорить о сопряженности кате¬горий «конкурентоспособность» и «конкуренция» как о соотноше¬нии философских категорий возможности и действительности. Вопрос этот с методологической точки зрения представляет ин¬терес, и несколько позже мы к нему вернемся. Сейчас же сказан¬ное необходимо для того, чтобы выдвинуть следующую версию: создание условий конкурентоспособности региональных экономи¬ческих систем в переходной экономике России без протекциониз¬ма невозможно. 
С.С. Артоболевский справедливо утверждает, что «государ¬ственный протекционизм в форме перераспределения средств между регионами следует рассматривать как составную часть ре¬гиональной политики. В соответствии с ней помощь государства должна оказываться тем регионам, которые находятся в наихуд¬шем (кризисном) положении и в этой связи абсолютно неконку¬рентоспособны». Нельзя не согласиться с автором, когда он гово¬рит, что «предоставление государством без достаточных экономи¬ческих обоснований исключительных преимуществ отдельным регионам не только не достигает предполагаемой цели, но и при¬водит к напряжению межрегиональных отношений, и создает в ус¬ловиях становления рыночных отношений неблагоприятный фон на конкурентном поле»1. Поэтому государственный протекцио¬низм не только не должен исключаться из условий формирования конкурентоспособности региона, как предлагает А.В. Дьяченко, но, напротив, рассматривается в качестве такого условия. 
Ранее было рассмотрено понимание конкурентоспособности экономической системы как потенциала, что позволяет хозяйству¬ющему субъекту осуществлять конкуренцию на соответствующем (внутреннем, мировом) рынке (конкурентном поле). 
Недостаточно глубокое осмысление проблемы конкурентоспо¬собности региона приводит к ошибочным трактовкам в законо¬дательных актах. 
Так в соответствии с утвержденными 20 февраля 1996 г. Госко¬митетом РФ по антимонопольной политике РФ Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках под потен¬циальной возможностью хозяйствующих субъектов осуществлять кон¬куренцию признается наличие у них экономической, научно-техничес-кой, кадровой базы, которая по разным причинам не реализуется. Ло¬гически вытекает вывод: для того чтобы названная база была реализована, необходимо устранить причины ее бездействия, что со¬вершенно неверно.

Конкурентоспособность региона как экономический процесс  является совокупностью сложных, противоречивых действий, на которые влияет множество  самых различных условий как  объек¬тивного, так и субъективного характера: факторные условия про¬изводства (обеспеченность региона сырьевыми ресурсами, квали¬фицированным персоналом, развитой материальной и рыночной инфраструктурой); общие условия хозяйствования (развитость отраслей материального производства, экологическая безопас¬ность, степень изношенности основных фондов и др.); факторы спроса на продукцию базовых отраслей региона; социальные, со¬циокультурные, организационно-правовые, политические, фак¬торные условия и др. Влияние на конкурентоспособность регио¬на имеет как общая экономическая обстановка в стране, так и специфика отдельных отраслей, комплексов, расположенных на территории региона. 
Экономический, научно-технический, кадровый потенциал — та база, на которой формируется конкурентоспособность регио¬на, того или иного субъекта Федерации. Посредством воздействия факторных условий эта база из состояния потенции трансформи¬руется в новую действительность — конкурентную позицию реги¬она. Под конкурентной позицией региона понимается совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторами и условиями, создающими региону благоприятное положение на соответствующем конкурентном поле (рынках товаров, услуг, ка¬питалов, инвестиций). Конкурентная позиция региона будет бла¬гоприятной, если отвечает таким качественным параметрам, как устойчивость, надежность, стабильность, привлекательность для инвесторов (отечественных, иностранных). Формирование конку¬рентоспособности региона ориентируется на указанные параметры. 
К важнейшим условиям, характеризующим конкурентую по¬зицию региона, можно отнести: 
• удобное географическое положение региона; 
• наличие природных ресурсов (сырьевых, гидроэнергетичес¬ких), свободных земель для новых и реконструкции действу¬ющих производственных мощностей; 
• рациональное размещение производительных сил; 
• соответствие экономической структуры региона современ¬ным требованиям отечественных и мировых рынков; 
• наличие трудового потенциала, интеллектуального капита¬ла в регионе; 
• наличие развитой материальной и рыночной инфраструктуры; 
• устойчивость межрегиональных и хозяйственных связей; 
• наличие научно-технического потенциала и научно-инфор¬мационной базы для сопровождения производственной и коммерческой деятельности; 
• стратегию региона на выпуск продукции, пользующейся на¬дежным спросом в России и за рубежом; высокую долю та¬кой продукции в общем объеме производства; 
• эффективность существующих схем товародвижения; 
• сбалансированность бюджетно-финансовой системы реги¬она; 
• наличие высокого внешнеэкономического потенциала, рас¬ширение торгово-экономических связей; 
• емкость регионального рынка, приближенность его к миро¬вым (например, к европейским) рынкам; 
• стабильность политической обстановки в регионе; 
• доверие населения региональным лидерам; 
• наличие в регионе социально ориентированной программы; 
• протекционизм местных властей в отношении приоритет¬ных направлений развития экономики региона. 
Это далеко не полный перечень условий, характеризующих конкурентную позицию региона. Совокупность этих условий обес¬печивает региону реальную возможность осуществления собствен¬ных социально-экономических программ, эффективного участия в межрегиональном разделении труда, выхода на международные рынки, успешного формирования конкурентного поведения. 
Конкурентную позицию региона нельзя рассматривать в отры¬ве от базы, на основе которой она формируется. Согласно точке зрения Р.И. Шнипера, устойчивость (стабильность) конкурентной позиции региона находится в прямой зависимости от социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала. Следствием устойчивой конкурентной позиции региона является его устойчивая конкурентоспособность. В связи с этим правомер¬но замечание Г.В. Копанева о том, что устойчивая конкуренто¬способность региона в условиях рынка становится реальностью только при наличии надежной и сильной конкурентной позиции.

В названной форме  связи центральное место принадлежит  кон-курентной позиции. Если она обладает признаками устойчивос¬ти, надежности и стабильности, то детерминирует конкурентные преимущества, обеспечивающие региону выигрыш в конкурент¬ной борьбе на соответствующем конкурентном поле (товарном, финансовом, инвестиционном и др.)- На это справедливо обра¬тила внимание М.В. Дмитриева: «возможность успешно конкури¬ровать на рынке во многом определяется тем, обладает ли та или иная экономическая система конкурентными преимуществами по сравнению с другими»1. 
Таким образом, следует различать конкурентоспособность ре¬гиона как потенциальную возможность участвовать в конкурен¬ции с другими регионами на основе обладания достаточным уров¬нем составляющих, формирующих этот потенциал, когда интег¬ральным элементом конкурентоспособности является понятие конкуренция, и конкурентную позицию региона. Эти два поня¬тия в науке нередко подменяют друг друга, поскольку на практи¬ке конкурентоспособность очень трудно определить, а тем более рассчитать. Конкурентная же позиция четко проявляется в хозяй¬ственном, социальном и политическом поведении региона. В свя¬зи с этим нередко эта позиция выдается за сильную или слабую конкурентоспособность определенного региона. Поэтому только четкое разделение указанных категорий позволит выделить конкурентоспособность как объективную характеристику и конкурентную позицию как субъективное поведение региона как хозяйствующего субъекта. 
Конкурентоспособность региона включает в себя понятие рис¬ка как важнейшей характеристики хозяйственных процессов ре¬гиона. Поэтому конкурентная позиция и характеристика конку¬рентоспособности как совокупности потенциалов вбирает в себя обоснование риска, присущего данному региону. Риск наличеству¬ет во всей системе потенциалов, характеризующих конкуренто¬способность, и в конкурентной позиции региона, поскольку эта позиция может нести в себе разную степень риска хозяйствова¬ния, политического и социального поведения региона. 
Таким образом, можно сделать следующие выводы: 
1. Исследование конкурентоспособности региона и ее форми¬рования как особого экономического явления практически толь- 
ко начинается в экономической науке. Большинство авторов, изучающих конкурентные процессы регионов или их составных частей, лишь формируют подходы к пониманию этого сложного явления. Однако уже сейчас ясно, что конкурентоспособность может рассматриваться только на основе понимания конкурен¬тного потенциала определенного региона, социальных и поли¬тических предпосылок, хозяйственного обустройства данного ре¬гиона. 
2. Конкурентоспособность региона необходимо отличать от конкурентных преимуществ, хотя последние в некоторой степе¬ни определяют конкурентный потенциал, но не тождественны понятию конкурентоспособности региона. При этом конкурент¬ные преимущества рассматриваются как географические, клима¬тические, природные особенности определенного региона, как его закрепленная многолетними процессами роль в естественном и технологическом разделении труда страны. 
3. Конкурентоспособность региона представляет собой дина¬мичное явление, эволюционно формирующееся под воздействи¬ем многих обстоятельств. Для понимания этого явления выделя¬ются базовые и обеспечивающие признаки конкурентоспособно¬сти региона. Под базовыми признаками рассматриваемого явления понимаются природные богатства региона, уровень применения достижений научно-технического прогресса как общий уровень технико-технологического обеспечения хозяйствования, степень развитости интеллекта в регионе. Обеспечивающие признаки кон¬курентоспособности региона — это система хозяйствования в ре¬гионе как эффективность управления экономикой, скорость и прозрачность протекания экономических процессов; формирова¬ние и осуществление хозяйственного механизма региона, разви-тость институциональной составляющей регионального хозяйства как формы взаимодействия базовых и обеспечивающих признаков конкурентоспособности региона. 
4. Под содержанием конкурентоспособности региона понима¬ется совокупность ее базовых и обеспечивающих признаков и формы взаимодействия этих признаков. Как экономическая ка¬тегория конкурентоспособность региона выражает отношения вза¬имодействия системы производительных сил территории, эконо¬мических отношений и институциональных форм протекания этих процессов, формирующих синергетический эффект этого взаимо¬действия. 
5. Конкурентоспособность региона отличается от конкурент¬ной его позиции. Последняя понимается как совокупность кон¬курентных преимуществ, детерминированных факторными усло¬виями и создающих региону благоприятное положение на соот¬ветствующем факторном конкурентном рынке. Иначе говоря, конкурентная позиция представляет собой промежуточное звено между конкурентоспособностью и реальной конкуренцией реги¬она. Конкурентная позиция как бы наличествует в конкуренто¬способности, соотнося последнюю с реальными процессами уча¬стия региона в конкурентных отношениях.



Информация о работе Оценка конкурентоспособности субъектов ПФО