Регионы
России на данном этапе экономического
развития являются субъектами управления,
где непосредственно реализуются поставленные
перед обществом цели и задачи. Региональная
статистика отражает абсолютные и относительные
показатели социально-экономического
развития, их динамику и место в национальной
экономике, но не дает прямого ответа относительно
конкурентоспособности региона.
Конкурентоспособность региональной
экономики — это способность реализовать
основную целевую задачу ее функционирования
— устойчивое социально-экономическое
развитие региона с обеспечением высокого
качества жизни его населения. Конкурентоспособность
реализуется через конкурентные преимущества,
которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие
(или глубинные) и поверхностные признаки
конкурентоспособности региона. Однако
суть их одна и та же. К первым (базовым)
относятся природно-сырьевые ресурсы,
трудовые ресурсы и их квалификация, научный,
управленческий потенциал, производственная
база; ко вторым (обеспечивающим) — предпринимательский
климат, качество управленческого потенци¬ала,
стоимость рабочей силы, инфраструктура.
В отечественной экономической науке
конкурентоспособность региона как экономическое
явление относится к числу слабо раз¬работанных.
По мнению ряда авторов, в «определенной
степени такому осмыслению мешает и кажущаяся
очевидность содержа¬ния категории «конкурентоспособность
региона», ее близость к категории эффективности:
их нередко рассматривают в качестве одноплановых,
хотя первая основывается на последней,
несет к себе сложные взаимосвязи хозяйствующих
субъектов — отдельных фирм, корпораций,
отраслевых объединений и национальных
комплексов»1.
Необходимо также отметить, что в отечественном
экономичес¬ком понятийном инструментарии
несколько лет назад отсутство¬вал термин
«конкурентоспособность региона».
Приобретение региональными системами
экономической са-мостоятельности в условиях
рынка вызывает необходимость пе¬реоценки
положения и функций каждого региона в
системе ко¬ординат экономического пространства,
в котором предстоит при¬нимать решения,
обеспечивающие условия его устойчивого
развития. При этом следует учитывать
некоторые явления и про¬цессы, которые
ведут к изменению характера поведения
управля¬ющих структур региона. Вместо
отраслевой специализации, жест¬ко планируемых
инвестиционных и бюджетно-финансовых
про¬цессов рынок порождает стремления
каждого субъекта Федерации к самоутверждению,
выбору экономической структуры, способ¬ной
обеспечить его надежное положение в рыночном
простран¬стве страны и мира. Любое решение,
связанное с межрегиональ¬ным взаимодействием,
оценивается с точки зрения экономичес¬кой
выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой
стабильности, а также реализации стратегических
задач социаль¬но-экономического и экологического
развития региона.
В рыночном пространстве участвуют все
субъекты Федерации, интересы которых
пересекаются, образуя конкурентную среду.
Побеждает в этой среде регион, имеющий
наиболее надежные конкурентные позиции,
обеспечивающие благоприятные условия
для эффективной предпринимательской
и коммерческой деятель¬ности. В этом
случае регион приобретает преимущественное
по¬ложение в рыночном пространстве, что
дает ему возможность из¬влечь максимум
выгоды для развития производительных
сил и территориальной организации хозяйства.
По мнению Р.И. Шнипера, пока существуют
региональные различия в «потенциальных
возможностях развития производства в
степени влияния природно-экономических
и ресурсных фак¬торов на экономическую
структуру региональных систем, место
и значение каждого региона в рыночном
пространстве будут оп¬ределять специализация
и территориальное разделение труда»1.
В отечественной литературе, посвященной
проблемам регио¬нальной экономики, к
настоящему времени еще недостаточно
хорошо проработан вопрос о конкурентоспособности
регионов как экономической категории.
Так, в исследовании
Н.Н. Некрасова «Региональная экономика.
Теория, проблемы, методы», в сборниках
статей «Размещение произ¬водительных
сил» категория «конкурентоспособность
регионов» отсут¬ствует вовсе. Г.В. Копанев
делает основной акцент на конкуренцию
как общую экономическую категорию; по
его мнению, конкуренция — это «своеобразная
рыночная принудительная сила, заставляющая
то-варопроизводителей повышать производительность
труда на своих предприятиях, расширять
производство, осваивать новые технологии,
материалы, модели»2.
Конкуренция сопровождается
концентрацией и централизаци¬ей
производства и капитала в наиболее перспективных
для разви¬тия рынка районах. Она усиливает
могущество крупного капита¬ла, порождает
стимулы развития производства товаров,
необходи¬мых населению. На различных
стадиях развития рыночных отношений
в каждом регионе она проявляется по-разному.
С переходом к рынку региональные системы
наделяются функциями экономически самостоятельных
субъектов рыночных отношений, важнейшими
из которых являются: а) согласование и
защита интересов региона внутри страны
и за рубежом; б) уси¬ление конкурентных
позиций региона путем научной подготовки
территории с целью привлечения инвесторов
и совершенствова¬ния экономической структуры;
в) создание условий, благоприят¬ствующих
развитию в регионе малого и среднего
бизнеса, а так¬же стабилизации и расширению
производственных возможностей государственной
и муниципальной собственности; г) создание
системы региональных льгот и гарантий
для деятельности пред-принимательских,
коммерческих структур и инвесторов; д)
на¬ращивание внешнеэкономического потенциала
и расширение тор¬гово-экономических
связей регионов.
Перечисленные функции способствуют формированию
социально-экономической и правовой среды,
гарантирующей предпри¬нимательским
и коммерческим структурам надежное «тыловое»
обеспечение в смысле социальной, экономической
и экологичес¬кой безопасности, и тем
самым повышают конкурентоспособность
региональной системы.
Предметом конкурентной борьбы между
субъектами Федера¬ции могут стать государственные
программы и проекты, связан¬ные с размещением
и территориальной организацией хозяйства,
а также с решением социальных проблем.
При постоянной нехват¬ке ресурсов претендовать
на участие в реализации таких программ
и проектов смогут лишь регионы с наиболее
высоким уровнем конкурентоспособности.
В период становления
рыночных отношений и первоначального
накопления конкуренция сводится в
основном к извлечению наиболь¬ших
доходов любыми методами и путями, вплоть
до криминальных. Это явление, по нашему
мнению, временное. С развитием региональ¬ных
отношений, имеющих прочную инфраструктурную
базу и надеж¬ную правовую основу, конкуренция
должна стать фактором, «стиму¬лирующим
эффективное размещение и территориальную
организацию производительных сил, совершенствование
экономических структур региона, расширение
ассортимента и повышение качества продукции
и услуг соответствии с современными требованиями
отечественных и мировых рынков»1.
Надежные конкурентные
позиции становятся важнейшими условиями
устойчивого развития региональной
экономики. Прин¬цип экономической самостоятельности
субъектов Федерации вно¬сит существенные
корректировки в их финансово-экономическое
положение. Стабильное развитие региональной
экономики нахо¬дится в прямой зависимости
от наличия соответствующего соци¬ально-экономического,
научно-технического и кадрового потен¬циала,
и это определяет привлекательность региона
для размеще¬ния новых и реконструкции
существующих производств, а тем самым
— для создания новых рабочих мест. В свою
очередь, рост численности работающих
определяет социально-экономическое благополучие
населения и улучшение финансово-бюджетного
со¬стояния региона.
В рыночном пространстве страны приток
капитала в тот или иной регион больше
не зависит от централизованно принимаемых
отраслевых решений, а целиком определяется
конкурентными возможностями региона
и перспективами их наращивания. Пред-принимательский
капитал устремляется в те районы и сферы
деятельности, где можно размещать конкурентоспособные
произ¬водства и организовывать доходный
бизнес. Каждый регион при¬зван оценить
свои конкурентные позиции, чтобы способствовать
привлечению региона к осуществлению
программ размещения и территориальной
организации производительных сил.
Научное осмысление проблемы конкурентоспособности
реги¬она осуществляется в отечественной
экономической науке в ус¬ловиях сложнейших
трансформационных процессов, когда про¬исходят
слом старых отношений, преобразование
некоторой их части в иные отношения путем
приобретения нового содержания и возникновения
совершенно новых экономических отношений,
не существовавших в прежней экономике.
При этом особую роль в научном знании
играет категория «конкурентоспособность
ре¬гиона». Речь идет именно о конкурентоспособности,
а не об уча¬стии региона в реальной конкуренции.
Эта проблема вторична, поскольку определяется
конкурентоспособностью региона.
Под конкурентоспособностью региона понимается,
прежде всего, наличие и реализация конкурентного
потенциала данного ре¬гиона. При этом
конкурентный потенциал является многоплано¬вым
и формируется как многообразные характеристики
возмож¬ности участия региона в конкурентных
отношениях как между регионами, так и
в общегосударственных конкурентных отноше¬ниях,
взаимодействуя с другими странами мира.
Конкурентоспо¬собность региона в названном
выше смысле слова описывается такими
характеристиками, как конкурентные преимущества
ре¬гиона в самых различных сферах и отраслях
экономики и соци¬альной сфере, условия
существования региона (климат, географи¬ческое
положение), наличие природных богатств,
интеллектуаль¬ный уровень развития населения.
Научное осмысление конкурентоспособности
регионов, нача¬тое в последние годы, проходит
в условиях переживаемого Рос¬сией многолетнего,
глубокого экономического кризиса. Положе¬ние
в промышленности и в агропромышленном
комплексе за ис¬текший период реформ
отмечено существенными потерями: менее
чем за 10 лет производственный потенциал
России сократился более чем вдвое. Существенно
уменьшился выпуск практически всех основных
видов продукции. Перечень наукоемких
техноло¬гий, утраченных в эти годы, насчитывает
сотни наименований.
Возникла реальная угроза разрушения
большей части научно-производственного
потенциала, безвозвратной потери технологи¬ческой
основы реконструкции и обновления индустриальной
базы страны. В глубоком структурном кризисе
оказались вся наукоем¬кая промышленность
(авиакосмическая, лазерная, атомная про¬мышленность,
судостроение, программное обеспечение),
отрасли черной металлургии, машиностроения,
химической, легкой про¬мышленности. В
структуре промышленности России все
прошед¬шие годы либеральных реформ в
условиях отсутствия государ¬ственного
протекционизма в проводимой экономической
полити¬ке нарастали тенденции деиндустриализации,
которые проявились в прогрессирующем
росте доли топливно-энергетического
комп¬лекса и других секторов, выпускающих
экспортоемкую промежу¬точную продукцию,
в то время как аутсайдерами оказались
высо¬котехнологичные обрабатывающие,
наукоемкие отрасли1. На со¬временном
этапе тенденции деиндустриализации уже
преодолели качественный рубеж: в России
складывается экономика преиму¬щественно
сырьевой направленности2, свойственная
развива¬ющимся странам, которые полностью
зависят от спроса развитых государств
на топливно-сырьевые ресурсы3.
Названные позиции характерны и для описания
состояния конкурентоспособности региона.
Конкурентоспособность как эко-номическое
явление — это сложный, многоуровневый
и противо¬речивый процесс, содержащий
как объектные, так и субъектные признаки
общественных отношений. На первое место
здесь мож¬но поставить тот признак конкурентоспособности
региональной системы, который выступает
как импульс экономического разви¬тия.
Данный признак определил И. Шумпетер,
придавая ему свой¬ство мутации, которое
«непрерывно революционизирует экономи¬ческую
структуру, создавая новую»4.
В этом смысле конкурентоспособность
региональной системы превращается в
динамический, никогда не прекращающийся
процесс созидательного разрушения, постоянного
изменения, обнов¬ления и создания нового
в структурных характеристиках эконо¬мической
системы, импульсируя одновременно ее
эволюционное развитие. На всех последовательно
сменяемых исторических эта¬пах конкурентоспособность
экономических систем, претерпевая процесс
эволюции, объективно обусловливает развитие
произво¬дительных сил и производственных
отношений, НТП, рост про¬изводительности
труда, персонифицированное накопление
фи¬нансового капитала, расширение материальной
и рыночной ин¬фраструктуры.
Конкурентоспособность, как и конкурентный
потенциал, об¬ладает рядом признаков,
в частности базовых и обеспечивающих.
К базовым признакам конкурентоспособности
относятся нали¬чие у региона развитой
системы производительных сил, включа¬ющей
в себя природные богатства (разведанные,
используемые), научный потенциал, уровень
применения достижений техничес¬кого
прогресса на предприятиях региона, что
создает общий уро¬вень технико-технологического
обеспечения хозяйствования в определенном
регионе, степень развитости интеллекта
жителей определенной территории и др.
Обеспечивающие признаки конку¬рентоспособности
региона — это система хозяйствования
в нем: эффективность управления экономикой,
скорость и простота про-текания экономических
процессов, в том числе финансовых, то¬варных
и др. К этим же признакам относится весь
процесс фор¬мирования и осуществления
хозяйственного механизма, который включает
в себя не только чисто экономические
составляющие, но и политическое оформление
и социальные характеристики.
К обеспечивающим признакам конкурентоспособности
отно¬сят и институциональную ее составляющую
— наличие разного вида инфраструктур
региона, от производственной до рыночной.
Именно полная обеспеченность региона
инфраструктурами озна¬чает, что потенциальные
возможности региона могут превратиться
в его реальную конкурентоспособность
и затем уже реализовать¬ся в конкурентных
преимуществах данного региона перед
други¬ми регионами. Институциональная
составляющая конкурентоспо¬собности
региона необходима для упорядочения
взаимоотноше¬ний между хозяйствующими
субъектами региона и эффективного использования
базовых составляющих этой конкурентоспособ¬ности.
Базовые и обеспечивающие характеристики
конкурентоспо¬собности постоянно взаимодействуют,
создавая синергетический эффект осуществления
этих характеристик в реальной действи¬тельности.
Институциональная же характеристика
конкуренто¬способности региона оформляет
названное выше взаимодействие ее базовых
и обеспечивающих признаков. Одновременно
чрезмер¬ная развитость институциональной
составляющей конкурентоспо¬собности
региона несет в себе угрозу самодостаточности
функци¬онирования, независимости от
того, реализуется конкурентоспо¬собность
региона или нет. Иначе говоря, институциональная
составляющая конкурентоспособности
региона представляет со¬бой форму взаимодействия
названных выше признаков конкурен¬тоспособности.
Содержание конкурентоспособности, таким
образом, пред¬ставляет собой совокупность
базовых и обеспечивающих призна¬ков
и оформление их взаимодействия в виде
институциональной характеристики. Иначе
говоря, конкурентоспособность региона
— это экономическая категория, выражающая
отношения взаимо¬действия системы производительных
сил определенной террито¬рии, хозяйственных
отношений и институциональной формы
про¬текания названных процессов, осуществляющихся
как синергети-ческий эффект такого взаимодействия.
Подобной характеристики нет в экономической
литературе. Ряд авторов, стремясь дать
характеристики конкурентоспособно¬сти
региона, в основном обращали внимание
на географические признаки либо на признаки
своеобразия хозяйствования. Так, в экономической
литературе последних лет широко распростране¬но
применение теории М. Портера, который
характеризовал кон¬курентные преимущества
стран1. Собственно, речь у Портера идет
не о конкурентоспособности, а о конкуренции
и ее характерис¬тиках. Однако в отечественной
экономической литературе это выдается
за характеристики конкурентоспособности
Портера. Если принять эту посылку, то
конкурентоспособность региона (понимая
под регионом страны), по Портеру, характеризуется
сте¬пенью развитости технологии, овладения
факторами производства и сбыта, глобализацией
стратегий как опережения в действиях
своих конкурентов. Все названные характеристики
действитель¬но определяют реализацию
конкурентоспособности региона, но не
дают характеристику содержания самой
конкурентоспособности региона.
Современные экономисты вводят в понятие
конкурентоспособ¬ности формирование
и удержание устойчивых конкурентных
пре¬имуществ. М. Гальвановский, И. Трофимова,
В. Жуковская пишут, что конкурентоспособность
— это «обладание свойствами, создаю¬щими
преимущества для хозяйствующего субъекта
одержать побе¬ду в экономическом соревновании.
Эти свойства могут относиться к различным
по своей природе объектам: видам продукции,
пред¬приятиям, организациям, осуществляющим
коммерческую деятель¬ность (микроуровень),
их группам, образующим отраслевые или
конгломератные объединения (мезоуровень),
наконец, к отдельным странам (макроуровень)»1.
Достоинство данного определения ви¬дится
в том, что в нем подчеркивается конкурентный
(состязатель¬ный) характер конкурентоспособности
как экономического явле¬ния, активные
действия хозяйствующих субъектов. Назван
объек¬тно-субъектный состав данной категории,
носящий, как видим, сложный, многоуровневый
характер. В соответствии с приведен¬ным
определением возможность успешно конкурировать
на рын¬ке определяется наличием или отсутствием
у субъекта конкурент¬ных преимуществ
по сравнению с другими субъектами. Иначе
говоря, конкурентное преимущество составляет
основу конкурен-тоспособности на любом
уровне, включая региональный.
Однако определение понятия конкурентоспособности
в при¬веденном варианте, как представляется,
не лишено недостатков. Прежде всего авторы
рассматривают данную категорию вне про¬странства.
Между тем конкурентоспособность проявляется
на вполне определенном конкурентном
поле — это может быть ры¬нок товаров,
услуг, финансовый рынок, иностранные
инвестиции и т.д. Кроме того, не указана
цель, ради которой конкурентоспо¬собность
создается и существует. Она может быть
самой различ¬ной: обеспечение устойчивого,
надежного положения промышлен-но-финансовых
групп, отраслей и других субъектов хозяйствова¬ния
на конкурентном поле; укрепление экспортной
позиции на мировом рынке товаров; улучшение
жизненного уровня населе¬ния региона
и т.д.
Развернутое определение конкурентоспособности
экономичес¬кой системы дано А.В. Дьяченко.
Основываясь на системном ана¬лизе множества
известных теоретических и институциональных
характеристик конкурентоспособности
по их элементам (объек¬там, субъектам,
свойствам, сферам, условиям и др.) и последу¬ющей
композиции интегральных элементов, автор
синтезировал селективное (обобщенное)
понятие конкурентоспособности субъектов
или видов экономик. Конкурентоспособность
экономи¬ческих систем, по мнению А.В.
Дьяченко, — «это отношения по поводу
товарного производства и рыночного сравнения
полезностей, затрат и прибыльностей их
(экономических систем) товаров и услуг
среди аналогов, субститутов (заменителей)
и суррогатов, реализованных на конкретном
рынке в условиях свободной кон¬куренции
и отсутствия протекционизма»1.
Приведенное определение содержит некоторые
положения, имеющие, на наш взгляд, существенное
значение для выстраива¬ния методологии
исследования конкурентоспособности
региона как экономического явления. Во-первых,
конкурентоспособность любой, включая
региональную, системы увязывается с отношени¬ями
по поводу товарного производства; следовательно,
ее можно и нужно рассматривать как основной
результат хозяйственной деятельности
региона. Во-вторых, сравнение конкурирующих
свойств товарного производства (полезностей,
затрат, прибыльностей) позволяет выявить
регионы, наиболее эффективно исполь¬зующие
ограниченные ресурсы, и на этой основе
определить по-ложение соответствующего
региона как лидирующее на конкрет¬ном
рынке товаров и услуг.
Вместе с тем при исследовании проблем
конкурентоспособно¬сти регионов России
в условиях переходного периода постановка
вопроса о свободной конкуренции без протекционизма
имеет спорный характер.
Г.Л. Азоев исходит из позиции, согласно
которой категория «конкуренция» является
интегральным элементом, лежащим в основе
понятия категории «конкурентоспособность»2
любой эко¬номической системы, включая
региональную: свойства, присущие свободной
конкуренции, присущи и конкурентоспособности.
Однако понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность»,
яв¬ляясь сопряженными, не тождественны.
Если конкуренция — это динамические
действия хозяйствующих субъектов, то
конкурентоспособность — это обладание
субъекта свойствами, дающими ему возможность
осуществлять эти действия. Если субъект
лишен таких свойств, он неконкурентоспособен,
т.е. не способен всту¬пить в конкурентные
отношения, борьбу на соответствующем
рынке. В данном случае можно говорить
о сопряженности кате¬горий «конкурентоспособность»
и «конкуренция» как о соотноше¬нии философских
категорий возможности и действительности.
Вопрос этот с методологической точки
зрения представляет ин¬терес, и несколько
позже мы к нему вернемся. Сейчас же сказан¬ное
необходимо для того, чтобы выдвинуть
следующую версию: создание условий конкурентоспособности
региональных экономи¬ческих систем в
переходной экономике России без протекциониз¬ма
невозможно.
С.С. Артоболевский справедливо утверждает,
что «государ¬ственный протекционизм
в форме перераспределения средств между
регионами следует рассматривать как
составную часть ре¬гиональной политики.
В соответствии с ней помощь государства
должна оказываться тем регионам, которые
находятся в наихуд¬шем (кризисном) положении
и в этой связи абсолютно неконку¬рентоспособны».
Нельзя не согласиться с автором, когда
он гово¬рит, что «предоставление государством
без достаточных экономи¬ческих обоснований
исключительных преимуществ отдельным
регионам не только не достигает предполагаемой
цели, но и при¬водит к напряжению межрегиональных
отношений, и создает в ус¬ловиях становления
рыночных отношений неблагоприятный фон
на конкурентном поле»1. Поэтому государственный
протекцио¬низм не только не должен исключаться
из условий формирования конкурентоспособности
региона, как предлагает А.В. Дьяченко,
но, напротив, рассматривается в качестве
такого условия.
Ранее было рассмотрено понимание конкурентоспособности
экономической системы как потенциала,
что позволяет хозяйству¬ющему субъекту
осуществлять конкуренцию на соответствующем
(внутреннем, мировом) рынке (конкурентном
поле).
Недостаточно глубокое осмысление проблемы
конкурентоспо¬собности региона приводит
к ошибочным трактовкам в законо¬дательных
актах.
Так в соответствии с утвержденными 20
февраля 1996 г. Госко¬митетом РФ по антимонопольной
политике РФ Порядком проведения анализа
и оценки конкурентной среды на товарных
рынках под потен¬циальной возможностью
хозяйствующих субъектов осуществлять
кон¬куренцию признается наличие у них
экономической, научно-техничес-кой, кадровой
базы, которая по разным причинам не реализуется.
Ло¬гически вытекает вывод: для того чтобы
названная база была реализована, необходимо
устранить причины ее бездействия, что
со¬вершенно неверно.
Конкурентоспособность
региона как экономический процесс
является совокупностью сложных, противоречивых
действий, на которые влияет множество
самых различных условий как
объек¬тивного, так и субъективного характера:
факторные условия про¬изводства (обеспеченность
региона сырьевыми ресурсами, квали¬фицированным
персоналом, развитой материальной и рыночной
инфраструктурой); общие условия хозяйствования
(развитость отраслей материального производства,
экологическая безопас¬ность, степень
изношенности основных фондов и др.); факторы
спроса на продукцию базовых отраслей
региона; социальные, со¬циокультурные,
организационно-правовые, политические,
фак¬торные условия и др. Влияние на конкурентоспособность
регио¬на имеет как общая экономическая
обстановка в стране, так и специфика отдельных
отраслей, комплексов, расположенных на
территории региона.
Экономический, научно-технический, кадровый
потенциал — та база, на которой формируется
конкурентоспособность регио¬на, того
или иного субъекта Федерации. Посредством
воздействия факторных условий эта база
из состояния потенции трансформи¬руется
в новую действительность — конкурентную
позицию реги¬она. Под конкурентной позицией
региона понимается совокупность конкурентных
преимуществ, детерминированных факторами
и условиями, создающими региону благоприятное
положение на соответствующем конкурентном
поле (рынках товаров, услуг, ка¬питалов,
инвестиций). Конкурентная позиция региона
будет бла¬гоприятной, если отвечает таким
качественным параметрам, как устойчивость,
надежность, стабильность, привлекательность
для инвесторов (отечественных, иностранных).
Формирование конку¬рентоспособности
региона ориентируется на указанные параметры.
К важнейшим условиям, характеризующим
конкурентую по¬зицию региона, можно отнести:
• удобное географическое положение региона;
• наличие природных ресурсов (сырьевых,
гидроэнергетичес¬ких), свободных земель
для новых и реконструкции действу¬ющих
производственных мощностей;
• рациональное размещение производительных
сил;
• соответствие экономической структуры
региона современ¬ным требованиям отечественных
и мировых рынков;
• наличие трудового потенциала, интеллектуального
капита¬ла в регионе;
• наличие развитой материальной и рыночной
инфраструктуры;
• устойчивость межрегиональных и хозяйственных
связей;
• наличие научно-технического потенциала
и научно-инфор¬мационной базы для сопровождения
производственной и коммерческой деятельности;
• стратегию региона на выпуск продукции,
пользующейся на¬дежным спросом в России
и за рубежом; высокую долю та¬кой продукции
в общем объеме производства;
• эффективность существующих схем товародвижения;
• сбалансированность бюджетно-финансовой
системы реги¬она;
• наличие высокого внешнеэкономического
потенциала, рас¬ширение торгово-экономических
связей;
• емкость регионального рынка, приближенность
его к миро¬вым (например, к европейским)
рынкам;
• стабильность политической обстановки
в регионе;
• доверие населения региональным лидерам;
• наличие в регионе социально ориентированной
программы;
• протекционизм местных властей в отношении
приоритет¬ных направлений развития экономики
региона.
Это далеко не полный перечень условий,
характеризующих конкурентную позицию
региона. Совокупность этих условий обес¬печивает
региону реальную возможность осуществления
собствен¬ных социально-экономических
программ, эффективного участия в межрегиональном
разделении труда, выхода на международные
рынки, успешного формирования конкурентного
поведения.
Конкурентную позицию региона нельзя
рассматривать в отры¬ве от базы, на основе
которой она формируется. Согласно точке
зрения Р.И. Шнипера, устойчивость (стабильность)
конкурентной позиции региона находится
в прямой зависимости от социально-экономического,
научно-технического и кадрового потенциала.
Следствием устойчивой конкурентной позиции
региона является его устойчивая конкурентоспособность.
В связи с этим правомер¬но замечание
Г.В. Копанева о том, что устойчивая конкуренто¬способность
региона в условиях рынка становится реальностью
только при наличии надежной и сильной
конкурентной позиции.
В названной форме
связи центральное место принадлежит
кон-курентной позиции. Если она обладает
признаками устойчивос¬ти, надежности
и стабильности, то детерминирует конкурентные
преимущества, обеспечивающие региону
выигрыш в конкурент¬ной борьбе на соответствующем
конкурентном поле (товарном, финансовом,
инвестиционном и др.)- На это справедливо
обра¬тила внимание М.В. Дмитриева: «возможность
успешно конкури¬ровать на рынке во многом
определяется тем, обладает ли та или иная
экономическая система конкурентными
преимуществами по сравнению с другими»1.
Таким образом, следует различать конкурентоспособность
ре¬гиона как потенциальную возможность
участвовать в конкурен¬ции с другими
регионами на основе обладания достаточным
уров¬нем составляющих, формирующих этот
потенциал, когда интег¬ральным элементом
конкурентоспособности является понятие
конкуренция, и конкурентную позицию региона.
Эти два поня¬тия в науке нередко подменяют
друг друга, поскольку на практи¬ке конкурентоспособность
очень трудно определить, а тем более рассчитать.
Конкурентная же позиция четко проявляется
в хозяй¬ственном, социальном и политическом
поведении региона. В свя¬зи с этим нередко
эта позиция выдается за сильную или слабую
конкурентоспособность определенного
региона. Поэтому только четкое разделение
указанных категорий позволит выделить
конкурентоспособность как объективную
характеристику и конкурентную позицию
как субъективное поведение региона как
хозяйствующего субъекта.
Конкурентоспособность региона включает
в себя понятие рис¬ка как важнейшей характеристики
хозяйственных процессов ре¬гиона. Поэтому
конкурентная позиция и характеристика
конку¬рентоспособности как совокупности
потенциалов вбирает в себя обоснование
риска, присущего данному региону. Риск
наличеству¬ет во всей системе потенциалов,
характеризующих конкуренто¬способность,
и в конкурентной позиции региона, поскольку
эта позиция может нести в себе разную
степень риска хозяйствова¬ния, политического
и социального поведения региона.
Таким образом, можно сделать следующие
выводы:
1. Исследование конкурентоспособности
региона и ее форми¬рования как особого
экономического явления практически толь-
ко начинается в экономической науке.
Большинство авторов, изучающих конкурентные
процессы регионов или их составных частей,
лишь формируют подходы к пониманию этого
сложного явления. Однако уже сейчас ясно,
что конкурентоспособность может рассматриваться
только на основе понимания конкурен¬тного
потенциала определенного региона, социальных
и поли¬тических предпосылок, хозяйственного
обустройства данного ре¬гиона.
2. Конкурентоспособность региона необходимо
отличать от конкурентных преимуществ,
хотя последние в некоторой степе¬ни определяют
конкурентный потенциал, но не тождественны
понятию конкурентоспособности региона.
При этом конкурент¬ные преимущества
рассматриваются как географические,
клима¬тические, природные особенности
определенного региона, как его закрепленная
многолетними процессами роль в естественном
и технологическом разделении труда страны.
3. Конкурентоспособность региона представляет
собой дина¬мичное явление, эволюционно
формирующееся под воздействи¬ем многих
обстоятельств. Для понимания этого явления
выделя¬ются базовые и обеспечивающие
признаки конкурентоспособно¬сти региона.
Под базовыми признаками рассматриваемого
явления понимаются природные богатства
региона, уровень применения достижений
научно-технического прогресса как общий
уровень технико-технологического обеспечения
хозяйствования, степень развитости интеллекта
в регионе. Обеспечивающие признаки кон¬курентоспособности
региона — это система хозяйствования
в ре¬гионе как эффективность управления
экономикой, скорость и прозрачность протекания
экономических процессов; формирова¬ние
и осуществление хозяйственного механизма
региона, разви-тость институциональной
составляющей регионального хозяйства
как формы взаимодействия базовых и обеспечивающих
признаков конкурентоспособности региона.
4. Под содержанием конкурентоспособности
региона понима¬ется совокупность ее
базовых и обеспечивающих признаков и
формы взаимодействия этих признаков.
Как экономическая ка¬тегория конкурентоспособность
региона выражает отношения вза¬имодействия
системы производительных сил территории,
эконо¬мических отношений и институциональных
форм протекания этих процессов, формирующих
синергетический эффект этого взаимо¬действия.
5. Конкурентоспособность региона отличается
от конкурент¬ной его позиции. Последняя
понимается как совокупность кон¬курентных
преимуществ, детерминированных факторными
усло¬виями и создающих региону благоприятное
положение на соот¬ветствующем факторном
конкурентном рынке. Иначе говоря, конкурентная
позиция представляет собой промежуточное
звено между конкурентоспособностью и
реальной конкуренцией реги¬она. Конкурентная
позиция как бы наличествует в конкуренто¬способности,
соотнося последнюю с реальными процессами
уча¬стия региона в конкурентных отношениях. |