Оценка рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Аналитическая часть курсовой работы раскрывает сущность, содержание и роль рынка ценных бумаг, предполагает познание его экономической природы, четкого определения этой особой сферы товарно-денежных отношений. Раскрывает особенности и роль рынка ценных бумаг в условиях развития рыночных отношений в Республике Беларусь.
Практическая часть позволяет отразить механизм действия рынка ценных бумаг и выявить направления его совершенствования при решении социально-экономических задач страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ…………………………………..………………….…….……………….....4
1.1 Рынок ценных бумаг, как составная часть финансового рынка……….……..4
1.2 Ценные бумаги: виды и классификационные характеристики.........................6
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЫНКА государственных ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВННЫХ КРАТКОСРОЧНЫХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЛИГАЦИЙ)……………...…..................................................................................9
2.1 Выпуск облигаций, как механизм внутреннего заимствования и финансирования дефицита республиканского бюджета………………..…...........9
2.2 Еврооблигации, как новый способ заимствования на внешнем рынке..........14
2.3 Влияние выпуска еврооблигаций на внешний государственный долг Республики Беларусь……………………………………………………………….17
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…...............................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 Кроме того, удалось освоить  новый рыночный инструмент привлечения  долгосрочного несвязанного внешнего  финансирования, а также сформировать  ориентир по стоимости и условиям  заимствования на мировом финансовом  рынке для белорусских банков  и иных корпоративных заемщиков.

Решение о выпуске еврооблигаций  не было спонтанным. Этому предшествовала серьезная работа, которая началась еще в 2007 году. В частности, неотъемлемой и обязательной частью выпуска евробондов было получение Беларусью суверенного  кредитного рейтинга.

Не последнюю роль в принятии решения о выпуске еврооблигаций  сыграл и мировой финансово-экономический  кризис. Он обострил вопрос недостаточности  внутреннего и внешнего финансирования для обеспечения набранных темпов экономического роста и модернизации экономики.

В итоге о первом выпуске облигаций Республики Беларусь сроком на 5 лет было объявлено 26 июля 2010 года. После чего начала формироваться книга заявок. Выпуск привлек внимание широкого круга инвесторов из разных регионов мира, он был переподписан три раза. Заявки на участие в размещении поступили от 145 инвесторов на общую сумму 1,5 млрд. долларов США.

Еврооблигации были размещены на сумму 600 млн. долларов с купоном 8,75% годовых по цене 99,011% от номинала, что соответствовало текущей доходности 9% годовых.

Географический интерес к еврооблигациям очень широкий. Европейские инвесторы  купили 28% выпуска, оффшорные инвесторы  США – 27%, России – 22%, Великобритании – 20%, Азия – 3%.

Еврооблигации прошли процедуру листинга на Люксембургской фондовой бирже. Им присвоены рейтинги, аналогичные  суверенным рейтингам Республики Беларусь – B1 (Moody’s)/B+ (S&P).

Сделка была завершена 3 августа 2010 г. и в этот же день средства от размещения бумаг поступили в страну.

Учитывая сложившуюся благоприятную  ситуацию на рынке, Министерство финансов при поддержке банков организаторов  осуществило дополнительный  выпуск еврооблигаций на  сумму 400 млн. долларов США. Соответствующее решение белорусское  правительства приняло 9 августа 2010 года. Этот выпуск оказался очень удачным.

Книга заявок дополнительного размещения составила более 1 млрд. долларов США. В нее вошли заявки от высококлассных инвесторов, торгующих за счет собственных средств. Это позволило Беларуси дополнительно разместить 400 млн. долларов с доходностью 8,251% годовых (бумаги были реализованы по цене 102% от номинала). Сделка была закрыта 23 августа 2010 года, и уже 24 августа денежные средства в размере более 408 млн. долларов США поступили на счет Министерства финансов Республики Беларусь.

Таким образом, общий размер выпуска с погашением через 5 лет составил 1 млрд. долларов США, а доходность к погашению – 8,70% годовых. Цена размещения выпуска на 1 млрд. долларов составила 100,199% от номинала, т.е. получено почти на 2 млн. долларов больше, чем номинал проданных облигаций [19, c. 16].

На волне успеха и для покрытия дефицита в российской валюте было принято решение выпустить облигации, номинированные в российских рублях. В связи с этим в начале декабря 2010 года Правительство объявило о размещении евробумаг на 7 млрд. российских рублей. Размещение прошло успешно, а книга заявок превысила предлагаемый объем эмиссии на 1,5 миллиарда и уже 23 декабря 2010 года на счет Министерства финансов  Республики Беларусь поступили деньги. Процентная ставка по облигациям  составляет 8,7% годовых, а погашение будет проводиться 4 раза в год в течение 2 лет равными частями с полным погашением по номиналу по окончанию срока обращения.

Очередное размещение еврооблигаций  было совсем недавно. Это событие  произошло в январе этого года на общую сумму 800 млн. долларов США. Выпуск оказался вполне удачным, т.к. период погашения составляет 7 лет. Доходность к погашению – 8,95% годовых с периодом выплат 2 раза в год. Бумаги были реализованы по цене 100% номинала. Сделка была закрыта 25 января 2012 года, и 26 января денежные средства в размере 800 млн. долларов США поступили на счет Министерства финансов Республики Беларусь. Как видно, все привлечения являются долгосрочными и не влекут за собой большой нагрузки на бюджет т.к. имеют большой временной лаг.

Выпуск евробондов отнюдь не означает отказ от привлечения кредитных  ресурсов иностранных банков. Кредитование также имеет широкое распространение.

Говоря о привлечения ресурсов с использованием тех или иных инструментов, необходимо учитывать  целый ряд факторов. И в данном случае еврооблигации имеют неоспоримые  преимущества.

Во-первых, отсутствуют ограничения  по объемам заимствования, связанные, например, с риском на одного заемщика для банка.

Во-вторых, ресурсы предоставляются  несвязанные, то есть эмитент не несет  конкретных обязательств по их освоению внутри страны.

В-третьих, формируется публичная  кредитная история эмитента, а  это означает возможность в будущем  занимать на более длительные сроки  под более низкий процент.

В-четвертых, с выходом суверенного  заемщика (государства) на международный  финансовый рынок появляется возможность  заимствовать на открытом рынке и  крупным корпоративным заемщикам  данного государства.

Также можно рассчитывать на то, что выпуск еврооблигаций поможет в привлечении прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику. Так как перед тем, как принять решение об инвестировании в те или иные проекты иностранные инвесторы глубоко прорабатывают не только возможности самого проекта, но и ситуацию в стране в целом. Наличие положительной кредитной истории Беларуси и, что немаловажно, положительной динамики в продвижении государства на мировой финансовый рынок только добавит очки в пользу принятия решения об инвестировании в Беларусь.

Помимо кредитной истории, выход  на публичные рынки капитала привлекает внимание инвесторов к стране, событиям, которые в ней происходят. В  случае с еврооблигациями положительный  интерес к Беларуси также будет  только расти.

 

 

2.3 Влияние выпуска еврооблигаций  на внешний государственный долг Республики Беларусь

 

Государственный долг занимает важное место в макроэкономической системе  любого государства. Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние денежного обращения, бюджетной и налоговой сферы, банковского сектора, инвестиций, промышленности, занятости, потребления и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества.

По  состоянию на 1 января 2011 года внутренний государственный долг (включая гарантированный долг и долг органов местного управления и самоуправления) составил 32 трлн. рублей, или 19,6% к ВВП. Внешний государственный долг составил 9,7  млрд. долларов США или 17,8% к ВВП. Суммарно внутренний и внешний долг страны на 1 января 2011 года равен 37,4% ВВП.

Несмотря  на рост государственного долга, который  наблюдался в последнее время, его  уровень можно охарактеризовать как умеренный. 

Следует отметить, что в Республике Беларусь установлены достаточно жесткие  требования к уровню государственного долга. В частности, Программой социально-экономического развития было определено, что внутренний и внешний государственный долг в сумме не должны превышать 40% от ВВП. В тоже время в рамках ЕврАзЭС аналогичный показатель в соответствии с Порядком согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС установлен на уровне 80% к ВВП, а Маастрихтским договором об образовании Европейского союза, закреплено, что государственный долг, страны-члена ЕС не должен превышать 60% к ВВП, можно это увидить на рисунке 1 [2].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – График отношения государственного долга некоторых

стран к ВВП за 2011 год, %

Источник: собственная разработка

 

Наличие адекватных финансовых ресурсов – важнейшее условие для быстрого экономического развития каждой страны с развивающейся экономикой. Принимая во внимание, что внутренних ресурсов, как правило, недостаточно для удовлетворения «спроса на деньги» в растущей экономике, возможность привлечь иностранный капитал действительно является предпосылкой экономического развития и процветания.

Именно поэтому Министерством  финансов Республики Беларусь была начата работа по выходу на мировые рынки  капитала для осуществления заимствований  посредством размещения еврооблигаций.

Эмиссия еврооблигаций, как свидетельствует  мировой опыт, – это предпочтительный инструмент привлечения больших  объемов несвязанного финансирования на наиболее конкурентоспособных условиях среди правительств различных стран  мира.

Размещение еврооблигаций позволило  поднять инвестиционный имидж страны, расширить инвесторскую базу, начать выстраивать кривую доходности по облигациям Республики Беларусь, открыть внешние  рынки и создать ориентир стоимости  заимствований для банков и других корпоративных заемщиков республики.

Основными задачами по обеспечению  устойчивого экономического роста  при сохранении объема государственного долга на экономически безопасном уровне являются:

  • диверсификация финансовых инструментов заимствования;
  • оптимизация портфеля государственного долга по сроку, валюте и долговым инструментам;
  • развитие внутреннего рынка государственных заимствований;
  • повышение эффективности использования государственных займов.

Новые заимствования будут осуществляться с учетом установленных параметров экономической безопасности при  минимально возможном уровне затрат и риска.

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Состояние рынка государственных ценных бумаг позволяет сделать вывод о том, что рынок государственных ценных бумаг существует в Республике Беларусь достаточно давно и за период своего становления претерпел значительные изменения. Однако уже на протяжении многих лет рынок государственных ценных бумаг имеет сформировавшийся вид и осуществляет определенный набор функций.

Анализ динамики рынка  ГЦБ за последние 6 лет показывает, что как на протяжении всего периода существования рынка ГЦБ, так и на протяжении отдельно взятых 4 лет, в период с 2007 по 2010 Правительство Республики Беларусь активно использовало механизм заимствования денежных средств на внутреннем рынке для финансирования конкретных проектов в рамках закона «О бюджете на очередной год». Однако с октября 2010 года, Правительство Республики Беларусь перестало заимствовать денежные средства на внутреннем рынке капиталов. Это привело к образовавшейся перед инвесторами задолженности в размере 3 359,3 млрд. рублей, которая не была рефинансирована, а выплачивалась за счет сумм, привлеченных от международной кредитно-финансовой организации «Международный валютный фонд», которые были предоставлены для стабилизации экономической ситуации в стране.

Для дальнейшего развития высоколиквидного, прозрачного и сбалансированного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь необходимо ликвидировать некоторые препятствия на его пути:

- зависимость от финансово-экономического состояния банковского сектора, колебаний его ликвидности, что отрицательно сказывается на размещении государственных ценных бумаг и, соответственно, равномерном привлечении средств, для финансирования дефицита бюджета;

- трудности с удлинением сроков заимствований из-за отсутствия у потенциальных инвесторов долгосрочных свободных ресурсов;

- усиление конкуренции со стороны иных сегментов финансового рынка;

- недостаточное развитие институциональных инвесторов (страховых, пенсионных и инвестиционных фондов), которые традиционно являются основными игроками на рынке государственных ценных бумаг;

- недостаточность спектра участников рынка государственных ценных бумаг;

Решение этих проблемных препятствий позволит усилить влияние  рынка государственных ценных бумаг  на развитие экономики Республики Беларусь и позволит выйти на качественно  новый уровень в отношениях между  заемщиком (государством) и кредитором (банками Республики Беларусь) [7].

Поэтому основными направлениями  развития рынка государственных  ценных бумаг до 2015 года могут стать:

- совершенствование порядка  и условий размещения государственных ценных бумаг с учетом международного опыта и практики функционирования различных сегментов фондового рынка;

- расширение спектра государственных ценных бумаг посредством их выпуска с различными сроками обращения, условиями выплаты дохода и погашения для привлечения на данный рынок различных категорий инвесторов, таких как страховые организации, пенсионные фонды и др.;

Информация о работе Оценка рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь