Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:57, курсовая работа
Цель работы – выявить основные проблемы развития финансового сектора России.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное выполнение следующих задач:
Изучить понятие и структуру финансового сектора;
Выделить основы функционирования финансового сектора;
Оценить современное состояние финансового сектора в России;
Определить проблемы развития финансового сектора;
Рассмотреть стратегию развития финансового сектора экономики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА ……………………………….5
1.1 Понятие и структура финансового сектора…………………………...…5
1.2 Основы функционирования финансового сектора экономики……..…13
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РОССИИ……………………………………………19
2.1 Оценка современного состояния финансового сектора экономики России…………………………………………………………………………….….19
2.2 Проблемы развития финансового сектора России……………………..29
2.3 Основная стратегия развития финансового сектора экономики……...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Вспомогательные финансовые учреждения, которые приобретают финансовые активы за свой счет и берут на себя финансовые обязательства (таким образом, они берут на себя и риски) на рынке, принимают депозиты до востребования, срочные и сберегательные вклады, а иногда выполняют и некоторые функции денежно-кредитного регулирования. [7]
Финансовые посредники - хозяйствующие субъекты, которые предоставляют специализированные услуги, тесно связанные с посредничеством, но сами не привлекают средства и не выдают кредиты за свой счет. Иными словами, финансовые посредники осуществляют операции и в качестве агента по поручению других физических и/или юридических лиц, т.е. без права распоряжения.
Финансовые корпорации и квазикорпорации могут также подразделяться на:
Необходимо помнить, что, в соответствии с нормативными документами
Банка России, в Российской Федерации существует классификация банковских учреждений, которая в некоторой степени отличается от приведенной выше.
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные действующим законодательством. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. [4, с.217]
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц, размещение, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Небанковская кредитная
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией ЦБ РФ, выданной кредитной организации.
Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на базе положений, утвержденных создавшей их кредитной организацией.
Финансовый сектор каждой страны обладает структурными особенностями, в одних странах выполнение функций финансового посредничества осуществляется преимущественно банками, в других - доминируют небанковские финансовые организации, осуществляющие операции на фондовых рынках, рынках капитала и других сегментах финансового рынка. Но в любой стране все перечисленные учреждения выполняют следующие основные функции:
1. Привлечение денежных средств;
2. Выпуск денежных средств;
3. Хранение денежных средств;
4. Предоставление кредитов предпринимателям и домашним хозяйствам.
Вопрос отнесения Центрального
банка к финансовому сектору
является дискуссионным. В условиях
переходной экономики он может быть
отнесен и к сектору
Так как финансовый сектор выполняет посредническую функцию и является связующим звеном между остальными секторами экономики, то для успешного функционирования национальной экономики в целом нужно учитывать состояние финансового сектора, выявлять основные его проблемы и предпринимать меры по их решению.
В условиях товарно–денежных отношений любая экономическая структура не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, акционерными обществами, агропроизводителями, институтами культуры и т.д.). Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в экономическом росте.
Они стимулируют снижение
издержек производства и их конкурентоспособность
на мировом рынке, формируют структуру
производства, межотраслевые и
Финансовые отношения – понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. [1, с.295]
Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного отношения.
В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.
Система финансовых отношений отражает денежные отношения между:
Субъектами финансовых отношений выступают государство, предприятия, организации и работники предприятий, граждане.
Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления на реновацию, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и пр.
Финансовые отношения выражают процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, и на этой основе – формирование денежных средств у участников воспроизводственного процесса: предпринимателей, которые вкладывают капитал в производство и реализуют товары и услуги; трудоспособного населения, которое обладает собственностью на рабочую силу; государства, которое вкладывает природные ресурсы, регулирует экономические процессы.
Сущность и роль финансов проявляется в их функциях. Финансы призваны выполнять, прежде всего, две основные функции: распределительную и контрольную.
1. Распределительная функция заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В результате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения.
2. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающейся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, и пр.). Эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность экономических процессов как на микро–, так и на макроуровне.
Вместе с тем, иногда выделяют, кроме названных, воспроизводственную и стимулирующую функции финансов. Воспроизводственная функция состоит в том, что финансы играют важную роль в процессе производства товаров и услуг, кругооборота основных фондов, подготовки квалифицированной рабочей силы. Увеличение инвестиций создает предпосылки для накопления, расширения основных фондов. Рост социальных расходов, направляемых на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, страхование, создает условия для подготовки и воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Стимулирующая роль финансов способствует расширению и совершенствованию производства, полной занятости, развитию научно–технического сотрудничества, внедрению инноваций. [4, с.453]
Эти функции
финансы выполняют через
Основными звеньями финансовой системы выступают:
1. Бюджеты различных уровней власти;
2. Фонды социального, имущественного и личного страхования;
3. Валютные резервы государства;
4. Финансы предприятий, учреждений, организаций и населения.
Финансовая система состоит из централизованных (государственных) и децентрализованных финансов.
Централизованные финансы, аккумулируемые на государственном уровне, включают бюджеты различных уровней власти и внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости, федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также кредит. [1, с.134]
Децентрализованные финансы охватывают:
- фонда накопления, образуемого за счет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- амортизационных отчислений, направляемых на обновление и пополнение производственных фондов;
- фонда потребления;
- резервного фонда, необходимого для покрытия временно возникающих потребностей в денежных средствах;
Основными принципами построения финансового сектора являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование деятельности школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
2.1 Оценка современного состояния финансового сектора экономики России
Состояние банковского сектора.
Как видно на рисунке 2.1 активы банковского сектора за 2012 год увеличились на 18,9%, до 49509,6 млрд. рублей. Собственные средства (капитал) кредитных организаций (без учета ОАО «Сбербанк России») возросли на 19,4%, до 4435,6 млрд. рублей. Количество действующих кредитных организаций сократилось с 978 на 01.01.12 до 956 на 01.01.13. Количество кредитных организаций с капиталом свыше 180 млн. руб. (без учета кредитных организаций, по которым осуществляются меры по предупреждению банкротства) составило 896 (93,7% от числа действующих на 01.01.13)
Информация о работе Оценка современного состояния финансового сектора экономики России