Оценка современного состояния финансового сектора экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить основные проблемы развития финансового сектора России.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное выполнение следующих задач:
Изучить понятие и структуру финансового сектора;
Выделить основы функционирования финансового сектора;
Оценить современное состояние финансового сектора в России;
Определить проблемы развития финансового сектора;
Рассмотреть стратегию развития финансового сектора экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА ……………………………….5
1.1 Понятие и структура финансового сектора…………………………...…5
1.2 Основы функционирования финансового сектора экономики……..…13
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РОССИИ……………………………………………19
2.1 Оценка современного состояния финансового сектора экономики России…………………………………………………………………………….….19
2.2 Проблемы развития финансового сектора России……………………..29
2.3 Основная стратегия развития финансового сектора экономики……...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Проблемы развития финансового сектора России

 

 

Одной из важнейших характеристик  экономического развития России в прошедшем десятилетии стал быстрый рост финансового сектора. Роль банковской системы и финансовых рынков в обеспечении экономического роста неизмеримо выросла. В начале 2000-x доля банковского кредита не превышала 15% в приросте совокупного внутреннего спроса, а к середине прошлого десятилетия этот показатели превысил треть. Активы банковской системы увеличились с 37% ВВП в 2000 году до 72,4% на начало 2011 года. Объем акций, торгуемых на бирже, вырос с 16,6 до 67,8% ВВП, а стоимость корпоративных облигаций в обращении - с 0,5 до 6,0% ВВП.

По отдельным показателям  российский финансовый сектор приблизился  к уровню развития стран Восточной  Европы. К примеру, кредиты нефинансовому  сектору увеличились с 18 до 40% ВВП, что соответствует уровню Польши (41%), Словакии (43%) и Чехии (48%). Благодаря наличию больших компаний по уровню капитализации и по объему торгуемых активов Россия значительно опережает большинство стран Восточной Европы.[5, с.196]

Вместе с тем положение  в финансовом секторе нельзя считать удовлетворительным и отвечающим задачам динамичного экономического роста и траектории модернизационного развития. В международных рейтингах оценка развития российского финансового сектора выглядит хуже, чем оценка уровня развития экономики.

Индекс доверия населения к финансовому сектору невелик, о чем свидетельствует то, что по уровню депозитов по отношению к ВВП (31%) Россия серьезно отстает от тех же стран Центральной Европы (Польша - 40%, Венгрия - 47%, Чехия - 61%).

Опережая эти страны по размеру капитализации и размеру рынка, Россия отстает от них по количеству компаний, акции которых обращаются на бирже, в расчете на 10 тыс. жителей. В России этот показатель составляет всего 0,02, в Чехии - 0,03, в Венгрии - 0,04, Польше - 0,11, Словакии - 0,25 (для сравнения: в США - 0,17, в Великобритании - 0, 37).

Быстрое развитие 2000-Х  годов имело свою отрицательную  сторону: в секторе накопились значительные диспропорции, в результате чего падение  российских финансовых индексов в ходе кризиса было одним из самых больших в мире. Банку России пришлось потратить значительные средства на поддержку ликвидности в банковском секторе.

В настоящее время  ситуация нормализуется, однако фундаментальное  несоответствие размеров сектора уровню его институционального и качественного развития сохраняется. Устойчивому развитию сектора препятствует целый ряд ограничений макроэкономического, институционального и структурного характера, которые формируют три круга проблем:

1. Неустойчивость банковского  и финансового сектора в целом. Кризисы, сопровождающиеся резким оттоком депозитов, происходят каждые 4-6 лет. Уровень доверия вкладчиков остается низким, депозиты населения выступают дорогим и краткосрочным пассивом. Крупнейшие банки в значительной степени зависят от притока заемного капитала, в первую очередь иностранного. В результате любое ухудшение состояния мирового рынка капитала приводило к кризису. Сектор остается малотранспарентным для надзора и тем более для инвесторов и вкладчиков, несмотря на объемные и трудоемкие требования к отчетности. В количественном отношении большую часть сектора по-прежнему составляют кэптивные банки и полукриминальные структуры, занимающиеся обналичиванием и отмыванием денег.

2. Низкая конкурентоспособность  фондового и финансового рынка,  неразвитость отдельных форм финансовых рынков. Сегодня в российской экономике работают крупнейшие мировые компании, она генерирует крупные денежные потоки: так, в 2007-2009 годах Россия занимала 5-е место в мире по размеру средств, привлекаемых на IPO. Российский фондовый рынок имеет все возможности для того, чтобы стать крупным международным финансовым центром, привлекательным для международных инвесторов и предоставляющим финансовые услуги компаниям и правительствам своего региона. Однако пока российским рынком пренебрегают даже российские компании, предпочитающие проводить IPO в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и даже Гонконге и Польше. [3, с.247]

Можно выделить несколько  основных причин такого положения дел: правовой и налоговый режим в  России делает осуществление многих сделок менее выгодным по сравнению с зарубежными площадками; российская судебная система не обеспечивает удовлетворительного качества решения финансовых споров; несовершенство корпоративного управления снижает уровень доверия к российским активам со стороны миноритарных инвесторов; инфраструктура рынка (депозитарий, клиринговые и платежные системы) не обеспечивает того уровня надежности, качества и стоимости финансовых операций, который предоставляют конкурирующие зарубежные площадки.

3. Отсутствие внутреннего долгосрочного инвестора. Международный опыт показывает, что без наличия внутренних инвесторов невозможно построить финансовый центр не только регионального или мирового, но даже локального масштаба. Между тем в России сектор институциональных инвесторов все еще находится в зачаточном состоянии. Такое положение дел вызвано несколькими факторами - высокой инфляцией, неразвитостью институтов рынка, низким уровнем финансовой грамотности населения, сохранением более высокой привлекательности инвестиций в недвижимость, банковские депозиты и иностранную валюту по сравнению с инвестициями в пенсионные институты и институты коллективного инвестирования.

Сегодня российский финансовый сектор находится на развилке. Высокие  цены на нефть создают благоприятный  фон для возвращения на траекторию форсированного роста, характерную для предкризисного периода (2007 - 1-я половина 2008 года). Форсированный рост возможен за счет чрезмерного использования иностранного капитала или чрезмерной государственной поддержки сектора. Такой подход грозит раздуванием пузырей на отдельных рынках (недвижимость, потребительское кредитование, неконкурентоспособный сектор обрабатывающей промышленности) при торможении развития других. Развитие рынка отечественных длинных денег будет тормозиться из-за относительно высокой инфляции, свойственной этому сценарию. На фоне роста количественных показателей финансовый сектор будет сохранять структурные и институциональные недостатки, способствующие формированию предельно высоких рисков. [3, с.250]

Глобальный финансовый кризис 2008-2009 годов показал, что форсированное развитие финансового сектора несет в себе опасность раздувания пузырей. В связи с этим страны Группы-20 подписали Хартию сбалансированного роста. Сценарий сбалансированного роста российского финансового сектора представляется наиболее предпочтительным и с точки зрения национальных интересов. Такой сценарий подразумевает: [9]

1) Приоритет обеспеченности  роста внутренними ресурсами  в противовес внешним. За счет  стабилизации инфляции, изменения модели денежно-кредитной политики и институциональных реформ произойдет качественный скачок в формировании внутреннего рынка долгосрочных инвестиций.

2) Очищение банковской  системы от криминальных элементов,  использующих банковские лицензии  для отмывания незаконно полученных доходов. За счет этого можно существенно повысить уровень доверия населения к банкам и другим финансовым институтам, оптимизировать и повысить эффективность системы контроля.

3) Правовые и налоговые  реформы, а также совершенствование судебной системы и инфраструктуры позволят создать в России международный финансовый центр, предоставляющий конкурентоспособные финансовые услуги внутренним и региональным экономическим агентам, нуждающимся в капитале или хеджировании рисков, а также обеспечивающий комфортные условия работы для отечественных и иностранных инвесторов.

В этом сценарии ожидается, что совокупные активы банковской системы  возрастут с 71% ВВП на начало 2011 года до 95% ВВП к 2020 году. Капитализация  фондового рынка составит 105-110% ВВП (67,8% по итогам 2010 года).

Наконец, существует третий, инерционный сценарий (сценарий «финансовой  стагнации»), подразумевающий отсутствие как форсированного роста, так и  институциональных и структурных  изменений. Низкий уровень транспарентности и высокая инфляция сделают российский рынок непривлекательным для отечественного и иностранного капитала. Ситуация может усугубиться проблемами на глобальных рынках, ростом спроса на инвестиции со стороны развивающихся стран, вероятным удорожанием ставок на глобальных финансовых рынках. В этих условиях банковский сектор обречен на стагнацию, а фондовый рынок - на дальнейшую потерю конкурентоспособности. [9]

 

 

 

2.3 Основная  стратегия развития финансового  сектора экономики

 

 

Стратегия развития финансового сектора исходит из следующего:

- Взаимодействие свободного рынка и государства, как регулятора и экономического агента, должно быть сбалансированным, основываться на учете  особенностей внутренней экономической, социальной и политической ситуации, исходить из состояния мировой экономики и ее циклической динамики. Ни рынок,  ни государство не способны решить самостоятельно проблемы реструктуризации крупных макроэкономических систем и их антициклического регулирования в моменты реализации системных рисков. Любые асимметрии в распределении ролей рынка и государства, в том числе обусловленные временным доминированием отдельных политических и экономических школ, рыночным или административным фундаментализмом, подрывают способности макроэкономики к устойчивому развитию (опыт развивающихся стран и практика России 1990 - 2008 гг.);

- Соотношение рынка и государства не статично и подвержено долгосрочным циклическим изменениям. В развивающихся экономиках, подверженных высоким рискам, государство объективно играет более крупную роль, чем в индустриальных странах. Последние, в свою очередь, различны по степени вмешательства государства в зависимости от концентрации собственности, традиционных моделей экономик, форматов национального поведения и культурного базиса.  В моменты кризисов и структурных перестроек, обладающих собственной цикличностью, вмешательство государства должно быть объемнее, чем в нормальные времена, когда рынок в значимой мере способен к саморегулированию;

- Как показывает опыт индустриальных и развивающихся стран, закономерность -  опережающее развитие финансового сектора по отношению к реальной экономике, что обеспечивает финансовую способность экономики  к устойчивому росту, инновациям, переходу к более зрелым стадиям развития. Вместе с тем эксцессивность динамики финансового сектора или искусственные ограничения его развития, если они создаются государством, формируют масштабные системные риски;

-  Конкурентоспособность финансового сектора России, выполнение им своих функций, финансовый суверенитет должны обеспечиваться на основе опережающего роста внутреннего платежеспособного спроса в сравнении с внешним (в отличие от практики 1995 - 2008 гг., создавшей жесткую зависимость финансового рынка от денег нерезидентов, от «горячих денег»). [10]

Цели стратегии:

1. Макроэкономика

-рост устойчивости  экономики, обеспечение ее позитивной  динамики и перехода к инновационному  типу на основе роста ее  финансовой глубины; способности  к перераспределению денежных  ресурсов; укрепления внутреннего  платежеспособного спроса; достижения его баланса с внешним спросом; полноценного финансирования инноваций наряду с отраслями и компаниями, находящимися на стадиях стабильности или реструктуризации;

-рост активов среднего  класса; доступность финансовых  ресурсов и услуг для всего  спектра домашних хозяйств;

-объективность оценки  бизнеса, честность механизма  перераспределения прав собственности;

-надлежащая диверсификация, передача и урегулирование рисков  в  экономике;

-обеспечение финансовых  инструментов для воздействия  государства на экономическую активность и антициклического регулирования;

2. Финансовый сектор

-рост финансовой глубины  экономики, конкурентоспособности  и зрелости финансового сектора  до уровня новых индустриальных  стран (приращение финансовых  активов и насыщенности ими экономики, резкое увеличение средне-  и долгосрочной компоненты в структуре активов, нормализация цены денег и рисков, снижение до минимума инфляции при устойчивости курса рубля);

-переход от спекулятивной модели финансового рынка, полностью зависимой от внешних инвестиций, к устойчивой модели, основанной на балансе внутреннего и внешнего денежного спроса, ориентированной на длинные инвестиции, модернизацию экономики и финансирование инноваций;

-вход масштабных прямых  иностранных инвестиций на волне  долгосрочного роста мировой экономики в посткризисный период, при обеспечении устойчивости рынка к финансовым инфекциям, спекулятивным атакам, перегревам и иным шокам;

-создание нового МФЦ,  концентрация ликвидности в России  по операциям «нерезидент - нерезидент», расширение международного оборота рубля, усиление роли России в мировой финансовой архитектуре. [10]

Министерство  экономического развития подготовило  три сценария долгосрочного развития РФ до 2030 года, по которым уже идут дискуссии: консервативный, инновационный и целевой.

Консервативный  сценарий характеризуется умеренными (не более 3,2%) долгосрочными темпами  роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Согласно этому сценарию рост экономики будет снижаться с 3,7% в год (в период до 2015 года) до 2,5% к 2026-2030 годам, а рост инвестиций будет постепенно снижаться от 7% (в период до 2015 года) до 3,6% к 2025-2030 годам.

Инновационный — базовый сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. Согласно этому сценарию рост экономики будет почти стабильным: снизится с 4% в год (в период до 2015 года) до 3,8% к 2026-2030 годам, а рост инвестиций будет постепенно снижаться от 7,3% (в период до 2015 года) до 4,8% к 2025-2030 годам. [8]

Информация о работе Оценка современного состояния финансового сектора экономики России