Олгополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как олигополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение понятия олигополии, ее признаков, свойств;
- изучение ценовой политики олигополий, основных теорий ценообразования;
- изучение основных видов олигополий;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 125.48 Кб (Скачать файл)

                                                      Введение

В экономической теории большое  внимание уделяется проблемам структуры  рынка. Как известно, выделяют совершенную  и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция – это  несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная  – это вполне реальная.

К числу несовершенной  конкуренции относят олигополию, монополистическую конкуренцию  и монополию. В данной работе мы остановились на олигополии.

В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок.

В результате рынок олигополии для  нас является очень важным, так  как многие фирмы-олигополисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и транспортная компания ''РЖД'',и нефтеэкспортеры и "металлурги" и российская авиакомпания - Аэрофлот и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

В последние годы государство  уделяет повышенное внимание проблемам, связанным с состоянием конкуренции, а также пресечению нарушений  антимонопольного законодательства. Обновлено  антимонопольное законодательство, значительно ужесточены санкции  за его нарушение.

Актуальность проблемы заключается  в том, что в условиях российской экономики олигополия существенно  влияет на развитие страны. Это особенно актуально в современное кризисное время, когда происходит перераспределение собственности, сокращение игроков на рынке, различные слияние и поглощения. Задача Федеральной антимонопольной службы – не допустить появление новых монополистических и олигополистических структур, тайные сговоры, повышение цен и т.д.

Целью этой курсовой работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как олигополия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучение понятия олигополии, ее признаков, свойств;

- изучение ценовой политики  олигополий, основных теорий ценообразования;

- изучение основных видов  олигополий;

- изучение крупнейших  олигополий России;

- изучение влияния олигополистических  структур на экономику России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Олигополия и её характерные особенности

           1.1. Понятие и сущность олигополии

Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Другими словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если продавцов двое, то мы имеем дело с дуополией, которая является частным видом олигополии, так как это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции. Обычно число фирм в отрасли не превышает десяти. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.

Продукт у разных продавцов  может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).

     На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

    Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516). [2, с. 406]

Олигополия отличается от других типов несовершенной конкуренции  тем, что имеет место взаимозависимость  фирм в отрасли.

    Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно. Тем не менее, два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга.

Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный  размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют  значительные преимущества над мелкими.

Большая доля в выпуске  продукции обеспечивает фирмам-олигополистам  значительную степень контроля над  рынком. Уже каждая из фирм в отдельности  достаточно велика, чтобы оказывать  влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить  выпуск продукции, это приведет к  повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе  приблизится к той, которой обладает монополия.

Выделяют  следующие причины становления олигополии :

  • возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях (эффект масштаба);
  • владение патентами и контроль над сырьем;
  • поглощение слабых фирм более сильными. Такое поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;
  • эффект слияния, которое, как правило, носит добровольный характер. При слиянии нескольких фирм в одну новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;
  • научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.

     Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения других участников рынка. Олигополисты как бы находятся в «одной лодке». Оказывает на развитие экономики двоякое воздействие. С одной стороны, выступает антиподом монополии, с другой - препятствует развитию совершенной конкуренции.

 

1.2.Признаки олигополии

 

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

1) Доминирование на рынке  небольшого количества продавцов-олигополистов.  Это означает, что объем рыночного  предложения находится в руках  нескольких крупных фирм, которые  реализуют продукт многим мелким  покупателям;

2) Очень высокие барьеры  для вступления в отрасль;

3) Чтобы выжить в долгосрочном  периоде, фирме-олигополисту не  обязательно производить дифференцированную  продукцию. В теории удобнее  рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит  дифференцированную продукцию и  имеется множество субститутов,  то это множество субститутов  можно анализировать как однородный  агрегированный продукт;

4) Решение каждой фирмы  влияет на ситуацию на рынке,  и одновременно зависит от  решений других фирм: принимая  решение, фирма-олигополист учитывает  возможную реакцию других участников  рынка. По этой причине на  олигополистическом рынке весьма  велика возможность сговора

5) Небольшое количество  товаров-заменителей продукции олигополистов

6) Олигополист может быть  как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером  на рынке

7) В качестве количественного  описания этой формы, может  быть использовано следующее  соотношение — доля четырех  фирм-лидеров отрасли должна быть  больше 40 %.[3, с. 89-91]

 

1.3.Виды олигополии

 

Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы  на олигополистическом рынке.

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают  ни в какие контакты друг  с другом и не пытаются сознательно  найти точку устраивающего всех  равновесия.

2. (Картель или сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение  равновесия Курно, а на долгосрочное  монополистическое равновесие с  последующим разделом монополистической  прибыли (более высокой, чем  прибыли олигополистические) между  участниками.

3. "Игра по правилам", при которой фирмы сознательно  делают свое поведение понятным  и предсказуемым для конкурентов,  чем облегчают достижение равновесия  в отрасли. [10]

Рассмотрим более подробно каждую разновидность олигополии.

    Нескоординированная олигополия. Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса (англ. kinked demand curve), предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Ломаная кривая спроса

Модель опирается на предположение, что рассматриваемая нами фирма  будет иметь две разные линии  спроса при различном поведении  фирм-конкурентов: линию DD (см. рисунок) - если конкуренты последуют за изменениями  цен данной фирмы, D`D` - если они не будут реагировать на ее изменения  цен. Линии DD и D`D` пересекаются в точке K. [10]

Допустим, что первоначально  фирма выбрала цену РK и объем  производства QK Что произойдет с  объемом спроса, если фирма изменит  цену? Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то она может ожидать, что  ее объем продаж вырастет в меньшей  степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Логично предположить, что конкуренты снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже РK линией спроса будет  отрезок линии DD. Напротив, если фирма  повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней  и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении  цен. Тогда при ценах выше РK линия  спроса нашей фирмы пойдет по отрезку  линии Единая кривая спроса, отмеченная сплошной линией, окажется с изломом  в точке K.

Предполагая, что конкуренты будут вести себя рационально, фирма  будет воздерживаться от изменения  первоначальной цены РK. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельной выручки (ALMN). Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельной выручки, которая образована участками линий MR и, соответствующих отрезкам линий DD и D`D`, а также вертикальным отрезком LM, связанным с точкой излома K. Если кривая предельных затрат (МС) пересечет линию предельной выручки в точке вертикального участка, то оптимум фирмы будет достигаться при цене РK и объеме выпуска QK. Таким образом, сдвиг кривой MС выше или ниже положения, показанного на рисунке, не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка LM.

    Картель. Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Основная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы, договаривающихся компаний в целом. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения квоты (доли) каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков (члены картеля обязуются не вторгаться на чужие участки рынка). [10]

Временем расцвета картелей был период с конца XIX и до конца 30-х гг. XX в., когда они имели  легальную форму и были широко распространены. Если господство одной-единственной фирмы в отрасли представляет собой редкое и, как правило, кратковременное  явление, то картели названного периода  смогли создать монополистическую  структуру рынка в целом ряде ведущих отраслей (электротехника, химия, металлургия, нефтяная промышленность), причем создать ее на длительное время.

В настоящее время картели  существуют (и преследуются властями) как тайные сговоры. Легально они  допускаются лишь в некоторых  особых сферах экономики (например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности) под контролем государства. [6, с.27-28]

  "Игра по правилам". Данная форма олигополии представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой - уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. "Игра по правилам" облегчает достижение олигополистического равновесия.

Информация о работе Олгополия