Олгополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как олигополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение понятия олигополии, ее признаков, свойств;
- изучение ценовой политики олигополий, основных теорий ценообразования;
- изучение основных видов олигополий;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 125.48 Кб (Скачать файл)

Согласно ожиданиям генераторов, тарифные ограничения на 2012 год отрицательно скажутся на их финансовых показателях, однако, по мнению большинства представителей компаний, они не будут катастрофичными.

Некоторое улучшение инвестклимата может  наступить ближе ко во второй половине года, когда правительство в обновленном  составе начнет обсуждение ценовой  политики в отрасли на 2013 год и, возможно, будет дан ход ряду проектов внесению изменений существующие правила  игры на рынке, в том числе долгосрочные. Для распредсетей наилучшим вариантом развития событий стала бы продажа отдельных компаний иностранным инвесторам, либо как альтернатива - объединение с генерацией. Правда, последнее несет в себе риски снижения рентабельности объединенных компаний за счет трансфертного ценообразования и означает реставрацию дореформенного состояния отрасли (возврат к системе вертикально-интегрированных холдингов).Это, по сути, ставит крест на преобразованиях, шедших в ногу со временем (аналогичные реформы по разделению генерации и передачи электроэнергии даже с некоторым отставанием от России проводятся в Европе).Основным фаворитом в оптовой генерации в этом году является РусГидро - наверное, самая недооцененная компания на рынке, при том, что её операционная рентабельность (свыше 50%) недостижима для тепловой генерации. 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

Глава 4.   Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики

Олигополии завоевывают  позиции, как на национальных, так  и на мировых рынках. Раньше масштабы концентрации измерялись долей крупных  заводов в совокупном объеме продукции  отрасли, затем количеством монополизированных и немонополизированных сфер экономики. В настоящее время концентрация производства переросла отраслевые и региональные границы и превратилась в концентрацию, при которой объемы производства и финансовые средства сосредоточиваются в руках уменьшающегося числа олигополии.

Современные олигополии концентрируют  крупные материальные, финансовые, трудовые и другие ресурсы, мощный научно-технический  потенциал, развивают такие решающие начала экономического прогресса, как  экономическая мобильность, способность  к постоянному техническому, экономическому и социальному новаторству, способность  к необходимому экономическому риску  в сочетании с перебазированием с эмпирических форм хозяйственного расчета на научно разработанные  его формы.

 Если монополист может  значительный период пользоваться  монопольными правами на изобретение  и получать сверхприбыли, то для  олигополистических отраслей характерна  иная ситуация. В условиях динамического  воздействия нововведений возможность  для олигополии утвердиться надолго  и получать высокие прибыли  становится мифом. Угроза конкурентных  нововведений существует всегда  и повсюду.

 Именно поэтому многие  ученые придерживаются точки  зрения, что в современных условиях  олигополия как рыночная структура  представляет собой эффективную  экономическую форму для высшей  технической прогрессивности, для  реализации технических и технологических  возможностей, открываемых НТР, которые  в первоначальной их реализации  и при освоенных процессах производства требуют обычно все более крупных капиталов. [5, с. 87-89]

  При анализе внедрения достижений НТП в условиях олигополии следует иметь в виду, что во многих олигополистических отраслях значительная часть проводимых фирмами НИОКР носит «оборонительный» характер и направлена на то, чтобы обеспечить фирме наличие продукта, схожего с разработанным конкурентом, а не на то, чтобы выступить с чем-то существенно иным. Малое число фирм может привести к большому числу дублирующих НИОКР без реального их разнообразия.

 Не всегда олигополисты  выступают как конкуренты при  разработке и внедрении инноваций.  В целях решения определенных  научно-технических задач олигополисты  могут образовывать стратегические  альянсы. Такие союзы отличаются  от традиционных картелей и  других олигополистических соглашений, так как они касаются конкретных  сроков, рынков, продуктов и процессов  и не исключают конкуренции  во всех областях (в их большинстве), не охваченных соглашениями. [5, с. 90-91]

Являясь крупным производственным, инновационным, научным, финансовым комплексом, осуществляя свою деятельность на технически прогрессивной основе, современная  олигополистическая корпорация выступает  как достаточно прогрессивная экономическая  форма роста общественной производительности труда. Она заключает в себе силу громадной концентрированности  производства и его функционирования на современной научно-технической  основе.

Таким образом, к основным «олигополистическим преимуществам» в сфере внедрения инноваций  и нововведений можно отнести  высокие уровни: технологии (создание новых продуктов и процессов, специализация, организационно-управленческий опыт, знание приемов проникновения  на рынок и его удержания, способность  дифференцировать и диверсифицировать производство, наличие патентов, способность в широких масштабах собирать информацию и осуществлять рекламу); промышленной организации (корпоративная структура и качество принимаемых решений); организации НИОКР; привлечения высококвалифицированных управленческих кадров широкого профиля; доступа к источникам капитала на различных финансовых рынках и способность выгодно им маневрировать и использовать колебания в курсах валют; доступа к источникам сырья.

 В то же время  влияние олигополии на инновационное  развитие неоднозначно. Наиболее  явственно противоречивое влияние  олигополии на инновационное  развитие проявляется в сфере  интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что олигополисты формируют у потребителя определенную инновационную модель потребления, стимулируя его посредством рекламы  приобретать все более новые, лучшие, отличные от прежних, самые  последние модели товаров. При этом сами олигополисты попадают в своеобразную ловушку навязанной ими модели поведения: ритм производства настолько высок, что товары зачастую устаревают, не дойдя до покупателя и оставшись, по существу, не использованными. Борьба за первенство в изобретениях и их скорейшем внедрении в производство придает особое ожесточение современной  конкуренции во все новых и  новых областях. [5, с. 92]

 В современных условиях  на российский рынок активно  внедряются более мощные, по сравнению  с отечественными, зарубежные олигополии. Например, крупнейший в России  автомобилестроительный завод АвтоВАЗ  уступает по объемам производства Ford Motor и General Motor более чем в  30 раз, Toyota Motor — в 20 раз, Volkswagen —  в 15 раз, Honda Motor — в 11 раз. Если  сравнить затраты автомобилестроителей  на НИОКР, то слабость отечественного  олигополиста АвтоВАЗА еще более  очевидна. Фактор масштабности затрат  на НИОКР оказывается одним  из решающих в общем позиционировании конкурентов на мировых рынках. Так, расходы Ford Motor только на НИОКР примерно в 1,5 раза превышают стоимость всей продукции АвтоВАЗа. Таким образом, если сравнивать конкурентоспособность российских и зарубежных автомобильных заводов, то получается, что в мировом масштабе отечественные производители существенно проигрывают зарубежным конкурентам.

 В этой связи особый  интерес представляет влияние  крупнейших международных олигополистов  на инновационное развитие развивающихся  стран и стран с переходной  экономикой. Размещая производство  в менее развитых странах, международные  олигополии способствуют повышению  уровня технической и производственной  культуры, росту квалификации работников. Жесткие требования олигополии  вынуждают поставщиков подтягиваться  до уровня мировых стандартов. Для этого в менее развитой  стране организуются разного  рода производственное обучение, школы мастерства. Некоторая часть  персонала обучается за рубежом  на предприятиях самой головной  компании. Со временем общая квалификация  местных кадров, уровень их производственной  культуры повышаются настолько,  что становится возможным перейти  к освоению более сложных стадий  производственного процесса.

Постепенно менее развитая страна создает собственное производство, выходит на мировой рынок и  теснит конкурентов из стран с  относительно более дорогой рабочей  силой. В этом заключается положительное  влияние олигополии на инновационное  развитие развивающихся стран и  стран с переходной экономикой.

 Но есть и негативные  моменты. Принимающим странам  следует помнить, что, ввоз  капитала может привести к  замедлению темпов роста производства  у местных производителей.

 Следует отметить, что  пока проникновение международных  олигополий на российский рынок  не носит тотального характера.  Усилия по захвату рынка сосредоточены  в установлении контроля над  наиболее прибыльными сферами  деятельности, где источником сверхдоходов  является обладание политической, финансовой, природной или интеллектуальной  монополиями — управлением банковскими,  аудиторскими и юридическими  услугами, международной торговлей,  добывающей промышленностью, естественными  монополиями, энергетикой, наукоемкой  промышленностью и использованием  новых технологий. Остальные сферы  деятельности, в которых механизмы  рыночной конкуренции нивелируют  возможности получения монопольной  ренты, меньше привлекают транснациональный  капитал и осваиваются в основном  национальными деловыми кругами. [5,94-97]

Внедрение международных  олигополии на внутренний рынок и  захват ими наиболее рентабельных и  перспективных сфер не является специфически русской проблемой. Менеджеры крупнейших компаний понимают, что наибольший потенциал для достижения конкурентного  преимущества дают неустоявшиеся рынки, поэтому устремляются на хаотические  рынки, ищут возможности, производят успешные набеги и гибко меняют направления  под влиянием обстоятельств.

Преимущества иностранных  фирм на рынках развивающихся стран  зачастую зависят не от их внутренних качеств. Будучи поставленными в  равные условия, они не показали сколько-нибудь значительного превосходства в  норме прибыли или темпах роста. Их преимущества обусловливаются более  крупными, по сравнению с национальными  фирмами, размерами, умением проникать  в наиболее передовые отрасли  и более выгодно территориально размещать свои предприятия.

 Иными словами, международные  концерны, используя право сильного, вытесняют местных производителей  из наиболее прибыльных и прогрессивных отраслей, из наиболее развитых в экономическом отношении, с современной инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой районов, что лежит в основе более высокой прибыльности их операций. Подобная ориентация их инвестиционной политики углубляет отраслевые диспропорции, усиливает несоответствие в размещении производительных сил по районам, обостряет кризисные явления в промышленности.

 Проникая на рынки  менее развитых стран олигополии  разоряют национальных производителей, «загоняют» национальный капитал  в традиционные отрасли и отрасли  с невысокой нормой прибыли.  В результате наиболее инновационные  и технологически развитые отрасли  оказываются под контролем иностранного  капитала. Международные олигополии, заняв прочные позиции в передовых,  ключевых отраслях промышленности, всеми имеющимися в их распоряжении  средствами стремятся воспрепятствовать  широкому доступу в них национального  капитала, которому приходится тесниться  на своем собственном рынке,  что тормозит развитие национальных  производительных сил.

Для обеспечения перехода страны к преимущественно инновационному пути развития необходимо разработать  долгосрочную стратегию инновационного развития Российской Федерации и  федеральную целевую программу  структурно-инновационных преобразований в экономике, с указанием основных направлений, алгоритма действий, этапов осуществления, сроков, ответственных  исполнителей. [5, с.99-102]

 На микроуровне олигополистам  целесообразно также прорабатывать  стратегические направления инновационного  развития. Целью инновационного  развития российских олигополии  в ближайшее время должно стать  обеспечение выпуска конкурентоспособной  продукции на основе повышения  технического уровня производства, внедрения инновационных и высоких  технологий.

 Реализация основной  цели — развития промышленного  комплекса — в долгосрочной  перспективе требует решения  следующих основных задач:

 — формирование на  базе имеющегося ресурсного, трудового,  производственного и научного  потенциала современного, высокотехнологичного  промышленного комплекса, способного  обеспечить выпуск конкурентоспособной  продукции;

 — перепрофилирование  незагруженных мощностей на выпуск  прогрессивной, инновационной продукции,  продукции глубокой переработки,  на основе наукоемких технологий, в том числе на базе развития  кооперационных связей с предприятиями  смежных отраслей области и  других регионов;

 — разработка мер  по созданию условий для выпуска  импортозамещающей продукции;

 — создание условий  по реструктуризации промышленных  предприятий и увеличению доли  высокотехнологичной и наукоемкой  продукции в ВВП;

Информация о работе Олгополия