Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:04, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как олигополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение понятия олигополии, ее признаков, свойств;
- изучение ценовой политики олигополий, основных теорий ценообразования;
- изучение основных видов олигополий;
Наиболее часто употребляемым приемом "игры по правилам" является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто "прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм. [10]
В заключение несколько слов о проблеме общественной эффективности олигополии как особого типа рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что в форме картеля олигополия крайне не эффективна. Мы уже говорили, что в этом случае речь фактически идет о групповой монополии.Сложнее обстоит дело с нескоординированной олигополией и "игрой по правилам". Разумеется, и этим формам олигополии свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. Более того, из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются при олигополии много сильнее, чем, скажем, при монополистической конкуренции. [6, с.39]
Глава 2.Основные теории олигополистического ценообразования
Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.
Рисунок 2 – Ценовая политика олигополии
Ценовая политика компании
- олигополиста играет огромную роль в
ее жизни. Как правило, фирме не выгодно
повышать цены на свои товары и услуги,
поскольку велика вероятность того,
что другие фирмы не последуют
за первой, и потребители «перейдут»
к компании-сопернику. Если же фирма
понижает цены на свою продукцию, то, чтобы
не потерять клиентов, конкуренты обычно
следуют за понизившей цены компанией,
также снижая цены на предлагаемые
ими товары: происходит «гонка за лидером».
Таким образом, между олигополистами
нередко случаются так
Основные теории олигополистического ценообразования:
Для моделирования поведения фирм-участников рынка в теории олигополии применяются методы теории игр. Наиболее известными моделями олигополии являются:
Модель Штакельберга
Теоретико-игровая модель
олигополистического рынка при
наличии информационной асимметрии.
Названа в честь немецкого
экономиста Генриха фон Штакельберга,
впервые описавшего ее в работе Marktform
und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие)
В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее. [4, с.618-620]
Основные предпосылки:
- Отрасль производит однородный
товар: отличия продукции
- Фирмы устанавливают
количество производимой
- Существует так называемая
фирма-лидер, на объём
Модель Курно
Экономическая модель рыночной конкуренции. Названа в честь сформулировавшего ее французского экономиста А.Курно (1801-1877).
Основные положения модели:
- На рынке действует
фиксированное число N > 1 фирм, выпускающих
экономическое благо одного
- Вход на рынок новых
фирм и выход из него
- Фирмы обладают рыночной властью. Замечание: сам Курно не знал, что такое рыночная власть. Этот термин появился позднее;
- Фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации.
Общее количество фирм на рынке N предполагается известным всем участникам. Каждая фирма, принимая свое решение, считает выпуск остальных фирм заданным параметром (константой). Функции издержек фирм ci(qi) могут быть различны и также предполагаются известными всем участникам.
Функция спроса представляет собой убывающую функцию от цены блага. Цена блага задана как цена равновесия отраслевого рынка (величина отраслевого предложения равна величине спроса на данное экономическое благо при одной и той же цене). [4, с.623]
Модель Бертрана
Модель ценовой конкуренции
на олигополистическом рынке, сформулированная
французским математиком и
Модель описывает поведение фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана. [4, с. 627-628]
В
модели приняты следующие
- На рынке имеется по
меньшей мере две фирмы,
- Фирмы ведут себя
- Предельные издержки (MC) фирм одинаковы и постоянны;
- Функция спроса линейна;
- Фирмы конкурируют,
- После выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию;
- Если цены различны, потребители предъявляют спрос на более дешевый товар;
- Если цены одинаковы,
приобретаются товары всех
Модель статична (рассматривается принятие решения в единичный момент времени).
Предположение о ценовой конкуренции означает, что фирмы могут легко изменять объем выпуска продукции, однако изменить цену после выбора очень трудно или невозможно.
Менее известны модели олигополии, разработанные Чемберленом, Гутенбергом и Эджуортом.
Глава 3. Крупнейшие олигополии России
К крупным олигополистам в России можно отнести нефтяные компании «ЮКОС» и «Лукойл» которые в 2010 году вошли в список тысячи крупнейших корпораций мира. Список был опубликован в последнем номере американского журнала Business Week. Всего в список попали 9 российских компаний, первая из них - «Газпром». По сообщениям центральных СМИ, стоимость акций отечественного олигополиста, оцененная в 70,7 млрд. долларов, позволила ему занять 47-ю строчку рейтинга.
В числе российских компаний - «Сургутнефтегаз» - 183 место, «ЛУКОЙЛ» - 206, ЮКОС - 234, «Сибнефть» - 437, «Норильский никель» - 452, «Мобильные телесистемы» - 464, РАО «ЕЭС России» - 490 и «Сбербанк» - 717 место. При составлении рейтинга в первую очередь учитывался объем рыночной капитализации компаний по состоянию на 31 мая 2010 года. [10]
В первую «десятку» попали 8 компаний из США, а также British Petroleum и Royal Dutch/Shell. Лидер рейтинга не изменился, им по-прежнему остается корпорация General Electric, которая стоит сегодня более 383 млрд. долларов. За год она поднялась в цене почти на 100 млрд. Всего же в списке представлены 423 американские корпорации. Таким образом, практически каждая вторая компания из первой тысячи работает на США.
Отрасли экономики России
с высокой рентабельностью
Таблица 3.1 - Отрасли экономики с высокой рентабельностью
рентабельность (%) продукции в 2010 г. | |
В целом по экономике |
11,3 |
Промышленность |
14,1 |
Топливная промышленность |
22,0 |
Нефтедобывающая |
21,5 |
Нефтеперерабатывающая |
16,1 |
Газовая |
47,7 |
Черная металлургия |
16,1 |
Цветная металлургия |
27,8 |
Трубопроводный транспорт общего пользования |
20,5 |
Морской транспорт |
22,6 |
Связь |
35,8 |
Наибольшая рентабельность продукции в промышленности наблюдается в газовой промышленности (47,7%), цветной металлургии (27,8%), топливной промышленности (22%).[10]
Наибольшая рентабельность по отраслям приходится на связь (35,8%). По морскому транспорту рентабельность составила 22,6%, трубопроводному транспорту общего пользования – 20,5%, промышленности – 14,1%.
Рентабельность продукции в целом по экономике составила в 2010 году 11,3%.[10]
Наибольшая выручка от продаж в 2010 году приходится на компании Лукойл (15449 млн.долл.), Юкос (11373 млн.долл.), ТНК Инт (6912 млн.долл.).
На рис 3. показана выручка от продаж крупнейших компаний ТЭК России.
Рисунок 3 - Объем продаж крупных фирм-олигополистов в России в
2010 году
Одним
из примеров ценовых олигополистических
войн в современном мире является
динамично развивающийся рынок
операторов сотовой связи. По данным
Госкомстата число сотовых
Таблица 3.2
Индекс (i) |
Оператор связи |
Абонентов, чел. |
Доля рынка, % |
1 |
ОАО « МТС» |
61 882 046 |
34,5 |
2 |
ОАО «Билайн» |
45 092 756 |
25,1 |
3 |
ОАО «МегаФон» |
41 357 524 |
23 |
Другие |
28 818 887 |
17,4 |
Количество абонентов и доли рынка операторов сотовой связи РФ (III квартал 2010 г.)
России грозит олигополия государственных банков
Глава Ассоциации российских
банков Гарегин Тосунян обеспокоен
тем, что в прошлом году доля государственных
банков в банковском секторе составила
71 %. Поэтому количество банков с
государственным участием нужно
к 2015 г. уменьшить на 20 %, иначе малые
и средние банки умрут, так
считает Тосунян.
Олигополия это преобладание на рынке
ограниченного количества игроков. Банковская
олигополия пугает представителей банковского
бизнеса, усилением преобладания государственных
банков на финансово-кредитном рынке и
не дают другим банкам пробиться на этот
рынок.
В РФ сначала было все наоборот. Частные
банки полностью заменили государственные.
Затем процесс пошел обратно, и многие
банки не выжили. Также существует проблема
ужесточения надзора за деятельностью
банков. Кроме проблем, связанных с ужесточением
надзора секторе за деятельностью кредитно-финансовых
организаций и активностью государства
в банковском, была поднята проблема кредитования.
2010 год был переломным годом: депозиты
выросли на 31 %, потребительские кредиты
на 14 %. Все это безусловно радует но надо
детальнее всмотреться в ситуацию. Государство
борясь с инфляцией одновременно и мешает
кредитной политике банков. Увеличение
кредитования вовсе не главный источник
инфляции.Таким источником является тарифная
политика, позволяющая в кризисные годы
30 %рост по ЖКХ и газу.
В первой половине 2012 года на рынке акций электроэнергетики, вероятнее всего, сохранится преобладание пессимистичных настроений. Госкомпании (Интер РАО и ГЭХ) продолжат попытки наращивания своей доли в секторе, а частные инвесторы - использовать любую возможность, чтобы избавиться от не оправдавших ожидания энергоактивов. Кроме того, государство уже доказало свою приверженность "ручному управлению" энергорынком, попросив оптовых поставщиков заморозить рыночные цены на прошлогоднем уровне. В 2012 году продолжаться процессы консолидации и укрупнения в генерации. Помимо возможного объединения активов КЭС и ГЭХ ожидается приобретение Интер РАО башкирской генерации. Укрупнение компаний было предсказуемо, однако в ситуации, когда единственными потенциальными покупателями выступают госкомпании, это может привести к фактической национализации сектора. Частный сектор будут составлять всего лишь несколько имён: Евросибэнерго, Э.он Россия, Энел ОГК-5, a также ко-генерация Fortum и Лукойла. Компании, попадающие в периметр квази-государственного сегмента, будут контролировать уже 70% (60% годом ранее) установленной мощности ЕЭС, что, естественным образом, влечет за собой риски скрытого регулирования "конкурентного" сектора энергорынка.