Олигополия и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ возникновения и развития монополий и олигополий.
К основным задачам относятся:
- изучение сущности монополии и олигополии, причин их возникновения;
- характеристика различных моделей рынка несовершенной конкуренции;
- анализ деятельности российских монопольных компаний;
- рассмотрение теории и практики антимонопольной политики государства.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы рынка несовершенной конкуренции …………… 5
2. Модели рынка несовершенной конкуренции ……………………………. 8
2.1 Теоретическая сущность монополизма ……………………………… 8
2.2 Виды монополии и их характеристика ………………………………. 9
2.3 Развитие монополизма на российском рынке ……………………… 13
2.4 Олигополия ……………………………………………………………. 18
3. Антимонопольная политика ………………………………………………. 26
Заключение ……………………………………………………………………. 33
Список использованной литературы ………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Рынок несовершенной конкуренции.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

стр.

Введение ……………………………………………………………………….  3

1. Теоретические основы  рынка несовершенной конкуренции …………… 5

2. Модели рынка несовершенной конкуренции …………………………….   8

2.1 Теоретическая сущность монополизма ………………………………  8

2.2 Виды монополии и их характеристика ……………………………….  9

2.3  Развитие монополизма  на российском рынке ………………………  13

2.4 Олигополия ……………………………………………………………. 18

3. Антимонопольная политика ………………………………………………. 26

Заключение ……………………………………………………………………. 33

Список использованной литературы ………………………………………… 36

 

Введение

 

Одним из важнейших условий  существования рынка является конкуренция, которая представляет собой соперничество  между участниками рыночных отношений  за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи. Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и снижение затрат, «отбраковывая» убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики. Благодаря ей создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнёров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей. [1, с. 151.]

Однако, чтобы постоянно  увеличивать прибыль, предпринимателю  приходится капитализировать часть получаемой прибавочной стоимости, превращать ее в добавочные средства производства и дополнительную рабочую силу. Это обуславливает рост отдельных предприятий и увеличение масштабов производства, а значит – концентрацию производства и капитала в одних руках, что в свою очередь ведет к образованию монополий.

Кроме того, для получения  рыночной власти и сверхприбылей  сильные предприятия прибегают  к добровольному или принудительному  объединению. Таким образом, парадокс состоит в том, что конкуренция  порождает монополию, которая в свою очередь отвергает рынок. [16, с. 593.]

В современной экономике  конкуренция и монополия неизбежно  и противоречиво сосуществуют и  подчас сложно переплетаются, имеют  свои достоинства и недостатки и  поэтому вызывают споры и разногласия среди экономистов.

Предметом изучения является виды рынков несовершенной конкуренции.

Объектом изучения служат предприятия и фирмы, которые  по определенным признакам относятся  к монополиям и олигополиям.

Учитывая вышесказанное, целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ возникновения и развития монополий и олигополий.

К основным задачам относятся:

- изучение сущности  монополии и олигополии, причин  их возникновения;

- характеристика различных  моделей рынка несовершенной конкуренции;

- анализ деятельности  российских монопольных компаний;

- рассмотрение теории  и практики антимонопольной политики  государства.

Для решения этих задач  в работе были использованы материалы  периодической печати, Интернета, учебная  литература.

 

1. Теоретические основы рынка несовершенной конкуренции

 

Не всегда на рынке  возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами  несовершенной конкуренции. При  монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной  конкуренции являются:

  1. демпинговые цены
  2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
  3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
  4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
  5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
  6. замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной  конкуренции:

  1. неоправданный рост цен
  2. увеличение издержек производства и обращения
  3. замедление научно-технического прогресса
  4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках
  5. падение эффективности экономики

Рынок несовершенной  конкуренции – тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции фирмы, функционирующий на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной рыночной властью, то есть возможностью, увеличивая или сокращая объем продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли. В зависимости от причин и пути монополизации различают несколько типов монополии.

Модели рынка несовершенной  конкуренции:

  • Чистая монополия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.

Характерными чертами  данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.

Для чистой монополии  характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.

  • Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.
  • Монопсония — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.

Примером монопсонии является рынок труда, на котором  существует множество работников, и  только одно предприятие — покупатель рабочей силы.

Монопсония возникает  при следующих условиях:

  • на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;
  • данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
  • этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
  • Двусторонняя монополия - ситуация, когда на рынке имеется только один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии). По двусторонней монополией понимается такая рыночная структура, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу ресурсов производства (для продавца - это готовая продукция). При двусторонней монополии и покупатель, и продавец имеют возможности, вполне достаточные для контроля над ценами услуг ресурсов производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Модели рынка несовершенной конкуренции

 

2.1 Теоретическая сущность монополизма

 

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический  капитализм [3, с. 92].

В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса [3, с. 92].

Однако, эти возможности  реализуются в тех случаях, когда  такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей.

Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные  фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в  экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как  фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. [4, с. 152.]

Важнейшая сторона развития монополий связана с новой  ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия.

Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость  расширения роли банков, заставляя  промышленные компании искать с банками  прочных связей для получения  долгосрочных ссуд, открытия кредита  в случае изменении экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства».

Но по содержанию это  распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии. [3, с. 143.]

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических  союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

 

2.2 Виды монополии и их характеристика

 

Монополия - это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок всего объема продукта, не имеющего близких субститутов. [1, с. 106]

Вид монополий зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции. Вообще любая монополия  может существовать лишь при несовершенной конкуренции [1, с. 106].

Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит  из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над  ценами.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая. [1, с. 112]

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь.

В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов [1, с. 112].

С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.

Информация о работе Олигополия и монополия