Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ возникновения и развития монополий и олигополий.
К основным задачам относятся:
- изучение сущности монополии и олигополии, причин их возникновения;
- характеристика различных моделей рынка несовершенной конкуренции;
- анализ деятельности российских монопольных компаний;
- рассмотрение теории и практики антимонопольной политики государства.
Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы рынка несовершенной конкуренции …………… 5
2. Модели рынка несовершенной конкуренции ……………………………. 8
2.1 Теоретическая сущность монополизма ……………………………… 8
2.2 Виды монополии и их характеристика ………………………………. 9
2.3 Развитие монополизма на российском рынке ……………………… 13
2.4 Олигополия ……………………………………………………………. 18
3. Антимонопольная политика ………………………………………………. 26
Заключение ……………………………………………………………………. 33
Список использованной литературы ………………………………………… 36
Содержание
стр.
Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы
рынка несовершенной
2. Модели рынка несовершенной конкуренции ……………………………. 8
2.1 Теоретическая сущность монополизма ……………………………… 8
2.2 Виды монополии и их характеристика ………………………………. 9
2.3 Развитие монополизма на российском рынке ……………………… 13
2.4 Олигополия …………………………………………………
3. Антимонопольная политика ………………………………………………. 26
Заключение ……………………………………………………………………. 33
Список использованной литературы ………………………………………… 36
Введение
Одним из важнейших условий существования рынка является конкуренция, которая представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи. Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и снижение затрат, «отбраковывая» убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики. Благодаря ей создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнёров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей. [1, с. 151.]
Однако, чтобы постоянно увеличивать прибыль, предпринимателю приходится капитализировать часть получаемой прибавочной стоимости, превращать ее в добавочные средства производства и дополнительную рабочую силу. Это обуславливает рост отдельных предприятий и увеличение масштабов производства, а значит – концентрацию производства и капитала в одних руках, что в свою очередь ведет к образованию монополий.
Кроме того, для получения
рыночной власти и сверхприбылей
сильные предприятия прибегают
к добровольному или
В современной экономике
конкуренция и монополия
Предметом изучения является виды рынков несовершенной конкуренции.
Объектом изучения служат предприятия и фирмы, которые по определенным признакам относятся к монополиям и олигополиям.
Учитывая вышесказанное, целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ возникновения и развития монополий и олигополий.
К основным задачам относятся:
- изучение сущности монополии и олигополии, причин их возникновения;
- характеристика различных моделей рынка несовершенной конкуренции;
- анализ деятельности
российских монопольных
- рассмотрение теории
и практики антимонопольной
Для решения этих задач в работе были использованы материалы периодической печати, Интернета, учебная литература.
1. Теоретические основы рынка несовершенной конкуренции
Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.
Признаками несовершенной конкуренции являются:
Потери от несовершенной конкуренции:
Рынок несовершенной конкуренции – тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции фирмы, функционирующий на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной рыночной властью, то есть возможностью, увеличивая или сокращая объем продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли. В зависимости от причин и пути монополизации различают несколько типов монополии.
Модели рынка несовершенной конкуренции:
Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.
Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.
Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.
Монопсония возникает при следующих условиях:
2.1 Теоретическая сущность монополизма
Формирование и рост
монополий исторически
В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса [3, с. 92].
Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей.
Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. [4, с. 152.]
Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия.
Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменении экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства».
Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии. [3, с. 143.]
Важной формой создания
отраслевых и межотраслевых
2.2 Виды монополии и их характеристика
Монополия - это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок всего объема продукта, не имеющего близких субститутов. [1, с. 106]
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции [1, с. 106].
Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая. [1, с. 112]
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь.
В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов [1, с. 112].
С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия
является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено