Олигополия и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ возникновения и развития монополий и олигополий.
К основным задачам относятся:
- изучение сущности монополии и олигополии, причин их возникновения;
- характеристика различных моделей рынка несовершенной конкуренции;
- анализ деятельности российских монопольных компаний;
- рассмотрение теории и практики антимонопольной политики государства.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы рынка несовершенной конкуренции …………… 5
2. Модели рынка несовершенной конкуренции ……………………………. 8
2.1 Теоретическая сущность монополизма ……………………………… 8
2.2 Виды монополии и их характеристика ………………………………. 9
2.3 Развитие монополизма на российском рынке ……………………… 13
2.4 Олигополия ……………………………………………………………. 18
3. Антимонопольная политика ………………………………………………. 26
Заключение ……………………………………………………………………. 33
Список использованной литературы ………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Рынок несовершенной конкуренции.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Идея переписать закон  «О естественных монополиях» впервые  была предложена ФАС еще в 2006 году. В конце 2008 года разработка соответствующего законопроекта была внесена в план законотворческой деятельности службы. Это не первая попытка ФАС получить право вводить прямое ценовое регулирование для доминирующих на рынке компаний. Уже внесенный в Госдуму «второй антимонопольный пакет» ФАС предусматривает расширительное толкование монопольно высокой и монопольно низкой цены.

Концепция естественной монополии обыкновенно увязывается  с естественномонопольным, в основном поддерживаемым госрегулированием, статусом бизнеса, которым она занимается.

Авторы указывают, что  большинство госкорпораций не реализуют  цели своего создания, а озабочены  прибыльным вложением временно свободных  финансовых средств. В частности, назывался  такой факт: из 240 млрд руб., выделенных государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», только 8 млрд руб. были использованы по программам софинансирования, остальные средства размещены на депозитах [8, с. 3].

Подобная ситуация стала  возможна лишь потому, что при учреждении компании не были определены ее цели и не создан соответствующий механизм контроля, а в федеральном законодательстве отсутствуют критерии оценки успешности деятельности государственных корпораций, что не позволяет определить результаты их работы. Указав на это обстоятельство, генеральный директор ЦПАГУП доктор физико-математических наук, доктор политических наук, профессор Степан Сулакшин заключил, что механизм контроля отсутствует умышленно. «Он не только не создан, приняты специальные правовые решения, которые минимизируют контроль государства над деятельностью этих имущественных комплексов и превращают его в ноль», – подчеркнул ученый [Цит. по: 8, с. 3].

Продолжая эту мысль, научный руководитель ЦПАГУП, президент  ОАО «Российские железные дороги», доктор политических наук Владимир Якунин подчеркнул, что отсутствие у государственных корпораций конкретной цели не имеет оправдания, потому что дает менеджменту право распоряжаться государственным имуществом по своему усмотрению. Считая это очень опасной тенденцией, он напомнил, что в стране есть акционерное общество, которое, будучи в 100%-ной собственности государства, действует строго по законам и нормативам [Цит. по: 8, с. 3].

Отвечая на замечания  оппонентов о том, что в американских законах существует такое понятие, как «лоббизм», которое становится популярным и в нашей стране, В. Якунин заметил, что в практике российских отношений власти и бизнеса это понятие постепенно стало восприниматься как синоним коррупции. Но так не должно быть. Лоббизм – это естественное стремление донести до власти озабоченности, проблемы или пожелания в бизнесе. «Плохо, когда чиновник реально начинает заниматься хозяйственной деятельностью. Это дело профессиональных управленцев, нанимаемых государством для выполнения этой функции», – заключил В. Якунин [Цит. по: 8, с. 3].

С этим тезисом согласился и председатель совета директоров ОАО  «Агрохимбанк», кандидат экономических  наук, кандидат юридических наук, доцент Владимир Гамза. Он убежден, что, как  только государство начинает заниматься непосредственно хозяйственной деятельностью, оно тут же убивает всех конкурентов. Выход здесь может быть только один: управлением государственным имуществом должны заниматься специализированные частные фирмы. «Только частные управляющие компании позволят сделать управление этим имуществом эффективным, значительно уменьшить степень коррумпированности в данном секторе», – подчеркнул В. Гамза[Цит. по: 8, с. 3].

По мнению профессора Санкт-Петербургского государственного университета, доктора философских  наук Леонида Сморгунова, сейчас происходят интересные подвижки в отношениях государства, экономики и общества. Эти изменения, как считает ученый, связаны с постглобальным миром, который начался после сентябрьских событий 2001 г., когда башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке подверглись террористическим атакам. В России подобный перелом наступил двумя годами позже.

В 2003 г. государство в  ходе борьбы с терроризмом вынуждено  было усилить свою роль в политических, а потом и в экономических  отношениях. Появился новый термин для фиксации отношения бизнеса и государства – «координируемый капитализм».

Основную особенность  «координируемого капитализма» ученый видит в изменении функций  государства. Поясняя свой тезис, Л. Сморгунов привел такой аргумент. Государство постепенно отказывается от собственности и поэтому перестает быть непосредственным экономическим агентом действия. В то же время оно начинает проявлять так называемые трансформативные способности, в том числе оказывает помощь, координируя экономические отношения, и тем самым повышает эффективность экономики в целом.

«Впервые в наше право  введена норма англо-саксонского  права, т. е. многосубъектность правовых отношений», – отметил заместитель  директора Института экономики  РАН, доктор экономических наук, профессор  Сергей Сильвестров [Цит. по: 8, с. 3]. По его словам, существует элементарная формула: одной вещи соответствует один субъект-собственник. Однако в российском законодательстве впервые возникла ситуация, когда государство и создает корпорации, и управляет этой собственностью. «Это новый феномен, который может поставить под сомнение эффективность корпораций», – считает ученый [Цит. по: 8, с. 3].

В свою очередь руководитель отдела финансового законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации профессор Николай Казанцев напомнил, что в российском законодательстве нет института юридического лица публичного права, есть только лицо частного права. На этом основании ученый заключил, что все так называемые государственные компании и корпорации являются лицами частного права и действуют в частных интересах их менеджмента, крупных владельцев, а также лиц, назначающих менеджмент этих компаний на должность.

В таких условиях закон  «О естественных монополиях», в ст. 1 предусматривающий, что естественная монополия создается в интересах снижения издержек, в России систематически никогда не исполняется, и темпы роста издержек и цен на продукты естественных монополий создают кривую роста инфляции. С этой точки зрения, подчеркнул правовед, в отсутствие юридических лиц публичного права механизмов для реализации каких-либо национальных или государственных интересов нет, а есть только частные интересы лиц власти, менеджмента; они и реализуются.

Идея ФАС заключается  в том, что государство не должно разделять способы регулирования деятельности монополий в зависимости от их происхождения: принцип прямого ценового регулирования, по ее мнению, может и в ряде случаев должен распространяться на любую монополию вне зависимости от ее природы. Отметим, это уже не первая теоретическая новация ФАС.

С конца 2007 года служба уже  пыталась переопределять понятие доминирования  на рынках, ввела в законодательство конструкцию коллективного доминирования. В целом попытки переосмыслить  теоретическую базу для антимонопольного регулирования с середины 2008 года наблюдаются практически во всех наработках ФАС в области законотворчества. Эксперты сомневаются в этом. «У ФАС нет мощностей, чтобы вести законотворческую работу на таком уровне,— полагает старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков.— Команда, начинавшая в ФАС работу над законопроектом, перешла в Минэкономики» [Цит. по:2, с.3]. Кроме того, попытка ФАС объединить ряд отраслевых законов, регулирующих естественные монополии, по его мнению, наткнется на серьезное противодействие профильных ведомств.

Так или иначе, парламентские  слушания показали, что ФАС может  пока рассчитывать только на поддержку  комиссии по естественным монополиям Совета федерации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своей работе я рассмотрела несовершенную конкуренцию и ее основные виды. Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной, т.е. участники рынка обладают рыночной властью. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными.

Несовершенная конкуренция  делится на монополию, олигополию и  монополистическую конкуренцию.

Монополия – это рынок, на котором имеется один продавец, полностью контролирующий ситуацию на рынке. Новые фирмы, желающие проникнуть на монопольный рынок, сталкиваются с барьерами. Эти барьеры бывают экономические, юридические и естественные. Монополия снижает эффективность экономики.

Олигополия – это  отрасль, в которой большая часть  продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Отдельные фирмы-олигополисты могут вступать в сговор с целью получения больших прибылей.

Монополистическая конкуренция  – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной  конкуренции монополистическая  предполагает, что каждая фирма продает  особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».

Любое крупное предприятие  или группировка склонна воспользоваться  выгодами от своего положения на рынке  и тяготеет к установлению диктата  цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики. Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен.

Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в  экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствие не многочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть, прежде всего, действенной и эффективной.

Первоначально наибольшую важность имели процессы физического  производства товаров и услуг, но из-за большой синхронизации экономических  процессов и "условий игры" на рынке, крупные компании, монопольные объединения не заинтересованы в повышении своей нормы прибыли за счет политики в области цен и объемов производства. Основным фактором способным защитить господствующую позицию компании на рынке становится умение обеспечить координацию работы всех ее подразделений. Компании, которые обладают передовой технологией в области управления и торговли, могут сегодня иметь большую монопольную власть, чем те, которые пока до сих пор контролировали цены и производство.

Нарушение  рыночной  ситуации  провоцирует  предприятия  на  проведение монопольной политики, наносит вред обществу. Следовательно, необходимо участие государства, направленное на создание здоровой рыночной среды. Рынок с его конкуренцией, диверсификация производства и продаж, глубокая интеграция отдельных стран в мировое хозяйство и конечно соответствующая политика государства сдерживают монопольные тенденции в экономике. Сталкивание различных рыночных ситуаций ведет к тесному переплетению конкуренции и монополии и синтезу, формированию новых правил игры на рынке.

Проблемы, связанные с  развитием различных форм конкуренции  неоднозначны, так как реальная жизнь  очень динамична и в ней  существуют не только критерии экономической  эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.

Несмотря на предпринимаемые  в России меры по антимонопольному регулированию, поддержке конкуренции, защите прав потребителей, стимулированию малого предпринимательства, регулированию деятельности естественных монополий, сохраняется актуальность совершенствования антимонопольного законодательства и повышения эффективности его исполнения.

 

Список использованной литературы

 

1. Борисов Е. Ф., Экономическая  теория: Учебник / Е. Ф. Борисов.- М.: Высшее образование, 2008.- 400с.

2. Гудков, А. ФАС борется  с неестественностью. Закон «О естественных монополиях» хотят расширить для всех монополистов/ А. Гудков// Коммерстантъ.- 2009.- №3.- с. 3

3. Журавлева Г. П., Экономика: Учебник/ Г. П. Журавлева.- М.: Юристъ, 2001.- 574с.

4. Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2001.- 455с.

5. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник. / Аузан. А – М.: ИНФРА-М, 2005.- 492с.

6. Крупнейшие российские  компании: новая ситуация// Проблемы  теории и практики управления.- 2009.- №1.- с. 13-17.

7. Курс экономической теории: Учебник. / Под ред. М. Н. Чепурина. – М.: Киров, 2005.-528с.

Информация о работе Олигополия и монополия