Олигополия и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ возникновения и развития монополий и олигополий.
К основным задачам относятся:
- изучение сущности монополии и олигополии, причин их возникновения;
- характеристика различных моделей рынка несовершенной конкуренции;
- анализ деятельности российских монопольных компаний;
- рассмотрение теории и практики антимонопольной политики государства.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы рынка несовершенной конкуренции …………… 5
2. Модели рынка несовершенной конкуренции ……………………………. 8
2.1 Теоретическая сущность монополизма ……………………………… 8
2.2 Виды монополии и их характеристика ………………………………. 9
2.3 Развитие монополизма на российском рынке ……………………… 13
2.4 Олигополия ……………………………………………………………. 18
3. Антимонопольная политика ………………………………………………. 26
Заключение ……………………………………………………………………. 33
Список использованной литературы ………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Рынок несовершенной конкуренции.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

В экономической литературе дается следующая классификация  видов монополий [2, с. 145].

1. С учетом степени  охвата экономики выделяются  такие виды монополистических  организаций.

В масштабе определенной отрасли — чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального  хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли).

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм —  консорциумы, картели, синдикаты, тресты, концерны. [1, с. 123]

Консорциум основан на временных соглашениях между промышленными компаниями, разработчиками, банками с целью разработки и реализации совместных крупных проектов. Участники консорциума обычно полностью сохраняют свою самостоятельность, кроме принятых в соглашениях обязательств.

Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли, не ликвидирующее их производственной и сбытовой самостоятельности, но предусматривающее соглашение между ними по ряду вопросов. Прежде всего, картельные соглашения включают в себя единые монопольно высокие цены, по которым участники картеля обязываются продавать свои товары на рынке.

Картельное соглашение предусматривает также разделение рынка сбыта. Это означает, что каждый участник картеля обязуется продавать свои товары, например, только на определенных территориях.

Чтобы иметь возможность  удерживать высокие цены, картели  ограничивают предложение товаров  на рынке за счет ограничения размеров производства. Поэтому картельные соглашения нередко предусматривают определение доли в производстве различных товаров для каждого члена картеля.

Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их торговой (сбытовой) самостоятельности. В то время как каждый участник картеля самостоятельно реализует свою продукцию на рынке, хотя и по установленной картелем цене, синдикатские соглашения предусматривают сдачу всей продукции предприятий, входящих в объединение, синдикату, который реализует ее через свои сбытовые конторы.

Трест представляет собой объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их самостоятельности, как в сбытовом, так и в производственном отношении. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается предприятиями, входящими в его состав.

Концерн является высшей формой монополистских объединений. Он представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей путем установления над ними единого контроля (как правило, с помощью акционерного механизма). Предприятия, входящие в концерн, нередко расположены в разных странах.

 

 

2.3  Развитие монополизма  на российском рынке

 

В число крупнейших монопольных  объединений, действующих на российском рынке включают компании, которые  удовлетворяют хотя бы одному из двух условий:

- имеют объем продаж  более 10 млрд долл.;

- занимают доминирующее  положение в одной из значимых  отраслей российской экономики.

По данным статистики, этому требованию в России отвечают 28 объединений, том числе 22 компании как лидеры по объему выпуска и 6 – как отраслевые лидеры [6, с. 13].

Пять из них являются полностью государственными и десять – преимущественно государственными.

Большая часть российского  крупнейшего бизнеса – это  бизнес государственный.

С начала нынешнего десятилетия  вплоть до первой половины 2008 года при активной поддержке государства капитализация была основным критерием деятельности компаний. При этом государство приветствовало обращение бизнеса к иностранным источникам финансирования, подчеркнул главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор экономических наук Яков Паппэ. По его мнению, рост курса акций компаний, по всей вероятности, воспринимался как объективный показатель успеха, а иностранное финансирование было дешевым и никак не угрожало финансовой стабильности. Покупка иностранных активов расценивалась как демонстрация возрождающейся экономической мощи России.

Поэтому серьезных проблем  в отношениях государства с большей  частью крупнейших компаний не возникало. Поддерживались даже такие сделки, в результате которых иностранные стратегические партнеры получали 50%-ную долю в ведущих российских компаниях (широко известные примеры – ТНК и Ilim Pulp) [8, с. 3].

Анализируя ситуацию в отношениях государства с большинством крупных компаний с 2003 г. до первой половины 2008 г., необходимо, в частности, отметил, что в этот период, несмотря на беспроблемность деловых связей власти и крупного бизнеса, в России была проведена национализация целого ряда предприятий. Причем каждый акт национализации имел собственные специфические причины, далеко не всегда экономические. «Тем не менее в целом данный процесс соответствовал представлениям власти о «командных высотах» и «стратегических позициях» в экономике», – подчеркнул Я. Паппэ [Цит. по 8, с. 3].

Среди национализированных компаний – ЮКОС, основные активы которого приобрела «Роснефть», и «Сибнефть» (ныне «Газпромнефть»), выкупленная Газпромом по рыночной цене у частного владельца.

Во второй половине 2008 г. возникла новая ситуация. Финансовый кризис лишил крупные компании зарубежного инвестирования и остро поставил вопрос о возврате кредитов. В результате государство получило право влиять на крупнейшие компании и стало владельцем блокирующего пакета акций «Норильского никеля», 44% акций «Вымпелкома» [8, с. 3].

И этот процесс, по мнению ученого, будет продолжаться.

По-иному складываются отношения государства с крупнейшими  компаниями – монополистами в  сфере отраслей инфраструктуры. Все  объединения данного типа полностью  или преимущественно находятся  в собственности государства и под его доминирующим влиянием. В обозримый период, то есть до середины 2010 г., такая ситуация должна сохраниться. Возможные трансформации будут связаны с организационным (но не корпоративным) разделением монопольных и конкурентных составляющих, условиями допуска независимых производителей к инфраструктуре, правилами регулирования тарифов.

По мнению Я.Паппэ, радикальные  изменения, такие, как приватизация «Связьинвеста» и коренная реформа  железнодорожного транспорта по модели нефтяной промышленности, в указанный период маловероятны.

Продолжая этот анализ, ведущий  научный сотрудник Центра проблемного  анализа и государственно-управленческого  проектирования Ирина Колесник поделилась результатами исследования проблем  эволюции крупнейших российских компаний, проведенного сотрудниками Центра. В качестве объекта анализа были взяты следующие типы крупнейших компаний: естественные монополии (Газпром и РЖД), государственные монополии (Росспиртпром) и корпорации, которые отвечают требованиям закона «О некоммерческих организациях», а также авиастроительная и судостроительная корпорации. Эти холдинги выпадают из общего ряда некоммерческих объединений, но их появление в 2007 г. оказалось в русле событий того времени.

В ходе правового, экономического и политического анализа создания и принципов деятельности государственных корпораций были выявлены следующие результаты.

Во-первых, правовое поле для деятельности государственных  корпораций, созданных федеральными законами, неоправданно широко. Более  тщательно описаны механизмы регулирования ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», созданных указами Президента Российской Федерации. ОАО «Российские железные дороги» учреждено постановлением Правительства Российской Федерации, деятельность этого акционерного общества в значительной степени ограничена федеральными законами и правительственными решениями.

Во-вторых, значительный объем имущества и денежные средства передаются в собственность государственным  корпорациям безвозмездно. Исключение составляет Росатом. В случае ликвидации этой компании ее имущество должно быть возвращено в государственную собственность. ОАО «Российские железные дороги», будучи коммерческой организацией, чья основная цель – извлечение прибыли, вообще не может распоряжаться значительной частью своего имущества, что серьезно сужает ее деятельность.

В-третьих, отсутствуют  эффективные механизмы контроля за деятельностью государственных  корпораций. По мнению исследователя, годового отчета и ежеквартального доклада в правительстве, которые они представляют, недостаточно для действенного контроля за их работой. В то же время ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Газпром», как того требует Федеральный закон «Об акционерных обществах», максимально открыты по финансовой информации.

В-четвертых, на государственные  корпорации не распространяется бюджетное  законодательство, законодательство о  государственных закупках и ряд  других нормативных актов.

Падение мировых цен  на сырье и промышленный спад больно ударили по российским монополиям, которые считались основой экономики. Добыча газа и объем грузоперевозок по железным дорогам снизились с начала года более чем на 19%, а выработка электроэнергии сократилась почти на 6% [8, с. 3].

Главной опасностью кризиса  монополий многие экономисты называют резкое сокращение инвестиций, которое не позволит России быстро преодолеть спад экономики.

«Потребление электроэнергии в России за пять месяцев 2009 года, по предварительным данным, упало на 5,86%», - заявил вчера в Госдуме глава Минэнерго Сергей Шматко [Цит. по 8, с. 3].

Самое значительное снижение потребления электроэнергии произошло  в промышленно развитых регионах. Так, в объединенной системе Урала  за четыре месяца падение потребления  составило 8%, в системе Средней  Волги - 10,8%, - отмечает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян [8, с. 3].

Падение производства в  электроэнергетике можно считать  относительно небольшим на фоне спада  в газодобыче и на железных дорогах. В январе-мае Россия снизила добычу газа на 19,3%. А падение погрузки на Российских железных дорогах достигло за четыре месяца 26% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Более чем на 10% упали и пассажирские перевозки, Российские железные дороги сократили движение пассажирских поездов [1, с. 14].

Падение спроса на услуги естественных монополий вынуждает  их сокращать инвестпрограммы. А  это уже чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу  при росте спроса, связанном с  выходом экономики из кризиса.

«Чем дальше откладываются стратегические инвестпроекты, которые должны обновить производственные мощности, тем выше будут затраты на их ввод при росте спроса на выходе из кризиса», - предупреждает партнер консалтинговой компании «Интерком-Аудит» Александр Верхов [Цит. по 8, с. 3].

Между тем сокращение инвестиций для некоторых монополий  оказалось почти двукратным: РЖД  сократило свою инвестиционную программу  с 442 до 252 миллиардов рублей. Мосэнерго  сократило инвестпрограмму в 2,5 раза. В целом сокращение инвестиций естественных монополий превысит в этом году 30% [1, с. 15].

Не многим лучше обстоят  дела и в «Газпроме».

Газовая промышленность оказалась одной из наиболее пострадавших от последствий кризиса среди  всех отраслей российского ТЭК.

Наибольший удар был  нанесен по самой прибыльной статье доходов «Газпрома» - экспорту, который обвалился в первом квартале разом на 56,2%. Одна только Украина снизила импорт газа на 40%, отмечает руководитель отдела исследований газовой отрасли ИПЕМ Алексей Белогорьев [Цит. по 8, с. 3].

На первый план для «Газпрома» сегодня выходит угроза инвестиционного дефицита.

Суммарный объем необходимых  инвестиций в отрасль на ближайшие 20 лет превышает полтриллиона долларов. За этими цифрами стоят крупнейшие энергетические проекты 2010-2020-х годов: разработка месторождений Ямала, шельфа северных морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока, прокладка новых трубопроводных маршрутов и развитие инфраструктуры сжижения газа.

Таким образом, подводя  итог всему вышестказанному,  
можно сделать ряд следующих выводов.

Финансовый кризис больно ударил по деятельности многих крупнейших российских монополистов, в частности  были свернуты многих крепные инвестиционные программы.

 

2.4 Олигополия

 

Олигополия является преобладающей  формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, где существует несколько фирм, отдельные их которых контролируют значительную долю рынка.

Олигополия – это отрасль, в  которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Ее характерные черты:

  • немногочисленность. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг – эта отрасль называется олигополистической.
  • производство стандартизированных или дифференцированных товаров. Такие продукты, как сталь, медь, алюминий, цемент, технический спирт и т.д., являются стандартизированными продуктами. Другие продукты, как автомобили, бытовые приборы, компьютеры, сигареты и т.д., являются дифференцированными. На основе такого разделения различают два типа олигополии: стандартизированную и дифференцированную.
  • существуют барьеры для вступления в отрасль. Барьеры входа удерживают потенциальных конкурентов от проникновения в отрасли, в которых продавцы, занимающие прочное положение, получают сверхприбыли. Такими барьерами являются эффекты масштаба и низких издержек. 
  • эффект масштаба означает, что только крупные фирмы могут выжить. Для того чтобы быть в состоянии предлагать свою продукцию по рыночной цене, фирма, входящая на олигополистический рынок, должна иметь возможность организовать крупномасштабное производство. Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для фирмы, которая только начинает дело, эффекты масштаба и издержек могут быть трудно преодолимыми барьерами для вступления в отрасль. Даже если ей это удастся, то вход на рынок новой фирмы, имеющей крупномасштабное производство, путем огромного увеличения предложения может опустить цены до уровня даже меньшего, чем уровень долгосрочных средних издержек эффективной фирмы. Таким образом, даже если олигополисты, утвердившиеся на рынке, и получают сверхприбыли, аутсайдера может и не привлекать возможность входа на этот рынок.

Информация о работе Олигополия и монополия