Оптовая торговля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике вызывает необходимость кардинальный изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей.
Среди основных направлений коммерческо-посреднической деятельности на первый план выступает оптовая торговля.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы функционирования оптовой торговли
как сферы деятельности отечественной экономики 5
1.1 Экономическое содержание и значение оптовой торговли 5
1.2 Функции оптовой торговли 9
1.3 Современное состояние и тенденции развития оптовой
торговли в России 14
2 Анализ оптовой деятельности организации на примере
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Оптовая торговля в России.docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

Введение

Переход России к рыночной экономике вызывает необходимость  кардинальный изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства  страны. Особую значимость приобретает  формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы  обращения и услуг, поскольку  именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов  рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей.

Среди основных направлений  коммерческо-посреднической деятельности на первый план выступает оптовая торговля. Оптовая торговля, являясь важнейшим звеном свободного взаимодействия между участниками акта купли-продажи, реализует этот акт в крупных объемах и большими партиями товаров.

Понятие оптовой торговли и ее сущности на протяжении всего  периода развития экономической  теории является предметом влияния  и изучения. Мнения по этому поводу у представителей науки и практиков  не слишком расходятся, по крайней  мере, по ключевым позициям.

На современном этапе  в российской экономике оптовая  торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой  массы товаров зарубежной продукции  на внутренний рынок. Именно оптовая  торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных  товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и  на внешнем рынках.

Таким образом, важность этой области деятельности предприятия  не требует особых доказательств, поскольку  роль и значимость оптовой торговли понятна любому предпринимателю.

За последние годы произошли  заметные изменения в структуре  оптового рынка. В связи с этим представляет особый интерес сложившаяся  динамика развития оптовой торговли в совершенных условиях и перспективы  ее развития.

Таким образом, спектр изучения вопросов организации, оптовой торговли достаточно широк и представляет как теоретический, так и практический интерес. Цель данной работы - показать необходимость оптовой торговли на современном этапе, раскрыть основные категории и понятия по данному вопросу; рассмотреть современное состояние и тенденции развития оптовой торговли в России. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы функционирования оптовой торговли как сферы деятельности отечественной экономики

1.1. Экономическое содержание  и значение оптовой торговли

Исторический процесс  развития товарного хозяйства способствовал  обособлению сферы обращения  и выделению в ней посреднических отраслей – оптовой и розничной  торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой  продажи товары не переходят в  сферу личного потребления, они  либо поступают в производственное потребление, либо приобретаются розничной  торговлей для реализации населению.

Исследователи предлагают разделять трактовку этого явления в широком и узком смысле.

Расширенное толкование означает, что покупатель приобретает товар  не для собственного потребления, а  для дальнейшей переработки или  перепродажи с целью получения  прибыли. Узкое трактование связывается  с деятельностью специальных  товарных предприятий внутренней торговли, при участии которых осуществляется акт обмена между продавцом и  покупателем. Оптовая торговля, являясь  важнейшим звеном свободного взаимодействия между участниками акта купли-продажи, реализует этот акт в крупных  объемах, большими партиями товаров.

Другая часть ученых, в  частности, профессор Зырянов А. В. предлагает рассматривать оптовую  торговлю относительно макроэкономики и микроуровня экономики. Макроэкономический аспект организации оптовой торговли предполагает:

- исследование внутриотраслевого состава сферы обращения;

-анализ видового состава и структуры оптовых предприятий различных сфер экономики.

Микроэкономический анализ оптовой торговли охватывает изучение вопросов внутренней организации оптовых  фирм и предприятий.

Оптовая торговля занимает важное место в экономике страны, так как имеет ряд преимуществ для производителей:

а) поставляет товары без  существенного изменения их внешнего вида – переработчикам, агентам  по перепродаже и крупным потребителям;

б) разгружает органы сбыта  производителя, так как нет необходимости  оформлять множеством накладных, счетов, бухгалтерских документов и писем  и другую документацию;

в) снижаются затраты, связанные  с реализацией продукции, поскольку  вместо большого количества мелких розничных  торговцев, поставки осуществляются в  адрес небольшого перечня крупных  оптовых торговцев.

Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем  продажи товаров производственными  и торговыми предприятиями, а  также посредниками другим предприятиям и юридическим лицам для последующей  реализации населению или для  производственного потребления.

Оптовая торговля представляет собой любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их или в целях дальнейшего использования (переработка, пошив), или перепродажи.

Поэтому при оптовой торговле товар закупается крупными партиями и в больших объемах.

Рыночное пространство включает в себя не только непосредственных производителей и потребителей товарной продукции, но и значительное число  активных промежуточных звеньев, устанавливающих  деловые отношения между ними. К таким звеньям относятся  оптово-посреднические организации, которые оказывают существенные услуги, как производителям, так и конечным потребителям продукции.

Оптовая торговля является наиболее важным звеном, которое обеспечивает ускорение процесса товародвижения по каналам распределения.

Рациональная организация и совершенствование оптовой торговли являются одной из важнейших задач. Оптовое звено определяет направление товарных потоков, преобразует производственный ассортимент в торговый и выступает проводником огромной массы товаров на потребительский рынок.

Все это позволяет и  производителям, и розничным торговцам  обращаться к услугам оптовой  торговли. Необходимость оптовой  торговли связана с некоторыми факторами:

- неравномерное размещение на территории РФ предприятий промышленности, выпускающих отдельные группы и наименования товаров народного потребления. Это вызывает необходимость широкого товарного обмена между предприятиями, расположенными в разных регионах страны;

- природные и экономико-географические условия производства, концентрация производства в отдельных районах страны;

- многие товары народного потребления выпускаются многочисленными предприятиями промышленности, поэтому необходимо вовлечь в товарооборот все эти распыленные ресурсы и оказать помощь промышленным предприятиям в сбыте продукции;

- специализация промышленных предприятии на выпуске товаров народного потребления узкого производственного ассортимента. Для розничных предприятий ограничивается не только ассортимент, но и объем поставляемых товаров при закупке.

Необходимость функционирования оптовой торговли вызвана тем, что  непосредственная продажа товаров  предприятиями-изготовителями населению  практически трудноосуществима, так  как они выпускают товары, которые  реализуются в различных городах  и населенных пунктах. Поэтому торговля товарами широкого потребления осуществляется в две стадии:

- на первой, начальной стадии товары реализуются предприятиями-изготовителями торговым предприятиям (оптовая торговля) или торговыми предприятиями друг другу;

- на второй, конечной стадии розничные торговые предприятия продают товары населению (розничная торговля).

В оптовой торговле товар  может быть продан два и более раза - сначала на региональном, потом - на местном уровне.

Оптовая торговля - это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно.

Оптовая торговля определяет структуру и направление товарных потоков. Она выступает на рынке  в качестве посредника между промышленностью  и розничным торговым звеном.

Целями развития оптовой  торговли являются:

- создание развитой структуры каналов товародвижения;

- поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;

- формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения.

Оптовая торговля играет роль активного проводника товаров отечественного производства и перемещения и  накопления достаточно большой массы импортных товаров в пространстве и во времени на внутренний потребительский рынок. Она заставляет отечественных производителей повышать качество своих товаров дня завоевания прочного места в конкурентной борьбе.

Характерными задачами оптовой торговли являются:

- поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;

- закупка крупных партий товаров у предприятий-изготовителей;

- увеличение числа ступеней промежуточных пользователей продукции;

- формирование торгового ассортимента и приспособление его к запросам промежуточных и конечных потребителей;

- проведение политики своевременного обновления и улучшения качества товаров;

- обеспечение предприятиям-изготовителям сбыта их товаров;

- маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий;

- информационное обслуживание;

- принятие риска при обращении товаров.

Таким образом, у производителей и розничных торговых предприятий  есть все основания пользоваться услугами оптовой торговли.

Оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях сферы товарного обращения и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании отраслевых и региональных товарных рынков.

Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителя на производителя, появляются реальные возможности регулирования спроса и предложения. Рыночный спрос образует, с одной стороны, поток информации от потребителя через торговлю к производителю, с другой — товарный ноток от производителя через торговлю к потребителю.

1.2 Функции оптовой торговли

Роль и назначение оптовой  торговли, наиболее наглядно прослеживаются при рассмотрении ее функций.

На макроуровне оптовая  торговля выполняет следующие функции:

1) интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;

2) оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;

3) организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционированию экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

Микроэкономические функции  оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные  подфункции или функции оптовых  торговых предприятий. Среди них  можно назвать следующие:

- функция экономической интеграции территорий и преодоления пространственного разрыва;

- функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;

- функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;

- функция сглаживания цен;

- функция хранения;

- функция доработки, доведения товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;

- функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;

- функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два  вида: традиционные – главным образом  организационно-технические (организация  оптовой купли-продажи, складирования, хранения запасов, преобразования ассортимента товаров, их транспортировка) и новые  – возникающие под влиянием развития рынка. Развитие рыночных отношений  способствует возникновению новых  элементов в деятельности оптовых  предприятий. Например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг  входят консультации по эксплуатации товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.

Организация оптовой купли-продажи  является одной из важнейших функций  оптовой торговли с тех пор, как  в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную  подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции  оптовые посредники выступают в  роли представителей спроса, а предлагая  товары покупателям, они действуют  от лица производителей.

Специализация оптовой торговли на выполнении контрактной функции  обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает уменьшение числа контрактов. В результате покупатель, то есть розничная торговля экономит время, так как освобождается  от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные  с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.

Информация о работе Оптовая торговля в России