Оптовая торговля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике вызывает необходимость кардинальный изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей.
Среди основных направлений коммерческо-посреднической деятельности на первый план выступает оптовая торговля.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы функционирования оптовой торговли
как сферы деятельности отечественной экономики 5
1.1 Экономическое содержание и значение оптовой торговли 5
1.2 Функции оптовой торговли 9
1.3 Современное состояние и тенденции развития оптовой
торговли в России 14
2 Анализ оптовой деятельности организации на примере
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Оптовая торговля в России.docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

Общеизвестным фактом является то, что хранение запасов в опте обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной  сети. Особенно большое значение имеет  хранение оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые  носят сезонный характер. К сожалению, пропорции размещения запасов в  оптовой и розничной торговле в России далеко не оптимальные. Рассматривая в этой связи опыт хранения товаров в зарубежных странах, следует отметить, что оптовому звену принадлежит ведущая роль в накоплении товарных запасов. Оптовые организации более приспособлены для специализированного выполнения функций хранения. Розничные предприятия, укрепив связи с оптовыми поставщиками, освобождаются от операций по содержанию значительной части товарных запасов. При этом сокращаются размеры подсобных помещений магазинов, следовательно, увеличивается площадь торговых залов, снижается численность персонала, обслуживающего раннее при магазинные склады.

Передача на хранение оптовым  предприятиям готовой продукции, сырья, материалов выгодна и промышленным компаниям, особенно имеющим сезонный цикл производства.

С функцией хранения продукции  связана функция преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят:

- подсортировка товаров, их комплектация;

- дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация.

Таким образом, оптовые предприятия  преобразуют промышленное предложение  товара в ассортиментные группы, соответствующие  спросу отдельных покупателей.

Потребность в выполнении данной функции особенно актуальна  в современных условиях, когда  из-за развития специализации производство эффективно лишь при выпуске массовых партий товаров, а потребление все  в большей степени характеризуется  ростом номенклатуры при небольших  объемах закупок отдельных товаров.

Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные  районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции  опта проявляется при доставке товаров  со складов предприятий в розничную  сеть или внерыночным потребителям своего региона.

Указанные выше функции осуществляются оптом с момента его возникновения, то есть обособления в сфере обращения. В то же время дальнейшее развитие и совершенствование деятельности оптовых предприятий невозможно без выполнения раннее нетрадиционных для них задач, Возникающих под  влиянием требований рынка.

В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследования рынка, то есть выполняет  так называемую информационную функцию. Оптовые предприятия, используя  свое положение пункта пересечения  информационных потоков, способны в  полном объеме обеспечить сбор, накопления, обработку коммерческой информацией, и обобщив и проанализировав  ее, передать контрагенту.

Маркетинговые исследования с целью изучения рынка и дальнейшей передачи этой информации включают следующие  элементы: определение емкости рынка, характеристику рыночной ситуации, изучение возможности рынка, определение текущих и перспективных потребностей покупателя, и другие.

Важное значение имеет  развитие такой функции оптовой торговли, как коммерческое кредитование, финансирование сделок. В практической деятельности, оптовые фирмы зачастую финансируют производителя тем, что предоставляют ему заказ на определенный товар с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии продукции. Что касается розничных организаций, то здесь оптовые предприятия осуществляют финансирование, реализуя их товар с отсрочкой платежа.

Условия предоставления кредитов разнообразны, зависят от величины торговой сделки, кредитоспособности покупателя, качества реализуемого товара, экономической конъюнктуры.

Важным направлением развития функции оптовой торговли является развитие услуг по управлению и консалтингу.

Таким образом, среди основных задач, которые должна решать оптовая  торговля, на первый план выступают  следующие:

1) сбор и создание банка данных коньюнктурного исследования рынка с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;

2) размещение производства товаров в четком соответствии с действительными запросами потребителей по ассортименту, количеству, качеству;

3) своевременное, ритмичное, качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;

4) формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования или в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;

5) внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;

6) широкое использование экономических методов регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений процесса оптовой торговли между поставщиками, посредниками и покупателями с сохранением достаточной доли коммерческого успеха для каждого;

7) получение максимально возможной совокупной экономии в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

Решая эти задачи развития оптовой торговли, ее проводники выполняют  определенный комплекс взаимосвязанных  функций, и прежде всего:

- определяют возникновение потребности, спросы, заказы потребителей, то есть организуют и проводят большую работу по формированию портфеля заказов;

- подготавливают, организуют  и осуществляют комплекс рекламных, консультативных, логистических и сервисных услуг по реализуемому ассортименту товаров;

- осуществляют погрузо-разгрузочные работы с последующей транспортировкой товаров, их установкой, наладкой, сервисным послепродажным обслуживанием конечных покупателей;

- разрабатывают и внедряют систему мер, направленную на наиболее радикальное, качественное, экономичное обслуживание потребителей, на каждом этапе сложного процесса оптовой торговли.

1.3 Управление товарными запасами на предприятиях оптовой торговли

Товарные запасы в торговле представляют собой массу  товаров, находящуюся в каналах сферы обращения, предназначенную для продажи и служащую для удовлетворения спроса потребителей. Товарные запасы могут находиться в виде готовой продукции у поставщиков, а также в оптовой и розничной торговле.

При прогнозировании  запасов целесообразно учитывать маркетинговую тактику продаж. Если фирма выбирает тактику специального предложения, то есть разовые спонтанные продажи, то система физического распределения: транспорт, склады, оформление заказа - должна быть готовой к разного рода пикам реализации. Те же нюансы учитываются при составлении рыночного прогноза, который является основой развития всей сети распределения, включая финансирование и инвестиции.

Методические  подходы к нормированию товарных запасов общеизвестны - это метод технико-экономических расчетов, эвристические (неформальные) и экономико-математические методы. Все они в большей или меньшей степени имеют статистическую основу.

Метод технико-экономических расчетов, с расчленением товарного запаса в зависимости от целевого назначения на элементы, предполагает очень высокую трудоемкость расчетов. Узким местом этого метода является методика расчета страхового запаса, который определяется в значительной степени произвольно, как правило, не подкрепляясь экономическими расчетами.

В последние годы заметно выросли масштабы и сфера  применения эвристических методов для решения различных задач в области проектирования, прогнозирования и управления. Расширяется и спектр этих методов. Группа этих методов представлена опытно-статистическим методом и методами  экспертных оценок.

С позиций управления запасами, опытно-статистический метод, основанный на изучении сложившегося уровня товарных запасов за прошлые годы, выявлении тенденции их изменения и распространении полученной тенденции на будущие периоды, базируется на анализе статистической отчетности о товарных запасах. Чем глубже анализ, точнее представление о состоянии, динамике, составе товарных запасов, их оборачиваемости и степени обеспеченности товарооборота, тем обоснованней расчет потребности в запасах на перспективу. Этот метод, как простой и нетрудоемкий получил на практике наибольшее распространение.

Что касается методов экспертных оценок, то они, так же как и опытно- статистические основываются на субъективном понимании ситуации и перспектив развития, но не одним специалистом, а несколькими. При этом повышается достоверность экспертной оценки, так как она базируется на различных мнениях или суждениях. Такие прогнозы могут оказаться отправной точкой для объективного и точного предсказания и могут в условиях рынка даже стать наилучшими прогнозами.

Эвристические методы в высшей степени полезны в  условиях применения интерактивных систем, когда за лицом, принимающим решение (ЛПР), остается последнее слово по выработке и принятию решения. В подобной ситуации могут оказаться полезными эвристические подходы. Особое место в наборе эвристических методов занимает получающая интенсивное развитие теория нечетких (расплывчатых) множеств (ТНМ), одним из создателей которой является видный американский ученый  Л.А. Заде.

Методы ТНМ применяют  в условиях ярко выраженной неопределенности, когда не представляется возможным использовать классические, в том числе вероятностные модели, для описания процессов и явлений. Имеется класс неопределенностей, которые характеризуются нечеткостью целей и ограничений (лингвистические неопределенности). В задачах управления с помощью ТНМ принимаемые решения сильно зависят от субъективных оценок ЛПР. Поэтому для того, чтобы принимать решение с помощью нечетких множеств, ЛПР должно иметь представление о переменных (их свойствах, характеристиках), объективно оценивать стоимостную структуру этих переменных и уметь пользоваться решающими правилами.

При прогнозировании товарных запасов в оптовом звене можно исходить из коэффициентов соотношений темпов роста оптового товарооборота и товарных запасов, предусмотрев ускорение товарооборачиваемости на предстоящий период.

Логический и  экономический анализ работы торговых предприятий приводит к выводу, что  основная закономерность развития товарных запасов - рост размера и усложнение ассортимента. Если товарооборот предполагается увеличить значительными темпами, то и накопление запасов товаров также должно осуществляться достаточно быстро. Наоборот, если реализация товаров замедлится, например, вследствие перемещения спроса на другой товар, то к созданию запасов следует подходить осторожно - они должны планироваться в меньших размерах. В общем виде эти тенденции можно выразить моделью:

, где

- темп роста  запасов;

-темп роста  товарооборота.

Так, если предполагается увеличение товарооборота, по какой- либо группе товаров на определенный процент, то прогнозируемый запас этих товаров должен возрасти на величину, равную корню квадратному из темпа роста товарооборота данной товарной группы.

Размер запасов  на планируемый год находится  путем умножения товарных запасов отчетного периода, принятых за исходные, на соответствующий темп роста товарных запасов. Фактические товарные запасы могут быть использованы в качестве исходных для расчета с использованием вышеописанного метода только после исключения из их состава неликвидных и излишне завезенных товаров.

Не менее интересным является подход к прогнозированию товарных запасов исходя из предполагаемой эффективности оборотных средств, вложенных в товарные запасы (исходя из ускорения товарооборачиваемости) по формуле:

  ,

где ∆ТИ - доля прироста товарооборота за счет интенсивного фактора (в данном случае товарооборачиваемости);

∆Э - процент прироста суммы товарных запасов;

∆Т - процент прироста товарооборота.

Так, если предполагается в будущем году обеспечить определенный процент прироста товарооборота за счет ускорения оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, то, зная темп прироста товарооборота можно рассчитать темп прироста суммы товарных запасов на будущий период. Зная сложившуюся сумму товарных запасов в отчетном году, рассчитывают прогнозируемую величину товарных запасов, путем умножения этой суммы на рассчитанный темп роста товарных запасов.

Таким образом, прогнозирование  с использованием трех вышеизложенных методов в условиях рынка следует осуществлять с использованием натуральных показателей по отдельным товарным группам или наименованиям, поскольку при прогнозировании в стоимостном выражении разнонаправленная динамика цен покупки и продажи может существенно исказить результат прогнозирования.

В прогнозировании  товарных запасов заметное место  стали занимать экономико-математические методы. В их основе лежат приемы математической статистики.

Наиболее экономичный  размер текущих товарных запасов  или размер оптимальной партии поставки с учетом издержек обращения определяется с использованием известной формулы Уилсона:

,

где З – оптимальный  размер партии поставки;

Т - объем покупательского  спроса (товарооборота);

Информация о работе Оптовая торговля в России