Оптовая торговля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике вызывает необходимость кардинальный изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей.
Среди основных направлений коммерческо-посреднической деятельности на первый план выступает оптовая торговля.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы функционирования оптовой торговли
как сферы деятельности отечественной экономики 5
1.1 Экономическое содержание и значение оптовой торговли 5
1.2 Функции оптовой торговли 9
1.3 Современное состояние и тенденции развития оптовой
торговли в России 14
2 Анализ оптовой деятельности организации на примере
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Оптовая торговля в России.docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

К - издержки по доставке одной партии;

С - издержки на хранение единицы  запаса.

Отсюда можно  получить оптимальную частоту завоза, оптимальное число поставок, что так же является важным для оптимального управления товарными запасами.

В целом прогнозирование товарных запасов любого предприятия (фирмы) должно опираться на их ретроспективный анализ, который предполагает оценку основных тенденций развития запасов, имевших место в прошлые периоды, с целью определения их возможных значений в будущем.

Оптовые предприятия, осуществляющие концентрацию товаров  и отгрузку их предприятиям - покупателям определенными партиями должны осуществлять постоянный контроль за состоянием и движением товарных запасов, находящихся в их распоряжении. На практике наибольшее распространение получили такие методы контроля как система с фиксированной периодичностью заказа, система с фиксированным размером заказа, система с двумя фиксированными уровнями запасов без постоянной периодичности заказа, известная у нас в стране и за рубежом под названием "система минимум - максимум", метод ABC и другие.

Для контроля за состоянием запасов в ряде стран  применяются показатели запасоемкости, нормативы предельного уровня запасов, показатели скорости товарооборота и времени обращения товаров и другие. Контроль за состоянием запасов, как в промышленности, так и на торговых предприятиях, может быть эффективно организован с применением штриховых кодов, безбумажных технологий комплектации, благодаря чему обеспечивается равномерность реализации продукции, ритмичность поставок товаров при относительно низком уровне запасов и быстрой их оборачиваемости.

Двумя основными  системами управления запасами с  независимым спросом являются система  с фиксированным количеством  и с фиксированным временем.

В системе с  фиксированным количеством постоянно  контролируют уровень запасов. Когда количество падает ниже допустимого установленного уровня, выдается заказ на восполнение запаса. В процессе функционирования данной системы запас пополняется на одну и ту же величину, практически равную партии поставки или оптимальной партии поставки, но интервалы поставки могут быть различными в зависимости от расходования запаса.

В системе с  фиксированным временем период между  заказами является постоянной величиной. В конце каждого периода проверяется уровень запасов и исходя из этого определяется размер партии поставки. В процессе функционирования этой системы запас пополняется каждый раз до уровня, не превышающего максимальный запас, но с помощью различных партий поставок, размер которых зависит от степени расходования запаса в предшествующем периоде, и имеющегося остатка.

Анализ должен заключаться не только в характеристике состояния запасов на какой-то определенный момент, но и в установлении причинно-следственных связей между различными показателями и факторами, определяющими их динамику. Поэтому важным этапом анализа товарных запасов является расчет и оценка влияния основных факторов на размеры товарных запасов.

Размер товарных запасов оказывает непосредственное влияние на скорость товарооборота. Поэтому анализ товарных запасов производится в тесной увязке с анализом товарооборачиваемости. Анализ товарооборачиваемости почти полностью повторяет анализ состояния товарных запасов. Отличие состоит в целевой установке анализа и в усреднении (агрегированный подход).

В числе факторов, формирующих оборачиваемость, которые  можно учесть и количественно измерить, выступают: динамика продажи; динамика запасов; структурные сдвиги по ассортименту.

Факторный анализ оборачиваемости обычно проводится с использованием известных экономических  способов и приемов (метод цепных подстановок, процентных чисел, индексный метод). Целесообразно особенно остановиться на оценке влияния динамики продаж и динамики товарных запасов на оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы в рыночных условиях, когда ценовой аспект является определяющим при  проведении такого анализа

Заключительным  этапом управления товарными запасами и товарооборачиваемостью является необходимость комплексного регулирования всех взаимосвязанных процессов формирования запасов - нормирования, контроля за их состоянием, порядка пополнения, размеров товарных партий, то есть управление всем процессом движения товарной массы.

Совокупность  всех методов управления запасами в  современной литературе определяется под общим названием контролинг.

Реализацию основных методов контролинга на предприятиях должны проводить специалисты по бухучету, маркетингу, логистике и функционально - стоимостному анализу. Которые должны разработать принципиально новые, оптимальные методы управления товарными запасами оптовых предприятий, обеспечивающих стабильность их функционирования и максимальную прибыль в условиях конкурентной среды. Целесообразность проведения такого рода исследования в рыночных условиях связана с необходимостью сокращения времени обращения товаров, минимизации затрат на формирование и хранение запасов, при одновременном удовлетворении спроса покупателей при данных ресурсах и обеспечении достаточно высокой прибыли.

2 Современное состояние и тенденции  развития оптовой торговли в  России

Одним из основных требований развития рыночных отношений и их движущей силой в настоящее время  является конкуренция, основанная на достаточно высокоразвитой структуре товарного  рынка, одним из элементов которого является оптовая торговля. В настоящее  время с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических  реформ, с обеспечением законодательных  норм и правил, оптовая торговля относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения.  

Мировой опыт свидетельствует, что существование внутреннего  рынка страны в современных условиях немыслимо без участия оптовой  торговли, поскольку можно ликвидировать  оптовиков, но упразднить их функции  невозможно. И если раньше велись споры, кто более эффективно и при  наименьших затратах может осуществлять обращение товаров на рынке, то теперь общепризнанно, что эту функцию  наиболее успешно способны осуществлять оптовые фирмы, как высокоэффективные  экономические структуры.

Раскрывая место и роль оптовой торговли в современный  период, следует отметить, что в  условиях свободы рыночных отношений  оптовая торговля становится основным звеном товарного обращения –  организатором торгового оборота, инструментом рыночного распределения  и продвижения товаров из сферы  производства в сферу потребления. Кроме этого, в связи с качественными  преобразованиями, произошедшими на товарных рынках развитых стран, в силу чего приоритет во взаимоотношениях сторон по купле-продаже был перенесен с производителей на покупателей, роль оптовой торговли еще более возрастает.

Основным действующим  лицом на рынке становится  покупатель, а продается не только товар, но и способы по его приобретению, которые могут удовлетворить в полном объеме только наиболее крупные оптовые организации, что обусловлено, прежде всего, их опытом, профессионализмом и зависят во многом от их функциональной специализации.

Исторически процесс развития товарного хозяйства способствовал  обособлению сферы обращения и выделению в ней посреднических отраслей – оптовой и розничной торговли.

Анализируя опыт развития экономически развитых стран, таких  как Германия, США, Япония, Канада необходимо отметить, что современное существование  внутреннего рынка каждой из этих стран невозможно себе представить  без участия оптовой торговли, которая является основой рыночной системы товародвижения и элементом  обеспечения различными товарами и  услугами потребителей рынка. Причем в  настоящее время существует следующая  тенденция в этой сфере: чем выше уровень развития промышленного  производств, а структура договорных отношений  приобретает более сложный характер, тем более возрастает значение организаций оптовой торговли и разнообразнее становятся формы организации их деятельности. В основном это связано с теми значительными изменениями,   которые произошли на товарных рынках в ряде европейских стран  в середине прошлого века, когда покупатель становится в процессе купли-продажи наиболее приоритетным элементом, чем производитель (поставщик).

В нашей стране в современных условиях серьезной опасностью является созданная на сегодня бесконтрольная система, действующая на оптовом рынке наше страны, что подтверждается беспорядочным появлением и бесплановым размещением оптовых организаций, диспропорция ее видов, возникновение огромного количества различных посредников и перекупщиков.

Иными словами, мы являемся свидетелями «перерождения» оптовой  торговли, где большая часть ее субъектов занимается не продвижением товара, а его многократной перепродажей либо осуществлением более выгодных операций, которые дают возможность  получения более быстрой прибыли  с наименьшими затратами. Такая  направленность деятельности современной  оптовой торговли становится с каждым годом уже тенденцией. Но подобное состояние оптовой торговли на сегодняшний  день очень дорого обходится обществу, т.к. в связи с развитием подобных тенденций в торговле происходит значительный рост бесконтрольных  товарных наценок и цен, во многом замедляется процесс товарооборота на предприятиях оптовой торговли, влекущее за  собой снижение качества товаров и проникновение на отечественный рынок опасной продукции и др.

Подобное состояние оптовой  торговли  во многом обусловлено и низким уровнем  ее правового обеспечения. В настоящее время правовую базу оптовой торговли составляют нормы общей части договорного и обязательственного права, договора поставки ГК РФ, другие источники права, которые  недостаточно полно учитывают специфику осуществления оптовой деятельности. При рассмотрении торгового законодательства можно отметить его разрозненность, ряд неточностей и противоречий, а многие вопросы вообще не имеют правовой основы и никаким образом не регулируются правом. Кроме того, современное состояние развития оптовой торговли нуждается в решении такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры.

Таким образом, следует констатировать серьезное влияние оптовой торговли на формирование современного цивилизованного товарного рынка, ее неудовлетворительное состояние, недостаточно цивилизованное формирование элементов рыночной инфраструктуры, наличие правовых пробелов в торговом законодательстве.

Структура оптовой торговли более  или мене однородна, с некоторым  доминированием трех основных направлений. Около 22,5% выручки создается за счет продажи топлива, порядка 20% — за счет продажи продовольствия и чуть более 17% — за счет непродовольственных  товаров.

 
 
 
 
Рис.1 Структура оптовой торговли

Развитие оптовой торговли —  это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все  непрофильные виды деятельности. Соответствующие  ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются  развитием слоя посреднических предприятий  оптовой торговлей, которые берут  на себя роль связующего звена между  производителем конечной продукции  и розничным продавцом. Поэтому  оптовая торговля развивается в  неразрывной связи с розницей.

Появление крупных торговых сетей  создает потребность в столь  же крупных оптовых поставщиках  продукции. Особенно это важно для  крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать  прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция  которых составляет товарный ассортимент  таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транзакционных и транспортных издержек.

Специфической чертой российской оптовой  торговли является очень слабая её развитость в регионах. Более 37% оборота  предприятий розничной торговли приходится на Москву, при том, что  доля Москвы в розничной торговле только 23%. Это означает, что региональные рынки развиты пока довольно слабо (по сравнению с Москвой) и на них  значительно большую долю занимают прямые связи продавцов с производителями  продукции. Это приводит и к менее  широкому ассортименту продукции в  магазинах, и к перекосу в структуре издержек предприятий розницы на связи с производителями, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшение качества обслуживания в магазинах и т.д.

Наибольшими преимуществами в эпоху  свободного развития торговли пользовались города, обладавшие инфраструктурой  для выхода на зарубежные рынки. Санкт-Петербург  – морской порт и первый город-миллионер  перед финской границей. Владивосток  – морской порт. Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск – выход к Черному  морю. Москва – распределение через  нее по всей стране, наличие международных  авиапортов.

Это и были основные точки для  роста оптовой торговли, наиболее удобно расположенные по отношению  к внешним рынкам. Дальний Восток пока остается особой территорией, в  основном регион обслуживает транзитные потоки и является локальным рынком. Из Краснодара вышел крупнейший ритейлер продовольственного рынка – компания «Тандер». В Санкт-Петербурге родились сети: «Пятерочка», «О’Кей», «Лента», «Дикси», «Максидом», «Домовой», «Санта Хаус». В Калининграде выросли компании «Виктория» (супермаркеты «Виктория», дискаунтеры «Дешево», универсамы «Квартал»), «Вестер» (сейчас сеть представлена в Москве, Ярославле, Белгороде), «Алтын» (куплена «Седьмым Континентом»). В Москве родилось большинство крупных сетей России.

Информация о работе Оптовая торговля в России