Оптовые продовольственные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Агропромышленное производство России вступило в третье тысячелетие в глубоком экономическом кризисе, имея около 80% убыточных сельхозпредприятий. Многие из них утратили техногенные факторы производства, не имеют средств на приобретение техники, минеральных удобрений, пестицидов.
Происходит ускоренное выбытие основных фондов, особенно техники.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ
1.1. Сущность оптовых продовольственных рынков, их классификация
1.1.1. Сущность ОПР
1.1.2. Необходимость существования ОПР
1.2. Роль и функции оптовых продовольственных рынков
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ В РОССИИ
2.1. Особенности региональных оптовых продовольственных рынков
2.2. Инфляция посредничества на продовольственном рынке России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ПРИВЕТ КУРСАЧ.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

 

по дисциплине «Экономика и организация отросли»

тема «Оптовые продовольственные рынки»

 

 

Содержание

 
ВВЕДЕНИЕ  
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ  
1.1. Сущность оптовых продовольственных рынков, их классификация

1.1.1. Сущность ОПР 

1.1.2. Необходимость существования  ОПР  
1.2. Роль и функции оптовых продовольственных рынков  
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ В РОССИИ  
2.1. Особенности региональных оптовых продовольственных рынков  
2.2. Инфляция посредничества на продовольственном рынке России  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

 

Проблема продовольственного обеспечения населения является одной из главных задач органов власти любого государства. Страны с развитой рыночной экономикой принимают специальные законы и программы, направленные на обеспечение своей продовольственной безопасности, защиту и поддержку собственных товаропроизводителей, определяют подходы государства к сельскохозяйственному производству, как особой отрасли экономики, имеющей стратегическое значение.

Агропромышленное производство России вступило в третье тысячелетие в глубоком экономическом кризисе, имея около 80% убыточных сельхозпредприятий. Многие из них утратили техногенные факторы производства, не имеют средств на приобретение техники, минеральных удобрений, пестицидов.

Происходит ускоренное выбытие основных фондов, особенно техники.

Выросла задолженность перед поставщиками ресурсов и бюджетами. В растениеводстве и животноводстве идет процесс технологической деградации, снижается плодородие земель, сокращаются посевные площади.

В животноводстве продолжается уменьшение поголовья крупного рогатого скота и свиней. Наметились положительные тенденции развития птицеводства, но темпы роста этой отрасли сдерживаются отсутствием кормов и инвестиций для модернизации производства. Продолжается спад производства в мясной и молочной промышленности.

Еще совсем недавно в АПК создавалось около 15% всего валового продукта, на его долю приходилось около трети всего товарооборота страны, почти полностью обеспечивая население продуктами питания, а теперь более 40% из них завозится из-за рубежа. За годы реформирования сельское хозяйство страны оказалось на грани разрушения, что отрицательно отразилось на уровне жизни населения.

В сложившихся условиях одной из важнейших проблем повышения эффективности сельского хозяйства является система реализации производимой продукции, которая обеспечивала бы наибольшую выгоду ее товаропроизводителям.

Проблемы реализации продукции сельхозпроизводителями являются наиболее острыми среди других проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса. Это дискриминационно низкие закупочные цены, ограниченные объемы продаж, задержка с расчетами за проданную продукцию и т.п. В этой связи, система реализации сельскохозяйственной продукции, является элементом системы ведения агропромышленного производства. Центральным звеном системы реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия выступает оптовая торговля. Стихийность в формировании оптовой торговли последних лет явилась одной из причин к существенному удорожанию продукции отечественных товаропроизводителей и ее неконкурентоспособности. Спровоцировала участие в этом процессе целого ряда посреднических звеньев, которые в свою очередь способствовали к неоправданному завышению цен, но и препятствовали созданию системы целевого мониторинга и установлению прямых контактов между производителями и потребителями. Погоня за головокружительными прибылями до крайности снизила требования к качеству импортируемых товаров. Неорганизованные частные оптовые базы в своем большинстве осуществляют взаиморасчеты с продавцами и покупателями с помощью наличных денег. В результате бюджеты всех уровней, пенсионный и иные внебюджетные фонды недополучают огромные суммы денежных средств, которые так необходимы для социального развития населения. Одним из путей решения совокупности обозначенных выше проблем является создание системы оптовых продовольственных рынков, ибо торговля - это зеркало развития народнохозяйственного комплекса.

 

В данной работе мы рассмотрим:

  • сущность оптовых продовольственных рынков
  • необходимость существования ОПР
  • опыт зарубежных стран
  • социальную значимость ОПР.

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ

 

1.1. Сущность оптовых рынков, необходимость  их существования и влияние на цены

1.1.1. Сущность ОПР

Для активного экономического взаимодействия названных субъектов необходимо создать материальные предпосылки в виде товаропроизводящих сетей, позволяющих быстро продвигать продукт от производителя к потребителю с наименьшими потерями количества и качества.

В настоящее время устойчивых, стабильных связей в продовольственной цепочке между производителями, оптовиками и розничными торговцами не существует, они носят бессистемный, эпизодический характер. Оптовая торговля превратилась в "челночный" бизнес и является самым уязвимым звеном в этой цепи.

Структурная реорганизация оптового звена должна разрабатываться с учетом необходимости углубления наметившейся в последние годы дифференциации оптовых структур, обслуживающих различные категории потребителей.

Опыт стран активной рыночной ориентации показывает, что следуя требованиям товаропроизводителя, структура оптового звена развивается на основе выделения в его составе специализирующихся на оптовой торговле предприятий, которые осуществляют полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Среди них могут быть оптовики, как специализирующиеся на отдельных группах товаров, так и универсальные. Они могут представлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специфические методы работы по обслуживанию клиентов.

В советский период оптовая посредническая организация являлась лишним звеном, и в развитии оптовой торговли ставилась задача". выдвижение на первый план производителей, реализующих самостоятельно продукцию на основе прямых безлимитных заказов". Сбыт продукции и время прохождения товара от производителя до потребителя стоял на втором месте. "Экономически и организационно неоправданно и практически невозможно при массовых операциях в порядке оптовой торговли положить в основу коммерческой деятельности снабженческо-сбытовых организаций принцип немедленного исполнения сделок купли-продажи". Отмеченная тенденция еще наблюдается в отдельных отраслях российской экономики, однако при этом констатируется возрастание другой тенденции.

Она отражает общие особенности развития оптовой торговли в мировой коммерческой практике:

наличие различных каналов продаж товара при осуществлении оптовой торговли (как прямых: производитель - потребитель, так и через оптовых торговых посредников при общем возрастании роли последних);

стремление сократить разрыв во времени между заключением договора оптовой купли-продажи и его исполнением;

расширение функций вспомогательных участников оптовой торговли и видов правовых средств, с помощью которых возможно оформление торговых отношений.

Ниже приведены возможные связи по совершению продаж между организациями на рынке потребительских товаров.

  •        производитель оптовый;
  •        розничный потребитель;
  •        агент;
  •        продавец;
  •        производителя.

Из выше сказанного видно, что функции оптовой торговли могут исполнять:

производитель, когда продает свою продукцию напрямую потребителю, например, при получении заказа почтой или при продажи товара через магазины и склады, принадлежащие производителю;

розничный продавец, когда представляет из себя достаточно крупную в торговле единицу, например, супермаркет;

оптовый продавец с большим ассортиментом товаров, когда речь идет о мелких розничных торговцах;

оптовый агент (дистрибьютер), который часто имеет свои собственные складские мощности и сам выходит на розничный рынок.

Количество оптовых посредников, в дальнейшем оптовиков, обусловлено следующими факторами:

Сложностью товара (бытовая техника, автомобили и т.п.). в этом случае объективно присутствие посредника, который берет на себя обязательства по после продажному обслуживанию товара.

Простота товар предполагает большее число уровней в схеме распределения.

Разница между оптовой и розничной ценой. Чем больше эта разница, тем большее количество оптовиков присутствуют на рынке.

Базисное правило заключается в том, что оптовики используются, когда они будут наиболее эффективны и выгодны как для производителя, так и для потребителя. Выделяются следующие формы деятельности оптовиков:

1. Оптовики имеют возможность  осуществлять закупку и продажу  небольших партий товара. Такая  способность особенно привлекательна  для малых производителей, ибо они не всегда могут иметь собственную достаточно мощную сеть распределения, а также для производителей, которые с большей готовностью намерены вложить средства в развитие производственных, а не торговых мощностей. Даже производители, обладающие некоторыми возможностями по осуществлению собственных торговых операций, часто заинтересованы в использовании оптовиков там, где плотность населения 'весьма низка, или где объем продаж достаточно низок для того, чтобы в должной мере оплатить услуги своего торгового агента.

2. Оптовик обычно закупает товар  у многих производителей и  может предложить широкий ассортимент  товаров и услуг, избавляя тем  самым потребителя от необходимости  обращаться к услугам различных  производителей.

3. Оптовик обычно закупает товар у производителей в больших количествах с отгрузкой контейнерными партиями с соответствующими скидками в цене (они могут существенно зависеть от объема и стоимости отгруженной продукции, формы и сроков оплаты и т.д.). Следовательно, цена за единицу товара в небольших партиях у оптовика часто ниже, чем отпускная цена у производителя (т.к. на небольшие партии скидки в цене не предусмотрены).

4. Имея большие складские площади, необходимое складское оборудование, квалифицированные кадры, оптовик сокращает расходы и снижает риски, связанные с хранением. Оптовые фирмы, заявляя о закупке товаров, принимают на себя риски производителей, фермеров и розничных торговцев. В этом случае расходы, связанные с возможными пропажами, кражами, порчей и повреждениями товаров, переходят на оптовиков.

5. Оптовик, закупая товар большими  партиями сокращает собственные  транспортно-экспедиционные расходы  на единицу продукции и затраты  производителя, связанные с отгрузкой  и транспортировкой большого  количества мелких партий товара.

6. Оптовик часто занимается: упаковкой товара (например, сельхозпродукции), тарой (например, операции, связанные со стеклопосудой, поставляемые на ликеро-водочные и пивные заводы); утилизация отходов и т.д.

7. Оптовик часто обеспечивает  финансирование как потребителей, так и поставщиков. Он предоставляет кредиты и льготные условия платежа для своих клиентов, а также финансирует их путем авансовых платежей.

8. Оптовик занимается маркетинговыми  исследованиями, тем самым обеспечивает  производителя информацией о потенциальных конкурентах, их намерениях, новых товарах, об изменениях цен и в целом конкурентоспособности товаров, а также о ситуации, сложившейся на рынке продовольственных товаров.

9. Оптовик часто принимает на  себя расходы, связанные с поездками торговых агентов, помощи в организации выставочного сервиса и рекламы.

Содействуют решению вопросов по учету и анализу деятельности и организации контроля за складскими операциями для своих партнеров по розничной торговле. Они зачастую организуют также учебу персонала и различные виды технической помощи для своих поставщиков.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что оптово - посреднические организации необходимы. Перспективы развития рыночной экономики во многом определяют возросшую роль мощного организационного посредника, в том числе в системе распределения продуктов питания. В какой же форме должна осуществляться оптово-посредническая деятельность.

Возможен следующий вариант - в форме оптово-розничных мелкооптовых рынков. Однако, все они практически являются предприятиями розничной торговли. Глубокий самообман, что на оптово-розничных рынках мы покупаем товары по низким, оптовым ценам. Напротив, покупаем по самым настоящим розничным ценам, по сравнению с ценами в стационарных магазинах. В данной ситуации, низкая цена объясняется тем, что:

Информация о работе Оптовые продовольственные рынки