Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 11:34, курсовая работа
Агропромышленное производство России вступило в третье тысячелетие в глубоком экономическом кризисе, имея около 80% убыточных сельхозпредприятий. Многие из них утратили техногенные факторы производства, не имеют средств на приобретение техники, минеральных удобрений, пестицидов.
Происходит ускоренное выбытие основных фондов, особенно техники.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ
1.1. Сущность оптовых продовольственных рынков, их классификация
1.1.1. Сущность ОПР
1.1.2. Необходимость существования ОПР
1.2. Роль и функции оптовых продовольственных рынков
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ В РОССИИ
2.1. Особенности региональных оптовых продовольственных рынков
2.2. Инфляция посредничества на продовольственном рынке России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- обеспечение стабильности партнерских отношений в хозяйственных связях, взаимоувязывание по всем временным категориям (долгосрочным, среднесрочным, текущим, оперативным);
- организация планомерного
завоза товаров из регионов
производства в район
- широкое применение экономических методов регулирования всей системы взаимоотношений между поставщиками, посредниками, потребителями снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потребителям [3].
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ В РОССИИ
2.1. Особенности региональных
оптовых продовольственных
ОПР рассматривается автором как механизм реализации экономических интересов субъектов рынка (сельхозтоваропроизводителей, потребителей, сетей розничной торговли) и оптимизации товародвижения. Так, рациональное и инициативное управление товаропотоками может решить проблемы производительных сил региона, в котором расположен оптовый продовольственный рынок. Особо важна и возможность государства через ОПР с помощью интервенций влиять на стабильность рынка, уровень цен на нем.
Эффективное участие государства в регулировании ОПР может способствовать формированию хозяйственных связей и отношений на 19 конкурентной основе, координации экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, а, следовательно, цивилизованному развитию системы ОПР в российской экономике. В свою очередь, это приводит к повышению уровня конкурентоспособности местных производителей продовольственной продукции. В современных условиях, актуальной становится проблема формирования многоуровневой системы ОПР в России, поскольку структурно-субординированная и иерархически организованная система распределения продовольствия, аналогичная сформировавшимся в рыночной экономике развитых стран, в России пока не сложилась, не выработан эффективный механизм государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных производителей, государственного регулирования цен на продукцию АПК.
В результате проведенных рыночных преобразований, разрушивших традиционные каналы товародвижения продовольственной продукции, возможности страны по самообеспечению продовольствием резко сократились. На внутреннем продовольственном рынке сформировалась «ниша», которую заполнил широкий поток импортного продовольствия. На сегодняшний день отечественным товаропроизводителям приходится бороться не только друг с другом, но и с иностранными конкурентами, укрепившимися на данном рынке с начала 90-х годов.
В схеме размещения ОПР, по мнению ряда современных экономистов, ключевым должен быть принцип системности, предполагающий интенсивное формирование не только «точек роста», но и «критической массы» оптовых рынков как системообразующего начала уже на первом этапе их создания. Развитие ОПР обязательно должно проводиться с учетом региональной товарной специализации, в том числе их продовольственного потенциала, уровня самообеспеченности, специализации, развития инфраструктуры рынка, с последующей их межрегиональной кооперацией.
Контроль за качеством, быстрота товарообменных, оборотных операций, возможность государственного регулирования процессов ценообразования все эти составляющие, ради которых создавался рынок, образуют механизм обеспечения продовольственной безопасности региона. Органы государственной власти имеет уникальную возможность качественно
и количественно удовлетворять продовольственные потребности населения, не включаясь при этом в сам процесс торговли, но весьма ощутимо воздействуя на систему ОПР.
Для решения проблемы устойчивого обеспечения населения качественными и недорогими продуктами питания во многих регионах России были созданы ОПР, в отдельных регионах они только формируются. В состав системы ОПР входят государственные, общественные и коммерческие структуры, предприятия и организации инфраструктуры, осуществляющие и обеспечивающие цивилизованную рыночную оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в отдельных городах и областях.
В целях реализации интересов субъектов ОПР актуальна задача формирования единой системы комплексного изучения и прогнозирования платежеспособного спроса населения, способствующей повышению эффективности производства, более полному удовлетворению потребностей оптовых предприятий, а также выработке действенных мер по государственному регулированию процессов формирования и функционирования ОПР.
Создаваемые в России независимые институты рынка и информационно-маркетинговые центры предпринимают попытки изучить потребительский рынок, разработать маркетинговые стратегии для предприятий, производящих и реализующих потребительские товары. Однако, из-за разнородности, фрагментарности и несопоставимости информации, ее излишней закрытости, непроработанности принципов и механизмов информационного обмена организации оптовой торговли не получают необходимых ориентиров в отношении перспективного направления своей деятельности. Существующая система межрегиональных маркетинговых центров также не отражает полной картины, складывающейся на оптовом продовольственном рынке.
Условием реального перехода к стратегии ориентации на потребителя является внедрение на предприятиях сетевых структур и формирование сетевой культуры в целом. Организация деятельности системы ОПР на базе сетевых структур позволит обеспечить свободу действий субъектов рынка в совокупности с установленными нормами их поведения. Использование современных информационных систем поможет создавать новые и совершенствовать действующие элементы инфраструктуры товарного рынка, успешно проводить конкурсы, ярмарки, выставки, биржевые торги и т.д., способствующие более активному продвижению продовольственной продукции на рынок.
Первоочередной целью создания единой маркетинговой информационной сети ОПР в России является предоставление всем потенциальным участникам ОПР сведений о реальном состоянии рынка за требуемый период времени - день, неделю, месяц и т.д. с отражением всех критериев, интересующих потребителей этой информации - цен, ассортимента имеющегося товара, объема товарооборота, дефиците продовольствия в отдельных регионах России и т.п. Взаимосогласованная деятельность маркетинговых информационных служб на действующих ОПР России позволит каждому клиенту информационной системы обладать информацией, о ситуации складывающейся на оптовом рынке страны в режиме реального времени и прогнозировать возможные изменения параметров рынка.
Очевидно, что оптовая торговля, проводимая через единую компьютерную сеть, на территории России может радикально изменить структуру торговли, устранив потребность во многих вспомогательных структурах в канале товародвижения, например, таких как распределительные сети, торговые посредники, оптовые и даже розничные поставщики.
Электронная торговля позволит существенно ускорить процесс заключения торговых сделок. Такие ее стороны, как сопоставление цен, выбор поставщика, заказ, подготовка платежных и транспортных документов, могут быть автоматизированы и поэтому совершены в очень короткий срок, это сведет к минимуму медленное и дорогостоящее делопроизводство, заменяя бумажные документы документами, мгновенно пересылаемыми электронным путем.
Безусловно, что увеличение объема производства и расширение ассортимента продуктов питания, реализуемых через налаженную сеть ОПР, позволит укрепить продовольственную безопасность России, снизит давление импортных товаров на рынок и в перспективе предоставит и облегчит производителям сельскохозяйственной продукции возможность выхода на 22мировой экспортный рынок, позволит учесть интересы потребителей продовольственных товаров.
Эффективно организованная система ОПР позволит:
– обеспечить круглогодичное снабжение населения качественными продуктами питания;
– повысить экономическую эффективность распределительной сети за счет оптимизации грузопотоков; – предоставить производителям и поставщикам товаров свободный выход к оптовым покупателям;
– сформировать реальную рыночную цену на реализуемые товары;
– ускорить процесс товародвижения и денежного обращения;
– упростить финансовые расчеты;
– создать условия для сбора, обработки и распространения информации о товарах, ценах и услугах на ОПР;
– обеспечить эффективность контроля за качеством реализуемой продукции;
– стабилизировать цены;
– создать дополнительные рабочие места.
Одним из приоритетных направлений развития России на современном этапе является насыщение внутреннего продовольственного рынка отечественными конкурентоспособными товарами. Особенно актуальной данная задача становится в рамках отдельных регионов, поскольку это обеспечивает продовольственную и экономическую безопасность, способствует росту доходов, как производителей сельскохозяйственной продукции, так и предприятий перерабатывающей промышленности и оптовой торговли, привлекает инвестиции в экономику региона.
2.2. Инфляция посредничества
на продовольственном рынке
Тенденция снижения инфляции в России пробивает себе дорогу через борьбу с различными факторами. Последние отклоняют линию тренда от заданной траектории. Несмотря на достигнутые значительные успехи в экономике России, инфляция возрастает семимильными шагами. В период 1999-2002 гг. индекс потребительских цен снижался в среднем на 12 % в год, в 2003-2006 гг. -- на 2 % в год. В 2006-2007 гг. в силу известных событий на мировых продовольственном и финансовом рынках ИПЦ вновь стал расти -- в среднем на 2 % в год. В 2008 г. потребительские цены выросли на 13 %, что на 1,1 пп. превышало показатель предыдущего года. Вопреки высоким инфляционным ожиданиям, ИПЦ 2009 г. составил 108,8 %. Столь низкая инфляция является следствием падения спроса на продукцию предприятий.
Причины весьма скромных успехов в сокращении инфляции при достигнутых результатах экономического роста 2000-2006 гг. и антикризисных мерах 2007-2009 гг. -- в специфике современного рынка страны. Она заключается в том, что между производителем продовольственных товаров и покупателем образуется многочисленная сеть оптовых и розничных продавцов. Посреднические сделки инициируют инфляционные процессы.
Посредничество как причина инфляции не является новым явлением, примыкая к более широкой концепции «администрируемой» инфляции, объясняющей рост цен политикой монопольного ценообразования, необоснованно повышающей прибыль компаний. В начале осуществления рыночных реформ многие авторы подчеркивали немонетарный характер российской инфляции. Основной постулат, использовавшийся в работах В. Новикова, В. Пугачева, А. Пителина, И. Матерова, Д. Смыслова, Г. Явлинского, сводился к тому, что инфляция стимулируется «сохраняющейся высокой степенью монополизированности хозяйственного механизма...» [7. С. 15]. В. Новиковым справедливо отмечались вынужденность и неизбежность монопольного ценообразования в первоначальный период трансформации экономики [5. С. 66]. Подчёркивалось, что естественный фон инфляции генерировался «несколькими отраслями, которые пронизывают своими услугами всю экономику (энергетика, транспорт, газовая промышленность)» [3. С. 50]. Некоторыми авторами отмечалось, что монополизм в переходной экономике обусловлен не только естественными монополиями и не столько производителями, сколько перекупщиками в сфере оптовой и розничной торговли, где особенно сильны мафиозные структуры [8. С. 23]. Таким образом, проблема роста цен за счёт увеличения посреднических сделок стала актуальной уже в 90-х гг.
С 2000 по 2006 г. наблюдалась устойчивая тенденция к замедлению инфляции на потребительском рынке. Стала популярной тема дефляции. Однако в 2007 г. темпы роста цен на товары и услуги, особенно продукты питания, существенно увеличились по сравнению с предыдущим годом. В 2007-2008 гг. основной причиной инфляции в России (например, Д. Михеевым, Бородиной и др.) называются мощные монополистические группировки в оптовой и розничной торговле, искусственно устанавливающие огромные торговые наценки [1; 4]. Каналы распространения инфляции -- рост производственных и торговых издержек, необоснованной прибыли.
Розничные цены, по которым продукты питания реализуются в розничной торговой сети конечному потребителю, по своему составу включают закупочные цены сельскохозяйственной продукции; снабженческо-сбытовую наценку или скидку; торговую надбавку или скидку. Первостепенным видом издержек, лежащих в основе розничной цены продовольствия, являются затраты на закупку сельскохозяйственного сырья. Следовательно, на изменение потребительских цен, прежде всего, влияют изменение цен производителей сельскохозяйственной продукции. Закупочные (или оптовые) цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением, состоят из себестоимости и прибыли, необходимой для продолжения осуществления хозяйственной деятельности. Вторичными издержками в цепи товарооборота являются снабженческо-сбытовые и торговые надбавки, которые состоят из издержек снабженческо-сбытовых и торговых организаций и их прибыли для продолжения деятельности.
Розничная цена на продовольствие может увеличиваться за счёт роста количества дистрибуторов в цепи товародвижения.
Каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий, торговую надбавку и НДС. По результатам обследования отдельных регионов страны в трети обследуемых оптовых организаций имеют место две перепродажи, в 12 % организаций -- три, в 4 % организаций -- от четырёх до пяти перепродаж [7. С. 78].
Процесс роста цен под воздействием посреднических сделок может быть выделен как отдельный тип инфляции в общей классификации и назван как инфляция посредничества. Основным проявлением такой инфляции является необоснованно большой разрыв между розничной ценой и оптовой ценой предприятия или высокий удельный вес посреднической накидки в розничной цене товара. По величине разрыва можно судить о масштабности распространения инфляции посредничества.
Сравнение динамики средних цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию и средних розничных потребительских цен, показывает значительное превышение первых над вторыми. Значительный разрыв в показателях цен зафиксирован на мясо. За период 1992-1997 гг. средний удельный вес посреднической надбавки в розничной цене на говядину составлял 81,5 %. К примеру, в 1992 г. розничные цены на говядину были в 9,5 раз выше закупочных цен: цена говядины в живом весе скота составляла 23 р. 40 к., а розничная цена говядины на потребительских рынках поднималась до 221 р. 50 к. В последующий период 1999-2008 гг. удельный вес посреднической надбавки в розничной цене на говядину стабильно держался на уровне 70 %. Потребители в 2008 г. покупали говядину по цене 174 р. 86 к. за килограмм, в то время как фермеры продавали живой вес скота по цене 46 р. за килограмм. Говядина за январь-декабрь 2008 г. подорожала в 1,25 раз, в то время продукция сельскохозяйственных производителей -- лишь в 1,09 раз. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. удельный вес посреднической надбавки вырос на 2,9 пп. Увеличение диспаритета цен наблюдается также на свинину и мясо птицы.