Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 11:34, курсовая работа
Агропромышленное производство России вступило в третье тысячелетие в глубоком экономическом кризисе, имея около 80% убыточных сельхозпредприятий. Многие из них утратили техногенные факторы производства, не имеют средств на приобретение техники, минеральных удобрений, пестицидов.
Происходит ускоренное выбытие основных фондов, особенно техники.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ
1.1. Сущность оптовых продовольственных рынков, их классификация
1.1.1. Сущность ОПР
1.1.2. Необходимость существования ОПР
1.2. Роль и функции оптовых продовольственных рынков
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ В РОССИИ
2.1. Особенности региональных оптовых продовольственных рынков
2.2. Инфляция посредничества на продовольственном рынке России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Спрос на продукцию, реализуемую на оптовых розничных рынках достаточно высок, несмотря на то, что товар может быть не всегда качественным или с истекшим сроком реализации, в связи с низким покупательской способностью населения.
По своей сути эти рынки напоминают продовольственные ярмарки из недавнего прошлого, где цены, как правило, были чуть ниже магазинных. В развитых странах эту нишу заполнили гигантские супермаркеты, преимуществами которых являются большие объемы товарооборота, широкий ассортимент, комфортабельность, дополнительные услуги и гарантия качества продаваемых товаров.
О криминальных особенностях оптово-розничных рынков говорил на одном из заседаний московского правительства Ю.М. Лужков. По его словам, они наносят вред не только москвичам, но всей экономике. Бюджет не получает десятки миллиардов рублей налогов, разрушается система розничной торговли, обираются и травятся люди.
Также ясно, что оптово-розничные рынки не являются и не могут являться оптовым звеном в канале товародвижения между производителем и потребителем в силу отсутствия того спектра услуг, и той инфраструктуры, которая нужна потребителю.
Сейчас, как никогда, необходимо развитие рыночной инфраструктуры, и прежде всего создание оптовых продовольственных рынков (ОПР). Именно организованные ОПР в максимальной степени отвечают уровню и характеру развития производственных сил в аграрно-промышленном комплексе и в смежных с ним отраслях.
Более совершенные оптовые рыночный структуры, известные из сегодняшней зарубежной практики, реализовать сейчас в России не представляется возможным.
1.1.2 Необходимость существования ОПР
Оптовый продовольственный рынок - это коммерческое предприятие, осуществляющее организацию проведения операций по купле-продаже продовольствия в определенных местах и по установленным правилам. Они представляют собой огромные базы, где товаропроизводители, фермеры и оптовики напрямую торгуют продуктами питания с предпринимателями сферы переработки, розничной торговли, общественного питания и другими.
Оптовый продовольственный рынок как юридическое лицо куплей - продажей не занимается, его задача - предоставить свою инфраструктуру для обеспечения товародвижения до конечного потребителя.
Положительными моментами для покупателя на ОПР являются:
Положительным моментом для оптового продавца является то, что место складирования и место реализации товара совпадают, т.е. оптовик может воспользоваться всей инфраструктурой рынка, а следовательно сократить издержки на транспортировку, складирование, предпродажную обработку, тару, упаковку и т.д.
Цель создания оптовых продовольственных рынков - надежное, стабильное, круглогодичное снабжение населения городов качественной, сертифицированной скоропортящейся продукцией в широком ассортименте и по доступным ценам.
Эта цель становится осуществимой благодаря появлению в канале товародвижения оптового продовольственного рынка, упорядочивающего взаимоотношения по всей технологической цепочке: производитель - оптовик - розничный торговец. Сегодня же взаимоотношения между названными субъектами хозяйствования принимают самые различные варианты. Скажем, производитель либо сам продает, либо через оптовика, либо выходит непосредственно на магазины, предприятия общественного питания, причем отношения с ними, как правило, на долговременной основе не строятся.
Появление в канале товародвижения оптового продовольственного рынка вносит системность и планомерность в отношения между субъектами, поскольку есть специально обустроенное место, где могут ежедневно встретиться продавец и покупатель и осуществить акт купли-продажи по определенным правилам. В соответствии с Правилами торговли на оптовом рынке оптовик обязан продавать продукцию не менее некоторого объема, в широком ассортименте, сертифицированную, стандартизированную и упакованную. Все эти требования оптовик, в свою очередь, предъявляет к производителю. Выступая инструментом устойчивых, долговременных связей между участниками канала товародвижения и предъявляя к ним свои "правила игры", оптовый рынок формирует упорядоченную систему распределения продовольствия на основе действия рыночных механизмов саморегуляции: спроса и предложения, конкуренции, цены. Формирование подобной устойчивой системы отношений между названными субъектами объективно ориентирует их в своей деятельности на единый конечный результат - удовлетворение потребностей населения в качественной продукции по доступным ценам.
Россия находится в начале этого эволюционного процесса. Многие элементы инфраструктуры оптовой торговли находятся еще в стадии становления - система компъютерно-маркетинговой информации, таро-упаковочная индустрия, биржевая торговля, фьючерсная контрактная система и др. Вместе с тем, в стране есть инфраструктура оптовой торговли, которая хотя и не отвечает новым задачам и требованиям, однако должна быть использована.
Задача создания оптовых рынков должна быть приоритетной как на региональном, так и на федеральном уровнях. Совершенно очевидно, что осуществление этого процесса на территории России не должно происходить стихийно. Законодательное оформление организации ОПР в России оставляет желать лучшего. Закон "Об оптовых продовольственных рынках" и Федеральная Программа их развития на 1998 - 2005 гг. все еще находится в стадии разработки. 1
Тем не менее, по инициативе областных администраций крупных городов были приняты существенные меры по созданию законодательной и нормативной базы региональных и межрегиональных ОПР. Наиболее последовательными в этой деятельности были областные и городские администрации городов: Волгоград, Кемерово, Рязань, Тула, Новокузнецк, Москва, Астрахань. По данным Минсельхозпрода, деятельность ОПР в ряде городов России характеризуется показателями, представленными в табл.1.1.
В Волгоградской области был создан первый межрегиональный ОПР, который был определен как базовый, т.е. ВОПР выполняет функции учебного центра по обучению и стажировке специалистов.
Главной задачей ВОПР, именно как базового, является выполнение роли полигона для обкатки новой модели поведения и взаимодействия всех субъектов ОПР при движении от товаропроизводителя до потребителей, а так же на нем технологической и организационной моделей будущей сети оптовых рынков России.
Таблица 1.1
Основные показатели оптовых продовольственных рынков.
Города |
Ассортимент, реализуемых товаров |
Ежемесячный товарооборот, млрд. руб. |
Число оптовиков, един. |
Годовые платежи в бюджет, млрд. руб. |
Снижение цен в розничной торговле, % |
Волгоград |
2000 |
80 |
123 |
12,0 |
20,0 |
Кемерово |
1300 |
52 |
150 |
4,8 |
10,0 |
Тула |
1500 |
23 |
76 |
3,0 |
15,0 |
Рязань |
250 |
22 |
65 |
3,0 |
30,0 |
Новокузнецк |
800 |
22 |
70 |
2,0 |
10,0 |
В соответствии с утвержденной программой стабилизации развития агропромышленного производства в Российской Федерации до 2000 г.
предстоит ввести в действие 28 оптовых продовольственных рынков, а в дальнейшем создать их во всех крупных средних городах и промышленных центрах страны. 2
Таким образов, формирование системы ОПР должно про исходить В три этапа:
На первом этапе создаются универсальные и специализированные рынки межрегионального уровня. В эти рыки предусматривается вовлечь крупные промышленные города страны. Данный наименее короткий, однако его значение очень высоко.
Второй этап. Относительно растянут по времени; активно создаются рынки в средних городах, а также в районных центрах регионов.
Третий этап является заключительным. Система продолжает незначительно дополнятся новыми рынками, качественно совершенствоваться, развиваться и активно интегрироваться в мировые хозяйственные связи, прежде всего через ОПР.
1.2. Роль и функции оптовых продовольственных рынков
Функции оптовой торговли можно разделить на два вида: традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка) и новые, возникающие под влиянием развития рынка [1].
Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции (связь производителя товара с покупателем) обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обусловливает уменьшение числа контактов. В результате покупатель (т.е. розничная торговля), экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товара и их доставкой.
Оптовиками пользуются, когда с их помощью можно более эффективно выполнить одну или несколько следующих функций:
1) Сбыт и его стимулирование. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. У оптовика больше деловых контактов, и нередко покупатель верит ему сильнее, чем какому-то далекому производителю.
2) Закупки и формирование товарного ассортимента. Оптовик в состоянии подобрать изделия и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив таким образом клиента от значительных хлопот.
3) Разбивка крупных партий товаров на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам экономию средств, закупая товары вагонами и разбивая большие партии на мелкие.
4) Складирование. Оптовики
хранят товарные запасы, способствуя
тем самым снижению
5) Транспортировка. Оптовики
обеспечивают более
6) Финансирование. Оптовики
финансируют своих клиентов, пре
доставляя им кредит, а заодно
финансируют и поставщиков, выдавая
заказы заблаговременно и
7) Принятие риска. Принимая право собственности на товар, и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска.
8) Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.п.
9) Услуги по управлению
и консультационные услуги. Оптовик
не редко помогает розничным
торговцам совершенствовать
В последние годы росту оптовой торговли способствовало несколько значительных тенденций в экономике:
- рост массового производства
на крупных предприятиях, удаленных
от основных пользователей
- увеличение объемов производства впрок, а не для выполнения уже поступивших конкретных заказов;
- увеличение числа уровней промежуточных производителей и пользователей;
- обострение необходимости
приспосабливать товары к
0сновными задачами оптовой торговли являются:
- маркетинговое изучение
рынка, спроса и предложения на
продукцию производственно-
- размещение производства
товаров в необходимых
- своевременное, полное
и ритмичное обеспечение
- организация хранения товарных запасов;
- организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров;
- обеспечение приоритета
потребителя, усиление его экономического
воздействия на поставщика в
зависимости от надежности