Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:25, лекция
Проблема нематериальной мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в литературе. Нематериальная мотивация включает в себя системы поощрения, не предполагающие выдачу сотрудникам материальных и безналичных средств. Это не означает, что компаниям не потребуется вкладывать финансовые средства в реализацию методов нематериальной мотивации. Для серьезных компаний недопустимо наличие субъективных факторов при определении мотивации и механизмов поощрения. Основополагающим принципом должна являться максимальная объективность и прозрачность. Если механизмы поощрения постоянно варьируются без каких-либо оснований, это будет дезорганизовывать работу сотрудников и вызывать недовольство.
Методы нематериальной мотивации могут применяться к конкретному сотруднику либо реализовываться безадресно. К адресной нематериальной мотивации относится, в частности, поздравление сотрудника с днем рождения от руководства и членов коллектива. Это могут быть также различные формы поощрения в виде подарков по важному поводу и материальная помощь в случаях тяжелой болезни или смерти родственников сотрудника. К адресной мотивации относится также словесное поощрение работника за качественно выполненную работу. Практика показывает, что оценка работы, прозвучавшая из уст руководителя, очень позитивно отражается на лояльности и общем рабочем настрое работника. Особенно важна адресная нематериальная мотивация для новых сотрудников, еще не успевших привыкнуть к методам работы руководителя и к коллективу. Поощрение может быть высказано как при личной беседе, так и на общем собрании членов коллектива. Следует учесть, что адресная мотивация конкретных сотрудников не должна входить в привычку, так как это снизит эффективность ее воздействия, а также не быть излишне субъективной. Методами адресной нематериальной мотивации руководителям следует манипулировать очень осторожно, чтобы не создавать неравенства в коллективе.
К безадресной мотивации относится проведение совместных корпоративных мероприятий, а также предоставление различных льгот – социального пакета. На сегодняшний день соцпакет является одним из самых эффективных способов мотивации сотрудников: это организация бесплатного питания, медицинская страховка, оплата транспорта и мобильной связи, льготные или бесплатные путевки в санаторий по состоянию здоровья, а также возможность повысить квалификацию или пройти обучение за счет фирмы.9
К методам нематериальной мотивации можно отнести создание оптимальных условий труда для сотрудников: установку нового компьютерного оборудования, создание удобных рабочих зон для персонала, улучшение дизайна помещений, установку современных систем кондиционирования и отопления и пр. К безадресной мотивации относят выдачу всему персоналу спецодежды, в зависимости от выполняемой работы, а также различной атрибутики фирмы при проведении мероприятий (к примеру, футболок с логотипом фирмы). Важнейшим инструментом нематериальной мотивации являются корпоративные праздники, особенно с привлечением членов семьи сотрудников. Существует и такое понятие, как team-building (командообразование) – сплочение коллектива посредством совместных поездок в дома отдыха или в санатории, участие в экскурсиях и общих мероприятиях. Презентации и другие акции, направленные на демонстрацию успехов фирмы, также должны проходить с участием членов коллектива для формирования у них чувства сопричастности к общему делу.10
Система косвенной материальной мотивации. Рассмотрим более подробно, что такое система косвенной материальной мотивации, определим основные характеристики системы косвенной материальной мотивации персонала в современной динамично развивающейся компании. В отечественной практике система косвенного материального стимулирования представляет собой дополнительные неденежные компенсации работникам, которые можно разделить на 2 блока:
Обязательные бенефиты (регламентируются трудовым законодательством): о плата больничных листов; оплата ежегодных отпусков; обязательное медицинское страхование; отчисления на обязательно пенсионное страхование. 11
Добровольные бенефиты (не регламентируются государством и используются работодателями на добровольной основе):
Система бенефитов не ограничивается вышеуказанным перечнем компенсаций, а адаптируется как для каждой конкретной компании, так и для конкретного работника.
2.Формы неденежной мотивации персонала
Основания для применения неденежных форм поощрения;
Формы неденежного награждения. Существует несколько компаний, которые предлагают полный спектр услуг по повышению эффективности труда. Крупнейшими такими агентствами являются Маritz Моtivation Comрапу (подразделение корпорации Маritz, Iпс.), Саrlson Маrкеting Grоuр (подразделение корпорации Саrlson Companies) и ВI Реrformance Services. Пять основных форм неденежного награждения это социальное одобрение, ценные подарки, туристические путевки, символические награды и заработанные отгулы (см. табл. 1).
Социальное одобрение. Примерами социального одобрения служат похлопывание по спине, проявление знаков уважения, профессиональное обучение и различные мероприятия (пикники, распродажи с машин, благотворительные дни и т. д.). Подобная форма награждения может использоваться в качестве морального поощрения сотрудников и демонстрации того, насколько организация их ценит.
Таблица 114
Формы неденежного награждения
Социальное одобрение |
Привлечение к выработке решений, выслушивание, похлопывание по спине, проявление знаков уважения, учет мнения, профессиональное обучение и различные мероприятия (пикники, распродажи с машин, благотворительные дни и т.д.). Должно стать неотъемлемой частью всех методик управления. Большинство из перечисленных видов поощрения зависит от стиля руководства и может использоваться в качестве социального одобрения сотрудников и демонстрации того, насколько организация их ценит. |
Профессиональное обучение и развитие |
Не считаемые обычно награждением профессиональное обучение и развитие начинают становиться очень важными стимулирующими факторами, по мере того как люди все больше испытывают потребность или желание повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать постоянно меняющимся запросам рынка труда. Эта форма награждения доказала свою эффективность особенно в сфере высоких технологий, где считается весьма желательным оставаться на уровне или находиться в первых рядах. |
Ценные подарки |
Заранее отобранные предметы или предоставление большого количества товаров из каталога на выбор в зависимости от количества заработанных баллов; они имеют значительную денежную стоимость, обычно превышающую 2% годового оклада, и предоставляются в качестве наград за повышение эффективности труда. Могут выдаваться сертификаты на определенную сумму, которые можно отоварить в местном отделении одной из общенациональных розничных сетей. |
Путешествия |
Туристические поездки, которые организация предоставляет отдельному сотруднику, его семье или группе сотрудников; стоимость составляет обычно от 250 до 4000 долл. на человека. Используются также сертификаты стоимостью от 10 до 100 долл., которые можно потратить только на туристические поездки. Эти сертификаты накапливаются в течение некоторого периода времени и идут затем на оплату туристической поездки. |
Символические награды |
Подарки, в которых больше смысла, чем денежной ценности; нередко их называют подарками в знак признания заслуг. В качестве примеров можно привести почетные таблички с названием организации, кольца, значки, настольные письменные приборы, доведение до всеобщего сведения, бесплатные обеды, куртки, шляпы, зарезервированные места на автостоянке или членство в консультативных советах. |
Заработанные отгулы |
Оплачиваемое нерабочее время. Предоставляется помимо освобождения от работы с оплатой вследствие болезни, отпуска или нетрудоспособности. Последние виды освобождения от работы положены сотруднику в обязательном порядке или являются частью его трудового соглашения и потому не считаются награждением. |
Гибкий график работы |
Возможность регулировать свое рабочее время, чтобы оно в наибольшей степени удовлетворяло личным потребностям. По мере того как рынок труда становится все более узким и на нем все труднее найти квалифицированных работников, эта форма награждения становится все более привлекательной. Наиболее распространенные формы неденежного награждения в связи с повышением эффективности труда или в знак признания выдающихся достижений в работе - это ценные подарки, туристические путевки и заработанные отгулы с оплатой. Символические подарки - наиболее распространенный вид награждения за понимание задач и за то, что сотрудник служит примером для других. |
Ценные подарки. Их выдают за повышение эффективности труда, и это могут быть заранее отобранные предметы или предоставление большого количества товаров на выбор. Ценный подарок должен быть дорогим, и обычно его денежная стоимость превышает 2% годового оклада сотрудника.
Туристические поездки. Туристическими путевками могут награждаться как отдельные сотрудники и их семьи, так и группы сотрудников данной организации, и цена этих путевок, как правило, находится в пределах от 250 до 4000 долл. на человека. Используются также сертификаты на туристические поездки стоимостью от 50 до 100 долл. Эти сертификаты сотрудник в течение некоторого периода времени накапливает на какую-нибудь путевку. Туристические поездки обладают особой мотивирующей привлекательностью для людей, особенно когда их вручают в качестве группового стимула.
Символические награды. Символическими наградами могут быть почетные таблички с названием организации, кружка, фотографии, памятные подарки, футболки, шляпы, кольца, значки и т. д. - список можно продолжать до бесконечности. Такие подарки имеют для сотрудника скорее символическое, а не финансовое значение. Это вовсе не значит, что подобные подарки должны быть недорогими. Кольца и значки с символикой компании могут стоить сотни долларов, но в среднем расходы на символические подарки составляют восемь долларов в год на человека. Символический подарок позволяет работникам публично заявить о своих достижениях.
Соревнование как стимулирующий фактор. С давних пор соревнование широко применялось в педагогике для увеличения силы мотива учения. В начале ХХ века рядом исследований было установлено, что нахождение личности в контакте с другими пробуждает у неё дух состязательности, стимулирует её деятельность. Это явление получило название «эффект соперничества». Однако стимулирование деятельности через соревнование – дело психологически тонкое, не терпящие шаблона, требующее учета многих обстоятельств. 15Влияние присутствия других людей. Еще В.М. Бехтерев отмечал, что имеется три типа людей: социально возбудимые, социально тормозимые и социально индифферентные. Многие работают хуже, когда чувствуют на себе чужой взгляд.
Социально-психологический климат. В коллективе, группе значительно влияет на отношение человека к выполняемой им работе, на силу его мотива. Освобождение от неукоснительного соблюдения формальных требований администрации, возможность определять режим своей деятельности, обсуждение всем коллективом общих вопросов, дружеская атмосфера способствуют удовлетворению потребности человека в уважении со стороны других, потребностей считаться значимым членом группы, принадлежать этой группе, ставшей для него референтной. Удовлетворенность социально-психологическим климатом в группе, коллективе значительно влияет и на общую удовлетворенность работой, создает устойчивость мотива к этой работе.
Разработка компенсационного пакета является одной из важнейших стратегических задач в управлении человеческими ресурсами. Использование мотивирующей силы денежного вознаграждения позволяет добиться обеспечения необходимого производственного поведения работников достаточно простыми методами конструирования компенсационного пакета. Другие способы мотивации требуют изменения организационной культуры, а это сложный и продолжительный процесс.
Осуществляя моделирование компенсационного пакета, следует учитывать следующие основные правила его разработки.
1. Система
компенсаций должна
2. Система компенсаций должна сочетать в себе жесткость правил определения денежного вознаграждения и гибкость в реагировании на изменения внешней и внутренней ситуации в организации, т.е. компенсации должны служить не только мотиватором трудовой деятельности, но и средством управления, рычагом для руководства. Руководство должно иметь возможность как поощрения, так и наказания в системе компенсаций.
3. Новая система
компенсации, с одной стороны,
не должна ухудшать
4. Внедрение
системы компенсаций должно
Причины эффективности неденежных награждений:
Информация о работе Опыт использования нематериальной мотивации персонала в организации