Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:25, лекция
Проблема нематериальной мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в литературе. Нематериальная мотивация включает в себя системы поощрения, не предполагающие выдачу сотрудникам материальных и безналичных средств. Это не означает, что компаниям не потребуется вкладывать финансовые средства в реализацию методов нематериальной мотивации. Для серьезных компаний недопустимо наличие субъективных факторов при определении мотивации и механизмов поощрения. Основополагающим принципом должна являться максимальная объективность и прозрачность. Если механизмы поощрения постоянно варьируются без каких-либо оснований, это будет дезорганизовывать работу сотрудников и вызывать недовольство.
Применяемые промышленными фирмами системы мотивации работников путем продвижения их по службе можно свести к ротации с учетом личных качеств и стажа работы. Первое чаще применяется на предприятиях США, второе характерно для Японии.
Одной из форм мотивации, нашедшей широкое применение в практике зарубежных и отечественных предприятий стало внедрение гибких графиков работы. В государственных учреждениях графства Оксфордшир (Великобритания) в начале 90-хх годов в экспериментальном порядке введена новая форма организации труда, дающая служащим значительную степень свободы - возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома, в зависимости от конкретных обязанностей сотрудника и договоренности между ним и его руководителем. В некоторых случаях количество часов, проводимых в учреждении, оговаривается заранее. Могут быть назначены конкретные часы сбора всех сотрудников подразделения для обмена информацией, ознакомление с новыми заданиями. Такой режим рекомендуется и руководителям. Так, контракт начальника бухгалтерии британских учреждений предполагает следующее распределение рабочего времени: 75% (30 часов в неделю) - в учреждении, 25% (10 часов в неделю) - в домашних условиях. Начальник бухгалтерии дома в основном работает на компьютере, проверяет цифровые данные финансовых документов, а в учреждении участвует в совещаниях и занимается другой работой, требующей контакта с сотрудниками. 22
Один из действенных методов мотивации - создание самоуправляемых групп. В качестве примера можно сослаться на опыт американской фирмы «Digital Equipment», где такие группы сформированы в управлении общего учета и отчетности, входящим в один из 5 центров управления финансовой деятельностью. Группы самостоятельно решают вопросы планирования работ, приема на работу новых сотрудников, проведения совещаний, координации с другими отделами. Члены групп поочередно участвуют в совещаниях менеджеров компаний.
Бизнес-консультант Грегори Смит пишет: «Первое, что привлекает, удерживает сотрудника и стимулирует его деловую активность – это благоприятная и располагающая обстановка в компании. Менеджеры обладают исключительной прерогативой создания подобной атмосферы. Они должны руководить так, чтобы максимально сплотить всех сотрудников вокруг себя. Довольные и счастливые работники – это высокоэффективные работники. Пожалуй, наиважнейшую роль в создании у сотрудника позитивных ощущений играет атмосфера на работе – то, как работник «чувствует» компанию и себя в ней».23
Определите
приемлемые формы выражения
Например, Эндрю Ротсей из компании Boehringer Ingelheim раз в месяц проводит традиционную двухдневную встречу со а командой. Конечно, все остальное время они заняты работой, но возможность провести приятный вечер за хорошим ужином, скрашивает их, по большей части, одинокие трудовые будни.24
Совершенно иной подход используется в компании Data Connection: здесь сотрудники получают удовольствие не тогда, когда отдыхают, а когда бьются над запутанными техническими задачами и придумывают новые оригинальные решения. Задача менеджера в данном случае сводится к тому, чтобы предоставить подчиненным необходимое время для тщательного обсуждения и апробации этих идей. Для разработки программного обеспечения требуется поистине пытливый ум, и в этой сфере работают действительно особенные люди. А потому если вы предоставите им возможность регулярно обмениваться друг с другом идеями и устраивать критический разбор возможных технических решений, то тем самым не только доставите им огромное удовольствие, но и покажете, как высоко цените их вклад в общее дело.
Люди хотят чувствовать себя нужными. В Центральном управлении информации убедились, что регулярное проведение корпоративных мероприятий способствует более продуктивной работе. Каждый год в розарии примыкающем к офисному зданию, устраиваются чудесные праздники.
В учреждении
даже придумали разнообразные
Недавно Оливер Хиксон выиграл приз «Лучший артист» за самое яркое выступление в командном походе. Награда - игрушечный лондонский автобус, водруженный на перевернутую корзину, - гордо красуется у него на подоконнике. Предмет чисто символический - ничего броского или дорогого, но в то же время весьма ценный и знаменательный.
Стимулирование труда: разберёмся в деталях. Для человеческого поведения характерна простая закономерность: за что нас хвалят, то мы и выполняем с наибольшим усердием. Как правило, основной способ поощрения за хорошо выполненную работу - денежное вознаграждение. Но одних тс денег недостаточно. Необходимо также уделять людям внимание и не скупиться на положительные отзывы: таким образом вы жете показать им, насколько высоко цените их вклад. Внимание одобрение нужны каждому члену коллектива; главное - хвалить сотрудников не «просто так», а с умом.
Признание не сводится лишь к необходимости говорить «спасибо». Оно предполагает также, что менеджер понимает, когда сотруднику нелегко, и готов протянуть ему руку помощи. Менеджер хочет, чтобы его подчиненные были сосредоточены на работе, и небольшая разрядка - прекрасный способ добиться концентрации внимания: после небольшого отдыха людям будет легче «собраться» и настроиться на рабочий лад. Способы разрядки могут быть самыми разными: от совместного чаепития до проведения летучки с обменом новыми идеями и рассказом о новых достижениях; это может быть даже какая-нибудь быстрая энергичная игра, позволяющая снять напряжение и восстановиться.
Проявление внимания отзывчивость, оказание помощи в сложной ситуации - еще способ показать сотруднику, как вы его цените и как он нужен коллективу.
Прежде всего, необходимо определить:
Как помочь сотрудникам преодолеть трудности. Признание предполагает не только организацию праздников в честь радостных событий и достижений, но и готовность проявить заботу и оказать помощь, когда сотрудники переживают трудный период и у них что-то не получается. Подчиненным важно знать, что вы понимаете, что:
Увидев, что вы на их стороне (то есть оказываете помощь, стараетесь облегчить их труд и в то же время не даете расслабиться и требуете высоких результатов), сотрудники почувствуют вашу заботу и поддержку. И тогда проблемы уже не будут казаться им такими неразрешимыми; к тому же, совместное преодоление трудностей еще больше сплотит команду.
Празднуем успех. Прежде чем устраивать праздник, выясните, что нравится вашим сотрудникам: необходимо, чтобы выбранная вами форма выражения признательности пришлась им по душе. Когда у человека на работе все получается, ему хочется поделиться своими успехами с близкими. Рассказать членам семьи или друзьям о том, как вас ценит босс и каким авторитетом вы пользуетесь в коллективе.
Некоторые менеджеры специально стараются как минимум раз в год устраивать какое-нибудь мероприятие с участием друзей и родственников сотрудников.26
Приложение
Таблица 1
Факторы мотивации работников организации
Материальные |
Нематериальные |
1. Заработная плата, 2. Персонализация компенсаций. 3. Премирование
по результатам работы 4. Вознаграждение за выслугу лет. 5. Доплата за интеллект. 6. Дополнительные отпуска. 7. Доплата на питание. 8. Обеспечение спецодеждой. 9.Ссуды на приобретение жилья. 10. Доплата на
лечение работников или 11. Новогодние подарки и подарки к юбилеям. 12. Доплата на топливо работникам, проживающим в домах с печным отоплением. 13. Доплата в связи
с уходом на пенсию или 14. Доплаты пенсионерам
комбината: к пенсиям, за 15. Персональные стипендии школьникам. 16. Льготы заводским стипендиатам: доплата к стипендии, оплата проезда. |
1. Справедливая система оплаты труда. 2. Возможности использовать свой интеллектуальный потенциал. 3. Возможности профессионального обучения и повышения квалификации. Учебный центр. Библиотека. 4. Перспективы карьерного роста. Система формирования резерва кадров. 5. Социальная защищенность работников. Профсоюзный комитет, коллективный договор. Социальная инфраструктура: • дворец спорта, стадион; • дворец культуры; • детский оздоровительный лагерь; • база отдыха; • социальная помощь неработающим пенсионерам. 6.Создание безопасных
и комфортных условий труда.
Перспективная программа 7. Моральное вознаграждение: • звание «лучший по профессии»; • «заслуженный ветеран»; • Книга трудовой славы и т. д. 8. Благоприятные условия работы в коллективе. Система адаптации. 9. Система обратной связи и транслирование ценностей корпоративной культуры. Регулярные встречи рядовых работников с руководством. Опросы. Газета. 10. Профориентационная работа со школьниками |
1 Соломанидина Т. О. Соломанидина Т.О.Мотивация трудовой деятельности персонала: учебное пособие для студентов вузов. /Т.О. Соломанидина, В.Г.Соломанидин.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТМ-ДАНА, 2009 Там же. С. 224
2 Соломанидина Т. О. Соломанидина Т.О.Мотивация трудовой деятельности персонала: учебное пособие для студентов вузов. /Т.О. Соломанидина, В.Г.Соломанидин.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТМ-ДАНА, 2009. С. 226.
3 Система мотивации персонал, http://www.hr-portal.ru, (электронный ресурс, дата обращения 16.02.2011)
4 «Разработка
предложений и рекомендаций направленных
на стимулирование нематериальной мотивации», http://revolution.allbest.ru/<
Информация о работе Опыт использования нематериальной мотивации персонала в организации