Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 23:10, курсовая работа
Иностранные инвестиции являются ключевым компонентом государственной политики Китая в отношении открытия сектора услуг внешнему миру. Опыт Китая по привлечению инвестиций доказал, что активное и рациональное использование иностранных инвестиций способствует продолжительному, быстрому и здоровому развитию третичного сектора, играет активную роль во внедрении передовых технологий и управленческого опыта, содействует экономической реструктуризации и модернизации сектора услуг, созданию новых рабочих мест и увеличению доходов государства.
Введение
Иностранные инвестиции являются ключевым компонентом государственной политики Китая в отношении открытия сектора услуг внешнему миру. Опыт Китая по привлечению инвестиций доказал, что активное и рациональное использование иностранных инвестиций способствует продолжительному, быстрому и здоровому развитию третичного сектора, играет активную роль во внедрении передовых технологий и управленческого опыта, содействует экономической реструктуризации и модернизации сектора услуг, созданию новых рабочих мест и увеличению доходов государства.
Долгосрочная приверженность китайского правительства улучшению благоприятной среды для иностранных инвестиций и укреплению национальной конкурентоспособности является решающим фактором привлечения инвестиций. С быстрым ростом притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Китай добился полноценного участия в экономической глобализации. Перед Китаем стоят такие задачи, как рост объемов ПИИ и эффективности их использования. В связи с этим исследования проблем прямых иностранных инвестиций в экономику Китая являются весьма актуальными.
Изучение вопросов, связанных с иностранными инвестициями, является важным и с теоретической, и с практической стороны. Анализом инвестиционного режима в Китае занимаются ведущие государственные научные и исследовательские институты, такие как Китайская Ассоциация прямого и венчурного инвестирования (CVCA), Китайская ассоциация предприятий с иностранными инвестициями (CAEFI), в России - Центр экономических и социальных исследований Китая (ЦЭСИК) ИДВ РАН, различные отраслевые научно-исследовательские институты и лаборатории.
Фактологический материал
основан на информации, представленной
официальными сайтами международных организаций,
докладах ЮНКТАД, ОЭСР, статистических
данных Всемирного Банка. Также были использованы
данные Государственного статистического
бюро КНР, министерства по делам торговли
КНР и других национальных ведомств Китая.
Третья глава основана на базе данных
Федеральной службы государственной статистики
РФ. В работу включены таблицы и графики
для наглядного представления материала,
а также список использованной литературы.
1. Структурные изменения в развивающейся и переходной экономике: роль иностранного капитала
1.1 Структурные сдвиги в процессе экономического развития КНР
Китай занимает лидирующие позиции среди развивающихся стран. Экономические успехи КНР, продолжающиеся с конца 20 века, объективно можно назвать «китайским чудом». Опыт Китая в реформировании национальной экономики, а именно выбранная стратегия модернизации и реструктуризации, вызывают большой интерес в мировом сообществе. Свидетельством стремительного роста китайской экономики является динамика валового внутреннего продукта. За последние 30 лет номинальный ВВП Китая вырос в 40 раз, при этом темп роста за данный период составил в среднем 13% в год (рис. 1) . В 2012 году ВВП составил 8,28 трлн долл. США. Уже в 2010 году ВВП, измеренный по паритету покупательной способности, выдвинул Китай на второе место в мире после США, что говорит об успешности проводимой реструктуризации.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
ВВП Китая в трлн. $ |
11,2 |
12.3 |
13,4 |
14,6 |
15,9 |
17,4 |
19,0 |
20,7 |
Китай, доля в мировом ВВП% |
14,1 |
14,7 |
15,4 |
16,0 |
16,5 |
16,9 |
17,4 |
17,9 |
Прежде чем рассмотреть черты КНР как экономики переходного типа, необходимо охарактеризовать модель китайского экономического развития. Успешность китайской экономики следует из особенностей выбранного пути, по которому КНР идет уже четвертое десятилетие. В основе «китайского взлета» лежит пошаговый, постепенный подход к реформированию экономики. Эволюционный путь экономических преобразований при сохранении политической стабильности способствовал минимизации рисков и давал возможность наилучшим образом оценить результаты структурных изменений на каждом этапе. Принцип градуализма – единственно верная тактика проведения реформ в стране с полуторамиллиардным населением и внутренними социально-экономическими дисбалансами.
В конце 1990-х годов «перегрев» экономики завершился не просто спадом экономической активности, но и длительной дефляцией, выйти из которой получилось только с 2003 года. Принципиально новой проблемой явился недостаток спроса вместо его обычного избыточного уровня. Именно в этой связи можно говорить о возросшем влиянии внешнеэкономических факторов, которые сделали возможным выход из дефляции и способствовали структурным изменениям в экономике, а именно об экспортной экспансии и о притоке иностранного капитала .
В 2000 году на 3-ей сессии ВСНП девятого созыва правительством КНР был провозглашен курс «выхода вовне» в области внешнеэкономических связей . Под этим лозунгом после вступления в ВТО в 2001 году Китай поднялся на качественно новую ступень своего экономического развития. Уже в 2010 году 10,4% всего мирового экспорта приходилось на экономику КНР. В 1998 году эта доля равнялась менее 2%, а двадцать лет назад - практически нулю (рис.2).
Источник: Всемирный Банк.
Еще одним фактором развития, наряду с ростом экспорта, является резкое увеличение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Заинтересованность Китая в иностранном капитале можно объяснить возможностью не только привлекать дополнительные финансовые ресурсы, но и получать доступ к технологиям, заимствовать управленческий опыт, создавать новые рабочие места, развивать экспортоориентированные отрасли, тем самым увеличивать объемы валютных поступлений и стимулировать экономический рост. В свою очередь, иностранная сторона получает возможность выхода на китайский внутренний рынок, пользуется относительно дешевой рабочей силой, получает преференции и налоговые льготы.
ПИИ являются важным фактором в продвижении реформ и экономического роста в Китае. Иностранные инвестиции обеспечивают приток капитала, оборудования и технологий для экономического развития. В 2006 году по уровню валютных резервов Китай превзошел Японию и стал мировым лидером. Проблема нехватки капитала и валютных резервов была решена окончательно. Что касается внешней торговли, то вклад предприятий с иностранным капиталом в общем экспорте составляет 49,9%, в импорте — 47,9% .
Для изучения сдвигов в экономике Китая необходимо рассмотреть институциональную, отраслевую, воспроизводственную и внешнеторговую сферы.
ПИИ в значительной степени способствовали изменению в структуре собственности в Китае. До 1978 года, в числе всех компаний государственные и коллективные предприятия представляли 77,6 % и 22,4 % соответственно. Однако после тридцати лет экономических реформ экономика КНР превратилась из централизованной плановой экономики с доминированием государственного сектора в рыночную экономику с диверсифицированной системой форм собственности.
Из анализа отраслевой структуры следует, что к концу 1970-х годов 28,2% ВВП создавались сельским хозяйством, 47,8% - промышленностью и строительством и 23,9% - за счет сферы услуг. Среди основных недостатков отраслевой системы дореформенного периода можно отметить отставание сектора услуг от промышленности и сельского хозяйства, а также существование сравнительно большого по отношению к обрабатывающей промышленности первичного сектора экономики, одновременно с чем присутствовал хронический дефицит продуктов питания, одежды и энергетических ресурсов . Такие диспропорции не отвечали целям и задачам экономического развития.
Процесс структурных преобразований способствовал заметному шагу вперед, значительно ускорив индустриализацию и модернизацию экономики. По данным Национального бюро статистики КНР, вклад сектора промышленности в общем выпуске за тридцать лет находился на уровне 47% (рис. 3).
Источник: Всемирный Банк.
При командно-административной системе в Китае главную роль играла тяжёлая промышленность (капиталоёмкие отрасли), в переходной экономике настоящего времени акценты сместились в сторону лёгкой промышленности (трудоёмкие отрасли). До середины 80-х гг. Китай в основном поставлял на экспорт сырьё, с середины 80-х гг. - продукцию текстильной и лёгкой промышленности, с середины 90-х гг. Китай стал поставщиком бытовой техники, а с 2000-х гг. особое значение стало уделяться производству автомобилей, сельскохозяйственной техники, станков и специального оборудования.
В качестве «локомотивов» роста обрабатывающей промышленности можно выделить машиностроение и металлообработку. На эти отрасли теперь приходится более 30% стоимости всего объема промышленного производства в КНР. Среди обрабатывающих отраслей значительную долю в общем выпуске промышленности составляют чёрная металлургия, производство стройматериалов, химическая и нефтехимическая промышленность. Химическая промышленность является третьим по величине сектором в Китае, после текстильной промышленности и машиностроения, на ее долю приходится 10% ВВП страны.
Став членом Всемирной торговой организации в 2001 году, Китай получил возможность расширить доступ на внешние рынки. В рамках этой организации КНР провел либерализацию режима внешней торговли, ослабил внутренние барьеры для частных предприятий. В 2011 году внешнеторговый оборот достиг 3642 млрд долл. США, средний ежегодный рост равнялся 16,8%. К концу 2010 года Китай стал крупнейшим экспортером в мире и вторым по величине импортером. Внешнеторговый профицит в 2008 году принял свое максимальное значение, равное 348,8 млрд долл. США.
Структура торговли Китая изменилась. К 1985 произошел переход от преобладания в экспорте товаров первичной переработки, сырья и материалов к доминированию промышленных товаров. В китайском экспорте доля высокотехнологичной продукции постоянно расширяется. Из таблицы 2 виден существенный рост удельного веса машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме экспорта: с 38% в 2001 году до 53% в 2010 году.
Таблица 2
Анализ структурных сдвигов в импорте показал, что за 10 лет после вступления Китая в ВТО вклад минеральных продуктов вырос почти в 2 раза - с 9% до 21%, что свидетельствует об увеличении их потребления в связи с постоянными высокими темпами экономического развития. Собственных ресурсов в Китае недостаточно для удовлетворения нужд отечественного промышленного сектора. Так, в 2010 году рост импорта сырой нефти составил 17,5%, а в 2012 году — 6,8% . Однако почти половину импортных товаров составляют машины, оборудование и транспортные средства. Их доля оставалась практически неизменной на уровне 46-48%.
Таким образом, за период экономических реформ, происходящих с 1979 года, в экономической структуре КНР происходили фундаментальные изменения. Их двигателями в решающей степени выступают инвестиционные процессы, в том числе привлечение ПИИ. Принимаемые за последние 30 лет меры по либерализации экономики позволили Китаю выйти на новый уровень своего развития. В этой связи необходимо подробнее рассмотреть политику Китая по привлечению ПИИ.
1.2 Политика государства по привлечению иностранного капитала
1978 год стал отправной
точкой в стратегии
Экспериментальный этап (1979 - 1983)
В июле 1979 год Китай положил начало привлечению и регулированию прямых иностранных инвестиций в страну. В период между 1979 и 1980 гг. Центральный Комитет Коммунистической Партии Китая и Государственный Совет проводили специальную политику, вводя льготные меры для стимулирования внешнеэкономической деятельности в провинциях Гуандун и Фуцзянь. На начальной стадии реформирования Китай придерживался экспериментального подхода. Первым шагом в постепенном привлечении ПИИ было создание в июле 1980 года четырех специальных экономических зон (СЭЗ), а именно Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай (провинция Гуандун) и Сямэнь (провинция Фуцзянь), обеспечение экономической самостоятельности этих двух провинций. Эти СЭЗ были предназначены для поглощения и использования иностранных инвестиций. Они предоставили иностранным инвесторам преференциальный режим для бизнеса. Выполняя функцию "окна в мир", эти зоны значительно преуспели в привлечении ПИИ. За 1979-1983 гг. фактически реализованные ПИИ составили в общей сложности 2,69 млрд долл. США . Первоначально иностранный капитал направлялся в отрасли, ориентированные на экспорт (трудоемкие отрасли обрабатывающей промышленности) .
Закон КНР «О совместных предприятиях с использованием иностранного капитала» был принят в июле 1979 года. Данный закон гарантировал права иностранных инвесторов. Подобные смешанные совместные предприятия представляют собой партнерство между зарубежными и китайскими физическими лицами, компаниями, предприятиями или финансовыми организациями, утвержденное правительством Китая. В смешанных СП используются знания о рынке, производственные мощности китайской стороны и технологии, маркетинговый опыт и производственные ноу-хау иностранного партнера. Такое совместное предприятие является наиболее предпочтительной формой сотрудничества, так как при совместном хозяйствовании и потери, и доход от бизнеса разделяются в соответствии с соотношением долей в уставном капитале обеих сторон. Иностранная компания при этом должна инвестировать не менее 25% от всего уставного капитала. Так как прибыль и риски делятся пропорционально участию компаний в уставном фонде, такие совместные предприятия называют паевыми СП .
Информация о работе Опыт привлечения иностранных инвестиций в КНР