Опыт привлечения иностранных инвестиций в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Иностранные инвестиции являются ключевым компонентом государственной политики Китая в отношении открытия сектора услуг внешнему миру. Опыт Китая по привлечению инвестиций доказал, что активное и рациональное использование иностранных инвестиций способствует продолжительному, быстрому и здоровому развитию третичного сектора, играет активную роль во внедрении передовых технологий и управленческого опыта, содействует экономической реструктуризации и модернизации сектора услуг, созданию новых рабочих мест и увеличению доходов государства.

Файлы: 1 файл

еще чуть чуть.docx

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Этап роста (1984 - 1991)

До 1982 года ограничения на прямые иностранные инвестиции за пределами СЭЗ оставались жесткими. Законы и нормативные акты ограничивали иностранную собственность,  новые проекты часто сталкивались со сложным процессом утверждения. Длительный процесс утверждения инвестиционных проектов был упрощен постепенно между 1983 и 1985 годами. В мае 1984 года, практика особых специальных зон была распространена на четырнадцать прибрежных города в десяти провинциях: города Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу, Чжаньцзян и Бэйхай были открыты для внешнего мира. По сравнению с СЭЗ эти города пользовались большей автономией в принятии экономических решений. Органы местного самоуправления могли одобрить проекты капитальных вложений до определенного уровня.

В 1988 году был принят Закон КНР «О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала». В случае контрактного СП инвестирование происходит в соответствии с условиями контракта, предусмотренного обеими сторонами, иностранной и китайской, при этом для иностранной стороны нет минимально допустимого уровня инвестирования в совместную компанию. В отличие от паевого СП в таком сотрудничестве каждая сторона должна установить четкие понятия и условия инвестиционного контракта по отношению к правам, обязанностям, распределению прибыли, рисков и долгов, методам управления совместным предприятием и т.д. Как правило, зарубежная сторона обеспечивает совместное предприятие денежными средствами, технологиями и оборудованием, в то время как китайская сторона предоставляет права на использование земли, рабочей силы и сырья, заводских зданий, оборудования и инфраструктуры. Иностранному инвестору разрешается вывести свою часть уставного капитала из совместного предприятия в течение срока действия контракта кооперативного предприятия.

В Китае в 1986 году был введен в действие Закон КНР «О предприятиях со 100% иностранным капиталом». Данный закон предусматривал защиту прав, интересов и прибыли иностранных инвесторов. Предприятие, полностью принадлежащее иностранной компании, является обществом с ограниченной ответственностью. Такая форма инвестирования является привлекательной в основном из-за того, что нет никакого участия со стороны китайского инвестора, что дает иностранной компании полный контроль над вновь созданным бизнесом  .

На этапе роста география экономических зон расширилась. В 1988 году Китай сделал Хайнань, второй по величине остров в Китае, самой большой свободной экономической зоной и отдельной провинцией (до этого Хайнань принадлежал провинции Гуандун). В период постепенного роста преобладали инвестиции из Гонконга и Тайваня вместе с растущим притоком капитала из США и Японии.

Этап пика (1992 - 1993)

Этот этап характеризуется подъемом Шанхая, экономического центра Китая, и открытием там Нового района Пудун. Китайское правительство стремилось превратить Шанхай в международный центр финансов, экономики и торговли. Местоположение Шанхая в Юго-Восточном Китае позволило сместить направление движения иностранного капитала и избежать чрезмерной концентрации ПИИ в Южном Китае. Высокотехнологичным предприятиям, производственным и финансовым компаниям, создаваемым в районе Пудун, были предоставлены различные льготы. В ходе поездки на юг Китая в начале 1992 года Дэн Сяопин сделал выводы о необходимости совершения более радикальных экономических реформ и дальнейшего ускорения открытия КНР для прямых иностранных инвестиций. В отношении ПИИ китайское правительство поощряло экспортно-ориентированные предприятия, использующие передовые технологии. Были открыты новые сектора для иностранных инвесторов, в том числе сектора оптовой и розничной торговли, бухгалтерского учета и консалтинга, банковский и страховой сектора. Китай также стремился направить ПИИ во внутренние, менее развитые районы страны. 1992 год стал годом значительного роста прямых иностранных инвестиций в Китае  .

В сентябре того же года китайское правительство объявило о своем намерении принять стратегию "социалистической рыночной экономики". Все эти инициативы доказали свою эффективность - ПИИ в 1992 году резко возросли на 385%. Общая стоимость составила  58,1 млрд долл. США. Реализованные ПИИ выросли на 152%. В 1993 году объем согласованых ПИИ оценивался в 110,9 млрд долл. США, что больше, чем суммарное количество за предыдущие  четырнадцать лет.

Период после 1990 года можно считать инвестиционным бумом в китайской экономике. В 1993 году Китай стал крупнейшим получателем ПИИ среди развивающихся стран и вторым по величине в мире реципиентом ПИИ после Соединенных Штатов Америки. До середины 1990-х годов большинство прямых иностранных инвестиций были направлены в трудоемкие отрасли (игрушки, обувь, одежда, текстиль, бытовая электроника). Китай стал «производственный сверхдержавой» в мировой экономике, другими словами,  «мастерской мира».

Этап адаптации (1994 - 2000)

С 1994 года темпы роста прямых иностранных инвестиций в Китае замедлились что свидетельствует о новом этапе. Объем инвестиционных контрактов сократился почти вдвое, что стало реакцией на более строгое регулирование отраслевой структуры СП, вызванной нехваткой в предыдущие годы инвестиций в ключевые отрасли промышленности (рис. 8).

 

Источник: Invest in China, FDI Statistics

В апреле 1994 года Государственный Совет выдвинул новые предложения о привлечении прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство, гидроэнергетику, транспорт и связь, сырьевой сектор с помощью благоприятной налоговой политики и финансовой поддержки. Временное положение о регулировании направления иностранных инвестиций вступило в силу 27 июня 1995 года. Приоритет был отдан прямым иностранным инвестициям в сельское хозяйство, энергетику, транспорт, телекоммуникации и высокотехнологичные отрасли промышленности. В этом же году был опубликован "Отраслевой каталог для иностранных инвесторов". Данный документ предусматривал процедуры рассмотрения и утверждения инвестиционных проектов. Согласно нему, объекты иностранного инвестирования должны быть отнесены к одной из четырех категорий: поощряемые, ограниченные, запрещенные и допустимые. Детальная характеристика каждой группы отраслей получила отражение в выпущенном весной 2002 года «Каталоге отраслевых и региональных приоритетов для привлечения иностранных инвестиций» . Проекты в области инфраструктуры или сельского хозяйства с использованием новейших технологий или производственного нового оборудования попадали в первую категорию. Предприятия, предложение которых превышало внутренний спрос, занимающиеся разведкой редких и ценных ресурсов, относились в категорию ограничиваемых. В третью категорию были включены проекты, которые ставят под угрозу национальную безопасность или общественные интересы. Остальные проекты были отнесены к категории допустимых.

 

Этап после вступления в ВТО (2001 - настоящее время)

11 декабря 2001 года Китай  стал официальным членом Всемирной торговой

Организации после 15-летнего переговорного марафона. Китай приступил к выполнению своих обязательств, следуя основным принципам членства в ВТО: недискриминация (режим наибольшего благоприятствования), доступный вход на рынок (снижение тарифных и снятие нетарифных барьеров), единообразные правила в отношении других членов организации, прозрачность и предсказуемость, льготный режим для развивающихся стран. Основное внимание правительства КНР было уделено открытию китайского рынка для импорта с помощью отмены торговых барьеров. Существующие иностранные компании теперь могут распространять свою продукцию в Китае и участвовать во внешней торговле. Наряду с предоставлением широкого выбора для внутренних потребителей, членство в ВТО также привело к повышению эффективности производства в ответ на усиление конкуренции со стороны как импорта, так иностранных компаний.

Членство в ВТО также оказало влияние на приток ПИИ в экономику. Большую долю ПИИ стали привлекать отрасли с наибольшим потенциалом роста, такие как телекоммуникации, банковское дело и страхование. Как правило, в этих отраслях раньше преобладали относительно неэффективные государственные предприятия. Также акцентировалось внимание на расширение сферы деятельности иностранных предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности. Таким образом, вступление Китая в ВТО способствовало открытию доступа иностранным компаниям ко многим отраслям внутреннего рынка, которые раньше были для них закрыты.  Однако этот процесс проходил постепенно.

В период до вступления в ВТО основным стимулом для иностранных предпринимателей инвестировать в китайскую экономику были налоговые льготы. Существование привилегий и сниженных налогов для иностранных компаний было эффективным в ранний период реформ и открытости. В то время, как налог на прибыль китайских предприятий составлял 33%, иностранным компаниям предоставлялась ставка в 15% или 24% в зависимости от того, в какую область происходит инвестирование. Кроме того, иностранные компании пользовались налоговыми каникулами. Такое положение дел продолжалось до 2008 года. С 1 января 2008 года, однако, была установлена ставка в 25% в соответствии с Законом о подоходном налоге, который был утвержден 16 марта 2007 года. Ставка применялась для всех предприятий, за исключением «низкоприбыльных малых предприятий», ставка налога для которых установлена на уровне 20%, и предприятий новых и высоких технологий, поддерживаемых государством – на уровне 15%. Постепенная отмена налоговых льгот объясняется тем, что теперь Китай намерен привлекать капитал не за счёт налоговых льгот, а за счёт лучшей институциональной среды.

Совершенствуя правовую систему в отношении ПИИ и в то же время повышая степень открытости, Китай ускорил темпы строительства своей транспортной, энергетической, телекоммуникационной и других инфраструктур и значительно улучшил инвестиционный климат.  Благодаря ряду законодательных и институциональных реформ, требуемых согласно обязательствам в рамках ВТО, правительство создало более прозрачную и стабильную атмосферу конкурентной бизнес-среды между китайскими и зарубежными предприятиями. На рисунке 9 видны все этапы либерализации инвестиционного режима китайской экономики. Уже с 1992-1993 гг. объем реализованных ПИИ набирает обороты, после чего происходит резкий рывок до 2008 года, когда уровень иностранного инвестирования достигает наибольшего предкризисного значения, равного 95200 млн долл. США. Максимальный объем реализованных ПИИ пришелся на 2011 год, и был равен 117 600 млн долл. США  .

Источник: Invest in China 

На начальном этапе реформ доминировали контрактные совместные предприятия, они  были наиболее привлекательной формой СП в Китае, однако в последующие этапы привлечения ПИИ число полностью иностранных компаний постоянно увеличивалось. За период с 1978 года доля предприятий с 100% иностранным капиталом постоянно увеличивалась, с 5% в 1978 году до 80% в 2012 году.

 

Источник: Invest in China 

За последнее десятилетие одним из ключевых путей выхода иностранных компаний на китайский рынок стали сделки по слиянию и поглощению (Mergers and Acquisitions, M&A). В условиях постоянного роста китайской экономики, операции по слиянию и поглощению являются наилучшей альтернативой инвестициям в абсолютно новые проекты. Несмотря на ослабление ограничений на иностранные инвестиции, требования со стороны государства остаются отличительной чертой сделок M&A в Китае. Министерство коммерции и Государственной комитет КНР по развитию и реформам ("ГКРР") являются правительственными учреждениями, основная ответственность которых включает контроль за подобными сделками. В 2003 году Министерство коммерции вместе с ГКРР выпустили Положение «О слияниях и поглощениях между зарегистрированными в КНР компаниями с участием иностранного капитала и китайскими предпринимателями любой формы собственности», охватывающее следующие виды операций:

• Покупка иностранным инвестором акций китайской отечественной компании или подписка на дополнительную эмиссию акций китайской компанией;

• Приобретение иностранным инвестором активов китайского предприятия с целью расширения собственного бизнеса;

• Приобретение активов отечественных предприятий для создания новой компании с иностранным капиталом на основе таких активов.

Данное Положение также уделяет особое внимание антимонопольным мерам, так как возникающие в КНР на основе трансграничных M&A сделок компании могут пользоваться избыточной властью на рынке и занимать, по сути дела, монопольное положение в отдельных секторах внутреннего рынка КНР. В связи с этим в Положении закреплено, что сделки слияний-поглощений между зарубежными и китайскими компаниями подлежат специальному административному контролю, если:

• годовой оборот одной из сторон сделки на китайском рынке превышает 1,5 млрд юаней;

• какая-либо из сторон сделки в течение года приобрела больше 10 компаний одинакового профиля;

• доля одной стороны на китайском рынке составляет 20%;

• заключение сделки в результате приведет к появлению новой компании, имеющей под своим контролем как минимум 25% соответствующего рынка в КНР.

На рисунке 11 показан быстрый рост рынка слияний и поглощений в КНР. За 20 лет количество объявленных M&A сделок увеличилось более чем в 15 раз, общая стоимость заключаемых  сделок поднялась до 200 млрд долл. США .

 

Статистические данные, предоставленные Thomson Reuters, показывают, что наиболее успешным годом можно считать 2010, когда стоимость произведенных операций достигла своего максимума в 213 млрд долл. США. С точки зрения количества сделок, сырьевой сектор оказался самым востребованным для иностранных компаний, доля операций составляет 24 % от общего объема, а  для сектора энергетики этот показатель составил 20%. Финансовый сектор вышел на третье место с 17 % от всех сделок. Это может быть обусловлено реорганизацией государственных предприятий и желанием иностранных компаний выйти на новые рынки Китая. Однако, несмотря на увеличение активности сделок M&А и на растущую китайскую экономику, Китай остается сложной средой для иностранных инвесторов.

Итак, рассмотрев политику правительства КНР в отношении прямого иностранного инвестирования, можно сделать вывод, что, начиная с 1993 года, в процессе реформирования экономики произошел значительный переход от запрета иностранного инвестирования к его привлечению. Иностранные инвесторы получили доступ к новым рынкам китайской экономики. Пошаговые меры правительства по либерализации экономики привели к ежегодному увеличению объемов поступающего иностранного капитала. Происходило увеличение доли иностранного сектора в экономике. ПИИ, как ключевой фактор политики открытости, произвели  неоднозначный эффект. Перед тем как рассмотреть воздействие иностранного капитала на экономику КНР следует изучить ряд теорий ПИИ, Подробнее о положительном и отрицательном влиянии ПИИ на процесс трансформации экономики Китая пойдет речь в следующем пункте.

Информация о работе Опыт привлечения иностранных инвестиций в КНР