Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 23:10, курсовая работа
Иностранные инвестиции являются ключевым компонентом государственной политики Китая в отношении открытия сектора услуг внешнему миру. Опыт Китая по привлечению инвестиций доказал, что активное и рациональное использование иностранных инвестиций способствует продолжительному, быстрому и здоровому развитию третичного сектора, играет активную роль во внедрении передовых технологий и управленческого опыта, содействует экономической реструктуризации и модернизации сектора услуг, созданию новых рабочих мест и увеличению доходов государства.
1.3 Значение прямых иностранных инвестиций в процессе экономического развития Китая
Безусловно, масштабный приток ПИИ за последние десятилетия поддерживал высокие темпы роста и содействовал экономическому развитию КНР. Как уже отмечалось ранее, ПИИ являются важным внешнеэкономическим фактором структурных сдвигов в китайской экономике. Вклад иностранных компаний в национальное промышленное производство в 2000 году составил 31%, в 2003 – 36%, в 2010 – 28% . Производство высокотехнологичной продукции в 2005 году на 75% зависело от предприятий с иностранными инвестициями . В связи с наблюдаемым увеличением удельного веса иностранного сектора в экономике необходимо более подробно рассмотреть роль и значение ПИИ в Китае в свете теорий прямых иностранных инвестиций. Возрастающее присутствие иностранных компаний усиливает конкуренцию. Китайские предприятия не обладают всеми преимуществами иностранных фирм, такими как наличие передовых технологий, управленческого опыта, быстрого доступа к кредиту, преференций, предоставляемых китайским правительством и т.д. В результате растет конкурентное давление, ведущее к уходу с рынка местных компаний. Предвзятая политика в отношении иностранных фирм порождает ряд социальных и экономических проблем, таких как рыночные искажения, потери благосостояния и региональные несоответствия доходов.
В конечном счете, приток ПИИ порождает зависимость дальнейшего экономического развития от иностранного капитала. Глобальный финансовый кризис показал всю уязвимость позиции, в которой находится китайская экономика. В результате кризиса Китай столкнулся со многими проблемами, что говорит о необходимости дальнейших шагов на пути структурных реформ. Тот факт, что одним из основных двигателей роста китайской экономики является инвестиционная привлекательность, ставит Китай в зависимое от внешних факторов положение.
Итак, в структурных изменениях экономики Китая существенным образом сказалась приверженность государства «открытости внешнему миру», огромное значение придавалось стимулированию внешнеэкономических операций. Необходимость расширения внешних связей и ориентации национальной экономики на открытость обоснована прежде всего тем, что китайская экономика долгое время находилась в изолированном положении. В процессе экономических реформ Китай уделял особое внимание поощрению прямых иностранных инвестиций. С конца 1970-х годов, Китай постепенно открывал свою экономику для иностранных компаний. В результате, сегодня Китай – важный игрок на международной арене и крупнейший реципиент прямых иностранных инвестиций. Взяв курс на политику открытости, Китай добился больших успехов в поддержании значительного объема ПИИ и постоянном увеличении притока иностранного капитала.
2.3 Либерализация инвестиционного режима в секторе услуг после вступления Китая в ВТО
В декабре 2001 года завершился пятнадцатилетний этап ведения переговоров по вступлению КНР в ВТО, Китай стал 143-м членом ВТО. Вопросы, касающиеся торговли услугами, занимали одно из центральных положений в ходе переговоров, ключевыми направлениями в процессе их обсуждения являлись проблемы доступа на рынок, количественные и дискриминационные барьеры. В результате переговоров Китай взял на себя обязательства по устранению ограничений на количество поставщиков и объем иностранного капитала в ряде отраслей сферы услуг в рамках Генерального соглашения по торговле и услугам (ГАТС). Участие в ВТО предоставляет Китаю возможность лучше интегрироваться в мировую экономику в обмен на более предсказуемые условия ведения торговли и привлечения иностранных инвестиций. Среди основных обязательств, принятых Китаем, являются:
• предоставление недискриминационного режима (режима наибольшего благоприятствования). Всем иностранным физическим лицам и предприятиям из стран-членов ВТО, в том числе тем, которые не совершают инвестиций в Китай, будет предоставляться режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый предприятиям из третьих стран. Китай обязуется вести более равномерное административное регулирование и предоставлять одинаковые, недискриминационные преимущества и льготы в отношении пошлин, налогов и сборов;
• открытие рынка услуг и снятие нетарифных барьеров, а также снижение тарифных ограничений;
• обеспечение единообразных, унифицированных правил в отношении компенсационных, антидемпинговых мер и субсидий для того, чтобы ликвидировать возможные искажения в торговле;
• уведомление о вводимых нормах и публикация новых правил торговли. Все страны-члены ВТО обязаны вовремя информировать участников о принятии новых законодательных мер;
• предоставление льготных условий для развивающихся стран. Так как КНР является развивающейся страной, то она имеет возможность пользоваться различными преференциям.
Продолжительность переходного периода зависела от конкретной сферы сервисного сектора, большинство обязательств были исполнены в течении трех лет (юридические, распределительные, техническое обслуживание, строительные услуги), но по определенным видам услуг реализация обязательств достигала 6 лет (управленческий консалтинг, коммуникационные и туристические услуги). В течение переходного периода отечественные поставщики готовились к иностранной конкуренции, правительство повышало потенциал регулирования при рассмотрении вопросов доступа на внутренние рынки. Главным координаторов переговоров выступало Министерство коммерции КНР.
В сравнении с обязательствами других стран, как развитых, так и развивающихся, вступивших в ВТО перед КНР, обязательства Китая в секторе услуг были намного шире и охватывали 356 секторов против 293 в развитых и 100 в развивающихся . Выполнение Китаем своих обязательств в целом можно назвать успешным, особенно в сфере финансовых услуг, оптовой и розничной торговли, услуг по дистрибуции. Профессор Пекинского Международного университета бизнеса и экономики Ин Фань продемонстрировал динамику изменения индекса торговых ограничений в сфере услуг по секторам с 1994 года (рис.20) .
На основании представленных автором данных, после вступления в ВТО индекс ограничения торговли в финансовом секторе значительно снизился, в большей степени были либерализованны банковские и страховые.
Тем не менее, Китай испытывает трудности с соблюдением требований ВТО. О нарушении правил свидетельствуют постоянные обвинения со стороны США и Европейского Союза. Так, например, в 2012 году Китай ограничил экспорт некоторых редкоземельных металлов в одностороннем порядке, что вызвало недовольство западных стран . США обвиняют Китай в установлении несправедливых пошлин на ввоз автотранспортных средств . Китай предпринял ряд мер, направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности. Однако проблема качественной защиты прав интеллектуальной собственности остается нерешенной. По мнению торгового представительства США, контрафакция и пиратство в Китае имеют характер «эпидемии». Следствием непрозрачного процесса регулирования, барьеров входа, условий лицензирования и эксплуатации становится ослабление инвестиционной активности зарубежных компаний-поставщиков услуг. Поддержание либерализации сферы услуг потребует дополнительных реформ нормативно-правовой базы и исполнительной системы.
Глава 3. Сравнительный анализ инвестиционного режима России и КНР в сфере услуг
3.1 Политика России по привлечению прямых иностранных инвестиций в сферу услуг
До 1990-х гг. деятельность иностранных компаний сферы услуг на российском рынке ограничивалась созданием представительств, предоставление услуг зарубежными компаниями не допускалось. С началом трансформации в 1990 г. возникла необходимость создания национального законодательства в отношении прямых иностранных инвестиций . В этом же году был принят Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в 1991 году - Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», который закрепил гарантии защиты прав инвесторов, установил порядок создания новых инвестиционных проектов и регистрации ПИИ. Правила, нормы и направления инвестиционных процессов были обобщены, и летом 1999 года был принят Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», предоставляющий иностранным инвесторам гарантии защиты от неблагоприятных изменений в законодательстве РФ» .
Начиная с 2000-х годов, Россия стала привлекать значительный объем ПИИ (рис. 30). Несмотря на мировой финансовый кризис 2008 года, число привлекаемого прямого иностранного инвестирования за последние 10 лет выросло в 18 раз. Однако доля России в мировом объеме привлеченных ПИИ составляет около 2% .
Источник: Всемирный Банк
Поток ПИИ стремительно рос с 2005 года, среднегодовой темп роста за три года составил около 80%, в 2008 году показатель достиг своего максимального значения за рассматриваемый период – 75 млрд долл. США, после чего произошел некоторый спад. С 2010 года по 2011 год объем ПИИ вырос на 22% , достигнув 53 млрд долл. США.
Результатом открытия сферы услуг для внешнего мира стало повышение интереса иностранных инвесторов в российском сервисном секторе и стремительное увеличение потоков ПИИ. Наиболее заметным стало развитие принципиально новых отраслей, таких как аудит и консалтинг, в которых российские компании не имели достаточного опыта работы. Рост иностранного участия наблюдался в сфере компьютерных услуг, что можно объяснить усиливающейся потребностью развивающейся отечественной экономики в этих сферах деятельности. Вместе с тем зарубежные компании появляются в основных сферах рынка услуг: банковский сектор, страховые услуги, телекоммуникационные и транспортные услуги, а также торговля.
Иностранных инвесторов в основном привлекают сохранение высоких темпов роста внутреннего рынка и невысокая стоимость рабочей силы в сочетании с увеличивающейся производительность . По данным Федеральной службы статистики РФ, к 2007 году на долю сектора услуг приходилось около 35% всех привлеченных прямых иностранных инвестиций, в то время как удельный вес добычи полезных ископаемых составил половину всех ПИИ (рис. 31). Около 15% иностранного капитала пришлось на обрабатывающую промышленность . За три года, однако, ситуация изменилась. Инвестиции в добывающую отрасль сократились в 3 раза, в то же время в обрабатывающую промышленность повысились на 17%. Сервисный сектор в 2010 году получил больше половины всех ПИИ, поступивших в экономику России. Таким образом, инвестиционная привлекательность переходит к третичному сектору.
Рисунок 31. Распределение ПИИ по отраслям экономики России и Китая
В отношении секторального распределения иностранного капитала в экономике Китая следует отметить, что на сферу услуг также приходится почти половина всех ПИИ, но доля первичного сектора экономики занимает меньше 1% прямых инвестиций из-за рубежа, а обрабатывающая промышленность привлекает 51% всех ПИИ.
Согласно рисунку 31 и таблице 7, в привлечении ПИИ в российскую сферу услуг с начала 2000-х годов доминировала оптовая и розничная торговля, удельный вес которой в общем объеме ПИИ составлял 35-40%, но с 2008 года доля этого сектора сократилась до 11%. Операции с недвижимым имуществом на протяжении данного периода занимали значительную долю в привлекаемых ПИИ, но в 2010 году по сравнению с 2003 годом их вес снизился на 9%. С другой стороны, вклад финансовых услуг резко поднялся с 3% до 33% в 2010 году, услуги транспорта и связи тоже продемонстрировали рост привлекаемого иностранного капитала.
Таблица 7
Рост финансового сектора России в 2000-2008 гг. был прерван резким обвалом биржевой стоимости ценных бумаг и спадом на рынке финансовых услуг во второй половине 2008 года. Крах рынка межбанковского кредитования был преодолен вмешательством Центрального банка и тремя ведущими государственными банками (Сбербанк России, ВТБ и Газпромбанк). Предпринятые меры позволили сектору финансовых услуг восстановить свою деятельность.
Рынок банковских услуг в настоящее время характерен подавляющей долей российских банков. Так, розничное кредитование осуществляется в основном отечественными банками (60%), такое же положение дел и в других сегментах рынка, в кредитном обслуживании юридических лиц удельный вес отечественных банков составляет 80% рынка. Участие иностранных банков в российском банковском секторе сохранялось на уровне 12% с 1993 года .
Сектор страховых услуг – одно из наименее развитых направлений в сфере финансовых услуг России. Участие зарубежных поставщиков страховых услуг ограничено 25% в совокупном уставном капитале страховых компаний, а доля иностранного капитала в совместных предприятиях не может превышать 49%.
В долгосрочной перспективе ПИИ в сектор услуг, как ожидается, будут расти в связи с присоединением России к ВТО в августе 2012 года. Интеграция России в мировую экономическую систему приведет к усилению доверия иностранных инвесторов и улучшению инвестиционного климата, интерес к российской сфере услуг со стороны иностранных инвесторов возрастает. Сектор услуг может стать двигателем роста прямого иностранного инвестирования. В связи с этим, становится актуальным рассмотреть взятые Россией обязательства в данном направлении.
3.3 Либерализация сектора услуг в России после вступления в ВТО
Россия приняла на себя обязательства по 116 секторам из 155 существующих по классификации ВТО. Обязательства варьируются в зависимости от сектора. Со вступлением в ВТО Россия приняла обязательства по допуску участников организации на российский рынок финансовых услуг. Иностранные инвесторы могут оказывать банковские и иные финансовые услуги, но с некоторыми ограничениями. Иностранным банкам не разрешено открывать свои филиалы на территории РФ, их присутствие возможно в форме дочерних кредитных учреждений с долей иностранного капитала до 100%. Участие иностранных банков не может превышать 50% всего банковского сектора РФ. Это ограничение контролируется ЦБ России, который выдает разрешение на организацию кредитных учреждений с иностранным капиталом.
Информация о работе Опыт привлечения иностранных инвестиций в КНР