Организация ( предприятия) в условиях рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является выявление возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции за счет организации управления.
Исходя из указанных целей выделились, следующие задачи организации управления на предприятии:
1) анализ уровня организации управления;
2) изучение выполнения плана и динамики организации управления;
3) определение степени выполнения мотивации и контроля производства и достижение целей его развития;
4) организация производственного процесса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………….……….4
Глава 1. Общая характеристика предприятия………………………………..........6
1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности……….…………..6
1.2. Правовые основы функционирования предприятий………………….….......7
1.3. Классификация предприятий……………………………………………..…..10
Глава 2. Предприятие в условиях рыночной экономики……………………......13
2.1. Понятие, принципы, функции и методы управления предприятием……...13
2.2. Производственная и общая структуры предприятия……………….............15
2.3.Рынок и поведение на нём субъектов хозяйствования…….………….….....18
Глава 3. Перспективы развития предприятий в современных условиях…........20
3.1. Общая характеристика инновационных процессов (нововведений)…..…..20
3.2. Техническое развитие предприятия………………………………….…….. .21
3.3. Организационный прогресс на предприятии……………………….……….23
Задание. Вариант № 1. Хлеб Столовый………………………………………...25
Расчётная часть…………….…………….……………………………………….26
1. Прогноз объёма продукции на год…………………………..………………26
2. Ресурсный блок годового плана……………………………………………...26
3. Результативный блок……………………………………………………………31
Заключение………………..…………….………………………………………….36
Список литературы……………...……………………

Файлы: 1 файл

курсовая экономика .doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  общего и профессионального образования  Свердловской области

ГБОУ СПО  СО «Екатеринбургский экономико-технологический  колледж»

Специальность 260202 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

Учебная дисциплина « Экономика отрасли»

Отделение заочное__________________________________________

Группа  606 -Т ________________________________________________

Курсовой проект

Тема проекта: Организация ( предприятия) в условиях рыночной экономике.

 

 

Разработал  Баумбах З.Ш


Руководитель  Иванова Т.А.


Оценка____________________________________________________

 

 

 

 

2013

Министерство  общего и профессионального образования  Свердловской области

ГБОУ СПО  СО «Екатеринбургский экономико-технологический  колледж»

 

Утверждено

 кафедрой  «Технология хлеба,

 кондитерских  и макаронных изделий»

 «____»___________20    г

Зав. кафедрой «Технология  хлеба,

 кондитерских  и макаронных изделий»

__________Т.П. Малышева

 

Задание

на  курсовой работу

Тема работы: Организация (предприятия) в условиях рыночной экономике

Фамилия И.О. студента : Баумбах З.Ш.

Группа: 606-Т отделение: заочное

Специальность: 260202 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

Учебная дисциплина : « Экономика отрасли».

 

Курсовой проект  на указанную  тему выполняется студентом колледжа в следующем объеме:

 

 

 

  1. Теоретическая часть:
  2. Практическая часть: Расчет полной себестоимости и оптовой цены хлебобулочного изделия по варианту №1.

 

 

 

                                                             Дата выдачи задания ___________________

                                                             Срок окончания работы _________________

                                                              Преподаватель : Иванова Т.А                           

 

Содержание 
Введение……………………………………………………….…………….……….4 
Глава 1. Общая характеристика предприятия………………………………..........6 
1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности……….…………..6 
1.2. Правовые основы функционирования предприятий………………….….......7 
1.3. Классификация предприятий……………………………………………..…..10 
Глава 2. Предприятие в условиях рыночной экономики……………………......13 
2.1. Понятие, принципы, функции и методы управления предприятием……...13 
2.2. Производственная и общая структуры предприятия……………….............15 
2.3.Рынок и поведение на нём субъектов хозяйствования…….………….….....18 
Глава 3. Перспективы развития предприятий в современных условиях…........20 
3.1. Общая характеристика инновационных процессов (нововведений)…..…..20 
3.2. Техническое развитие предприятия………………………………….…….. .21 
3.3. Организационный прогресс на предприятии……………………….……….23

Задание. Вариант  № 1. Хлеб Столовый………………………………………...25

Расчётная часть…………….…………….……………………………………….26

1. Прогноз объёма продукции на год…………………………..………………26

2. Ресурсный блок годового плана……………………………………………...26

3. Результативный  блок……………………………………………………………31

Заключение………………..…………….………………………………………….36 
Список литературы……………...……………………………………………..…..38 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
          Избрана для исследования тема «Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики», поскольку именно структура организации должна обеспечить реализацию ее стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное решение основных задач организации. И в широком понимании задача менеджеров при этом заключается в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на нее. 
          "Наилучшая" структура - это та, которая наилучшим образом разрешает организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целеустремленно распределять и направлять усилие своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять нужды клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. 
           Данная тема считается актуальной для каждой организации. Существовали                           организационные структуры бюрократического типа с жесткими иерархическими связями, высокой степенью формализации, централизованным принятием решений. Данная структура считалась идеальной и эффективной. В тот же время, совсем не брались к вниманию, какие организационные структуры и ее управление не могут быть стабильными, они постоянно изменяются и усовершенствуются в соответствии с условиями, которые постоянно изменяются.  
           При условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям. Поэтому данная тема детально разработана в специальной литературе, где изложено понятие о предприятии, цели и направления деятельности, правовые основы функционирования предприятий, классификация предприятий. Значительное внимание уделено инновационным процессам на предприятии, вопросу технического развитие предприятия.

Поэтому целью  данной курсовой работы является выявление возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции за счет организации управления.  
           Исходя из указанных целей выделились, следующие задачи организации управления на предприятии: 
1) анализ уровня организации управления; 
2) изучение выполнения плана и динамики организации управления; 
3) определение степени выполнения мотивации и контроля производства и достижение целей его развития; 
4) организация производственного процесса. 
          Решение перечисленных задач позволит вскрыть достижения и недостатки в организации производства, даст возможность руководителям предприятий закреплять достигнутые в работе успехи и устранять имеющиеся недостатки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Общая  характеристика предприятия 
         1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности 
          В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. 
         Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги. 
          Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п. Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку). Главной целью создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми. Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным: 
1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность); 
2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство); 
3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента, адекватных спросу на рынке); 
4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама); 
5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.) 
6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.); 
7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.); 
8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.). 

1.2. Правовые основы функционирования предприятий             

Деятельность предприятия  упорядочивают многочисленные юридические  акты, основными из которых являются: Закон России о предприятии, устав  предприятия и коллективный договор, регулирующий отношения трудового  коллектива с администрацией предприятия. Закон России о предприятии определяет порядок создания, регистрации, ликвидации и реорганизации предприятия. Согласно существующему законодательству предприятие может создаваться собственником или по решению трудового коллектива; в результате принудительного разделения другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством; в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений, а также в других случаях. Предприятие включается в государственный реестр России со дня его регистрации. Для осуществления этой процедуры необходимы заявление, решение учредителя о создании, устав и другие документы по перечню, определяемому Кабинетом Министров России. Ликвидация и реорганизация предприятия производятся по решению собственника и при участии трудового коллектива, либо по решению суда или арбитража, а также в случаях: признания его банкротом; если принято решение о запрете деятельности предприятия; если решением суда признаны недействительными учредительные документы и в других случаях. 
         Управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом на основе сочетания прав собственника и принципов самоуправления трудового коллектива. Собственник может делегировать свои права по управлению предприятием совету предприятия либо другому органу, предусмотренному уставом предприятия и представляющему интересы собственника и трудового коллектива. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия.  
         Источниками его формирования являются: 
 1) денежные и материальные взносы учредителей; 
 2) доходы от основной и других видов деятельности; 
 3) доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; 
4) капитальные вложения и дотации из бюджетов; 
5) поступления от разгосударствления и приватизации собственности; 
6) безвозмездные или благотворительные взносы предприятий, организаций и граждан и иные источники.

  Предприятие пользуется и распоряжается имуществом по своему усмотрению: продает, передает безвозмездно, обменивает или сдает в аренду. Обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия согласно Закону России о предприятии является прибыль (доход), порядок использования которой определяет собственник.               Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения его роста со стороны государственных органов, минимальный размер оплаты труда наемных работников (не может быть меньше черты малообеспечинности, устанавливаемой законодательством России), устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда, и другие виды доходов работников. Предприятие самостоятельно осуществляет планирование деятельности и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции, работ, услуг, и поставщиками материально-технических ресурсов. Предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни и здоровья членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом с участием собственника в соответствии с уставом предприятия, коллективным договором и законодательными актами России. Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия: обеспечивает ему равные правовые и экономические условия хозяйствования, независимо от форм собственности; способствует развитию рынка и регулирует его с помощью экономических законов и стимулов, реализует антимонопольные меры; обеспечивает льготные условия предприятиям, внедряющим прогрессивные технологии, создающим новые рабочие места. 
          Предприятие несет ответственность за нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, за загрязнение окружающей среды. Предприятие должно обеспечивать безопасность производства, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции. Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют: государственная налоговая администрация, налоговая полиция и государственные органы, на которые возложен надзор за безопасностью производства, труда, противопожарной и экологической безопасности, другие органы, определенные законодательством России. Предприятие действует на основании Устава, который утверждается собственником имущества, а для государственных предприятий - также при участии трудового коллектива. В уставе предприятия определяются: собственник и полное наименование предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов, порядок образования имущества, условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия. В устав могут включаться положения: о трудовых отношениях; о полномочиях, порядке создания и структуре совета предприятия; о товарном знаке и др. 

1.3. Классификация предприятий 
          Классификация предприятий может быть дана с использованием ряда признаков. По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

 В соответствии с формами собственности, установленными Законом России о собственности, могут действовать предприятия следующих видов: 
1) индивидуальные предприятия, основанные на личной собственности физического лица и исключительно его труде; 
2)  частные предприятия, основанные на собственности отдельного гражданина, с правом найма рабочей силы;

3) семейные предприятия, основанные на собственности и труде членов одной семьи; 
4) государственные предприятия, основанные на общегосударственной собственности; 
5) коллективные предприятия, основанные на собственности трудового коллектива предприятия; 
6) совместные предприятия, основанные на базе объединения имущества разных собственников. В числе их учредителей могут быть иностранные юридические лица и граждане;  
7) арендные предприятия, основанные на договорном временном владении и использовании имущества, которое необходимо арендатору для осуществления предпринимательской деятельности.  
         Объектами аренды могут быть целые имущественные комплексы предприятий, их структурных подразделений или отдельные единицы имущества. Предприятия различаются по признаку принадлежности капитала: национальные, заграничные (капитал является собственностью иностранных предпринимателей, контролирующих их деятельность) и смешанные. 
         По форме хозяйствования выделяют хозяйственные товарищества, представляющие объединение предпринимателей. Вид предприятия могут определять технологическая (региональная) целостность и степень подчиненности. По этому признаку разнятся головные и дочерние предприятия и их филиалы. Головные предприятия контролируют деятельность дочерних и филиалов. Дочернее предприятие является юридически самостоятельным и организационно обособленным, самостоятельно осуществляет коммерческие операции и составляет отчетный баланс, но контрольный пакет акций принадлежит головному предприятию. В отличие от дочерних предприятий филиал не пользуется юридической и хозяйственной самостоятельностью, не имеет собственного устава и баланса, действует от имени и по поручению головного предприятия.

Почти весь акционерный  капитал филиала принадлежит  головному предприятию. По функционально-отраслевому  виду деятельности выделяют следующие  виды предприятий: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые, производственно-торговые, торгово-посреднические, строительные, инновационно-внедренческие, лизинговые, банковские, страховые, туристические, предприятия связи и т.п. В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численности его работников предприятие может быть отнесено к малым, средним и большим. 
         К малым относятся предприятия с численностью работающих: 
1) в промышленности и строительстве - до 200 человек; 
2) в других отраслях производственной сферы - до 50 человек; 
3) в науке и научном обслуживании - до 100 человек; 
4) в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек; 
5) в розничной торговле - до 15 человек. 
        Предприятия могут объединяться в: 
1) ассоциации - договорные объединения, созданные в целях постоянной координации хозяйственной деятельности, но лишь в той области, к которой имеет отношение ассоциация; 
2) корпорации - договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников; 
3) консорциумы - временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование; 
4) концерны - уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей; 
5) картели - договорные объединения предприятий одной отрасли для осуществления совместной коммерческой деятельности; 
6) синдикаты - разновидность картельного соглашения, предполагающая реализацию продукции через единый совместный сбытовой орган или уже имеющуюся сбытовую сеть одного из участников объединения; 
7) тресты - монополистическое объединение предприятий, ранее принадлежащих разным предпринимателям, в единый производственно-хозяйственный комплекс. 

Информация о работе Организация ( предприятия) в условиях рыночной экономике