Организация ( предприятия) в условиях рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является выявление возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции за счет организации управления.
Исходя из указанных целей выделились, следующие задачи организации управления на предприятии:
1) анализ уровня организации управления;
2) изучение выполнения плана и динамики организации управления;
3) определение степени выполнения мотивации и контроля производства и достижение целей его развития;
4) организация производственного процесса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………….……….4
Глава 1. Общая характеристика предприятия………………………………..........6
1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности……….…………..6
1.2. Правовые основы функционирования предприятий………………….….......7
1.3. Классификация предприятий……………………………………………..…..10
Глава 2. Предприятие в условиях рыночной экономики……………………......13
2.1. Понятие, принципы, функции и методы управления предприятием……...13
2.2. Производственная и общая структуры предприятия……………….............15
2.3.Рынок и поведение на нём субъектов хозяйствования…….………….….....18
Глава 3. Перспективы развития предприятий в современных условиях…........20
3.1. Общая характеристика инновационных процессов (нововведений)…..…..20
3.2. Техническое развитие предприятия………………………………….…….. .21
3.3. Организационный прогресс на предприятии……………………….……….23
Задание. Вариант № 1. Хлеб Столовый………………………………………...25
Расчётная часть…………….…………….……………………………………….26
1. Прогноз объёма продукции на год…………………………..………………26
2. Ресурсный блок годового плана……………………………………………...26
3. Результативный блок……………………………………………………………31
Заключение………………..…………….………………………………………….36
Список литературы……………...……………………

Файлы: 1 файл

курсовая экономика .doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Предприятие в условиях рыночной экономики.           

2.1. Понятие, принципы, функции и методы управления предприятием. 
         Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии. Главной задачей управления является обеспечение роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия. В основе управления предприятием лежат принципы, под которыми принято понимать руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах проявляются наиболее устойчивые черты объективных закономерностей управления.

Важнейшими принципами организации  управления производством являются:  
1) принцип целевой совместимости и сосредоточения. Заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной на решение общей задачи - организации производства той продукции, в которой в данное время нуждается потребитель;  
2) принцип непрерывности и надежности. Означает создание таких условий производства, при которых достигается стабильность и непрерывность заданного режима производственного процесса;  
3) принцип планомерности, пропорциональности и динамизма. Нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования;  
4) демократический принцип распределения функций управления. Основан на методах и правилах общественного разделения труда, согласно которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется определенная часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующих требований: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения;  
5) принцип научной обоснованности управления. Исходит из того, что средства и методы управления должны быть научно обоснованы и выверены на практике. Его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки и анализа различной информации: научно-технической, экономической, правовой и др. с использованием новейшей техники и математических методов;  
6) принцип эффективности управления. Предполагает рациональное и эффективное использование ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции; 
7) принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов.         Определяется общественным характером производства; 
8) принцип контроля и проверки исполнения принятых решений. Предполагает разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий.

К общим функциям управления относятся: 
1) планирование - это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели;  
2) организация - это создание оптимальной структуры управления. Руководитель подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, или право использовать ресурсы предприятия;  
3) мотивация (активизация) - это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе;  
4) контроль и учет - это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества. 
         Современный аппарат управления имеет в своем арсенале методы руководства: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические. Так, вопросы планирования, экономического анализа, организации труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования составляют систему экономических методов управления. Комплекс распорядительных актов по руководству хозяйственной деятельностью представляет собой организационно-распорядительный метод управления. Положения, инструкции и другие служебные документы, определяющие функции, права и персональную ответственность должностных лиц и производственных коллективов, являют собой нормы административного воздействия. Социально-психологические методы управления - это методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей. 

2.2. Производственная и общая структуры предприятия 
          Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления. Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия. К факторам, которые влияют на производственную структуру предприятия, относят характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации и его кооперирования с другими предприятиями, а также степень специализации производства внутри предприятия. В зависимости от того, какое подразделение является основной структурной производственной единицей предприятия, различают цеховую, безцеховую, корпусную и комбинатскую производственную структуру. 
          Цех - это обособленное в технологическом и административном отношении звено предприятия, в котором изготавливается полностью тот или иной продукт или выполняется определенная законченная стадия по выработке продукта.

По характеру  деятельности цехи подразделяются на:  
1)  основные, вырабатывающие продукцию, определяющую основное назначение предприятия;  
2) вспомогательные (энергетические, ремонтные, инструментальные и др.), обеспечивающие бесперебойную и эффективную работу основных цехов; 
3) обслуживающие цехи и хозяйства, выполняющие операции по транспортировке и хранению материально-технических ресурсов и готовой продукции; 
4) побочные цехи, изготавливающие продукцию из отходов основного производства или их утилизирующие; 
5) экспериментальные (исследовательские) цехи, занимающиеся подготовкой и испытанием новых изделий, разработкой новых технологий. Основные цехи делятся на заготовительные (специализируются на производстве заготовок), обрабатывающие (механообрабатывающие, деревообрабатывающие, термические и др.) и сборочные (агрегатной и окончательной сборки изделий из деталей и узлов, изготовленных на других предприятиях). Известны три типа производственной структуры предприятия: предметный, технологический и смешанный (предметно-технологический). Признаком предметной структуры является специализация цехов на изготовлении определенного изделия или группы однотипных изделий, узлов, деталей (цехи по изготовлению двигателей, задних мостов, кузовов, коробок передач на автомобильном заводе). Признаком технологической структуры является специализация цехов предприятия на выполнении определенной части технологического процесса или отдельной стадии производственного процесса.. На практике часто встречается смешанная производственная структура, при которой часть цехов специализирована технологично, а остальная – предметно. А в предприятиях с простым производственным процессом применяется безцеховая производственная структура, основой построения которой является производственный участок - совокупность территориально обособленных рабочих мест, на которых выполняются технологически однородные работы или изготавливается однотипная продукция. При корпусной производственной структуре основным производственным подразделением крупного предприятия является корпус, в который объединены несколько однотипных цехов. На предприятиях с многостадийными процессами производства и комплексной переработкой сырья (металлургическая, химическая, текстильная промышленность) используется комбинатская производственная структура. Ее основу составляют подразделения, изготавливающие технологически завершенную часть готового изделия (чугун, сталь, прокат). Общую структуру предприятия представляет совокупность всех производственных, непроизводственных (по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческий подразделений предприятия.

 

Рисунок 1. Типовая  общая структура промышленного  предприятия

 
 
 
      

  2.3. Рынок и поведение на нём субъектов хозяйствования 
         Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи. Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

Рынок выполняет следующие функции:  
1) регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);  
2) контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);  
3) распределительную (устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики); 
4) стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику); 
5) информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере); 

6) санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц). Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов.  
         К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.

Существуют  следующие принципы поведения хозяйствующих  субъектов в рыночной экономике: 
1) принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности, который проявляется в предоставлении субъекту собственнических  и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан; 
2) принцип свободного рыночного ценообразования; 
3) принцип главенства потребителя;  
4) принцип партнерства (на основе договоров и контрактных отношений);  
5) принцип государственного регулирования рыночных отношений (на основе государственных программ, антимонопольных мер, ценовых ограничений, налогового, финансово-кредитного и трудового законодательства). Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.

 Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется также принципами: 
1) взаимовыгодности и равноправия деловых отношений; 
2) ответственности перед конечным потребителем;

3) достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;  
4) экономного ведения хозяйства; 
5) соблюдения этического кодекса предпринимательства. 
 
     

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития предприятий в современных условиях. 
         3.1. Общая характеристика инновационных процессов (нововведений) 
         Достижения научно-технического прогресса распространяются в производстве в форме инноваций. Понятие "инновация" (по-русски - "нововведение") происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского означает "введение новаций" (новшеств). Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление. Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.  
         Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Все они тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышения эффективности производства. 

С учетом предмета инноваций  различают следующие их виды: 
1) технико-технологические инновации проявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства. Они являются основой технологического прогресса и технического перевооружения производства; 
2) организационные нововведения - это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц;  
3) управленческие нововведения - целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач;  
4) экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда и оценки результатов деятельности;  
5) социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени;  
6) юридические инновации - это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий;  
7) экологические нововведения - изменения в технике, организационной структуре и управлении предприятием, которые улучшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду.  

Информация о работе Организация ( предприятия) в условиях рыночной экономике