Организация аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть организацию аудиторской проверки. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить планирование аудита;
- рассмотреть условия проведения аудита;
- изучить договор на проведение аудиторской проверки.

Содержание работы

Введение 3
1. Планирование аудита 4
2. Оферта и письмо – обязательство аудитора перед клиентом 24
3. Согласование условий проведения аудита 26
4. Договор на проведение аудиторской проверки 29
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

АУДИТ.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Остановив свой выбор на конкретной аудиторской  фирме (аудиторе), потенциальный клиент направляет в аудиторскую фирму  письмо – приглашение на проведение аудиторской проверки. Согласно ст. 435  ГК такое официальное предложение называется офертой.

 Офертой  признается адресованное одному  или нескольким конкретным лицам  предложение, которое достаточно  определенно выражает намерение  лица, сделавшего его, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Она связывает направившее ее лицо с адресатом (аудиторской фирмой или аудитором) с момента ее получения последним. В случае, если потенциальный клиент передумал заключать договор  на аудиторскую проверку с данной аудиторской фирмой (аудитором), он направляет аудиторской фирме (аудитору) извещение об отказе от оферты. Если извещение об отзыве поступило раньше или одновременно с самой офертой, то то последняя считается не полученной аудиторской фирмой (аудитором).

Получив оферту, аудиторской фирме (аудитору) следует  дать ответ на нее. Письмо-обязательство  о согласии на проведение аудита документально  подтверждает согласие аудитора с условием, предложенными клиентом, понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение проверки, степени ответственности перед клиентом.

Письмо-обязательство, посланное аудиторской фирмой (аудитором) своему клиенту до начала аудиторской проверки, помогает избежать недоразумений и конфликтов на ее заключительной стадии – при формировании окончательного мнения аудитора о достоверности отчетности клиента и составления аудиторского заключения, в принятии решения руководства клиента о внесении или не внесении исправлений в отчетность. При первоначальном аудите такое письмо должно обязательно направляться клиенту.

 Обычно основное  содержание письма состоит:

из описания объектов аудита (бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля, финансовой отчетности);

определение границ аудита;

перечня видов  аудиторских заключений, описание  составных частей аудиторского заключения;

определение риска  невыявления существенных неточностей  или ошибок в учете из-за несовершенства системы внутреннего контроля клиента;

просьба обеспечить беспрепятственный доступ ко всем учетным  и иным документам и информации, имеющей значение для аудита;

требование  помощи со стороны сотрудников проверяемого экономического субъекта.

В стандартах аудиторской деятельности приведена примерная форма письма-обязательства аудитора перед клиентом. По желанию аудитор может включить в текст письма краткий план проведения аудита, просьбы о предоставлении необходимых разъяснений в письменной или устной форме от сотрудников и руководства экономического субъекта для исполнения в работе результатов предшествующих проверок клиента контролирующими органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Согласования условий проведения аудита.

ФПСАД №12 «Согласование  условий проведения аудита» может  быть применено при оказании услуг по проверкам, не являющимся аудитом или специальным аудиторским заданием, а также по сопутствующим аудиту услугам. В случаи предоставления сопутствующих аудиту услуг уместно составлять по ним отдельные письма.

несмотря на то что цели и объем аудита, а также обязанности аудитора установлены законодательством РФ, ему рекомендуется включить эти положения в договор (либо в предшествующее договору письмо о проведении аудита).

Форма и содержание договоров на оказание аудиторских  услуг (писем о проведении аудита) для различных аудируемых лиц могут иметь свои особенности, но как правило, в договоре на оказание аудиторских услуг (письме о проведении аудита) указывается:

  • цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и предоставление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и ФПСАД;
  • аудиторское заключение и иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;
  • информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск необнаружения искажений, в том числе существенных, финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • требования обеспечения свободного доступа  ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;
  • цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов;
  • договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;
  • право аудитору получать от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;
  • обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;
  • обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

 В случаи  повторяющихся на протяжении  ряда лет аудиторских проверок  аудитор должен решить, есть ли необходимость в пересмотре условия аудиторского задания или напоминании аудируемому лицу о существующих условиях задания.

Аудитор может  принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако составление нового письма может стать целесообразным при проявлении следующих факторов:

  • любого признака, указывающего  на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;
  • любых пересмотренных или особых условий аудиторского задания;
  • кадровых изменений в высшем руководстве, совет директоров или структуре аудируемого лица;
  • требований законодательства РФ.

В случаи если аудируемое лицо до завершения выполнения аудиторского задания обратится к аудитору с просьбой изменить его условия  на условия, предусматривающие более  низкий уровень уверенности  в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, чем разумная, то аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения.

Просьба аудируемого  лица к аудитору  об изменении  аудиторского задания может быть вызвана изменением обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуги, неправильным пониманием характеру аудита или способствующих услуг, запрашиваемых изначально, либо ограничением объема аудита, устанавливаемым руководством аудируемого лица или связанным с другими причинами. Аудитору необходимо тщательно изучить  причину данной просьбы  и возможные последствия  ограничения объема аудита.

Прежде чем  согласится на изменение условий  аудиторского задания, которое может  привести к замене аудита сопутствующими аудиту услугами, аудитор должен рассмотреть возможные правовые последствия таких изменений.

Аудитор не должен соглашаться на изменение условий  заданий при отсутствии разумного  обоснования. Например, он не должен идти на изменение условий задания  в случае, если не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении дебиторской задолженности, а аудируемое лицо обращаться к нему с просьбой изменить задание по проведению аудита на задание по проведению обзорной проверки во избежание получения от аудитора мнение с оговоркой или отказа аудитора от выражения мнения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Договор на  проведение аудиторской проверки.

Договор на проведение аудиторской проверки является официальным  документом, регламентирующим взаимоотношения  клиент – аудитор, и в общем виде ничем не отличается от обычных договоров, используемых в предпринимательской деятельности. Однако существенной особенностью при его составлении является негласный учет интересов третей стороны (потребителей информации финансовой отчетности).

Подготовка  договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения  о  возможности оказания аудиторских  услуг. Этот этап включает в себя, в  частности, определения трудоемкости, стоимости и сроков оказания аудиторских услуг. Этот этап включает в себя, в частности, определение трудоемкости, стоимости и сроков оказания аудиторских услуг, потребности в привлечении сторонних консультантов и экспертов.

Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые считаются обязательными для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определятся аудитором с учетом требований ФПСАД, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, действующих в профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудитор или аудиторская организация, в которой он работает, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторской организации. Помимо правил (стандартов) разного уровня, аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимании законы, нормативные акты, а при необходимости – условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.

Договор на оказание аудиторских услуг может быть разовым (однократное оказание услуги) или долгосрочном (неоднократное оказание услуги в течении определенного периода времени). В случаи повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут быть пересмотрены и затем это оформляется в письменном виде. Договор заключается в соответствии с требованиями  гл. 28 и иными нормами ГК РФ.

Договор считается  заключенным, если между сторонами  и требуемой  в надлежащих случаях  форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. В тексте договора целесообразно раскрывать следующие основные аспекты и существенные условия такие, как:

  • предмет договора на оказание аудиторских услуг;
  • условия оказания аудиторских услуг;
  • права и обязанности аудиторской организации;
  • права и обязанности экономического субъекта;
  • стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;
  • ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Организация и  расчет стоимости аудиторских услуг  специалистов – один из важных факторов эффективной работы аудиторской  фирмы.

 В аудите  сложились традиционные правила оплаты: клиент оплачивает время аудита, затраченное на выполнение аудиторских процедур сбора и интерпретацию доказательств достоверности финансовой отчетности . На практике аудиторская фирма продает время своих специалистов  по определенной (оговоренной) цене за час, день или период. Долгое время эта международная практика не применялась на российском рынке. В данной ситуации аудиторским фирмам приходится оперировать тремя факторами:

  • временем, затраченным на проект (выполнения процедур аудита);
  • стоимостью часа (дня) специалиста-аудитора;
  • конкурентной стоимостью всей аудиторской работы (ценой контракта).

Опыт показывает, что на первую проверку уходит больше времени, чем на последующую. Это  объясняется тем, что аудитор  тратит дополнительное время на знакомство с бизнесом клиента и уделяет большее внимание изучению документов. При этом  для повышения шансов получения нового заказа  аудитор, как правило, не может назначить клиенту высокую цену.

Для обеспечения  дополнительных мер независимости  аудитора от клиента в договоре желательно предусматривать предоплату заказчика аудиторской фирме. Нередко она составляет от 50 до 100%. Такой ее размер согласно Кодексу этики МФБ считается неприемлемым, так как нарушаются интересы экономического субъекта и он становится зависимым от аудитора. Во избежание этого в договоре рекомендуется проведение аудита (работ) разбивать на этапы (по полугодиям или кварталам). В этом случае каждый этап может быть оформлен отдельно и после завершения работ по нему сдан заказчику.

Считается целесообразно  включать в договор пункт, обязывающий  заказчика оказывать  помощь аудитору в ходе проверки (давать разъяснения  по вопросам порядка ведения бухгалтерского учета, выделять работников для оказания помощи при проведении инвентаризации и др.).

Аудиторские фирмы  часто включают в договор пункты о предоставлении клиенту сопутствующих  аудиту услуг. При этом необходимо помнить, что часть аудиторских услуг (ведение  и восстановление бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций) несовместима с проведением у экономического субъекта  проверки, предусматривающей выдачу аудиторского заключения.

Заказчик несет  полную ответственность за недоброкачественность  предоставленного к проверке материала.

Договор предусматривает риск случайно наступившей невозможности  окончания оказания услуг, а также риск случайного их ухудшения  или задержки (форс-мажор).

Отдельно в  договоре предусматривается ответственность, связанная с соблюдением конфиденциальности.

 Представляется, что в практике российского аудита целесообразно самое пристальное внимание обращать на вопросы, непосредственно затрагивающие сферу прав и обязанностей сторон в договоре на оказание аудиторских услуг.

Договор на оказание аудиторских услуг является специфическим видом договора на оказание профессиональных услуг. При этом возникает необходимость дополнительного или достаточно детального «вспомогательного» правового обеспечения. Ответственность сторон далеко не исчерпывается той, на которую они добровольно соглашаются, подписывая контракт. Особенно это касается ответственности аудитора перед пользователями выданного им аудиторского заключения. К сожалению, в действующем российском законодательстве в отличии от западной практике не определен статус надлежащего пользователя аудиторской финансовой отчетности. Именно этот пользователь имеет законное право предъявлять требования к качеству работы аудитора и в необходимых случаях привлекать его к ответственности за недобросовестность. Введение аналогичного правила в России, по нашему мнению, послужило бы мощным катализатором процесса регламентирования прав и обязанностей  сторон в аудите. Следствием этого могли быть дополнительные правовые акты, но пока токовых нет, и воспользоваться имеющейся пробел могут только рекомендации деловой практики.

Информация о работе Организация аудиторской проверки