Организация обеспечения конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель и задача курсовой работы состоит в том, чтобы оценить конкурентоспособность компании Кока-Кола и найти оптимальный вариант стратегии маркетинга для того чтобы спланировать свои действия при предложении покупателям своих услуг или в предложении своей продукции.
В данной курсовой работе мы рассмотрим конкуренцию, её виды, сосуще-ствование конкурентоспособных фирм на рынке и т.д.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 175.46 Кб (Скачать файл)

Введение

   На современном  этапе экономического развития  проблема конкурентоспособности  занимает центральное место в  экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ  перед соперником становится  стратегическим направлением деятельности  государства и его органов  в области обеспечения конкурентоспособности  национальной экономики. При этом  повышение конкурентоспособности  касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в  целом, но особую важность приобретает  конкурентоспособность предприятия  как основного звена экономики. Несмотря на большое количество  факторов, влияющих на конкурентоспособность  предприятия, все же основным  и определяющим из них остается  его способность производить  конкурентоспособную продукцию  и создавать условия для ее  продвижения на рынок.

   Сегодня для отечественных предприятий задача повышения конкуренто-способности выпускаемой продукции становится особенно актуальной в связи с тем, что негативные последствия, проведенных в 90-е годы экономических реформ, в значительной степени ослабили их позиции на внутреннем и зарубежном рынках. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют еще многим предприятиям позитивно решать эту задачу.

   В сложившейся  ситуации для успешной конкурентной  борьбы предприятиям необходимо  не только обновлять технологии  и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний  рынок и вести маркетинговые  исследования, также выявлять свои  возможности, слабые стороны и  уязвимые места конкурентов, но  и оказывать управляющее воздействие  на собственную конкурентоспособность  и определять ее основные направления.

   Кроме того, в условиях  рыночной экономики фирма-производитель, по-ставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара.

   Рыночные условия  функционирования российских предприятий  требуют новых стратегических  подходов к решению проблемы  их конкурентоспособности. Эффективность  функционирования предприятия в  условиях рынка предполагает  активный поиск и разработку  каждым из них собственной  стратегии повышения их конкурентоспособности. Именно конкурентная стратегия устанавливает направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного потенциала его реализации. Конкурентные преимущества, которыми обладают на конкретном рынке хозяйствующие субъекты, являются существенными факторами конкурентной ситуации на рынке. Конкурентные преимущества определяются набором характеристик и свойств товаров, которые создают для предприятий определенные превосходства над их прямыми конкурентами. При этом количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия позволяет ему целенаправленно формировать и распределять свой ресурсный потенциал и тем самым обеспечивать его конкурентоспособность.

   Основной целью  данной курсовой работы является  раскрытие сущности понятий конкуренции, как движущей силы развития  хозяйствующих субъек-тов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений, а также показать методологию разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

       В условиях  стремления каждой фирмы к  максимизации прибыли и, сле-довательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

    На современном  этапе мирового развития конкуренция  как движущая сила развития  общества вынуждает производителей  товаров постоянно искать пути  повышения их качества (в том  числе экологичности), снижения цены, повышения качества сервиса потребителей товара на конкретном рынке, снижения эксплуатационных затрат на его использование. В ХХI в. последний фактор будет определяющим, так как в настоящее время эксплуатационные затраты по сложной технике от 5 (в развитых странах) до 20 раз (в остальном мире) больше производительных затрат. Отсюда методов конкуренции будет не два, как в настоящее время (ценовая и неценовая), а шесть- неценовая; ценовая; на основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара на конкурентном рынке, снижения эксплуатационных затрат на основе повышения качества процессов; на основе комбинации всех предыдущих (самый сложный, но и самый эффективный метод конкуренции).

    Цель и задача  курсовой работы состоит в  том, чтобы оценить конкурентоспособность  компании Кока-Кола и найти  оптимальный вариант стратегии  маркетинга для того чтобы  спланировать свои действия при  предложении покупателям своих  услуг или в предложении своей  продукции.

В данной курсовой работе мы рассмотрим конкуренцию, её виды, сосуще-ствование конкурентоспособных фирм на рынке и т.д.

   Объектом исследования  является компания Кока-кола.Основной предмет и цель деятельности компании – производство, маркетинг, сбыт и дистрибьюция напитков «Кока-Кола» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конкурентоспособности предприятия

1.1. Конкурентоспособность на современном этапе

   Одним из важнейших  признаков рынка является конкуренция  как форма взаимного соперничества  субъектов рынка и механизм  регулирования общественного производства. Это - общественная форма столкновения  субъектов рыночного хозяйства  в процессе реализации их индивидуальных  экономических интересов. В экономике  конкуренция выполняет ряд функций: выявляет и устанавливает рыночную  стоимость товара; сводит конкретный  труд к общественно необходимому; содействует выравниванию индивидуальных  стоимостей и прибыли в зависимости  от производительности труда  и эффективности управления производством.

   Посредством конкуренции  происходит распределение не  только факторов производства, но  и доходов в соответствии с  вкладом и эффективностью деятельности  хозяйствующих субъектов. Эффективное  использование ресурсов позволяет  производителям получать высокие  доходы, при неэффективном использовании  ресурсов они несут убытки  и могут быть вытеснены с  рынка.

   Конкурентоспособность  предприятия - это его преимущество  по отноше-нию к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее предела-ми. Конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо предприятий, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих предприятий как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

   Таким образом, конкурентоспособность  предприятия - понятие относи-тельное: одно и то же предприятие в рамках, например, региональной отрас-левой группы может быть признано конкурентоспособным, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества предприятия по сравнению с другими предприятиями, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе предприятия-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такое предприятие-лидер должен обладать следующими параметрами:

• соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентич-ности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

• соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

• соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует предприятие.

   Таким образом, конкурентное  преимущество одного предприятия  над другим может быть оценено  в том случае, когда оба предприятия  удовлетворяют идентичные потребности  покупателей, относящиеся к родственным  сегментам рынка. При этом предприятия  находятся примерно в одних  и тех же фазах жизненного  цикла. В том случае, если данные  условия не соблюдаются, сравнение  будет некорректным.

   Далее, исходя из  того, что конкурентоспособность  отражает продуктив-ность использования ресурсов предприятия, для ее оценки необходимо вы-брать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность предприятия связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов предприятием может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности предприятия ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны.

   Существует шесть  видов конкуренции:

- функциональная конкуренция - базируется на том, что одну  и ту же потребность потребителя  можно удовлетворить по-разному;

- конкуренция - это конкуренция  между аналогичными товарами, но  разными по оформлению;

- предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными  товарами, но разными по качеству  изделия и по притягательности  марки;

- конкуренция - снижение  цены увеличивает продажи, приводит  к расшире-нию рынка;

- скрытая ценовая конкуренция  бывает двух видов: продажа личного  товара по цене конкурента; снижение  цены потребления товара

- незаконные методы: антиреклама  товаров конкурентов; производство  товаров имитаторов (подделка).

   Сложность, а иногда  и полное отсутствие доступа  к информации о деятельности  конкурентов может создать у  руководства предприятия необоснованное  мнение о превосходстве предприятия  над конкурентами, привести к  самоуспокоению и ослаблению  усилий, связанных с поддержкой  необходимого уровня конкурентного  преимущества своего предприятия..

   В настоящее время, для того чтобы предприятие  было конкурентоспособ-ным в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инве-стиционной политике, при проведении на предприятии технической рекон-струкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

    В современном  экономическом мире конкурентоспособность  предприятия определяется следующими  факторами:

- качество продукции и  услуг;

- наличие эффективной  стратегии маркетинга и сбыта;

- уровень квалификации  персонала и менеджмента;

- технологический уровень  производства;

- налоговая среда, в которой  действует предприятие;

- доступность источников  финансирования.

Таблица 1. «Обеспечение конкурентоспособности предприятия»

 

 

 

   Подводя итог рассмотрению понятия «конкуренция» на современном этапе, следует заключить, что конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

   В современной  экономике, для того, чтобы создать  конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать  производство и управление, но  и четко знать, для чего это  делается, какая цель должна быть  достигнута. Главным при этом  должно быть одно: умение определить, быстро и эффек-тивно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимуще-ства. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов.

   Прежде всего, нужно  заняться профессиональной подготовкой  своего персонала. Особое внимание  здесь следует уделить изучению  дисциплин по стандартам, регламентам, сертификатам и пр. Далее необходимо  выстроить на предприятии единую  систему управления качеством  ресурсов, продукции или услуг. Причем  основной упор сделать на качестве  менеджмента с тем, чтобы не  допускать дефектов в производимой  продукции или услуге и привлекать  полноценные человеческие и финансовые  ресурсы. Подобные системы менеджмента  качества должны охватывать не  только производственную, но и  финансовую деятельность предприятия. Наконец, нужно сделать прозрачную  систему финансовой отчетности. Для этого необходимо подготовить  поколение бухгалтеров, способных  заниматься тем, чем занимаются  в настоящее время финансовые  директора, то есть управлять  активами и их справедливой  рыночной стоимостью.

   В современном  экономическом мире конкурентоспособность  предприятия определяется следующими  факторами:

- качество продукции и  услуг;

- наличие эффективной  стратегии маркетинга и сбыта;

- уровень квалификации  персонала и менеджмента;

- технологический уровень  производства;

- налоговая среда, в которой  действует предприятие;

- доступность источников  финансирования.

   Чтобы определить  первоочередные меры по реформированию  предприятия, следует определить  причины потери его конкурентоспособности.

   Существуют и другие  важные требования, выполнение которых  повышает конкурентоспособность, а  именно - рост качества и снижение  цены продук-ции независимо от того, где эта продукция продается - на отечественном или внешнем рынках. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет стоимость обязательной или добровольной международной сертификации.

   Далее конкурентоспособность  менеджмента и продукции предприятия  ба-зируется на доступе к заемным средствам, успешной производственной и торговой деятельности, высокой квалификации персонала.

Информация о работе Организация обеспечения конкурентоспособности предприятия