Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение трудового потенциала на предприятии как возможности и способности каждого работника, отдельных групп и общества в целом осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность. Таким образом, актуальность изучения трудового потенциала определяется его ролью в повышении качества работ и конечной продукции, а также в повышении эффективности промышленного производства в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы формирования трудового потенциала на предприятии…………………………………………………………………….…5
1.1 Основные ключевые понятия в системе организации трудового потенциала……………………………………………………………………..…..5
1.2 Процесс формирования потенциала на предприятии в условиях кризиса………………………………………………………………………..……8
1.3 Особенности формирования в зарубежных странах…………………..….12
2 Структура вида работ по организации трудового потенциала на предприятии………………………………………………………………..…….19
2.1 Сущность кадрового менеджмента в современной российской экономике……………………………………………………………….………..19
2.2 Методы подбора персонала на предприятиях…………………………..…22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………..……………………………28
Данный способ имеет множество преимуществ: он менее затратный, позволяет организовать обучение, учитывая специфику компании, сферу ее деятельности, позволяет экономить время на переезды до места обучения, а также является способом поддержания и развития корпоративной культуры.
Таким образом, управление
формированием и развитием
Анализ практики развития трудового потенциала западными и российскими корпорациями позволяет выделить нестандартные методы, применяемые компаниями в зависимости от экономической ситуации, стадии развития организации и влияния других факторов.
Нужно отметить, что деятельность менеджеров по управлению персоналом в крупных компаниях России достигла значительных успехов, и главный из них - изменилось отношение к затратам на развитие персонала, они стали пониматься как инвестиции, способные принести положительный экономический эффект в будущем, выражающийся не только в увеличении доходов, но и в повышении лояльности и мотивации сотрудников. Недостатки практики формирования и развития трудового потенциала российских корпораций часто связаны с тем, что HR-службы корпораций находятся на этапе становления. Кроме того, отечественные компании нередко используют западный опыт без учета российской специфики, а также специфики самой компании. Целесообразнее разрабатывать собственные программы обучения в корпоративных университетах, где можно опираться на существующие корпоративные нормы и традиции.
2 Структура
вида работ по организации
трудового потенциала на
2.1 Сущность
кадрового менеджмента в
Одним из подходов к определению
кадрового менеджмента может
служить определение, данное В. П. Галенко:
«Кадровый менеджмент - это комплекс
взаимосвязанных экономических, организационных
и социально-психологических
Таким образом, главное, что составляет сущность кадрового менеджмента организации, - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников. Несмотря на многообразие определений управления персоналом, мало чем отличающихся друг от друга по своей сущности, имеются и такие, которые свидетельствуют, что данное понятие не получило четкого толкования. Например, отмечается, что управление персоналом связано с изучением человеческих ресурсов в управлении, т.е. касается непосредственно кадрового потенциала управления, когда сам персонал управления рассматривается как некий объект управленческих решений. С такой подменой объектов управления (персонал предприятия на персонал управления предприятием) вряд ли можно согласиться.
Существо любой деятельности может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами.
Содержание задач кадрового менеджмента составляют:
- определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;
- формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);
- кадровая политика (взаимосвязь
с внешним и внутренним рынком
труда, высвобождение,
- система общей и
профессиональной подготовки
- адаптация работников на предприятии;
- оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;
- оценка деятельности
и аттестация кадров, ориентация
ее на поощрение и продвижение
работников по результатам
- система развития кадров (подготовка и переподготовка,
повышение гибкости в использовании на
производстве, обеспечение профессионально-
- межличностные отношения
между работниками, между
- деятельность
Цели и задачи кадрового менеджмента
Целями кадрового менеджмента предприятия (организации) являются:
- повышение
- повышение эффективности
производства и труда, в
- обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:
- обеспечение потребности
предприятия в рабочей силе
в необходимых объемах и
- достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
- полное и эффективное
использование потенциала
- обеспечение условий
для высокопроизводительного
- закрепление работника
на предприятии, формирование
стабильного коллектива как
- обеспечение реализации
желаний, потребностей и
- согласование производственной
и социальных задач (
- повышение эффективности
управления персоналом, достижение
целей управления при
Эффективность кадрового
менеджмента, наиболее полная реализация
поставленных целей во многом зависят
от выбора вариантов построения самой
системы управления персоналом предприятия,
познания механизма его
2.2 Методы подбора персонала на предприятиях
При найме на работу устанавливаются трудовые отношения между собственником рабочей силы и ее покупателем. Однако наем - это не просто процедура зачисления. Изданию приказа предшествует большая работа по отбору наиболее подходящего претендента из желающих занять данное рабочее место, причем функции отбора берет на себя работодатель как покупатель рабочей силы.
Наем - это своеобразная торговая сделка. Каждая из сторон стремится заключить ее выгодно для себя: работодатель - найти наиболее подходящего работника для выполнения конкретного вида работ с учетом всего комплекса предъявляемых к исполнителю требований, а работник - получить работу, соответствующую его наиболее значимым интересам, потребностям (материальным, духовным, бытовым), его личным качествам, способностям, т.е. работа должна соответствовать не только желаниям и интересам работника, но и его возможностям освоить в полной мере данную профессию и качественно выполнять порученную работу.
Отбор персонала - оценка кандидатов на вакантные должности или рабочие места.
Отбор персонала включает:
- предварительное собеседование;
- анализ анкетных данных;
- наведение справок о кандидате;
- проверочные испытания, тестирование;
- медицинское освидетельствование;
- основное собеседование;
- подготовку экспертного заключения.
Набор персонала - один из подпроцессов
специальной функции управления - управления
персоналом, включающий в себя определение
требований к вакантной должности, привлечение
кандидатов и т.д., определяется политикой
фирмы по отношению к персоналу (или выращивание
своих кадров, или привлечение молодых
специалистов, или переманивание профессионалов
из конкурирующих фирм и др.).
Собеседование при приеме на работу имеет решающее значение в процессе подбора кадров. Заключается в отборе подходящего человека для работы на основе объективных критериев, которые применяются к кандидату взвешенно и справедливо. Собеседование преследует две главные цели: 1) помочь организации оценить кандидатов на соответствие должности; 2) помочь кандидатам оценить организацию как будущее место работы. Исторически сложились следующие методики проведения собеседования:
1. Британский метод собеседования основан на личной беседе с кандидатом
членов кадровой комиссии. Интервьюеры
интересуются биографией, традициями
семьи и местом, где он получил образование:
«Не родственник ли Вы герцога Соммерсетского?
Кто из семьи служил в Королевском флоте?
Где Вы учились — не в Оксфорде?» Если
кандидат успешно отвечает на заданные
вопросы, то он быстро принимается.
2. Немецкий метод основан на предварительной подготовке
кандидатами значительного числа документов
с обязательными письменными рекомендациями
известных специалистов, ученых, руководителей,
политиков. Экспертная комиссия из компетентных
лиц анализирует представленные документы,
следит за правильностью их оформления.
Кандидаты на вакантные должности проходят
целый ряд обязательных строгих процедур,
предшествующих непосредственному собеседованию.
3. Американский метод собеседования сводится к проверке интеллектуальных
и творческих способностей, психологическому
тестированию с использованием компьютеров
и наблюдению за кандидатами в неформальной
обстановке. Для этого кандидат приглашается,
к примеру, на уикэнд, презентацию, ланч.
При этом обращается большое внимание
на потенциал человека и недостатки его
личности, что не всегда подтверждает
возможность работы подобранного таким
способом менеджера в команде. Однако
такой метод позволяет выявить скрываемые
недостатки личности, которые могут быть
недопустимы для работы в конкретной фирме.
4. Китайский метод основан на предварительных письменных
экзаменах и имеет давние исторические
традиции. Кандидаты пишут ряд сочинений,
доказывая знание классики, грамотность
письма, знание истории. Успешно сдавшие
все экзамены, а таких набирается несколько
процентов от участвующих в конкурсе,
пишут заключительное сочинение на тему
будущей работы. Выдержавшие и этот экзамен
допускаются к непосредственному собеседованию.
В случае приема на работу их служебное
положение нередко зависит от полученной
на экзаменах отметки.
В современной практике кадровой работы обычно наблюдаются различные комбинации вышеназванных методов.
Собеседование «один-на-один», несмотря на всю его популярность, является ненадежным способом отбора специалистов. Интервьюеру рекомендуется проводить собеседование при участии хотя бы одного помощника в целях принятия более объективного решения, а лучше всего — в составе группы (3-5 человек). Групповое собеседование позволяет исключить предвзятую оценку кандидата, однако требует тщательной предварительной подготовки и согласованного поведения интервьюеров.
В некоторых компаниях и во многих кадровых агентствах при подборе персонала применяют тестирование. Этот метод повышает объективность оценки кандидатов на определенную должность, осуществляет реализацию принципа равных возможностей. Для компании тестирование также удобно тем, что можно посадить выполнять, например, письменный или компьютерный тест большую группу людей одновременно. Это позволяет значительно экономить время и силы, особенно в тех случаях, когда число кандидатов на данную вакансию велико. Поэтому тестирование незаменимо для предварительного "отсеивания".
В некоторых случаях (например, это практикуется при найме государственных служащих в США) тесты применяются как обязательный барьер: не предъявив определенного минимума знаний, человек не может быть допущен к государственной службе. Более того, провалившийся на этом испытании не имеет права проходить его повторно ранее, чем через полгода. В России чаще используются тесты, при приеме на работу, как правило, представляют собой наборы заданий. Они предназначены для определения уровня интеллекта или свойств личности, отношения человека к тем или иным ситуациям, позволяют выяснить его карьерные склонности, умение быть лидером и работать с людьми, проверяют профессиональные навыки и способность к обучению.
Следует отметить, что
выявление личностных качеств нельзя
считать тестом в прямом смысле этого слова: здесь
нет верных и неверных ответов, как не
может быть набранных очков и лучшего
результата. Речь идет о том, что каждому
виду деятельности соответствует определенный
тип личности. То же самое касается склонностей
и интересов. Личностные характеристики
и психологические портреты могут использоваться
как подспорье при выборе кандидата, но
некоторые должности заведомо требуют
определенных черт характера.
Например, тот, в чьи обязанности входит
встреча посетителей, должен быть жизнерадостным
и дружелюбным.
Представьте себе угрюмого, раздражительного человека, которого утомляет общение с людьми. Пусть он даст "правильные" ответы, успешно выбирая желательный для этой должности вариант, изобразит себя жизнерадостным и общительным. Допустим, он даже получит эту работу. Но если его характер таков, как было описано выше, он будет уволен или, пытаясь делать то, что ему совершенно несвойственно, заработает себе кучу неврозов.
Информация о работе Организация процесса формирования трудового потенциала на предприятии