Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:34, отчет по практике
Целью моего отчета по практике является рассмотреть организацию работы по оформлению и отражению в учете операций по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам.
Реализация поставленной цели потребовало решение следующих задач:
- характеристика деятельности банка;
- организация учета кредитных операций;
- учет операций по предоставление кредитов в форме кредитной линии;
- учет операций по предоставлению кредита в форме овердрафта.
Введение…………………………………………………………………………………..5
Краткая характеристика деятельности ОАО «Сбербанк России»…………..........7
Сведения о подразделении, где непосредственно проходила практика…………..12
Организация работы по оформлению и отражению в учете операций по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам………………… ………………………….15
Заключение ………………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………….……..32
Приложения……………………………………...…………………………………….…33
Лист замечаний
Содержание
Введение…………………………………………………………
Краткая характеристика
Сведения о подразделении, где непосредственно проходила практика…………..12
Организация работы по оформлению и отражению в учете операций по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам………………… ………………………….15
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………….……
Приложения……………………………………...………
Лист замечаний
Введение
Целью моего отчета по практике является рассмотреть организацию работы по оформлению и отражению в учете операций по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам.
Реализация поставленной цели потребовало решение следующих задач:
- характеристика деятельности банка;
- организация учета кредитных операций;
- учет операций по предоставление кредитов в форме кредитной линии;
- учет операций по предоставлению кредита в форме овердрафта.
В структуре активов кредитных организаций, как и ранее, преобладают кредитные операции. В настоящее время кредит имеет огромное значение. Он решает проблемы, стоящие перед всей экономической системой. Так при помощи кредита можно преодолеть трудности, связанные с тем, что на одном участке высвобождаются временно свободные денежные средства, а на других возникает потребность в них. При помощи кредита приобретаются товарно-материальные ценности, различного рода машины, механизмы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа.
Данная тема актуальна, поскольку
кредитные отношения в
Несомненно, эти события можно назвать переломными для российского рынка банковского обслуживания и банковской системы в целом.
Актуальность темы отчетной работы не вызывает сомнения, т.к. в настоящее время Россия пользуется банковскими технологиями, которые были созданы в результате достаточно длительного эволюционного развития мировой финансовой системы, что позволило значительно сократить время перехода от "бумажных платежей" и промежуточных схем автоматизированной обработки документов к наиболее прогрессивным методам электронных расчетов.
Современная экономика представляет собой
очень сложную систему, каждая часть которой
тесно связана с другими и играет важную
роль. Но, одну из важнейших ролей играет
банковская система, обеспечивающая на
современном этапе развития экономических
взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики
в целом. На сегодняшний день коммерческие
банки призваны: аккумулировать свободные
денежные средства, выполнять функции
кассиров хозяйственных субъектов, производить
эмиссию. Сейчас невозможно представить
гармонично развитое государство без
разветвленной сети банков. И действительно,
банки играют в современной экономике
роль многочисленных сердец, с помощью
которых возможно развитие и становление
экономико-политической мощи государства.
На сегодняшний день, банки являются экономическим
инструментом в руках правительства. Самые
важные задачи банков заключается в обеспечении
бесперебойного денежного оборота и оборота
капитала, в предоставлении широкого круга
возможностей вложения денежных средств
с целью накопления сбережений
Банки как собиратели и накопители капитала стали обслуживать весь процесс производства и получили возможность влиять на него. Из небольших учреждений по хранению денег, из скромных посредников банки превратились в деятельных участников увеличения промышленного капитала и активных стимуляторов развития общественного производства.
Банки являются финансовыми посредниками, поскольку, с одной стороны, они принимают вклады (депозиты), привлекая деньги вкладчиков, т.е. аккумулируют временно свободные денежные средства, а с другой, предоставляют их под определенный процент различным экономическим агентам (фирмам, домохозяйствам и др.), т.е. выдают кредиты. Таким образом, банки – это посредники в кредите.
Однако главными финансовыми посредниками выступают коммерческие банки.
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры. Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся новой хозяйственной системы. Совершается переход от административно–управляемой высокомонополизированной государственной банковской структуры к динамичной, гибкой, основанной на частной и коллективной собственности системе кредитных учреждений, ориентированных на коммерческий успех, на получение прибыли. Современные кредитно–банковские системы имеют сложнейшую многозвенную структуру.
Краткая характеристика деятельности ОАО «Сбербанк России»
Полное наименование банка: ОАО "Сбербанк России" Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 июня 2010 г.). По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.
Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 49%, а его кредитный портфель включал в себя около трети всех выданных в стране кредитов (33% розничных и 30% корпоративных кредитов).
Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Белоруссии.
Полное наименование банка: ОАО "Сбербанк России"
Миссия Банка: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты. Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников».
Миссия определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Наши клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации. Миссия Банка также устанавливает амбициозную цель наших устремлений - стать одной из лучших финансовых компаний мира - и подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей.
Учредитель и основной акционер Банка - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2010 г., ему принадлежит 60,3 % голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.
Основные конкуренты:
Как и цель любой коммерческой организации основной целью Сбербанка является извлечение прибыли.
Номенклатура предоставляемых услуг:
Структура компании
ОАО "Сбербанк" - организация с вертикальной структурой управления, т.е. имеет несколько уровней управления. По типу - это функциональная структура. Организационная структура, показывает область ответственности каждого отдельного сотрудника и его взаимоотношения с другими сотрудниками, если все взаимосвязи организационной структуры применены правильно, то они ведут к гармоничному сотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед организацией цели и задачи. Функциональная организационная структура - это деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности, т.е. модель предусматривает деление персонала на группы, в зависимости от конкретных задач, которые выполняют сотрудники.
Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года.
Органами управления Банка являются:
Общее собрание акционеров - высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
Чистая прибыль ОАО «Сбербанк России» по МСФО в 2011 г. выросла до 181,6 млрд. руб., что более чем в 7 раз превышает чистую прибыль 2010 г. (24,4 млрд. руб.).
Чистая прибыль ОАО «Сбербанк России» отражена на рисунке 1
Рисунок 1 - Чистая прибыль ОАО «Сбербанк России»
В результате операционные доходы до формирования резервов под обесценение кредитного портфеля за 2011 г. выросли на 2,9% в сравнении с предыдущим периодом и составили 666,6 млрд руб. (648,1 млрд руб. в 2010 г.).
Операционный доход до резервов ОАО «Сбербанк России» отражен на рисунке 2
Рисунок 2 - Операционный доход до резервов ОАО «Сбербанк России»
Процентные доходы по кредитам клиентам составили 682 млрд руб., сократившись по сравнению с 2010 г. на 70,6 млрд руб. Сокращение процентных доходов вызвано снижением процентных ставок по кредитам юридическим лицам, характерным для российского финансового рынка в 2011 г. Влияние снижения процентных ставок на объем процентных доходов не было компенсировано ростом кредитного портфеля. Доходность кредитов ОАО «Сбербанк России» отражена на рисунке 3
Рисунок 3 - Доходность кредитов ОАО «Сбербанк России»
В 2011 г. в российской банковской системе сохранялись высокие темпы роста привлеченных средств, значительно превосходившие темпы роста кредитов, спрос на которые только начал восстанавливаться. Средства клиентов за 2011 г. возросли на 23,4%, в то время как кредиты клиентам увеличились только на 13,1%. Это привело к значительному росту ликвидности на рынке и падению процентных ставок как по банковским кредитам, так и по депозитам. При этом если в первой половине 2011 г. реальные процентные ставки практически не менялись, то во второй половине на фоне роста инфляции реальные процентные ставки по кредитам резко снизились, а процентные ставки по депозитам стали ниже темпа инфляции. В этих условиях банковские кредиты стали более привлекательными, что стимулировало спрос на них со стороны клиентов и оживило рынок кредитования. Темпы роста кредитования в Сбербанке несколько отставали от рынка, в результате чего доля Банка в этом сегменте сократилась. Динамика роста кредитов и привлеченных средств клиентов ОАО «Сбербанк России» отражена на рисунке 4
Рисунок 4 - Прирост кредитов и привлеченных средств клиентов ОАО «Сбербанк России»
Кредитный портфель ОАО «Сбербанк России» включает в себя около трети всех выданных в стране кредитов (32% розничных и 31% корпоративных кредитов). В 2011 г. ОАО «Сбербанк России» активно кредитовал крупнейших корпоративных клиентов, предоставляя средства на финансирование текущей деятельности и инвестиционных программ, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых сделок, расходов по участию в тендерах, строительства жилья. Как и в предыдущие годы, Сбербанк принимал непосредственное участие в реализации государственных программ.
В 2011-2012 гг. ОАО «Сбербанк России» продолжил работу по улучшению качества клиентского сервиса. Наиболее значимой услугой Сбербанка остается прием платежей населения. Их объем за 2011 г. вырос в 1,4 раза и достиг 1 621 млрд руб., количество принятых платежей увеличилось на 6,5% и превысило 1 134 млн. Доля платежей, принимаемых по биллинговой технологии, увеличилась за 2011 г. до 65,7%.