Организация системы профориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 03:17, курсовая работа

Описание работы

Проблема профориентации – это общественная проблема. Она приобретает в настоящее время особое научно-практическое значение. Это связано, во-первых, с актуальной необходимостью развития и совершенствования всей системы социализации и социального контроля в условиях трансформации социальной системы и, во-вторых, с необходимостью усиления адаптирующих функций социальной системы в сфере труда. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, создали предпосылки социальной дезориентации и дезадаптации многих категорий населения, как в широком социальном плане, так и в сфере труда - важнейшей сфере социальной реализации человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты системы профориентации кадров……...……5
1.1 Определение сущности понятия профориентации кадров.………….5
1.2 Цели, задачи и формы системы профориентации персонала……....7
1.3 Объекты и принципы системы профориентации………… …….….11
2 Анализ карьерного роста сотрудников и кадрового резерва на примере ЗАО «Холмсккомбанк»……………………………………………….15
2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «Холмсккомбанк»……..15
2.2 Управление банком. Организационная структура предприятия….17
2.3 Анализ особенностей карьерного роста и кадрового резерва исследуемого предприятия…………………………………………...…………21
2.4 Проблемы повышения эффективности карьерного роста и кадрового резерва ЗАО «Холмсккомбанк»…………………………………….26
2.5 Мероприятия по совершенствованию карьерного роста сотрудников, формирования кадрового резерва и мотивационной политики ЗАО «Холмсккомбанк»………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………..…36
Список источников…………………………………………..……………38

Файлы: 1 файл

организация системы профориентации кадров Шакодько МН1 (Восстановлен).docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты системы профориентации кадров……...……5

1.1 Определение сущности понятия профориентации кадров.………….5

1.2 Цели, задачи и  формы системы профориентации персонала……....7

1.3 Объекты и принципы  системы профориентации………… …….….11

2 Анализ карьерного роста сотрудников и кадрового резерва на примере ЗАО «Холмсккомбанк»……………………………………………….15

2.1 Общая характеристика  предприятия ЗАО «Холмсккомбанк»……..15

2.2 Управление банком. Организационная структура предприятия….17

2.3 Анализ особенностей карьерного роста и кадрового резерва исследуемого предприятия…………………………………………...…………21

2.4 Проблемы повышения эффективности карьерного роста и кадрового резерва ЗАО «Холмсккомбанк»…………………………………….26

2.5 Мероприятия по совершенствованию карьерного роста сотрудников, формирования кадрового резерва и мотивационной политики ЗАО «Холмсккомбанк»………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………..…36

Список источников…………………………………………..……………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Профессиональная ориентация служит главным составным элементом системы подготовки кадров и является связующим звеном между системой образования и практической деятельностью. Она должна способствовать удовлетворению потребностей организаций в рабочей силе, с одной стороны, и обеспечивать трудоустройство работников, с другой.

Проблема профориентации – это общественная проблема. Она  приобретает в настоящее время  особое научно-практическое значение. Это связано, во-первых, с актуальной необходимостью развития и совершенствования  всей системы социализации и социального  контроля в условиях трансформации  социальной системы и, во-вторых, с  необходимостью усиления адаптирующих функций социальной системы в  сфере труда. Социально-экономические  преобразования, происходящие в России, создали предпосылки социальной дезориентации и дезадаптации многих категорий населения, как в широком социальном плане, так и в сфере труда - важнейшей сфере социальной реализации человека.

Каждому гражданину нашей  страны предоставлено право на выбор  профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать  – не хватает знаний о самих  профессиях, тех требований, которые  они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные  способности, выявить свои интересы и склонности.

Актуальность проблемы профориентации, как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому, сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Адекватность выбора и  уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных  и в этом смысле судьбоносных в  жизни каждого человека, в его  профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют  проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАДРОВ

 

1.1 Определение сущности понятия профориентации кадров

 

 

Таблица 1.1 Основные понятия системы профориентации

 

Источник

Определение

Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости.

Автор: Павлова Т.Л.

Система профориентации - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее со ответствующих его индивидуальным возможностям. [1]

Психология труда и  человеческого достоинства: Учебное  пособие для студентов высших учебных заведений.

Автор: Пряжников Н.С.,   Пряжникова Е.Ю.

Система профориентации - это содействие профессиональному самоопределению человека, которое захватывает как мотивационную сферу (склонности, интересы, цели, намерения), так и операциональную сферу (способности, знания, умения и др.). [2]

Слагаемые выбора профиля  обучения и траектории дальнейшего образования.

Автор: Черкашин Е.О., Родичев Н.Ф., Чистякова С.Н.

Система профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии,


Окончание таблицы 1.1

 

а также формирование потребности  и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности  и предпринимательства. [3]

Активные методы профессионального  самоопределения.

Автор: Пряжников Н.С.

Система профориентация - это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации. [4]

 «Потемки» и «светильники»  в становлении профессионала:  пособие для занятых трудовым  и профессиональным самовоспитанием.

Автор: Климов Е.А.

Система профессиональной ориентации — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. [5]

Профориентационный тренинг  для старшеклассников «Твой выбор».

Автор: Афанасьева Н. В., Малухина Н. В., Пашнина М. Г.

Профориентация, выбор профессии  или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation —  установка) — комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определённому роду деятельности, профессии - это одно из самых распространенных определений. [6]


 

Таким образом, система профессиональной ориентации - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом.

Система профессиональной ориентации представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и оборачивается потерей для организации. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что, в конечном счете, ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма.

 

 

1.2 Цели, задачи и формы системы профориентации персонала

 

Целями системы профориентации являются оказание помощи молодым людям (в основном учащимся общеобразовательных школ) и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом склонностей и интересов людей, их психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся конъюнктуры рынка труда.

Задачами системы профориентации являются:

- информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности;

- создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников;

- определение соответствия психофизиологических и социально-психологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.

Есть еще одна важная задача системы профориентации это содействие быстрым структурным сдвигам в занятости. В настоящее время многоукладная экономика предоставляет работникам с разными способностями и интересами возможность найти место на трудовом поприще. В идеальном случае сокращение рабочих мест должно проводиться только тогда, когда, будут созданы условия для переобучения высвобождаемых работников с учетом мотивационного механизма выбора профессии, когда начнут действовать программы по созданию новых рабочих мест в приоритетных для общества областях. Пока управленческие работники не воспримут профориентацию как метод регулирования предложения рабочей силы в организации, они будут испытывать экономические и психологические трудности. [7]

Формы системы профориентации:

1) профессиональное просвещение  (начальная профессиональная подготовка  учащихся школ, реализуемая через  уроки труда, организацию кружков,  специальных уроков по основам  различной профессиональной деятельности  и пр.);

2) воспитание осознанной  потребности в труде; 

3) профессиональная информация (система мер по ознакомлению  учащихся и ищущих работу с  ситуацией в области, городе, регионе  в сфере спроса и предложений  на рынке труда, перспективами  развития разных видов трудовой  деятельности, с характером работы  по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда,  учебными заведениями и центрами  подготовки персонала и с другими  вопросами);

4) профессиональная консультация (оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося для выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и иных факторов, влияющих на выбор профессии или направление на переобучение); 5)профессиональный отбор (участие в найме и отборе персонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест с целью лучшей профориентацией работников). [8]

Механизм управления системой профориентации - способ организации взаимосвязанных процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами для выявления и развития психологического и мотивационного выбора профессии. Проведение различных форм профориентации позволяет развить взаимосвязь работников и организаций до непосредственной адаптации. Профориентация направлена и на повышение престижа и привлекательности профессий для отдельного человека, социальных групп и общества в целом. Престиж характеризует оценку какого-либо вида деятельности в соответствии с принятой в обществе шкалой ценностей. Привлекательность определяет желательность приобретения профессии тем или иным работником. Чем выше престиж и привлекательность, тем сильнее желание работника закрепиться в данной профессии.

Чтобы выявить и развить  психологический и мотивационный  механизм выбора профессии, необходимо использовать механизм управления системой профориентации. Он представляет собой способ организации взаимосвязанных процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами, включающих профессиональное обучение, консультирование, отбор, информирование.

Система профессиональной ориентации включает:

1. Профориентационное обслуживание  населения (профпросвещение). Цель - организация информационного пространства, позволяющего клиенту получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе; формирующего представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, В результате создаются предпосылки для осознанного выбора клиентом сферы деятельности, профессии и образа жизни.

Профинформация, которая  доводится до населения, должна даваться с учетом возрастных, социальных и  национальных особенностей граждан, получающих данную услугу, а качество и эффективность  этого направления работы зависят  от ее полноты, достоверности, перспективности, доступности и выразительности.

Профпросвещепие осуществляется путем бесед, лекций, публикаций во всевозможных средствах массовой информации, через мероприятия, проводимые в  индивидуальной и групповой формах для разных категорий населения.

2. Профессиональное консультирование. Цель - оказать обратившемуся содействие в выборе или перемене профессии с учетом его пожеланий, склонностей и возможностей, имеющихся вакансий, перспектив трудоустройства. Профконсультант помогает клиенту:

Информация о работе Организация системы профориентации