Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 03:17, курсовая работа
Проблема профориентации – это общественная проблема. Она приобретает в настоящее время особое научно-практическое значение. Это связано, во-первых, с актуальной необходимостью развития и совершенствования всей системы социализации и социального контроля в условиях трансформации социальной системы и, во-вторых, с необходимостью усиления адаптирующих функций социальной системы в сфере труда. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, создали предпосылки социальной дезориентации и дезадаптации многих категорий населения, как в широком социальном плане, так и в сфере труда - важнейшей сфере социальной реализации человека.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты системы профориентации кадров……...……5
1.1 Определение сущности понятия профориентации кадров.………….5
1.2 Цели, задачи и формы системы профориентации персонала……....7
1.3 Объекты и принципы системы профориентации………… …….….11
2 Анализ карьерного роста сотрудников и кадрового резерва на примере ЗАО «Холмсккомбанк»……………………………………………….15
2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «Холмсккомбанк»……..15
2.2 Управление банком. Организационная структура предприятия….17
2.3 Анализ особенностей карьерного роста и кадрового резерва исследуемого предприятия…………………………………………...…………21
2.4 Проблемы повышения эффективности карьерного роста и кадрового резерва ЗАО «Холмсккомбанк»…………………………………….26
2.5 Мероприятия по совершенствованию карьерного роста сотрудников, формирования кадрового резерва и мотивационной политики ЗАО «Холмсккомбанк»………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………..…36
Список источников…………………………………………..……………38
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты системы профориентации кадров……...……5
1.1 Определение сущности понятия профориентации кадров.………….5
1.2 Цели, задачи и формы системы профориентации персонала……....7
1.3 Объекты и принципы системы профориентации………… …….….11
2 Анализ карьерного роста сотрудников
и кадрового резерва на примере ЗАО «Холмсккомбанк»………………………………………
2.1 Общая характеристика
предприятия ЗАО «
2.2 Управление банком. Организационная структура предприятия….17
2.3 Анализ особенностей карьерного
роста и кадрового резерва исследуемого
предприятия…………………………………………...
2.4 Проблемы повышения эффективности
карьерного роста и кадрового резерва
ЗАО «Холмсккомбанк»…………………………………….
2.5 Мероприятия по совершенствованию
карьерного роста сотрудников, формирования
кадрового резерва и мотивационной политики
ЗАО «Холмсккомбанк»………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная ориентация служит главным составным элементом системы подготовки кадров и является связующим звеном между системой образования и практической деятельностью. Она должна способствовать удовлетворению потребностей организаций в рабочей силе, с одной стороны, и обеспечивать трудоустройство работников, с другой.
Проблема профориентации – это общественная проблема. Она приобретает в настоящее время особое научно-практическое значение. Это связано, во-первых, с актуальной необходимостью развития и совершенствования всей системы социализации и социального контроля в условиях трансформации социальной системы и, во-вторых, с необходимостью усиления адаптирующих функций социальной системы в сфере труда. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, создали предпосылки социальной дезориентации и дезадаптации многих категорий населения, как в широком социальном плане, так и в сфере труда - важнейшей сфере социальной реализации человека.
Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.
Актуальность проблемы профориентации, как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому, сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАДРОВ
1.1 Определение сущности понятия профориентации кадров
Таблица 1.1 Основные понятия системы профориентации
Источник |
Определение |
Профориентация Автор: Павлова Т.Л. |
Система профориентации - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее со ответствующих его индивидуальным возможностям. [1] |
Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Автор: Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. |
Система профориентации - это содействие профессиональному самоопределению человека, которое захватывает как мотивационную сферу (склонности, интересы, цели, намерения), так и операциональную сферу (способности, знания, умения и др.). [2] |
Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Автор: Черкашин Е.О., Родичев Н.Ф., Чистякова С.Н. |
Система профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, |
Окончание таблицы 1.1
а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. [3] | |
Активные методы профессионального самоопределения. Автор: Пряжников Н.С. |
Система профориентация - это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации. [4] |
«Потемки» и «светильники»
в становлении профессионала:
пособие для занятых трудовым
и профессиональным Автор: Климов Е.А. |
Система профессиональной ориентации — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. [5] |
Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». Автор: Афанасьева Н. В., Малухина Н. В., Пашнина М. Г. |
Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определённому роду деятельности, профессии - это одно из самых распространенных определений. [6] |
Таким образом, система профессиональной ориентации - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом.
Система профессиональной ориентации представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и оборачивается потерей для организации. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что, в конечном счете, ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма.
1.2 Цели, задачи и формы системы профориентации персонала
Целями системы профориентации являются оказание помощи молодым людям (в основном учащимся общеобразовательных школ) и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом склонностей и интересов людей, их психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся конъюнктуры рынка труда.
Задачами системы профориентации являются:
- информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности;
- создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников;
- определение соответствия психофизиологических и социально-психологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
Есть еще одна важная задача системы профориентации это содействие быстрым структурным сдвигам в занятости. В настоящее время многоукладная экономика предоставляет работникам с разными способностями и интересами возможность найти место на трудовом поприще. В идеальном случае сокращение рабочих мест должно проводиться только тогда, когда, будут созданы условия для переобучения высвобождаемых работников с учетом мотивационного механизма выбора профессии, когда начнут действовать программы по созданию новых рабочих мест в приоритетных для общества областях. Пока управленческие работники не воспримут профориентацию как метод регулирования предложения рабочей силы в организации, они будут испытывать экономические и психологические трудности. [7]
Формы системы профориентации:
1) профессиональное просвещение
(начальная профессиональная
2) воспитание осознанной потребности в труде;
3) профессиональная информация
(система мер по ознакомлению
учащихся и ищущих работу с
ситуацией в области, городе, регионе
в сфере спроса и предложений
на рынке труда, перспективами
развития разных видов
4) профессиональная консультация (оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося для выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и иных факторов, влияющих на выбор профессии или направление на переобучение); 5)профессиональный отбор (участие в найме и отборе персонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест с целью лучшей профориентацией работников). [8]
Механизм управления системой профориентации - способ организации взаимосвязанных процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами для выявления и развития психологического и мотивационного выбора профессии. Проведение различных форм профориентации позволяет развить взаимосвязь работников и организаций до непосредственной адаптации. Профориентация направлена и на повышение престижа и привлекательности профессий для отдельного человека, социальных групп и общества в целом. Престиж характеризует оценку какого-либо вида деятельности в соответствии с принятой в обществе шкалой ценностей. Привлекательность определяет желательность приобретения профессии тем или иным работником. Чем выше престиж и привлекательность, тем сильнее желание работника закрепиться в данной профессии.
Чтобы выявить и развить
психологический и
Система профессиональной ориентации включает:
1. Профориентационное
Профинформация, которая доводится до населения, должна даваться с учетом возрастных, социальных и национальных особенностей граждан, получающих данную услугу, а качество и эффективность этого направления работы зависят от ее полноты, достоверности, перспективности, доступности и выразительности.
Профпросвещепие осуществляется путем бесед, лекций, публикаций во всевозможных средствах массовой информации, через мероприятия, проводимые в индивидуальной и групповой формах для разных категорий населения.
2. Профессиональное