Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 03:17, курсовая работа
Проблема профориентации – это общественная проблема. Она приобретает в настоящее время особое научно-практическое значение. Это связано, во-первых, с актуальной необходимостью развития и совершенствования всей системы социализации и социального контроля в условиях трансформации социальной системы и, во-вторых, с необходимостью усиления адаптирующих функций социальной системы в сфере труда. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, создали предпосылки социальной дезориентации и дезадаптации многих категорий населения, как в широком социальном плане, так и в сфере труда - важнейшей сфере социальной реализации человека.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты системы профориентации кадров……...……5
1.1 Определение сущности понятия профориентации кадров.………….5
1.2 Цели, задачи и формы системы профориентации персонала……....7
1.3 Объекты и принципы системы профориентации………… …….….11
2 Анализ карьерного роста сотрудников и кадрового резерва на примере ЗАО «Холмсккомбанк»……………………………………………….15
2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «Холмсккомбанк»……..15
2.2 Управление банком. Организационная структура предприятия….17
2.3 Анализ особенностей карьерного роста и кадрового резерва исследуемого предприятия…………………………………………...…………21
2.4 Проблемы повышения эффективности карьерного роста и кадрового резерва ЗАО «Холмсккомбанк»…………………………………….26
2.5 Мероприятия по совершенствованию карьерного роста сотрудников, формирования кадрового резерва и мотивационной политики ЗАО «Холмсккомбанк»………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………..…36
Список источников…………………………………………..……………38
Если говорить о профессиональном обучении или повышении квалификации, то в этой области у банка тоже существует минус. Не все сотрудники банка готовы пройти обучение новым возможностям работы в банке за свой счет (как это происходит чаще всего), так как некоторые семинары проходят в других городах, и начальство банка зачастую не может компенсировать оплату за проезд и различные тренинги.
В таком случае на помощь мог бы прийти кадровый резерв сотрудников, но как говорилось ранее, он не сформирован и не работает должным образом.
В этом заключается главный недостаток системы карьерного роста персонала и формирования кадрового резерва - она является не плановой, а происходит всегда неожиданно, спонтанно. Поэтому, карьерный рост сотрудников в «Холмсккомбанке» является не совсем эффективным.
Что касается мотивации рабочего
персонала, то в отделении банка
такая система также
Показатель хорошей мотивации
труда - это с одной стороны
отношение человека к труду, его
заинтересованность в реализации своего
физического и творческого
Система поощрения наградами, знаками отличия, грамотами, словами и другими символами внимания очень действенный инструмент мотивации труда банковских работников. [17]
Труд в банке носит изначально коллективный характер, а при этом трудно оценить каждого, какую работу он сделал. Руководитель должен принимать это во внимание и оценивать не только команду за достигнутые результаты, но и каждого в отдельности, потому что человек устроен так, что личная похвала будет служить более сильным инструментом мотивации сотрудника. А на основании одной из теорий мотивации можно предположить, что человек будет ожидать похвалы в дальнейшем, и будет стремиться к повторению положительного результата.
Для более конкретного
понимания недостатков и
Таблица 2.1 Недостатки и преимущества ЗАО «Холмсккомбанка»
Недостатки |
Преимущества |
- отсутствие четко |
- качественный состав банка представлен в основном специалистами с одним или двумя высшими образованиями; |
- повышаемый работник не проходит должного обучения, из-за нехватки платежных средств на его обучение; |
- широко практикуется
повышение работника в |
- новый сотрудник не проходит должного обучения; |
- на данный момент в
банке осуществляет работу |
- отсутствие кадрового резерва, как такового; |
- на данный момент в банке нет свободных вакансий для новых сотрудников, что еще раз говорит о постоянстве персонала банка, и малой его текучести. |
Окончание таблицы 2.1
- либо формирование кадрового резерва происходит всегда неожиданно. |
Таким образом, проанализировав деятельность ЗАО «Холмсккомбанк» и оценив осуществляемую банком кадровую политику касательно карьерного роста сотрудников и формирования кадрового резерва, можно сделать вывод о том, что система управления и повышения работников не эффективна.
Основными проблемами в деятельности исследуемого банка являются:
1. Новый работник и повышаемый работник переходит на новое рабочее место без должной подготовки, поэтому он совершает некоторые ошибки в рабочем процессе.
2. Система карьерного роста персонала и формирования кадрового резерва является не плановой, а осуществляется всегда неожиданно, спонтанно.
3. Практически отсутствует
система мотивации персонала,
что может привести к
Для устранения вышеизложенных
проблем и повышения
2.5 Мероприятия по совершенствованию карьерного роста сотрудников, формирования кадрового резерва и мотивационной политики ЗАО «Холмсккомбанк»
Главной проблемой банка является неэффективная работа кадровой службы относительно определения текущей и перспективной потребности в персонале, то есть можно сделать вывод о том, что в банке нет сформированного плана по развитию персонала, что способствует несвоевременной и неэффективной замене работников.
Для устранения этой проблемы предлагается следующее мероприятие - применение планового формирования кадрового резерва. Для этого банку потребуется сформировать список кандидатов кадрового резерва, а так же создание резерва для каждой конкретной должности.
В процессе формирования кадрового резерва следует определить:
- кого можно и необходимо включить в списки кандидатов в резерв;
- кого из включенных в списки кандидатов в резерв необходимо учить;
- какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей и перспективы использования на руководящей должности.
Чтобы осуществить работу по созданию кадрового резерва необходимо проанализировать документальные данные (отчеты, результаты аттестации сотрудников, их характеристики и др.), провести беседы для выявления интересующих сведений, провести наблюдения поведения работника в различных ситуациях и провести оценку результатов трудовой деятельности (производительности труда, качества выполняемой работы).
Подготовку кандидатов необходимо организовать по одному из следующих направлений:
- индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
- стажировка в должности;
- учеба на курсах и в институтах. [18]
Учеба на курсах и в институтах может проходить, как за счет клиента, так и с частичной компенсацией банка. Для этого необходимо увеличить производительность труда и провести анализ финансовых средств банка. После проведенного анализа необходимо выделить часть средств, за счет которых новые и повышаемые работники будут проходить обучение и повышение квалификации. Этим способом можно воспользоваться в том случае, если индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя и стажировка в должности будут неэффективными.
Программа подготовки резерва должна включать теоретическую подготовку, пополнение знаний касательно банковского дела, обучение специальным знаниям, необходимым для повышения эффективности управления производственным процессом.
Благодаря предложенному мероприятию будет наблюдаться наличие персонала, готового вступить на новую должность.
Второй проблемой банка является отсутствие должной подготовки нового и повышаемого работника, поэтому он совершает некоторые ошибки в рабочем процессе.
Как говорилось ранее, подготовку персонала можно проводить по трем направлениям, которые должны включать теоретическую подготовку и обучение специальным знаниям.
Зачастую, в помощь определению управленческого резерва многие предприятия применяют тесты, которые выявляют лидеров, способных подняться на последующую карьерную ступень.
Общий тест, который предлагается заполнить претендентам на вакантную должность, бывает недостаточен, так как он определяет только поверхностные знания касательно банковского дела.
Целью следующего мероприятия является дополнение тестирования и анкетирования на вакантные должности.
При повышении работника необходимо выявить его соответствие вакантному месту путем соответствия представленных критериев и требований. Если работник подходит по этим требованиям, его необходимо протестировать несколькими тестами:
- представительная группа тестов, используемая в целях профессионального отбора. Это тесты общих способностей, или интеллектуальные тесты. Тесты общих способностей (интеллектуальные) направлены на определение уровня развития познавательных психических процессов: мышления, памяти, воображения. В целом, можно сказать, что общий высокий интеллектуальный уровень персонала не является лишним для компаний любого профиля, поскольку позволяет решать достаточно сложные и нестандартные проблемы, которыми насыщен современный бизнес;
- тесты достижений. Тесты достижений отражают не столько влияние прошлого опыта, общих способностей на поведение и решение задач, сколько измеряют влияние специальных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на эффективность обучения определенному комплексу знаний, формирование специальных умений. Другими словами, тесты достижений дают возможность оценивать специальные умения на момент обследования;
- психодиагностика отдельных профессионально значимых качеств;
- тесты, непосредственно связанные с особенностями и технологиями работы в банке для каждой должности. [19]
Ожидаемый эффект от внедрения мероприятия это расширение полученной информации о претенденте и возможность с максимальной точностью и достоверностью подобрать на вакантное место подходящего работника.
Еще одной проблемой является то, что система карьерного роста персонала и формирования кадрового резерва является не плановой, а осуществляется всегда неожиданно, спонтанно.
Чтобы устранить эту проблему предлагается для начала выявить те должности в банке, которые могут повышаться. Это будет легким этапом, если будет существовать план формирования кадрового резерва.
Процесс перемещения работника включает в себя:
- изучение претендентом учебной литературы в свободное время от работы;
- наблюдение за работой своего (пока еще работающего) наставника;
- за 5 дней до конца срока проведения проверки на уровень полученных знаний менеджером;
- утверждение на повышаемую должность, либо проведение повторной проверки через 5 дней в случае «несдачи экзамена».
Ожидаемый эффект - работник будет знать о том, что занимаемая в настоящее время должность - не предел, то есть ему есть к чему стремиться. Работоспособность вследствие этого будет, несомненно, повышаться. Главный мотиватор этого - увеличение заработной платы на новой должности.
И последняя проблема ЗАО «Холмсккомбанка» это отсутствие системы мотивации персонала.
Цель стимулирования - не
вообще побудить человека работать, а
побудить его делать лучше то, что
обусловлено трудовыми
Для устранения данной проблемы начальству банка предлагается использовать как материальные способы мотивации, так и нематериальные. К нематериальным относятся:
- доска почета - представляет собой метод мотивации, направленный на потребность признания. На доску попадают работники, отличившиеся за истекший период.
- почетные грамоты - представляют собой систему награждений, направленную на потребности признания и принадлежности. Почетными грамотами награждаются работники за особые заслуги перед предприятием.
- объявление благодарности - представляет собой систему вознаграждений, направленную на потребности признания. Кроме того, дает положительные ориентиры для остальных работников. Осуществляется, как правило, через приказы генерального директора и доводится до сведения всех отделов.
- курсы повышения квалификации - представляет элемент системы, направленный на потребность роста.
- проведение концертов, вечеров и т.п. - представляет элемент системы, направленный на потребность причастности. Групповые мероприятия, как правило, приурочиваются к праздникам. [20]
Если посмотреть, на что
в деятельности человека оказывает
воздействие стимулирование, то выяснится
что это следующие
-усилие;
-старание;
-настойчивость;
-добросовестность;
-направленность.
Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может работать в полсилы. Также он может стремиться брать работу полегче, а может браться за сложную и тяжелую работу, выбирать решение попроще, а может искать и браться за сложное решение. Все это отражает то, какие усилия готов затрачивать человек. И зависит это от того, насколько он мотивирован и простимулирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.
К материальному стимулированию относят:
-заработную плату;
-участие в распределении прибыли;
-премии;
-участие в капитале.
Заработная плата - важнейшая
часть системы оплаты и стимулирования
труда, один из инструментов воздействия
на эффективность труда работника.
Это вершина системы
Участие в распределении прибыли - является сегодня широко распространенной системой вознаграждения. Развитие данной системы началось с попыток совершенствования организацией заработной платы наемных работников с целью усиления ее мотивационного воздействия на результаты труда. Для этого обосновалась возможность выплат из прибыли или дохода предприятия тем работникам, чей вклад в формировании прибыли предприятия был наиболее весом и очевиден. Однако использование систем участия в прибылях создает у работника заинтересованность в эффективной работе сегодняшнего дня, но не стимулирует учитывать в производственной деятельности долгосрочные перспективы развития организации. [21]