Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 13:23, курсовая работа
В последние годы муниципальная экономика стала одним из предметов пристального внимания экономистов и управленцев. Интерес к вопросам построения единого методологического подхода к управлению муниципальной (коммунальной) собственностью не угасает. Одним из основных объектов расходования средств местных бюджетов является муниципальная собственность. Данные расходы не покрываются за счет средств, получаемых от её использования. Таким образом муниципальная собственность за редким исключением нерентабельна.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Управление экономикой на местном уровне.………………………….5
Основные понятия………………………………………………………….….5
Использование земли и природных ресурсов на местном уровне……...12
Глава II. Организация бюджетного процесса муниципального
образования «Сюмсинский район» на 2014 год……….………………………21
2.1 Бюджетное формирование…….…………………………………………….21
2.2 Характеристики бюджета…………….………………………………………28
2.3 Финансирование дефицита бюджета………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….....37
Введение…………………………………………………………
Глава I. Управление экономикой на местном уровне.………………………….5
Глава II. Организация бюджетного процесса муниципального
образования «Сюмсинский район» на 2014 год……….………………………21
2.1 Бюджетное формирование…….………………………………………
2.2 Характеристики бюджета…………….………………………………………28
2.3 Финансирование дефицита бюджета………………………………………..31
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В последние годы муниципальная экономика стала одним из предметов пристального внимания экономистов и управленцев. Интерес к вопросам построения единого методологического подхода к управлению муниципальной (коммунальной) собственностью не угасает. Одним из основных объектов расходования средств местных бюджетов является муниципальная собственность. Данные расходы не покрываются за счет средств, получаемых от её использования. Таким образом муниципальная собственность за редким исключением нерентабельна.
В настоящее время органы местного самоуправления (сельские, районные, городские и областные советы и их исполнительные органы) являются естественными монополистами-собственниками на рынке объектов недвижимости, контролирующими не менее 70% рынка. Неупорядоченность и сложность процедуры оформления прав на застройку земельных участков является причиной сохранения монополии. Еще до начала строительства необходимо получить многочисленные согласования с различными подразделениями администрации и муниципальными предприятиями. К этому добавим требование предварительной оплаты многочисленных сборов и услуг, уровень которых заранее неизвестен, устанавливается «по ходу» оформления сделки и зачастую носит характер натурального оброка (за свой счет построить что-то или проложить коммуникации, которые затем безвозмездно передаются на баланс муниципального предприятия).
В итоге складывается неравенство экономических условий деятельности, ограничивается свободный доступ к земле и нарушается нормальных ход воспроизводства недвижимости. В сознании общественности недвижимость все еще отождествляется с «даровым благом, всеобщим бесплатным достоянием». Данный стереотипный подход в равной мере присущ и населению, и власть имущим. Наше население еще не осознало, что вместе с получением прав владения, пользования и распоряжения собственностью, оно стало не только непосредственным и равноправным участником рыночных отношений (со всеми присущими им рисками), но и приобрело обязанности по содержанию недвижимости. Чаще власти рассматривают недвижимость как объект дополнительных затрат, оправдывающих сохранение межбюджетных трансфертов, а не как инвестиционный капитал.
Помимо объектов недвижимости муниципальной собственности в сферу влияния и, одновременно, проблем органов местного самоуправления входят объекты недвижимости государственной собственности, находящиеся на балансе министерств и ведомств и подлежащие передаче в коммунальную собственность:
- общежития;
- жилые дома со встроенными и пристроенными помещениями;
- объекты социально-культурного назначения;
- объекты, незавершенные строительством;
- земельные участки, находящиеся в государственной собственности и подлежащие передаче в коммунальную собственность;
- земельные участки, находящиеся в пользовании предприятий государственной формы собственности.
Так как органы местного самоуправления, являясь монопольным собственником на рынке объектов недвижимости, не обладают полной, объективной информацией о своей собственности и ее рыночной стоимости. В связи с этим исследование методов эффективного управления объектами муниципальной собственности и создание информационной базы учета недвижимости является весьма актуальным в условиях перехода страны к рыночным отношениям.
Глава I. Управление экономикой на местном уровне.
1.1 Основные понятия
В литературе термин «муниципальная экономика» используется в разных значениях. В свою очередь он употребляется как синоним понятий «муниципальное хозяйство» (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства). Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, раздел экономической науки, учебную дисциплину. Относительно муниципального управления будет использоваться следующее определение.
Муниципальная
экономика - это совокупность экономических ресурсов
муниципального образования, обеспечивающих
удовлетворение жизненных потребностей
населения, и отношений по их использованию.
Экономическая деятельность органов местного
самоуправления, управление экономическими
ресурсами и экономическими процессами
на территории - важнейший компонент муниципальной
деятельности. Именно использование экономических
ресурсов территории позволяет оказывать
все виды муниципальных услуг населению.
В этом смысле можно сказать, что муниципальная
экономика - это экономика оказания муниципальных
услуг. [13]
Муниципальная экономическая политика - система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним. [10]
Экономические ресурсы - многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности.
В данной главе рассматриваются вопросы
управления имущественными и финансовыми
ресурсами муниципального образования,
которые, согласно Федеральному закону
2003 г., составляют экономическую основу
местного самоуправления. Состав этих
ресурсов приведен на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Имущество и финансовые ресурсы муниципального
образования
Введение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управления в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому развитию муниципального образования. Отсюда так же вытекает и потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах. Таким образом чем больше бюджетных услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется. [12]
Муниципальная экономика и модели муниципального хозяйства
Надобность муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Объясняется это тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Например, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. [14]
Большинство объектов социальной сферы является бюджетопоглощающими. К примеру, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим.. Так как муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли, с другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Исходя из этого ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и в финансовых средствах. В зарубежной практике с этих позиций выделяется три модели муниципального хозяйства и источников его финансирования.
1. Коммунальная модель. В данном случае жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование осуществляет орган местного самоуправления через систему муниципального заказа, муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Так как конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества. Эта модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем населения.
2. Коммунально-рентная модель отлична от коммунальной модели предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. В данном случае более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципальной собственности, включая собственность на землю.
3. Муниципально-рентная модель характерна тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны иметь в качестве источников доходов не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, и, следовательно, стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Л. Велихов, основоположник российской муниципальной науки называл эту модель муниципальным социализмом. Идея муниципального социализма заключается в том, что органы местного самоуправления должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности. [15]
Существующий в современной России подход представляет собой нечто среднее между второй и третьей моделями. Это с одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. С другой же стороны, муниципальные предприятия являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Данным дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов. [15]
Экономические функции местного самоуправления
Функции органов местного самоуправления по управлению экономическими ресурсами территории ведут к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения. Основные из них показаны на рис. 1.2.
Рис. 6.1.2. Экономические функции местного самоуправления
В положении перехода к рыночной экономике эти функции существенно видоизменились и расширились. Местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально-экономического развития территории существенно изменились. [11]
Местная власть осуществляла инвестиционную деятельность только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Сейчас появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Также появились и новые функции: управление муниципальным имуществом, налоговое, тарифное, ценовое регулирование, экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность просто отсутствовала), внешнеэкономическая деятельность.
Так как сводное финансовое планирование развития территории должно учитывать многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории в современных условиях оно стало на порядок сложнее.
Направления и методы реализации экономических функций местного самоуправления
Имея в виду перечисленные функции, можно выделить следующие основные направления управления экономикой муниципального образования:
Информация о работе Организация управления муниципальной экономикой