Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить метод SWOT-анализ и его роль в исследованиях в менеджменте. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретико-методические аспекты и обосновать необходимость использования SWOT-анализа;
- описать цели, задачи и инструментарий метода SWOT-анализ;
- рассмотреть методику SWOT-анализ;
- обосновать составляющие методики SWOT-анализа;
- проиллюстрировать роль оригинального метода SWOT-анализ в современной исследовательской деятельности
Введение
3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты SWOT-анализа как логико-интуитивного метода исследований
1.1. Методика исследования
5
1.2. Модификации SWOT-анализа
12
Глава 2. Методика использования метода SWOT-анализ
2.1. Описание методики SWOT-анализа
17
2.2. Обоснование составляющих методики SWOT-анализа
23
Глава 3. Роль оригинального метода SWOT-анализ в современной исследовательской деятельности
29
Заключение
32
Список использованных источников
35
Министерство образования РФ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Оригинальный метод SWOT-анализ: диагностика и применение»
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретико-методические аспекты SWOT-анализа как логико-интуитивного метода исследований 1.1. Методика исследования |
5 |
1.2. Модификации SWOT-анализа |
12 |
Глава 2. Методика использования метода SWOT-анализ 2.1. Описание методики SWOT-анализа |
17 |
2.2. Обоснование составляющих методики SWOT-анализа |
23 |
Глава 3. Роль оригинального метода SWOT-анализ в современной исследовательской деятельности |
29 |
Заключение |
32 |
Список использованных источников |
35 |
Введение
Метод SWOT-анализ — инструмент комплексного исследования внутренней и внешней среды организации, который предоставляет возможность выработки гибкой стратегии организации, направленной на достижение баланса во взаимодействии со средой и позволяющей стабильно добиваться эффективности своей деятельности. Указанные положения определяют актуальность темы курсовой работы.
Организации в процессе своей деятельности являются открытой системой: оно тесно взаимодействует с окружающей средой. Искать причины успехов и неудач фирмы только в ее внутренней организации было бы неправильно. Поскольку окружающая среда, являясь поставщиком ресурсов и потребителем готовой продукции, очень сильно влияет на деятельность фирмы. На первый план выходит исследование и анализ среды и управление на основе результатов этого исследования.
Исходя из тезиса о среде как источнике ресурсов, следует необходимость анализа факторов среды как объективного окружения фирмы с целью выяснения и предсказания возможностей и угроз с ее стороны. Этот анализ должен проводиться сквозь призму возможностей самого предприятия как носителя внутренней среды, чтобы в итоге этого анализа получить проверенные и средой, и бизнесом планы развития, стратегии.
Цель курсовой работы – изучить метод SWOT-анализ и его роль в исследованиях в менеджменте. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретико-методические аспекты и обосновать необходимость использования SWOT-анализа;
- описать цели, задачи и инструментарий метода SWOT-анализ;
- рассмотреть методику SWOT-анализ;
- обосновать составляющие методики SWOT-анализа;
- проиллюстрировать роль
оригинального метода SWOT-
Поставленные цели и задачи определили структуру курсовой работы: в первой главе рассматриваются теоретический вопросы методики исследования, сущности и модификаций SWOT-анализа, во второй главе проводится разбор методики SWOT-анализа, а также обоснование составляющих этой методики; в третьей главе описывается роль метода в современной деятельности. В заключении будут сделаны основные выводы по поставленным задачам.
Глава 1. Теоретико-методические аспекты SWOT-анализа как логико-интуитивного метода исследований
1.1. Методика исследования
Методика исследования – это совокупность способов, приемов и действий практического выполнения определенных исследовательских процессов с использованием для этого строго последовательных, систематических, точно сформулированных и следующих плану научно-обоснованных положений.
В качестве одного из наиболее часто используемых приемов исследования в менеджменте применяются матрицы. Матрицы в исследовании управления — это, как правило, концептуальные модели, представляемые в виде квадратной таблицы, в которой число строк равно числу столбцов. Элементы матрицы задаются концептами. Концепт здесь понимается как логическая конструкция, созданная мышлением человека и выполняющая функцию классификационного признака.
К известным матрицам в управлении следует отнести: матрицу ВСG, матрицу Ансоффа, матрицу управляющих политик, матрицу Портера, SWOT-матрицу, матрицу Котлера, матрицу ключевых показателей успеха, Shell-матрицу, а также матрицы типологического анализа потребителей, анализа поведения потребителей и др. В итоге можно утверждать, что в теории управления создан класс матричных концептуальных моделей, используемых для логического анализа и синтеза множества факторов, оказывающих влияние на жизнеспособность организации.
Характерная особенность перечисленных матриц заключается в малом числе (от двух до четырех) столбцов и строк. Их концепты имеют достаточно строгое определение, соответствующее отношению количественных и качественных «координат» логической пары факторов. Например, концепты SWOT-матрицы: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы. Матричные концептуальные модели управления, в большей части, отображают зависимость между двумя или тремя факторами.
SWOT-анализ является методом исследования, применяемым, как правило, для стратегического планирования. Метод имеет наибольшее распространение в исследовании социально- экономических систем, которым присущи динамичность, управляемость, зависимость внутренних и внешних факторов функционирования, цикличность развития.
Название метода SWOT — это аббревиатура английских слов Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы). Аббревиатура SWOT была впервые озвучена и введена в 1963 г. году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором К. Эндрюсом.
Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности организации, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.
При использовании системного подхода к исследованию предприятия с учетом его внутренней и внешней (оперативного и общего окружения) сред широко применяется популярный и в определенной мере универсальный метод SWOT – анализа. По существу, это оперативный диагностический метод анализа стратегического положения предприятия на основе оценки его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ему. Условно данный метод можно отнести к разновидности экспертного.
Матрица SWOT – анализа строится в рамках двух координат: по вертикали отображается состояние внутренней среды предприятия (сила, слабость), по горизонтали (возможности, угрозы) – состояние внешней среды.
Использование данного метода позволяет:
SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы [12, с. 113].
SWOT анализ является
необходимым элементом исследов
Аббревиатура SWOT означает:
- Strengths - сильные стороны
- Weakness - слабые стороны
- Opportunities - возможности
- Threats - угрозы
Иначе говоря, SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон организации и возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации. По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.
Сильные стороны предприятия ( |
Рыночные возможности (Opportunities) |
Слабые стороны предприятия (Weaknesses) |
Рыночные угрозы (Threats) |
Рис.1. Матрица SWOT-анализа
Сформированная матрица
отражает реальное положение дел
и состояние предприятия в
условиях внутренней и внешней сред.
Указанные состояния в
Возможность |
Угроза | ||
Улучшение отношений с поставщиками |
Выход на рынок иностранных конкурентов | ||
Сила |
Развитая региональная сеть |
Развитие сети, усиление позиций на рынке, продажа новых товаров, более выгодные условия работы с поставщиками |
Усиливать позиции на внутреннем рынке, создавать совместные предприятия с зарубежным партнером. |
Слабость |
Недостаточно широкий ассортимент
|
Оптимизация ассортимента за счет появления новых поставщиков, привлечение новых покупателей |
Отслеживание изменения спроса, снижение издержек, оптимизация ассортимента в соответствии с условиями |
Рис. 2. Пример заполнения матрицы SWOT-анализа[6, с.235]
Среда предприятия — совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и внутри него и влияющих или имеющих возможность влиять на его рыночные решения [13, с. 68—72].
Среда делится на внутреннюю и внешнюю по отношению к предприятию. Исходя из возможностей влияния на предприятие, основными уровнями среды являются макросреда и микросреда, образующие внешнюю среду, а также внутренняя среда.
Внутренняя среда предприятия — это само предприятие, его цели, организационные структуры, которые определяют характер принятия решений, а также работники предприятия, частично собственники капитала и целый ряд других факторов. Особенностью факторов внутренней среды является то, что они контролируемы, так как само предприятие определяет их характеристики. Анализ внутренней среды необходим для достижения эффективности использования ресурсов, достижения поставленных рыночных целей в существующей внешней среде.
Макросреда функционирования предприятия состоит из демографических, экологических, экономических, технологических, политических, юридических, социальных и культурных факторов, т. е. факторов косвенного воздействия. На эти факторы отдельно взятое предприятие не может оказывать влияния. Анализ макросреды необходим для своевременного принятия управленческих решений и возможности подстроиться под действия макросреды, снизив ее негативное влияние и вовремя использовав предоставляемые ею возможности.
Микросреда функционирования предприятия состоит из разных групп потребителей, поставщиков ресурсов предприятия, посредников, всех типов конкурентов, контактных аудиторий, т. е. факторов прямого воздействия. Эти факторы являются для компании контролируемыми, т. к. предприятие само выбирает поставщиков, покупателей, посредников и т. д. Микросреду также принято называть рыночной. Анализ микросреды, прежде всего, необходим для формирования в ней всех видов связей и отношений, необходимых для рыночной деятельности и создания своего места в этой среде. Схематически внешняя среда предприятия выглядит так (рис.3):
Технологическая среда |
Демографическая среда |
Политическая среда | |||
Потребители |
Поставщики |
||||
Юридическая среда |
Широкая публика |
Внутренняя среда |
Конкуренты |
Экологическая среда | |
Посредники |
Контактные аудитории |
||||
Социальная среда |
Экономическая среда |
Культурная среда | |||
Информация о работе Оригинальный метод SWOT-анализ: диагностика и применение