Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:21, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Цель работы: исследование процесса формирования, накопления и оценки человеческого капитала.
Задачи: проанализировать современные взгляды на теорию человеческого капитала, исследовать процесс формирования индивидуального человеческого капитала, выявить перспективы повышения конкурентоспособности молодых специалистов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Современные взгляды на теорию человеческого капитала...................4
Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру………..4
Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала..6
1.3 Формирование и накопление человеческого капитала……………...9
Формирование и накопление человеческого капитала в РФ………. 12
2.1 Инвестиции в человеческий капитал. Методы оценки…………….12
2.2 Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала...16
2.3 Состояние и перспективы повышения конкурентно способности молодых специалистов…………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………...24
Список используемой литературы…………………………………
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Факультет финансов и банковского дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему: "Основные аспекты накопления человеческого капитала"
Выполнил:
студент 1 курса
Щукин Роман Олегович
Проверил:
к.э.н., доцент
Хохлова Лилия Владимировна
Москва – 2012
Содержание
Введение………………………………………………………
1.3 Формирование и накопление
человеческого капитала……………...
2.1 Инвестиции в человеческий капитал. Методы оценки…………….12
2.2 Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала...16
2.3 Состояние
и перспективы повышения
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….25
Введение
Можно сказать, что последние полтора - два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческий потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. “Человеческий фактор” стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п.
Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Цель работы: исследование процесса формирования, накопления и оценки человеческого капитала.
Задачи: проанализировать современные взгляды на теорию человеческого капитала, исследовать процесс формирования индивидуального человеческого капитала, выявить перспективы повышения конкурентоспособности молодых специалистов.
1. Современные взгляды на теорию человеческого капитала
1.1 Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру
Основные положения современной теории человеческого капитала были обоснованы в работах известных американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера.
Важной предпосылкой
возникновения теории человеческого
капитала в её современной форме
стало общее признание
За Т. Шульцем традиционно
признаётся первенство в разработке
концепции человеческого
Так же, немало важный вклад в теорию развития человеческого капитала сделал Г. Беккер.
Человеческий капитал, по Г. Беккеру, так же как и физический подвержен амортизации. Стоимость какой-либо подготовки - общей или специальной - полностью «списывается» в течение периода подготовки. Амортизация физического капитала никогда не осуществляется одним махом, а «списывается» в течение срока, примерно соответствующего продолжительности его экономической жизни. Следовательно, человеческий и физический капитал различаются скорее распределением амортизационных отчислений во времени, а не их наличием или отсутствием.
Функционируя подобно физическому, человеческий капитал имеет некоторые фундаментальные отличия, главное из которых заключается в его неотделимости от личности своего носителя. Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности, как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную формы.
Общая теория инвестиций в человеческий капитал, разработанная Г. Беккером, включает подробный анализ инвестиций в человеческий капитал, их влияния на заработки и распределение доходов. По проблеме доходов различных профессиональных и образовательных групп имелись важные пионерские исследования, но практически отсутствовали попытки осмысления процесса инвестирования в людей с общей точки зрения и сколько-нибудь полного анализа вытекающих эмпирических следствий. Проведённый Г. Беккером общий анализ дал унифицированное объяснение широкого круга эмпирических феноменов, которые либо ставили других исследователей в тупик, либо интерпретировались ими, как слишком зависящие от произвольных условий.
Хотя основной вклад
в популяризацию идеи человеческого
капитала был внесен Т. Шульцем, классикой
современной экономической
Как уже говорилось выше, человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.
Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели: выделение «капитальных», инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда; переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки); признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.
Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи, разработанное Г. Беккером. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Нормы отдачи выступают, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие о переинвестировании. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые с точки зрения всего общества.
Существует два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек, а второй подход исходит из оценки параметров так называемой «производственной функции заработков», которая описывает зависимость заработков человека (точнее - их логарифма) от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Разработка этого класса функций связана с именем Дж. Минцера, доказавшего, что в рамках подобной модели коэффициент перед образовательной переменной будет эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи. Это существенно упростило оценку эффективности вложений в образование.
Глубокий анализ проблем производственной подготовки был дан в работах Дж. Минцера. Согласно его оценкам, объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом инвестиций в формальное образование. Нормы ее отдачи также не уступают нормам отдачи формального образования.
В 70-е годы теория человеческого капитала подверглась атакам со стороны так называемой теории фильтра (среди ее авторов известные экономисты и социологи - А. Берг, М. Спенс, Дж. Стиглиц, П. Уилс, К. Эрроу). Согласно этой теории, образование представляет собой механизм, сортирующий людей по уровню их способностей. Информация об этом достается фирмам даром, помогая отбирать наиболее перспективных кандидатов на рабочие места. Более высокая производительность оказывается связана не с полученным работниками образованием, а с их личными способностями, которые существуют до и помимо него и которые оно просто делает явными. Теория фильтра не ставит под сомнение выгодность обладания дипломом для отдельного человека. Но для общества в целом содержание такого дорогостоящего сигнального устройства как система образования заведомо неэффективно, поскольку известны намного более простые и дешевые методы проверки деловых качеств.
Еще одна область, где
вклад теории человеческого капитала
оказался особенно весом, - это анализ
проблем экономического неравенства.
Используя разработанный
1.3 Формирование и накопление человеческого капитала
Ключевая роль знаний, возможность их освоения, накопления и использования в обеспечении экономического развития получили широкое общественное признание. Вместе с тем ускорение сроков устаревания знаний, повышение образовательных требований к рабочей силе и предпринимательским способностям, интеллектуализация труда приводят к дальнейшему изменению структуры человеческого капитала в «новой экономике», вносят изменения в процесс его формирования, накопления и условия эффективного использования.
Во-первых, происходят изменения в процессе формирования человеческого капитала. С одной стороны, глобальные информационные сети, позволяющие интенсифицировать обмен и сотрудничество в научно-технической, культурной, коммерческой сферах, формируют глобальное информационное поле, генерирующее знания, хотя и с неодинаковой степенью доступа к нему для различных регионов мира и категорий граждан. С другой стороны, поскольку не вся информация поддается кодификации, глобальные информационные сети не решают проблемы эффективного генерирования знаний, если они не дополняются связями и сотрудничеством путем личных контактов и совместной творческой деятельности. Таким образом, возрастает значение международных связей как между фирмами, университетами и государственными исследовательскими центрами, так и между отдельными личностями – учеными, специалистами, бизнесменами.
Информация о работе Основные аспекты накопления человеческого капитала