Основные аспекты накопления человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Цель работы: исследование процесса формирования, накопления и оценки человеческого капитала.
Задачи: проанализировать современные взгляды на теорию человеческого капитала, исследовать процесс формирования индивидуального человеческого капитала, выявить перспективы повышения конкурентоспособности молодых специалистов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Современные взгляды на теорию человеческого капитала...................4
Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру………..4
Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала..6
1.3 Формирование и накопление человеческого капитала……………...9

Формирование и накопление человеческого капитала в РФ………. 12
2.1 Инвестиции в человеческий капитал. Методы оценки…………….12
2.2 Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала...16
2.3 Состояние и перспективы повышения конкурентно способности молодых специалистов…………………………………………………...22


Заключение……………………………………………………………………...24

Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования и саморазвития, результатом чего является изменение структуры и повышение качества человеческого капитала. Изменения в структуре человеческого капитала в условиях «новой экономики» обусловлены, прежде всего, сокращением с середины ХХ в. временного лага между этапами в использовании достижений НТП. Если раньше радикальные технические изменения в общественном производстве – происходили примерно через 35 – 40 лет, а знания, полученные в профессиональных учебных заведениях, были достаточными в течение всей трудовой жизни специалиста, то в современных условиях технологии могут обновляться в течение 4 – 5 лет, а в наиболее прогрессивных отраслях – 2 – 3 лет, причем необходимость обновления диктуется не столько физическим, сколько моральным износом. Это предопределило изменение условий обеспечения происходящих в «новой экономике» производственных процессов высококвалифицированными работниками, необходимые сроки подготовки которых возросли до 12–14 лет.

Прежде основное значение для экономического развития имела образовательная составляющая человеческого капитала, влияющая на производительность труда, что формально описано в модели Р. Лукаса. В «новой экономике» основным механизмом воздействия человеческого капитала на экономическое развитие становится влияние инновационного компонента человеческого капитала, описанное в модели П. Ромера. П. Ромер делает акцент на роли инновационных способностей человека как ключевого фактора производства новых знаний, совершенствования производственных процессов и обеспечения распространения и применения новых знаний в экономике.

В-третьих, коренным образом  изменились объективные требования к знаниям и навыкам работников, переподготовке кадров, повышению их интеллектуального и культурного уровня, созданию условий для творческого развития и самореализации личности, поскольку в современных условиях эффективность труда все больше зависит от накопленных знаний, глобального уровня мышления, инициативы и творчества, способности ориентироваться в изменяющихся условиях высокой неопределенности и риска. Также следует отметить, что требование непрерывного образования применяется не только к индивиду, но и к коллективу, составляющему персонал фирм и организаций. Организационной основой включения индивидов в инновационный процесс является сетевой принцип, - позволяющий формировать транснациональные инновационные структуры и способствующий более тесному взаимодействию всех его участников, усилению прямых и обратных связей. Поэтому в структуре индивидуального человеческого капитала повышается значимость социальных способностей, внутрифирменного доверия и способности работать в команде.

В-четвертых, поскольку, как показал М. Кастельс, основной вклад в производительность вносят работники в возрасте 25 – 40 лет, инвестиции в здоровье приобретают особое значение, связанное с удлинением периода творческой деятельности человека. Согласно теории человеческого капитала М. Гроссмана, особенность капитала здоровья состоит в том, что он влияет на производительность не прямо, а косвенно, сокращая период времени нетрудоспособности и удлиняя сроки производительного использования. Здоровье определяет потенциальный поток услуг труда индивидов, способы их использования и производительность. В этой связи в «новой экономике» возрастает значение профилактических расходов на здравоохранение, включая расходы на поддержание здорового образа жизни.

Следует отметить, что формирование человеческого  капитала необходимо рассматривать  как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества. Для реализации человеческого капитала недостаточно индивидуальной мотивации, необходима мотивация общества в целом, предъявляющего спрос на имеющиеся у человека знания и умения. Отсюда следует, что «экономики, которые не способны осуществлять инвестиции в человеческий капитал, не могут рассчитывать на достижение таких темпов роста, которые наблюдаются у других, даже если они имеют доступ к той же технологии, поскольку у них отсутствуют знания для того, чтобы эффективно использовать такую технологию»

 

2 Формирование и накопление человеческого капитала в  РФ

2.1 Инвестиции в человеческий капитал. Методы оценки

В экономике  объем капитала учитывается через  инвестиции, поэтому инвестиции в  человеческий капитал служат основой оценки человеческого капитала и операций с его движением.

Формирование  человеческого капитала представляет собой прежде всего учебную деятельность самого человека, затраты его жизненного времени. Затем уже инвестируют  средства семья, фирмы, государство, общественные организации.

Более простой и статистически  подтверждаемый метод оценки инвестиций в формирование человеческого капитала предложил М.М. Критский. Инвестиционный период составляет: дошкольный – 7 лет, школа – 11 лет, специальное образование – 2–5 лет. Среднегодовые расходы на одного человека составляют: дошкольное воспитание – 1,7 млн. рублей, общее образование – 0,9 млн. рублей, специальное образование – 2,7 млн. рублей. Тогда инвестиции в формирование человеческого капитала составляют: (1,7х7)+(0,9х11)+(2,7х5) = 35,3 млн. рублей. В данном подходе используются средние данные о расходах на воспитание и образование детей.

          Рисунок 1-Инвестиции в человеческий капитал[7]

Но человеческий капитал со временем подвержен износу – здоровье слабеет, знания устаревают, способности могут деградировать. Потому необходимо не только формирование, но и воспроизводство человеческого  капитала. Для этого в период трудовой или экономической деятельности необходимы инвестиции в информационное обеспечение работника, расходы на повышение квалификации или переквалификации при изменении техники и содержания труда на рабочем месте, расходы на мобильность при структурных изменениях занятости. Можно согласиться с принципиальной структурой инвестиций в человеческий капитал, обоснованной Е.М. Самородовой.

Преобразования  приведенной структуры возможны по следующим направлениям. Финансирование науки, прикладных исследований и разработок относится к инвестициям в национальный человеческий капитал. Индивид осваивает часть научных знаний через обучение и повышение квалификации. Поэтому инвестициями в человеческий капитал следует считать расходы на приобретение научной литературы, доступ к базам научных данных, конвертацию научных результатов в интеллектуальный капитал человека. Расходы, связанные с обеспечением мобильности работника, в значительной мере выражают текущие затраты на поддержание работоспособности и должны возмещаться из амортизационных средств по нематериальным активам.

Таким образом, к инвестициям в образование  и воспроизводство человеческого  капитала следует отнести расходы: на содержание и воспитание детей  в семье до трудоспособного возраста; на образование общее и профессиональное; на профессиональное обучение на производстве, повышение квалификации, переквалификацию; на информационное обеспечение специалистов и менеджеров; на обеспечение социальной мобильности.

Расходы предприятий  на повышение квалификации и переквалификации, на информационное обеспечение фиксируются в учете и могут быть рассчитаны на одного человека. Бюджетные расходы на здравоохранение, образование и социальную мобильность также известны в целом и на одного человека.

Таблица 1

Инвестиционные расходы домохозяйств на формирование    и накопление человеческого капитала, руб. [7]

 

Год жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Стоимость жизнеобеспечения

20.0

34.0

40.0

40.0

40.0

40.0

46.0

46.0

46.0

46.0

46.0

52.0

52.0

52.0

56.0

Доля инвестиций

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

Инвестиционные расходы

20.0

34.0

40.0

40.0

40.0

40.0

46.0

46.0

46.0

46.0

46.0

52.0

52.0

52.0

56.0

Год жизни

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Стоимость жизнеобеспечения

56.0

56.0

62.0

62.0

62.0

62.0

62.0

60.0

60.0

60.0

58.0

58.0

56.0

56.0

56.0

Доля инвестиций

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

1.0

0.3

0.3

0.3

0.3

0.3

0.3

0.3

0.3

0.3

Инвестиционные расходы

56.0

56.0

62.0

62.0

62.0

62.0

21.0

20.0

20.0

20.0

19.0

19.0

18.5

18.5

18.5

Год жизни

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

Стоимость жизнеобеспечения

54.0

54.0

54.0

54.0

54.0

54.0

54.0

54.0

54.0

54.0

54.0

54.0

54.0

54.0

54.0

Доля инвестиций

0.3

0.3

0.2

0.2

0.2

0.2

0.2

0.2

0,1

0,1

0,1

0.2

0.2

0.2

0.3

Инвестиционные расходы

18.0

18.0

10.8

10.8

10.8

10.8

10.8

10.8

5.4

5.4

5.4

10.8

10.8

10.8

18.0


 

Из таблицы 1 следует, что инвестиционные расходы семьи на содержание и воспитание детей до окончания средней школы в 17 лет составляют 706 тыс. рублей. Если учиться в ПТУ, то добавляется еще 2 года в сумме 824 тыс. рублей. Обучение в техникуме 4 года добавляет инвестиций в семье до 940 тыс. рублей. 5 лет обучения в вузе доводит инвестиционные расходы в семье на формирование человеческого капитала до 1010 тысяч рублей.

Таким образом, для формирования индивидуального человеческого капитала необходимы инвестиции. Именно они являются основным источником формирования и накопления человеческого капитала.

 

2.2 Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала

Выделение фактора  человеческого капитала позволяет выявить принципиально важный источник экономического роста – образование людей. Следовательно, на смену взглядов на образование как не потребляющее и непроизводительное приходит концепция, в которой подчеркивается, что современное образование приобретает особую экономическую роль в жизни общества.

Высшее образование  даёт существенный вклад в развитие индивидуального человеческого  капитала. Для того, что бы обосновать свою точку зрения, приведём исследование, проведённое ОНИР СГА, целью которого является доказательство того, что высшее образование в России оказывает непосредственное влияние на повышение экономической и общественной эффективности.

В исследовании принимали участие 435 человек. Из них 200 человек с высшим образованием, 200 человек без высшего образования в возрасте от 20 до 50 лет. А так же 35 экспертов следили за ходом эксперимента.

Вклад высшего  образования в индивидуальный экономический  рост связан прежде всего с улучшением качества труда работников с высоким образовательно-квалификационным уровнем.

Следовательно, в наиболее высокотехнологичных, престижных и высокооплачиваемых профессиональных сферах предпочтение будет отдаваться выпускникам вузов.

Проведенный анализ востребованности специалистов в разных сферах подтвердил данное положение (табл. 2). Респонденты отвечали на вопрос: «В какой отрасли экономики Вы работаете? ».

 

 

Таблица 2

Распределение респондентов с высшим и без высшего образования по профессиональным сферам [7]

Отрасли экономики

Процент отответивших с ВО

Процент отответивших без ВО

промышленность

6,9

18

строительство

4,5

5

транспорт

4,9

7

связь

3,7

1

оптовая и розничная  торговля

6,9

24

образование

12,7

10

здравоохранение

5

8

жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание

4,9

12

финансы, кредит, страхование

9,5

4

федеральные и  местные органы управления

10,8

3

армия, органы внутренних дел (включая милицию), органы безопасности

21,7

1

общественные  организации (партии, профсоюзы, фонды  и т.д.)

7,0

 

другое

1,5

7


 

Представленные  данные показывают, что наиболее высокий процент специалистов без ВО работают в оптовой и розничной торговле (24%), промышленности (18%), жилищно-коммунальном хозяйстве (12%), т.е. большинство сфер их деятельности требует специальных умений. В то время как лица с высшим образованием чаще задействованы в сферах, требующих более широких компетенций: в органах внутренних дел, армии, органах безопасности (21,7%), в федеральных и местных органах самоуправления (10,8%), сфере образования (12,7).

Еще одним показателем  образовательно-квалификационного уровня специалистов является самооценка уровня знаний, умений, навыков специалистов с ВО (рис. 2) и без ВО (рис. 3). Он оценивался на основе данных структурированного интервью респондентов с высшим и средним образованием.

 

Рисунок 2 - Оценка уровня теоретических и практических компетенций лицами с высшим образованием [7]

 

Как видно из представленных на рисунке 2 результатов, примерно половина специалистов с ВО оценивают уровень собственных теоретических знаний, практической подготовки и компьютерной грамотности как высокий.

 

Рисунок 3 - Оценка уровня теоретических и практических компетенций лицами без высшего образования [7]

 

Исходя из данных на рисунке 3 можно сказать, что среди специалистов без ВО только около 25% опрошенных оценивают уровень теоретических знаний и компьютерной грамотности как высокий, большая же часть относят себя по данным показателям к среднему уровню. 

Ценность человеческого  капитала определяется как уровнем востребованности, так и уровнем мобильности самих работников. Умение ориентироваться на рынке труда, активность, умение находить работу являются одним из важных индикаторов увеличения человеческого капитала.

В качестве показателей  активности и мобильности специалистов в исследовании использовались следующие  параметры: наличие работы на момент опроса, сроки поиска места работы, основа трудоустройства, динамика карьерного роста и заработной платы.

На момент исследования 91,5% опрошенных с ВО и 83,8% без ВО имели работу. Причем 90,5% лиц с ВО работают на постоянной основе, в то время как среди лиц без ВО на постоянной основе работают только 70% специалистов; 9,5% лиц с ВО на момент опроса не имели работы, среди лиц без высшего образования работа отсутствует у 16% (рис. 4).

 

Рисунок 4 - Наличие работы на момент опроса [7]

 

Одним из важных индикаторов  активности, мобильности и компетентности специалистов является их карьерный  рост.

Информация о работе Основные аспекты накопления человеческого капитала