Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение инфляционных процессов как в общем, так и в рамках Республики Беларусь, анализ достоинств и недостатков экономической политики по борьбе с инфляцией.
Задачи - мы ставим перед собой определение сущности инфляции, ее видов, причин, социально-экономических последствий, а также изучение и анализ антиинфляционной политики, в частности антиинфляционной политики Республики Беларусь, выявление особенностей инфляции на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Инфляция – проявление макроэкономической нестабильности 5
1.1.Понятие и сущность инфляции. Причины инфляции 5
1.2.Виды и типы инфляции 7
1.3.Проблемы и способы измерения инфляции 10
1.4. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика………………………………………………………………………….11
2. Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь 20
2.1. Инфляция В Республике Беларусь в период с 1998 по 2011 годы 20
2.2. Возможности приминения инфляционного таргетирования в Республике Беларусь 23
2.3. Основные направления антиинфляционной политики в Республике Беларусь 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПООЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Функциональные экономические системы - совокупность институтов, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов. Всякое отклонение от заданных показателей устойчивости должно служить толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.
Значения самих показателей, большинство из которых имеют количественные параметры, можно разделить на 3 категории: оптимальное, пороговое, критическое. На основании анализа экономического опыта можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции, которые необходимо поддерживать на определенном уровне:
Антиинфляционная политика - это совокупность мер и механизмов по правительственному регулированию экономики, которые направлены непосредственно на борьбу с инфляцией. Эту совокупность можно подразделить на два вида. Первый - антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая - антиинфляционная тактика, включающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.
В антиинфляционной политике государств можно выделить два подхода. Первый подход (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривает активную бюджетную политику – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платёжеспособный спрос.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к увеличению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, для людей со средними и невысокими доходами, которые обычно быстро используют (тратят) свои доходы. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может и усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрирования налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится Центральным банком (формально неподконтрольным правительству), который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику страны. Экономисты неоклассического направления считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Очевидно, что полная ликвидация инфляции невозможна. Поэтому многие государства ставят перед собой такие цели: как сделать ее умеренной, контролируемой и не допустить ее разрушительного размера.
Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременных и краткосрочных мер. Схематично комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом:
– во-первых, долговременные меры включают в себя погашение инфляционных ожиданий населения, которые (ожидания) нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику и завоёвывать таким образом доверие населения. Для чего государству следует стимулировать производство, принять антимонопольные меры, произвести либерализацию цен, ослабить административный таможенный контроль, способствовать эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии;
– во-вторых, принять меры по сокращению бюджетного дефицита, поскольку его финансирование посредством займов Центрального банка ведет к инфляции. Это достигается за счет повышения налогов и снижения расходов государства;
– в-третьих, осуществлять мероприятия в денежном обращении путем установления жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволит контролировать уровень инфляции;
– в-четвертых, ослабить влияние внешних факторов. В частности, задача состоит в уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов иностранного капитала в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.
Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство может продать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения и увеличение импорта потребительских товаров.
Определенное воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.
Можно выделить еще один важный компонент антиинфляционной стратегии- защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции).
Антиинфляционная тактика – совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Данные методы, как правило, носят чрезвычайный характер, и они направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных стратегических мер. Антиинфляционная тактика позволяет резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса или же она может поспособствовать резкому снижению текущего спроса без соответствующего ему падения предложения. Но все это действует лишь в краткосрочном периоде.
Политика доходов делает акцент на контроль над ценами и заработной платой. Это политика применяется в тех случаях, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Эта политика своей главной целью ставит достижение стабильности цен. Основными антиинфляционными мерами в рамках этой политики являются следующие:
Политика валютного курса - комплекс мер, направленных на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Данная политика, как правило, применяется в тех странах, которые открыты для внешнего мира и которые сильно зависят от внешней торговли. Фиксация обменного курса является фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Эта антиинфляционная политика является оправданной, особенно когда процесс долларизации экономики зашел очень далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвалось. Выделяют следующие методы стабилизации валют: нуллификация, девальвация, ревальвация, деноминация.[9, с.97-98]
При нуллификации находящиеся в обращении прежние сильно обесцененные денежные знаки аннулируются, и взамен вводятся новые.
Ревальвация означает восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы, либо повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной, т. е. является противоположным девальвации.
Девальвация означает снижение золотого содержания денежной единицы, либо курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам или международным счетным единицам.
Деноминация представляет собой укрупнение нарицательной стоимости денежных знаков путем их обмена на новые денежные единицы по установленному соотношению. Основной задачей деноминации является номинальное уменьшение денежной массы в обороте, в результате чего облегчается денежный учет, упорядочивается система денежного обращения
В данной политике выделяют следующие антиинфляционные мероприятия:
Конечно, в меньшей степени, но все-таки применяются институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа. К институциональным методам относятся те методы, которые формируют общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Другими словами, институциональными методами являются процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы.
Основные выводы:
Суть денежной реформы состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо этих денег вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне. Денежная реформа может быть как начальным, так и конечным этапом в антиинфляционной борьбе. Без других антиинфляционных мер любая денежная реформа не может обуздать инфляцию.
Денежные реформы могут
проводиться в различных
Современная рыночная экономика инфляционная по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все причины инфляции(бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В связи с этим очевидно, что полная ликвидация инфляции невозможна. Поэтому многие государства ставят перед собой такие цели: как сделать ее умеренной, контролируемой и не допустить ее разрушительного размера.