Основные дилеммы антиинфляционной политики и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение инфляционных процессов как в общем, так и в рамках Республики Беларусь, анализ достоинств и недостатков экономической политики по борьбе с инфляцией.
Задачи - мы ставим перед собой определение сущности инфляции, ее видов, причин, социально-экономических последствий, а также изучение и анализ антиинфляционной политики, в частности антиинфляционной политики Республики Беларусь, выявление особенностей инфляции на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Инфляция – проявление макроэкономической нестабильности 5
1.1.Понятие и сущность инфляции. Причины инфляции 5
1.2.Виды и типы инфляции 7
1.3.Проблемы и способы измерения инфляции 10
1.4. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика………………………………………………………………………….11
2. Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь 20
2.1. Инфляция В Республике Беларусь в период с 1998 по 2011 годы 20
2.2. Возможности приминения инфляционного таргетирования в Республике Беларусь 23
2.3. Основные направления антиинфляционной политики в Республике Беларусь 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПООЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Незначительная инфляция даже может выполнять стимулирующую  функцию. Высокая же инфляция вызывает множество негативных социально-экономических  последствий, что снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, приводит к ухудшению условий жизни большей части населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе.

Следовательно, роль государства заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а уровень инфляции достаточно умеренным.

 

2. анализ инфляцИоных процессов в Республике Беларусь

 

 

2.1 Инфляция в Республике Беларусь в период с 1998 по 2011 годы

 

 

Предпосылки роста инфляции в Беларуси в 1990-х гг. были заложены, прежде всего в самой структуре экономики и имели аналогичные с Россией характеристики:

  1. общее превышение спроса над предложением (инфляция спроса);
  2. искаженные ценовые пропорции, отражающие  деформированность структуры экономики, заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом  рынке продукции;
  3. высокие инфляционные ожидания населения.

Основные  причины и условия белорусской инфляции лежат в монетарной сфере и проявляются в следующем:

  1. На начальном этапе развития рыночной экономики происходит вынужденное наращивание эмиссии денег
  2. Обвальное падение курса белорусского рубля
  3. Высокая степень бюджетизации экономики
  4. Рост внешнего долга
  5. Наличие импортируемой инфляции, которая имеет следующие причины: рост цен на импортируемые товары и снижение валютного курса национальной денежной единицы
  6. Долларизация экономики, которая представляет собой фактическое превращение наличной иностранной валюты в один из компонентов внутренней денежной массы и создает дополнительный стимул возбуждения инфляции спроса.

В  1997г. по темпам инфляции Беларусь вышла на одно из первых мест среди бывших республик СССР. Разрушительными для денежной системы республики становятся попытки наращивания объемов производства в условиях нерыночной экономики за счет кредитной эмиссии. Развитию инфляционных процессов способствовали сохранившаяся «советская» структура народного хозяйства республики, монополизм,  отсутствие  противозатратного  механизма производства. [4, стр.161-162]

Осенью 1998г., как и в 1993-1994гг., проблема инфляции становится важнейшей. За январь - сентябрь уровень инфляции превысил 53 %. Инфляция принимает ступенчатый характер, когда рост цен идет скачкообразно и становится фактически неуправляемым. В результате в 1998г. инфляция превысила 260 %. Попытки сдержать обвал цен административными методами обернулись дефицитом товаров, переходом к их нормированному отпуску. Завершение XX столетия характеризуется дальнейшим нарастанием инфляционных процессов. В 1999г. индекс потребительских цен превысил 350%, что является наивысшим показателем за вторую половину 90-х гг.

Правительство республики вынуждено было признать, что «устойчивый экономический рост немыслим без надежного денежного хозяйства». В сентябре 1999г. утверждается Концепция валютной и денежно-кредитной политики .

 19 октября 1999г. в целях укрепления национальной валюты, совершенствования денежного обращения было решено провести с 1 января 2000г. деноминацию денежной единицы и провести замену обращающихся денежных знаков на новые в соотношении 1000 руб. в деньгах старого образца на  1 руб.  новых денежных знаков. В обращение выпускаются новые денежные  билеты номиналом 1,5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб.[2, стр. 163-164]

Индексы потребительских  цен за период 1998-2000гг. имели следующие показатели: 1998г.-281,7%, 1999г.-351,2%, 2000г.-207,5%.

Методология построения и расчета индекса потребительских  цен в Республике Беларусь была сформирована еще в 1992 – 1993 годах при участии  экспертов Международного валютного  фонда. Впоследствии она постоянно  совершенствовалась и сегодня полностью соответствует требованиям международных стандартов.

 

В 2000г. произошел переход к более взвешенной денежно-кредитной политике, благодаря которой начался процесс восстановления доверия населения и хозяйствующих субъектов к белорусскому рублю. Принятые меры обеспечили ежегодное замедление роста цен. Индексы потребительских цен этого периода: 2001г.-146,1%, 2002г.-134,8%, 2003г.-125,4%, 2004г.-114,4%, 2005г.-108,0%, 2006г.-106,6%, 2007г.-100,9%.

Однако по итогам 2008 года индекс потребительских цен повысился и составил 113,3%. Основными факторами роста инфляции были, прежде всего, внешние причины - рост цен на энергоносители, материально-сырьевые ресурсы и другие товары. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен за август 2011 года составил 108,9%, за период с начала года – 153,6%

Длительное сохранение в белорусской экономике высокого уровня инфляции и девальвации являлось результатом того, что процесс обесценивания рубля протекал под воздействием комплекса различных факторов.

В современных условиях Беларуси инфляция выступает как  вполне закономерное явление [7, c.296-298].

Первоначально власти Беларуси прогнозировали инфляцию в 2011 году на уровне 7,5-8,5%.

За 4,5 месяца инфляция в  Беларуси достигла 15,2%. Данный показатель был опубликован Белстатом до объявления 60% девальвации белорусского рубля.

Рисунок2. Прирост потребительских  цен, процентных пунктов

Источник: [19].

Как видно из приведенных  данных, наибольшее влияние на общий  прирост потребительских цен в республике оказывает изменение цен на продовольственные товары, так как расходы на них в общем объеме потребительских расходов населения составляют большую долю. Из общего прироста индекса потребительских цен с начала 2011 года (53,6%), 27,2% дал рост цен на продовольственные товары.

Инфляция в Беларуси в первом полугодии составила 36,2%, в то время как в странах  Евросоюза этот показатель составил 1,8%. Об этом свидетельствует обзор  Росстата, подготовленный на основе публикаций общеевропейского статистического агентства Евростат и национальных статистических данных, передает АФН. В июне 2011 года среди рассматриваемых зарубежных стран наибольшее увеличение потребительских цен на товары и услуги вновь наблюдалось в Беларуси - по сравнению с предыдущим месяцем на 8,6%, за период с начала года - на 36,2%. Наиболее заметный прирост потребительских цен за июнь был отмечен также на Кипре (0,7%), Мальте (0,5%); за период с начала года - в Украине (5,9%) и Казахстане (5,1%).

С учетом проведенной  девальвации, Минэкономики представило правительству свою оценку уровня инфляции в этом году - на уровне 55-75%. Однако, после обсуждения в Совмине этот прогноз был снижен до 33%.

Пределы роста цен  пока не достигнуты, так как ослабление курса белорусского рубля по отношению к доллару США на внебиржевом рынке, где импортеры продовольствия покупают валюту, составлял на сентябрь-октябрь 2011г. около 70%.

Национальный банк с 11 апреля отпустил курс и наличного  рубля, который, в условиях отсутствия поступлений валюты на рынок, по-видимому, будет стремиться к курсу внебиржевого рынка. Все это означает, что у продовольственных товаров еще имеется потенциал роста примерно на 50%. К концу текущего года он вполне может реализоваться.

Значительный потенциал  подъема цен есть и у непродовольственных товаров, цены на которые в апреле 2011 года выросли на 13,5% по сравнению с апрелем 2010 года. В данном случае рост цен сдерживается тем, что значительную долю внутреннего рынка занимают белорусские товары, которые не востребованы, в отличие от продовольствия, на внешних рынках. Но, возможно, данные цифры несколько занижены, так как они неточно отражают подъем цен на зарубежную бытовую технику и электронику.

Наименьшим потенциалом  роста обладают цены на бытовые услуги, так как они, в основном, регулируются государством. В апреле 2011 года они выросли на 15,9% по отношению к апрелю 2010 года.

Рост цен, вызванный  девальвацией белорусского рубля, будет  тормозиться вследствие постепенного падения покупательной способности  населения, что, по-видимому, и будет ограничителем для инфляции. Однако остановка роста цен по этой причине произойдет только после значительного падения реальных доходов населения.

В апреле 2011 года средняя  зарплата в Беларуси превысила среднюю  зарплату в апреле 2010 года где-то на 40%, из которых пока «съедено» инфляцией всего примерно половина. Поэтом и потолок роста цен за 8 месяцев к концу года можно оценить еще примерно в 20%, в результате чего годовая инфляция может составить около 40%.

Таким образом, для объективной оценки ситуации на потребительском рынке республики нельзя руководствоваться только фактами значительного подорожания отдельных товаров и услуг. Индекс потребительских цен – это макроэкономический показатель, формирование которого зависит от многих факторов (перечисленных выше), а не основывается на ощущениях отдельных категорий граждан.

 

 

2.2.Возможности  применения инфляционного таргетирования  в Республике Беларусь.

 

 

В связи с неэффективностью антиинфляционных стратегий, которые основаны на контроле промежуточных целей экономической политики, многие страны перешли к так называемому инфляционному таргетированию. [11, с.141] Суть его заключается в прогнозировании Центробанком предстоящей динамики инфляции и определении целевого значения инфляции, на достижение которого будет направлена монетарная политика. То есть Центробанк устанавливает целевой уровень инфляции, используя для этого все средства, которые он имеет в своем распоряжении. При этом он не стремится к достижению какого-то промежуточного ориентира, будь то определенный объем денежной массы или конкретное значение обменного курса, а сосредотачивает свои усилия только на конечном показателе, то есть на темпе роста цен.

Принцип политики таргетирования показан на рисунке:

Рисунок 2. ** Общая схема политики таргетирования инфляции.

 

При проведении инфляционного таргетирования центральный банк берет на себя официальные обязательства по достижению лишь главного целевого ориентира на основании своей спрогнозированной динамики цен, которая является как бы промежуточным целевым ориентиром. Чтобы проводить данную политику Центробанк обязательно должен обладать доверием со стороны общества, все его действия должны быть прозрачны.

Исходя из практического опыта стран были сформулированы общие условия, минимально необходимые для использования инфляционного таргетирования:

  • Во-первых, этот режим монетарной политики возможен лишь там, где обеспечение низкого уровня инфляции не только формально, но и фактически является основной целью монетарной политики.
  • Власти страны должны хорошо осознавать, что инфляция наносит невосполнимый ущерб экономике, что с помощью монетарной и фискальной экспансии нельзя стимулировать развитие реального сектора экономики, что монетизация бюджетного дефицита создает прямые предпосылки к увеличению темпов роста цен в экономике, нарушению стабильности финансового сектора и подрывает долгосрочный рост экономики.
  • Обеспечение должной степени автономности центрального банка и отказ от таргетирования каких-либо показателей, кроме прогноза инфляции. Автономность центрального банка предполагает, в частности, отказ от принципа фискального доминирования, то есть подчинения монетарной политики интересам фискальной.

 

 

**Источник: Алымов Ю., Гулев В. Приемлема ли для Беларуси политика инфляционного таргетирования.? \\ Банковский вестник 2000 №34, с.3

 

Кроме этих необходимых условий  существуют и другие:

 

Рисунок 3**. Предпосылки успешной реализации политики таргетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

** Источник: Алымов Ю., Гулев В. Приемлема ли для Беларуси политика инфляционного таргетирования.? \\ Банковский вестник 2000 №34, с.5

 

 

Что насчет Республики Беларусь, то самым важным условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции является обеспечение независимости Национального банка и его самостоятельности в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения Национального банка с исполнительной властью.[11,с145]

 

 

 

2.3 Основные  направления антиинфляционной политики  в Республике Беларусь

 

 

Экономика Республики Беларусь считается социально ориентированной, причем ежегодно улучшаются ее качественные параметры: повышается рентабельность, сокращается доля убыточных предприятий, снижается энергоемкость ВВП, растет производительность труда, уменьшаются запасы готовой продукции на складах. В республике проводится денежно-кредитная и валютная политика по замедлению роста потребительских цен.

С начала года в Беларуси обострились кризисные явления, что дало повод экспертам из Беларуси, России, МВФ и Всемирного банка  констатировать кризис белорусской  экономики.

Природа нынешнего кризиса в Беларуси предопределена структурой национальной экономики: Более 80% ВВП создается госсектором. При этом искусственно созданный высокий уровень ВВП государство поддерживает за счет денежных вливаний на внутренний рынок и завышенного внутреннего спроса. Темпы роста ВВП, рассчитываемого за период с начала года, снижаются уже два месяца подряд: ВВП за семь месяцев составил 126.2 трлн. бел. руб. и увеличился по сравнению с январем-июлем 2010 года в сопоставимых ценах на 9,8% (за январь-июнь аналогичный прирост составлял 11%). Потери в темпах роста составили, таким образом, 1,2 пункта.

Информация о работе Основные дилеммы антиинфляционной политики и ее особенности в Республике Беларусь